Напоминание

"Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Наумкина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7 "Непоседа"
Населённый пункт: г.Чистополь
Наименование материала: статья
Тема: "Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Техника батик как средство развития изобразительного творчества детей старшего

дошкольного возраста

«Человек по натуре своей художник.

Он всюду, так или иначе, стремится

вносить в свою жизнь красоту.

А. М. Горький

В данном параграфе я рассматриваю батик - как новую технологию изобразительного

творчества детей старшего дошкольного возраста, его историю развития и попытаемся выделить

основные виды, техники батика, которые возможно использовать в старшем дошкольном возрасте,

а также проанализируем основные образовательные программы (раздел «Изобразительная

деятельность») с точки зрения использования техники батик в старшем дошкольном возрасте.

Рассмотрим проблему использования техники батик в работе с детьми дошкольного возраста в

условиях ДОУ в современных психолого-педагогических исследованиях, и выделим возможности

использования техники батик в развитии изобразительного творчества дошкольников.

Изобразительная деятельность детей приобретает художественно-творческий характер

постепенно, в результате накопления и уточнения образов-представлений и овладения способами

изображения. Важное условие развития ребенка - не только оригинальное задание, но и

использование на занятиях нетрадиционного материала и нестандартных изобразительных

технологий. Под техникой рисунка следует понимать - владение материалами и инструментами,

способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие

техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Известно, что способам

рисования детей следует учить, правильно пользоваться разными изобразительными материалами,

т.е. научить детей технике рисования. Комарова Т.С. под техникой рисования понимает как прямой

непосредственный результат работы специальным материалам и инструментом, умение

использовать выразительные возможности материала.

Рисование в детском саду включает определенную технику, овладеть которой ребенку

необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных

изобразительных задач[24]. Ребенок с помощью техники батик может научиться видеть,

чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус.

техника батик позволяет создавать новые оригинальные замыслы в рисунках на ткани,

формировать у детей интерес к изобразительному творчеству. Одним из наиболее важных условий

успешного развития способностей ребенка на занятиях по техники батик является разнообразие и

вариативность работы. Чтобы создать рисунок, ребенку требуется активная работа воображения и

наличие определенных знаний, умений и навыков. На этих занятиях максимально развивается

самостоятельность и изобразительные способности ребенка, важные для развития его творчества.

Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать,

искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Необходимость обучения

рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается разными учеными, которые

утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе

рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством

взрослого. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального

произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.

Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного

возраста может являться техника батик.

Под батиком понимается - ручная роспись по ткани.

Слово батик происходит от малайского племени батаков, применявших особые способы при

росписи тканей. В древности все ткани раскрашивались вручную. Станки для набивки рисунка

придумали сто лет назад [21]. Слово батик с латинского batik - индонезийское слово. Часть слова -

tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ба - хлопчатобумажная ткань.

Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать [21]. В Большой Советской Энциклопедии

указывается, что батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для

краски составом (при «горячем» Б. - разогретый воск, при «холодном» Б. - резиновый клей), с

последующим окрашиванием в баке или тампонами: Горячий Б. издавна известен у народов

Индонезии, в особенности на Яве. Другое яванское обозначение мистического процесса

производства батика - «mbatik manah», что означает «рисование батика на сердце».

Таким образом, батик - это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят

рисунок тонки слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые

воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок.

Изучая, художественную литературу мною было установлено, что существуют разные способы

выполнения росписи по ткани: узелковый батик, панно на шелке, горячий батик, батик по соли,

свободная роспись.

Под узелковым батиком способ крашения ткани. Гладкокрашенные ткани имеют одноцветную

окраску. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков

ткани узелками, получая при этом одно- или многоцветные эффекты на различных типах тканей.

Узелковое крашение считается одним из самых древних способов орнаментации тканей. Способ

узелкового батика использовали мастера древней Индии, Китая, Японии и др. В Индии он

назывался "бандана" (от слова "связывать"), а в Японии "тибари" (связывать узелком). Суть этого

метода состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно определенной схеме

складывают и перевязывают нитями (х/б, шелковыми, льняными). Таким способом можно

получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при

повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от

светлого тона к темному.

Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится

специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную

чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет

наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем

ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

Следующий вид техники, это Батик по соли. Его особенностью является отсутствие четко

выраженных границ изображаемых объектов, использование раздельных мазков, белые просветы

между которыми создают эффект «мерцания». На соленой ткани линии, точки мазки получаются

немного размытыми, нечеткими, к тому же соль поглощает краску, поэтому работа получается

немного цвета «манной». Особую выразительность батиковой картине придают проступающие не

на цветном рисунке кристаллики соли. Заготовки из хлопчатобумажного материала или шелка

опускают на некоторое время в перенасыщенный соляной раствор, затем высушивают,

проглаживают утюгом. Для батиковой росписи используются жидкие красители тушь, растворы

анилиновых и акварельных красок. Подготовьте мелкие емкости, в которых в дальнейшем будут

создаваться различные оттенки выбранных вами цветов. Традиционное использование

акварельных красок завершит художественно-изобразительный образ, расставит композиционно-

цветовые акценты. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как

она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость

произведений, свойственную ручному труду.

Таким образом, исходя из выше сказанного, ребенок с помощью техники батик может научиться

видеть, чувствовать и оценивать все по законам красоты. У него развивается художественный вкус.

Детям старшего дошкольного возраста доступны несколько видов техники батик:

-холодный батик

-свободная роспись по ткани

-роспись по ткани с элементами солевой техники

-узелковый батик.

Далее я предприняла изучение и анализ основных образовательных программ (раздел

«Изобразительная деятельность»), с целью определения возможности использования техники

батик в работе с детьми дошкольного возраста.

Так , анализ программы «Детство» показал, что в разделе «Изобразительное искусство и

художественная деятельность детей» в основном внимание уделяется развитию необходимых для

сюжетного рисования изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего и

дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать

взаимосвязь между объектами). Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена

задача по развитию творчества и воображения, не указаны, какие средства выразительности

необходимо использовать при создании рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует

конкретизация этих задач.

Программа «Радуга» работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по двум

направлениям:

· в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений

изобразительного искусства (Раздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве»)

· на занятиях по рисованию и лепке и в процессе свободной деятельности (Раздел «Рисование и

лепка»)

Достоинством данной программы является то, что содержание охватывает все стороны жизни

ребенка в детском саду (занятия, свободная деятельность и т.д.), обучение и развитие происходит

не только в специально отведенное время, но и на протяжении всей деятельности ребенка. В

программу включены также подразделы «О влиянии одного цвета на другой», «Цвет и свет»,

которые содержат информацию по развитию цветовосприятия, что очень важно для развития

детского творчества. Данная программа имеет некоторые недостатки: четкие задачи по развитию

сюжетного рисования отсутствуют, основное внимание уделяется обучению техническим приемам

и умению работать с изобразительным материалом. Отдельно представлен подраздел «Как

развивать воображение детей», но, к сожалению, в нем говорится о развитии воображения только

на занятиях [37].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой включает

раздел «Предметное и сюжетное рисование», где представлены конкретные задачи по развитию

сюжетного рисования (учить передавать движения фигур; совершенствовать умение передавать в

рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; побуждать

детей передавать отличия по пропорциям, форме, величине в рисунках и т.д.). Эта программа

наиболее близка по содержанию задач задачам, которые выделила В.Б. Косминская. Здесь педагогу

представлен четкий план по обучению детей сюжетному рисованию, в дополнение отдельно

представлена задача по развитию творчества и воображения[33].

В программе «Развитие» в разделе «Изобразительная деятельность» говорится о том, что для

детей старшего дошкольного возраста основной является художественная задача передать

средствами изобразительной деятельности отношения разного типа. Эта задача решается путем

построения выразительной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности таких

отношений. Большое внимание в этом возрасте уделяется построению двух - фигурных

композиции и предметно - сюжетному рисунку, передающему парные отношения. Такие задания

потребуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и

изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных

отношений. Можно сделать вывод, что данная программа направлена на формирование в большей

степени интеллектуальных способностей, чем творческих. Даже на занятиях по изобразительной

деятельности ребенка ставят в ситуацию мыслительной деятельности, что способствует

умственному развитию, нежели творческому [37].

Таким образом, ни в одной из образовательных программ техника батик не предлагается к

освоению детьми дошкольного возраста .

Программа включает в себя перспективный план, в который входит несколько блоков

обеспечивающих постепенность изобразительных навыков и умений, освоение техники нового

вида деятельности. Первый год посвящен знакомству с бумагой, основами изобразительного

искусства, нетрадиционными способами рисования. в учебный план включена деятельность

направленная на изучение оформительского искусства. на втором году обучения, дети продолжают

знакомиться с нетрадиционными способами рисования на бумаге и осваивают технику росписи на

ткани - батик. Содержание программы предполагает обучение детей основам изобразительного

искусства (цветоведения, композиции, формообразования) и обучение нетрадиционным способам

рисования в процессе рисования на бумаге и на ткани [40].

В последние годы были изданы пособия по использованию техники батик в работе с детьми

дошкольного возраста: Л.М. Ковалицкой, Абрамовой О.А., Кожохиной С.К. Данные авторы дают

практические рекомендации по организации занятий детей старшего дошкольного возраста на

основе использования техники батик.

Так Ковалицкая Л.М. («Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет»), рассматривает, как с

помощью игры и сказки научить детей расписывать ткань. «Погружаясь в игру, ребенок легко и

быстро осваивает этот самобытный вид декоративно-прикладного искусства». Речь идет о трех

наиболее простых видах батика: узелковом, холодном и свободной росписи. Методика позволяет

проводить занятия не только в обычных детских садах, но и в специальных коррекционных

учреждениях: логопедических, сурдологических и для детей с задержкой психического развития.

Кожохина С.К. представляет методическое пособие «Батик. Все о картинах на ткани». Данное

пособие предназначено для использования в качестве самоучителя для неподготовленных

«художников» любого возраста и для детей, уже владеющих этой техникой, чтобы расширить их

знания и практические навыки.

Абрамовой О.А., предназначено для специалистов и педагогов дошкольных образовательных

учреждений, а также может быть полезно для родителей . Недостатком является акцент на

дизайнерскую деятельность дошкольников и не представлена последовательность обучения детей

техники батик.

Наибольший интерес представляет исследование Абрамовой О.А. и ее учебно-методическое

пособие «Искусство батика для детей 5-7 лет». Автор кратко рассказывает, что такое батик,

описывает способы и технологии ручной росписи ткани. Говорит о том, что «все способы росписи

тканей постоянно совершенствуются. Они являются лишь основой, на которой может строиться

дальнейшее овладение искусством росписи тканей». Представляет материалы и инструменты в

условных обозначениях, которые схематично представлены к каждому занятию. Занятия по батику

строятся по принципу практических занятий в кабинете-мастерской: каждому разделу

предшествует беседа педагога, где он излагает вопросы, связанные с теорией, практикой и

технологий батика. А также каждому занятию представлена схема этапов выполнения работы.

Занятия проводятся раз в неделю. Автор включает тематический план, где расписаны 12 занятий

(волшебная ткань, листопад, наши комнатные растения, чудо - птица, образы весенних деревьев,

древняя роспись и др.), которые рассчитано на 30--40минут. Темы занятий распределяются по

принципу возрастающей сложности работы и рассчитаны на два или четыре занятия. Указывает на

количество детей 8-10 человек. Абрамова О.А. дает практические рекомендации, как сделать

воспитательную работу более интересной и эффективной, а именно:

· перед началом каждого занятия предложить детям просто рассмотреть, потрогать или даже

понюхать материалы;

· прислушаться к детским идеям и предложениям, не бояться менять запланированный ход

занятия, экспериментировать с новыми материалами.

· использовать на занятиях развивающие игры и упражнения, помогающие разнообразить

работу и связать ее с другими темами.

Я пришла к мысли о том, что эффективным средством развития изобразительного творчества в

старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ будет являться техника батик. Эффективность

использования техники батик обусловлена следующими особенностями:

· вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый батик,

техника сводной росписи, солевой эффект и др.);

· поиском выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового

решения, композиции и др.;

· возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих

практическое назначение.

Считаю, что эффективность использования техники батик в развитии изобразительного

творчества обусловлена целенаправленным поэтапным обучением детей.



В раздел образования