Автор: Пенкина Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Ласточка"
Населённый пункт: г.Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Веселое путешествие".
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия с детьми старшей группы с тяжёлыми
нарушениями речи. Лексическая тема «Транспорт»
Тема:
«Веселое путешествие».
Цель:
Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания детей о видах транспорта.
-Учить детей
выделять
положительные
и
отрицательные
стороны путешествия
на
транспорте или пешком.
-Развивать воображение, логическое мышление, речь, уметь делать выводы.
-Закрепить
знания
о
профессии
водителя,
о
необходимости
соблюдения
правил
дорожного движения.
- Уп р а ж н я т ь
в
у м е н и и
к л а с с и ф и ц и р о в а т ь
т р а н с п о р т
п о
в и д а м .
-Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий
людей, управляющих этими транспортными средствами.
-Учить
сравнивать
различные
объекты.
Упражнять
в
умении
давать
развёрнутые
ответы на вопросы.
-Продолжать учить детей находить в одном предмете множество его составных частей.
Закреплять понятие «один – много»
Коррекционно-развивающие:
-Развивать связную речь.
-Развивать общую и мелкую моторику рук.
-Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.
-Способствовать
развитию
логического
мышления,
памяти,
внимания,
фонематического слуха.
Воспитательные:
-Воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта.
-Воспитывать у детей умение слушать ответы товарища, не перебивать.
Оборудование:
Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, видеозапись
письма Бабы-Яги, аудиозапись звуков транспорта, шума моря, мяч, светофор, теремок,
игрушки транспорта, бросовый материал для конструирования корабликов, бассейн.
Ход занятия.
В. Дети, к нам пришло письмо. Письмо не простое. (обследуют конверт) .
Послушаем?
Б-Я. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Как же я по вам
соскучилась! Мои вы любименькие, пухленькие, краснощёкие. Хотела я в путешествие
отправиться, да потом к вам в гости прилететь, да метла моя сломалась - не заводится
совсем. Вот смотрите, говорю ей: «Заводись»- не заводится! Помогите мне, ребятушки
мои сладенькие и родненькие. Ведь я никогда не путешествовала, а знаете как хочется,
миленькие мои. Помогите мне, пожалуйста.
-Дети, как вы думаете, надо помочь? (надо помочь). Я предлагаю нашу беседу
записать на видеокамеру и, если уж наша Б-Яга такая продвинутая, отправить эту
запись по эл. почте.
-Вы любите путешествовать?
Игра «Хорошо -плохо»
- Что хорошего в путешествиях?
- Что обычно делают перед дорогой? (собирают вещи)
- Есть старая примета: пред дорогой нужно присесть, чтобы легким был путь.
Присядем и мы. (Дети присаживаются на ковре).
- Дети, на чем можно путешествовать?
- Что хорошего в путешествии на машине?
- Что плохого в путешествии на машине?
- Если просто идешь по улице, как ты заметишь, что проехала машина? Как вы
почувствуете? (запах дыма)
- А какое путешествие полезнее: на машине или пешком?
- Почему путешествие пешком полезнее?
-Какое путешествие самое дорогое?
-Какое дешевле?
-Какое самое дешёвое?
-Значит самое полезное и дешёвое путешествие пешком!
- Я предлагаю сейчас отправиться прогуляться по улице нашего города (дети
встают)
- Смотрите, мяч.
Хотите поиграть? А можно играть на проезжей части? Что
может случиться? Тогда давайте отойдём на полянку.
Игра «Назови транспорт» (с мячом)
-Думай, думай, вспоминай, воздушный (Железнодорожный, водный, наземный)
транспорт называй.
-А вы можете узнать средство передвижения по звуку?
Игра «Угадай на слух вид транспорта»
- Закройте глаза. Приготовьте свои ушки. Догадайтесь, какой транспорт гудит.
Слушайте внимательно. (Дети слушают звуки транспорта и называют его)
-Думай, думай, рассуждай, кто - чем управляет - называй.
-Продолжим нашу игру с мячом.
Игра «Кто, чем управляет» (с мячом)
-Давайте вспомним, кто управляет известным вам транспортом.
-Шофёр управляет чем? (Машиной)
-Лётчик управляет чем? (Самолётом)
-Водитель управляет чем? (Трамваем)
-Капитан управляет чем? (Теплоходом, кораблём…)
-Мотоциклист управляет чем? (Мотоциклом)
-Велосипедист управляет чем? (Велосипедом)
-Космонавт управляет чем? (Ракетой)
-Машинист управляет чем? (Поездом)
-Какими должны быть все они?
-Ну а теперь пойдем дальше .
-Ой, а кто знает, что это такое? (светофор)
-А для чего он нужен?
-А что бы было, если бы не было светофоров?
-Я предлагаю поиграем в игру со светофором. Будьте внимательны!
Физкультминутка «Светофор»
Дети заводят моторы «р-р-р», по сигналу воспитателя (сигнал светофора) дети-
машины двигаются.
Ну что же, мы сегодня вспомнили различные видами транспорта. Но вы на всю жизнь
должны запомнить и Баба-Яга тоже должна знать, что нужно соблюдать осторожность
на любых дорогах и в любом виде транспорта или пешком и соблюдать правила
дорожного движения и обращать внимание на сигналы светофора.
-Игра «Один-много»
Идем, идем, не спешим,
Прямо в автомагазин.
(Выставляется табличка «Автосалон») Посмотрим на витрину.
-На витрине один грузовик, а чего у него много
-На витрине один микроавтобус, а чего у него много
-Вы знаете, ребята, я в этом автосалоне выбрала себе одно средство передвижения.
Хотите знать, какое? А вы отгадайте.
-Игра «Данетки»
— это автомобиль? – нет
— это слева от автомобиля? – нет
—
это
справа
от
автомобиля?
–
да
(убираются
трамвай,
вертолет,
троллейбус,
грузовик).
— это автобус? – нет
— это левее автобуса? – нет
— это правее автобуса? – да
— это самолёт? – да.
Упражнение «Фантастические гипотезы».
Предлагаю детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…?»
«Что было бы, если внезапно исчезли все машины?»
«Что было бы, если бы у машины не было дверей?»…
-Ну вот мы с вами и оказались в детском саду.
Смотрите, теремок стоит не низок не высок.
Игра «Теремок»
-Знаете сказку «Теремок»? Кто там герои сказки? (животные)
Давайте сыграем в эту сказку только с транспортом.
Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная
картинка. Ребенок стучится в Теремок:
- Тук, тук, я – самосвал. Пустите меня к себе в теремок жить?
Из теремка отвечают:
- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты самосвал –на меня – автобус похож?
Тук, тук, я – теплоход. Пустите меня к себе в теремок жить?
Из теремка отвечают:
- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – теплоход на меня – автобус не похож?
-На автобусе путешествовать можно?
-Ну, что ж мы сейчас рассказали Бабе-Яге чем похож и чем отличается транспорт друг
от друга.
-Ну а теперь я предлагаю вам перейти вот к этим столам. Что же здесь интересно
лежит? Как вы думаете, что можно сконструировать из всех этих предметов? Какой это
будет вид транспорта?
Конструирование «Кораблики с парусами»
Детям предлагается из бросового материала собрать кораблик.
-Сейчас какое время года? (зима) Все речки замерзли, но у нас в группе тепло и вот
здесь стоит такой бассейн, куда мы и запустим наши кораблики. Мы сейчас испытаем
наши
кораблики
-
можно
ли
их
пускать
в
дальнее
путешествие.
Вот
какие
они
красивые и все с разными парусами! На корабле можно путешествовать?
Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
Детям предлагается подуть на кораблики с парусами – ветер надувает паруса.
Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
-Водичка какая?
-Ручкам приятно?
-Давайте погладим наши ручки, пальчики (массаж ручек).
Рефлексия:
-Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось?
Как вы думаете, мы смогли помочь Бабе-Яге? Да! Мы показали ей, на чем еще можно
путешествовать кроме её метлы.
-Ну что ж, ждём её в гости. Давайте помашем Б-Яге ручками. И отошлём ей это
видеописьмо.