Напоминание

"Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"


Автор: Роднина Анастасия Аександровна
Должность: студент кфу
Учебное заведение: МБДОУ "СКАЗКА"
Населённый пункт: ПОС,ТРУДОВОЙ НМР РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Актуальность формирования элементарных математических

представлений у дошкольников

Формирование

математических

представлений

является

одним

из

средств

интеллектуального

развития

ребенка,

его

познавательных

и

творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается

в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не

только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить,

затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Математика

сопровождает

нас

всю

жизнь.

Без

счета,

без

умения

правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить

невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики,

тем легче ему будет в дальнейшем.

Согласно Концепции

развития

математического

образования

в Российской

Федерации (далее 

-

Концепция),

утв.

распоряжением

Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р, качественное

математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни

в современном обществе.

Цель Концепции — вывести российское математическое образование

на лидирующее

положение

в мире.

Математика

в России

должна

стать

передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение

математических

знаний —

осознанным

и внутренне

мотивированным

процессом.

Основным

направлением

реализации

Концепции

на уровне

дошкольного

образования

является

создание

условий

(прежде

всего

предметно-пространственной

и информационной

среды,

образовательных

с и т у а ц и й ,

с р е д с т в

п е д а го г и ч е с ко й

п од д е р ж к и

р е б е н к а ) для

освоения воспитанниками

форм

деятельности,

первичных

математических

представлений и образов, используемых в жизни.

Известно, что математика — это огромный фактор интеллектуального

развития

ребенка

и формирования

его

познавательных

и творческих

возможностей.

Как

говорил

М.В.

Ломоносов,

«математика

приводит

в порядок

ум».

Она

способствует

развитию

памяти,

речи,

воображения,

эмоций,

формирует

настойчивость,

терпение,

творческий

потенциал

личности, а также приемы мыслительной деятельности.

Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное

значение имеет приобретение ими математических представлений, которые

активно

влияют

на формирование

умственных

способностей,

так

необходимых для познания окружающего мира.

Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать

и считать,

то он готов

к школе,

но это

заблуждение.

Для

того

чтобы

дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать

такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе

и самостоятельно,

у него

должно

быть

желание

и привычка

думать,

стремление узнавать что-то новое.

Н А У Ч Н Ы Е

П О Н Я Т И Я

Н Е УСВАИВАЮТСЯ

И НЕ З АУ ЧИ ВА ЮТС Я

РЕБЕН КО М,

Н Е БЕРУТСЯ

ПАМЯТЬЮ,

А ВОЗНИКАЮТ

И СКЛАДЫВАЮТСЯ

С ПОМОЩЬЮ

НАПРЯЖЕНИЯ

В С Е Й

А К Т И В Н О С Т И

Е Г О

С О Б С Т В Е Н Н О Й

М Ы С Л И .

Л. С. ВЫГОТСКИЙ

По мнению известных психологов и педагогов (П.Я. Гальперина, Т.В.

Тарунтаевой), формирование

у ребенка

математических

представлений

должно

опираться

на

предметно-чувственную

деятельность, в процессе

которой

легче

усвоить

весь

объем

знаний

и умений, осознанно овладеть

навыками

счета,

измерения,

приобрести

элементарную,

прочную

основу

ориентировки

в общих

математических

понятиях.

Поэтому

основным

принципом ознакомления детей с математикой является наглядность.

Учитывая

это,

формирование

элементарных

математических

представлений

(далее —

ФЭМП)

у воспитанников

проводится

не только

путем целенаправленного обучения в ходе организованной образовательной

деятельности,

но и

в игровой

форме,

в повседневной

жизни

детей:

на прогулке,

во время

дежурств,

в играх

(дидактических,

подвижных,

сюжетно-ролевых).

При

этом

задача

педагога

состоит

в том,

чтобы

воспитанники

понимали,

что

математические

знания,

которые

они

приобрели,

нужны

им в повседневной

жизни,

чтобы

они

научились

ими

пользоваться.

Это

способствует

дальнейшему

развитию

интереса

дошкольников к математике и расширению полученных знаний.

Как показывает практика, дети очень любят дежурить в детском саду.

Принимая это во внимание, счету ребенка можно обучить во время дежурства

(например,

попросить

его

принести

определенное

количество

столовых

приборов).

В бытовой

деятельности

также

возможно

развивать

умение

отличать

и сравнивать

предметы

(например,

попросить

дошкольника

принести тот мяч, который больше, или тот поднос, который шире и т. д.).

Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться в том, что количество

предметов

не зависит

от места

их расположения.

Во время

декоративного

рисования

можно

вести

поиск

закономерностей

(порядка)

или

их (его)

нарушения,

познакомить

с понятием

ритма

в узоре,

составлением

узоров

из геометрических фигур.

Во время

прогулки

дошкольникам

будет

интересно

измерить

расстояние

между

деревьями.

Считалки,

которые

они

используют

для

подвижных игр,  – это тоже математика. Читая детям сказки, мы опять же

сталкиваемся с математикой: «Три поросенка», «Белоснежка и семь гномов»,

« Мальчик-с пальчик» и т. д. А как же пословицы и поговорки? Там тоже

математика: «Один в поле не воин»,

«Ум хорошо, а два

лучше»,

«Семеро

одного не ждут» и пр. На занятиях по физическому воспитанию дошкольники

при построении осваивают количественный и порядковый счет.

Знакомство с окружающим миром и развитие речи также многое дают

ребенку в плане математического развития. Например, дети более точно ведут

календарь природы, пользуясь знаниями о месяцах, днях недели.

Практика ФЭМП в ходе организованной образовательной деятельности

и в быту

создает

достаточные

условия

для

прочного

закрепления

математических

понятий,

полученных

каждым

ребенком,

помогает

приобрести

дошкольникам

необходимые

знания,

навыки

и умения,

обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес

к количественной

стороне

действительности,

оказывает

положительное

влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.

Используемая литература

1.

Белошистая,

А.

В.

Формирование

и

развитие

математических

способностей

дошкольников / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2.

Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет / Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ

Сфера, 2002. -80 с.

3.

Михайлова, З. А., Непомнящая, Р. Л. Полякова, М. Н. Теории и технологии развития

математических представлений детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост.: 3. А.

Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова.— М.: Центр педагогического образования,

2008. – 56 с.

4.

Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст / В.П.

Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. –104 с.

5.

Соловьева, Е. В. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации

для воспитателей, работающих по программе Радуга / Е. В. Соловьева. - 4-е изд. - М.:

Просвещение, 2002. - 157 с.



В раздел образования