Напоминание

Использование новых технологий в развитии детей дошкольного возраста


Автор: Маннафова Елена Геннадьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ № 5 детский сад "Звездочка"
Населённый пункт: город Оха, Сахалинская область
Наименование материала: Статья "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через оздоровительную гимнастику – степ-аэробику"
Тема: Использование новых технологий в развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста через

оздоровительную гимнастику – степ-аэробику.

Здоровье ребёнка – самое ценное, что может быть не только у его

родителей,

но

и

у

страны.

Сегодня

стратегическое

направление

государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей

является приоритетным. В последние годы возрос интерес к средствам и

методам

укрепления

психофизического

здоровья

детей,

профилактике

заболеваний, развитию жизненно необходимых ребёнку умений и навыков.

Ведущая роль в решении данных проблем отводится различным физическим

упражнениям.

В настоящее время среди специалистов в области физического

воспитания

широко

обсуждаются

вопросы

формирования

физических

качеств ребенка. Их развитие стало важной задачей физического воспитания.

Степ-аэробика как идеальный вид движения способствует поддержанию

достигнутого

ребёнком

уровня

здоровья,

достаточной

двигательной

активности, увеличению функциональных резервов детского организма.

Физическая культура, как и культура в целом, продукт социальной

деятельности общества. Она должна воплощать в себе не только результаты

усвоенных

«физкультурных»

знаний,

умений

и

навыков,

достигнутых

на

основе

использования

средств

и

методов

физической

культуры,

но

и

оказывать большое влияние на духовный мир, мир знаний, эстетических

вкусов, этических направлений.

В разработку содержания и методов физического воспитания

дошкольников внесли большой вклад ученые, педагоги, врачи: Е. А. Аркин,

А. И. Быкова, Е. Г. Леви-Гориневская, Л. И. Чулицкая.

Такие ученые как Е. Н. Вавилова, В. А. Гуляйкин, Н. А. Ноткина, в своих

работах

изучали

воспитание

психофизических

качеств,

у

детей

дошкольного возраста.

2

Исследователями разработаны нормативные показатели физического

развития и требования к качеству их выполнения ( А. В. Кенеман, Н. А.

Ноткина, Э. Я. Степаненкова, В. А. Тимофеева, Д. В. Хухлаева и др.).

Анализ

психолого-педагогической

литературы

показывает,

что

проблема физического и психического развития ребенка зависит от развития

его двигательных качеств на протяжении всего детства.

Специалистами

по

физическому

воспитанию

отмечено,

что

при

недостаточном

развитии

быстроты,

ловкости

у

детей

формируются

не

правильные элементы техники бега, прыжков, метания. Двигательные умения

тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость

быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал

движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной активности.

В связи с этим, возрастает потребность осуществления и внедрения

новых

технологий,

направленных

на

сохранение

здоровья

и

развитие

физических качеств дошкольников, активизацию двигательной деятельности,

что обеспечит успешную адаптацию детей к разнонаправленным нагрузкам

школьного

обучения.

Одно

из

современных

направлений

физкультурно-

оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия

степ-аэробикой,

направленные

на

сохранение

здоровья

и

развитие

физических

качеств

дошкольников,

активизацию

их

двигательной

деятельности. Аэробика – это система общеразвивающих и танцевальных

упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных

в непрерывный комплекс, которая улучшает работу сердечно-сосудистой и

дыхательной системы.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности,

когда закладывается прочная основа физического здоровья человека. В связи

с

этим

одной

из

задач

физического

воспитания

является

разработка

и

использование новых эффективных методов и средств развития физических

качеств дошкольников.

3

«Физические

качества»

это

врождённые

морфофункциональные

качества

(анатомо-физиологические),

которые

развиваются

в

процессе

физического воспитания, посредством физических упражнений. Благодаря

физическим

качествам

возможна

физическая

активность

человека,

проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности, это сложный

комплекс

биологических

и

психических

свойств

организма,

которые

определяют

силовые,

скоростно-силовые

и

временные

характеристики

движения человека.

Развитие

физических

качеств

является

существенной

стороной

физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим

развитием

силы,

быстроты,

выносливости,

выносливости,

затрагивает

комплекс

естественных

свойств

организма

и

тем

самым

обусловливает

количественные

и

качественные

изменения

его

функциональных

возможностей.

Основными

физическими

качествами

человека

принято

считать

ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого

упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества,

но

преимущественное

значение

приобретает

какое-либо

одно

из

них.

Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную

дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега —

сила в сочетании с быстротой.

В

дошкольном

возрасте

преимущественное

внимание

уделено

внимание развитию ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, но не следует

забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость

это

способность

человека

быстро

осваивать

новые

движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно

меняющейся обстановки.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми

новых

упражнений.

Обучение

повышает

пластичность

нервной

системы,

4

улучшает

координацию

движений

и

развивает

способность

овладевать

новыми, более сложными упражнениями.

Развитию

ловкости

способствует

выполнение

упражнений

в

изменяющихся

условиях.

Так,

в

подвижных

играх

детям

приходится

непрерывно

переключаться

от

одних

движений

к

другим,

заранее

не

обусловленным;

быстро,

без

всякого

промедления

решать

сложные

двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

Быстрота

способность

человека

выполнять

движения

в

наикратчайшее

время.

Высокая

пластичность

нервных

процессов,

сравнительная легкость образования и перестройка условно рефлекторных

связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Быстрота

развивается

в

упражнениях,

выполняемых

с

ускорением

(ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до

финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний,

быстрый

и

очень

быстрый),

а

также

в

подвижных

играх,

когда

дети

вынуждены

выполнять

упражнения

с

наивысшей

скоростью

(убегать

от

водящего).

Развитию

быстроты

способствуют

скоростно-силовые

упражнения:

прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок

при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты

целесообразно

использовать

хорошо

освоенные

упражнения,

при

этом

учитывать

физическую

подготовленность

детей,

а

также

состояние

их

здоровья.

Гибкость

способность

достигать

наибольшей

величины

размаха

(амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также

эластичности

мышц.

Гибкость

развивается

при

выполнении

физических

упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. У детей

дошкольного

возраста

опорно-двигательный

аппарат

обладает

большой

гибкостью.

5

Сила — степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса

предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и

др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы

(прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В

детском

саду

следует

использовать

разнообразные

упражнения

для

развития

силы

всех

групп

мышц,

уделяя

преимущественное

внимание

мышцам-разгибателям.

Интенсивность

выполняемых

упражнений,

масса

предметов

(мешочков

с

песком

и

др.),

дозировку

физической

нагрузки

следует повышать постепенно.

Выносливость

способность

человека

выполнять

физические

упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и

того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети

теряют интерес к этому упражнению.

Все

двигательные

умения

дошкольников

тесно

связаны

с

двигательными качествами, и связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал

движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.

В.К. Бальсевич, Е.Н. Вавилова, А.А. Гужаловский, В.И. Лях, и др.

определяют

«двигательные

способности»

как

относительно

устойчивые,

врождённые

и

приобретённые

функциональные

особенности

структур

организма,

взаимодействие

которых

обусловливает

эффективность

двигательного действия.

Для двигательных качеств характерно то, что каждое из них может

проявляться

в

разных

движениях,

но

иметь

один

и

тот

же

показатель,

например силы, скорости.

У разных людей качества могут быть развиты не равномерно, развитие

одних качеств может исключать другие. Так развитая сила не сочетается с

гибкостью, человек может иметь высокие показатели скорости, но низкие по

выносливости.

6

Развитие

физических

качеств

дошкольников

происходит

в

определённых

формах

организации

физкультурной

деятельности

детей:

физкультурных

занятиях,

подвижных

играх,

физкультурных

досугах

и

спортивных праздниках. Важно подчеркнуть, что двигательная деятельность

детей

в

представленных

формах

организации

благотворно

влияет

на

физическое

развитие,

формирование

двигательных

навыков

и

развитие

физических качеств, повышает функциональную деятельность организма и

усиливает эмоционально-радостные ощущения детей.

Чтобы

обеспечить

максимальное

физическое

развитие

каждого

ребенка. Необходимо выполнение ряда условий: творческая направленность

педагогического процесса, подбор адекватных средств и методов обучения.

Одно

из

современных

направлений

физкультурно-оздоровительной

работы с детьми старшего дошкольного возраста - занятия оздоровительной

гимнастикой

степ-аэробикой,

направленные

на

сохранение

здоровья

и

развитие физических качеств дошкольников, активизацию их двигательной

деятельности.

В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Базовые шаги

выполняются на индивидуальных снарядах - степах. Степ - это ступенька

высотой не более 8 см, шириной – 25 см, длиной – 40 см, легкий и обтянутый

мягким дерматином. Ритмичные движения осуществляются вверх и вниз по

степ-платформе

(высота

меняется

в

зависимости

от

уровня

сложности

упражнений).

Степ-аэробика

разновидность

оздоровительной

гимнастики,

где

упражнения

выполняются

на

специальной

платформе

с

регулируемой

высотой подъема, что позволяет регулировать нагрузку для занимающихся с

различным уровнем подготовленности. Степ-аэробика - одно из направлений

массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой.

Занятия

должны

проводиться

под

современную

музыку,

которая

способствует

повышению

эмоционального

состояния

занимающихся,

организует

движения,

повышает

настроение,

делая

занятия

особенно

7

привлекательным.

Степ аэробика оказывает положительное действие на весь организм,

укрепляя дыхательную, сердечнососудистую, мышечную и нервную системы,

а также нормализуя артериальное давление и деятельность вестибулярного

аппарата.

Все упражнения в степ аэробике направлены на тренировку мышц

сердца и выработку лучшей координации движений.

Степ-аэробика воздействует на тело комплексно, при этом деликатно

корректирует форму ног, развивая нужную группу мышц. Тело становится

более стройным, гибким, пластичным и выносливым.

А в настоящее время, в рамках ФГОС дошкольного образования

выделены

ведущие

направления,

которые

обеспечивают

социальную

успешность детей:

формирование общей культуры;

развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств;

формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и

укрепление здоровья.

«Физическое

воспитание»

представлено

как

одно

из

направлений

формирования

у

дошкольников

интереса

и

ценностного

отношения

к

занятиям физической культурой, гармоничного развития физических качеств

детей

(сила,

ловкость,

быстрота,

выносливость,

гибкость);

накопления

и

обогащения

двигательного

опыта

(овладение

основными

движениями);

потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Данное

направление

реализуется

в

двигательной

и

игровой

деятельности дошкольников.

Степ-аэробика

как

один

из

самых

доступных

и

эффективных

направлений аэробики, направленная на гармоничное физическое развитие,

обогащение двигательного опыта дошкольников, формирование ценностного

отношения к занятиям физической культурой.

8

Остановимся

на

структурном

содержании

и

особенностях

организации занятий степ-аэробикой на развитие физических качеств детей

старшего дошкольного возраста.

Данные занятия проводятся в различных вариантах: в форме полных

занятий

оздоровительно-тренирующего

характера

с

детьми

старшего

дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.; как часть занятия

(продолжительность от 10 до 15 мин.); в форме утренней гимнастики, что

усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект; в показательных

выступлениях детей на праздниках; как степ-развлечение.

Упражнения подбираются преимущественно циклического характера

(ходьба,

вызывающие

активную

деятельность

органов

кровообращения

и

дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной

структуре и доступные детям).

Выступления

со

степ

-

аэробикой

на

праздниках

демонстрируют

родителям

достижения

детей

и

неизменно

получают

высокую

оценку,

повышают

интерес

у

детей

к

физическим

упражнениям

и

вызывают

положительный эмоциональный отклик.

Степ-аэробика

-

современная

оздоровительная

технология,

включающую

систему

общеразвивающих

и

танцевальных

упражнений

выполняемых

под

музыкальное

сопровождение,

объединенных

в

непрерывный комплекс, направленную на сохранение здоровья и развитие

физических качеств у старших дошкольников, активизацию двигательной

деятельности.

Кружковая работа по физическому воспитанию, обеспечивает всем

детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому

ребенку право выбора, предоставляет возможность для проявления личных

интересов и способностей.

Одно

из

современных

направлений

физкультурно-оздоровительной

работы

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста

-

занятия

аэробикой,

9

направленные

на

сохранение

здоровья

и

развитие

физических

качеств

дошкольников, активизацию их двигательной деятельности.

Аэробика

это

система

общеразвивающих

и

танцевальных

упражнений выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в

непрерывный

комплекс,

которая

улучшает

работу

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

системы.

Выделим

степ-аэробику

как

один

из

самых

доступных

и

эффективных

направлений

аэробики,

направленный

на

гармоничное

физическое

развитие,

обогащение

двигательного

опыта

дошкольников,

формирование

ценностного

отношения

к

занятиям

физической культурой.

На

наш

взгляд,

ведущее

место

в

удовлетворении

двигательной

потребности,

повышению

жизненного

тонуса

ребенка

дошкольника,

занимает степ – аэробика.

Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того

чтобы сделать их еще более интересными и насыщенными, используются

индивидуальные снаряды — степы.

Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40

см, легкая, обтянутая мягким дерматином.

Первый плюс — это огромный интерес детей к занятиям степ-аэробикой,

не иссякающий на протяжении всего учебного года.

Второй плюс — у детей формируется устойчивое равновесие, потому что

они занимаются на уменьшенной площади опоры.

Третий плюс — это развитие у ребенка уверенности, ориентировки в

пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.

Четвертый плюс — воспитание физических качеств: ловкости, быстроты,

силы и др. Повышается выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость

организма.

Но самое главное достоинство степ-аэробики — ее оздоровительный

эффект.

10

Выделим степ-аэробику – как один из самых доступных и эффективных

направлений

Степ-аэробика

-

это

тот

вид

спорта,

где

развиваются

физические

качества, укрепляется здоровье и в котором есть место выдумке и творчеству.

Основное

средство

её

формирования

-

эмоционально

окрашенная

двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемой ситуации,

через

движения

тела

учатся

выражать

свои

эмоции

и

состояния,

искать

творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы

движений.

Особую

значимость

в

формировании

двигательного

творчества

дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные

игры,

спортивные

развлечения

которые

всегда

интересны

детям

они

обладают

большим

эмоциональным

зарядом,

отличаются

вариативностью

составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение

двигательных задач.

Этот

новый

вид

спорта

способствует

гармоничному

развитию

и

укреплению

мышечной

системы,

улучшает

гибкость,

пластику,

восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой

системы, помогает выработать прекрасную осанку, красивые, выразительные

и точные движения.

Степ-аэробика

популярна

в

фитнес-центрах,

спортивных

и

оздоровительных

клубах

и

может

с

успехом

применяться

в

дошкольных

образовательных учреждениях.

Е.Г. Маннафова

Инструктор по физической культуре

МБДОУ № 5 детский сад «Звездочка» г.Охи

11



В раздел образования