Автор: Семёнова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 10 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Исследовательский проект для детей среднего дошкольного возраста "Витамины, вы где?"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательский проект
«Витамины, где вы?»
Составитель:
воспитатель
И.С.
Семёнова
МБДОУ Детский сад № 10 «Брусничка», г.
Салехард
Вид деятельности: проектная.
Возрастная группа: средний дошкольный возраст
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Срок реализации проекта: 18.09.2017 -06.10.2017
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители, музыкальный
руководитель.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Этапы и содержание проекта
1 этап — подготовительный (18.09.17-20.09.17)
Выявление проблемы, определение цели, задач. Создание мотивационной основы для
активного участия детей и родителей в проекте.
2 этап – основной (21.09.2017 - 04.10.17)
Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие
активного привлечения родителей к совместной деятельности.
3 этап – заключительный (04.10.17-06.10.17)
Подведение итогов (научились ли дети знать все о витаминах?)
Презентация проекта «Витамины, где вы?» на родительском собрании и педагогическом
совете.
Аннотация
Проект
обеспечивает
достижение
конкретных
результатов:
дети
получают
знания
о
витаминах,
правильном
питании
и
здоровом
образе
жизни;
учатся
изготавливать
книжки-
малышки.
Реализация проекта по тематике «Витамины – наши друзья» обеспечивает активное
участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей, педагогов и
родителей.
Актуальность
Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно
должно
не
только
покрывать
расходуемую
им
энергию,
но
и
обеспечивать
материал,
н е о бход и м ы й
д л я
р о с т а
и
р а з в и т и я
в с е х
о р г а н о в
и
с и с т е м
о р г а н и з м а .
Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно
с к а з ы в а ю т с я
н а
ф и з и ч е с к о м
р а з в и т и и
д е т е й .
По мнению врачей-педиатров при дефиците витамина В 1 мышцы плохо сокращаются, снижен
их тонус (так называемый симптом «вялых плеч», в том числе и тонус брюшных мышц, а
следовательно, нарушено дыхание.
О с о б е н н о
о т р и ц а т е л ь н о
д е ф и ц и т
в и т а м и н о в
г р у п п ы .
Нарушается белковый обмен в мышцах и вследствие дефицита витамина С. Мышцы долго не
могут расслабиться после нагрузки, что ускоряет развитие их перенапряжения. Недостаток
витамина
С сказывается и на прочности сухожилий и связок. Дефицит жирорастворимых
витаминов А и Е нарушает окислительный процесс в мышцах, а дефицит витамина Д ведет к
рахиту.
Резюмируя вышесказанное, правильное питание – залог здоровья, но не все это принимают
серьезно.
За
последние
10-15
лет
наш
рацион
изменился
до
неузнаваемости.
Благодаря
гастрономической
революции
готовить
стало
легче,
а
переваривать
труднее.
Мы
пьем
порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, утоляем голод хот-догами,
чипсами
и
шоколадными
батончиками.
Супчики
из
пакетика,
лапша
моментального
п р и г о т о в л е н и я ,
бул ь о н н ы е
к у б и к и
в ы т е с н и л и
с о
с т о л а
з д о р о в у ю
е д у.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их
формировании
важнейшую
роль
играет
семья.
Именно
в
дошкольном
возрасте
важно
сформировать
у
детей
правильное
представление
о
здоровом
питании,
способствовать
пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной
жизни.
Без
преувеличения
можно
сказать,
что
правильное
питание
–
это
залог
хорошего
самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и
н е п р е м е н н о е
у с л о в и е
н а ш е г о
з д о р о в ь я
и
д о л г о л е т и я .
Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом
поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное
внимание
детей
и
родителей
на
свое
питание.
Пересмотреть
некоторые
взгляды
в
этом
н а п р а в л е н и и
я в и л а с ь
о с н о в н о й
п р и ч и н о й
с о з д а н и я
н а ш е г о
п р о е к т а .
Цель проекта: формировать у детей представления о правильном питании и здоровом
образе жизни.
Задачи: познакомить с понятием «витамины», об их пользе для здоровья человека;
о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах;
учить детей совместно с родителями изготавливать книжки-малышки;
способствовать
развитию
творческих
способностей
детей,
умения
работать
сообща,
согласовывая свои действия;
воспитывать у детей культуру питания и стремление к здоровому образу жизни.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный. Уточнение представлений детей о полезных продуктах,
витаминах, их значении для жизни, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.
Деятельность педагога
Беседа
для
уточнения
имеющихся
знаний
у
детей
о
правильном
питании
(витаминах).
Создание
развивающей
среды:
уголка
для
сюжетно-ролевых
игр
«Фруктовое
кафе»;
«Магазин «Овощи-фрукты»;
дидактических, настольных игр.
Рекомендации для родителей «Витаминные заблуждения»;
«Овощи и фрукты – источник здоровья». «Витамины на тарелке».
Создание наглядного пособия «Где живут витамины?»
Создание атрибутов (масок) для игры «Витаминный хоровод».
«Овощи и фрукты – источник здоровья».
2
этап. Основной.
Подбор
и
изучение
педагогической
и
справочной
литературы,
иллюстративного
материала
в
соответствии
с
темой
проекта
и
с
учётом
возрастных
о с о б е н н о с т е й
д е т е й ,
р а з р а б о т к а
п р о е к т а .
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Средний дошкольный возраст
1. «С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
2. «Н.Павлова «Земляничка»
3. «С.Капутикян «Маша обедает»
4. «Д.Мамин - Сибиряк «Притча о Молочке, овсяной»
5. «С.Георгиев «Бабушкин садик»
6. «Г. К.Чуковский «Федорино горе»,
7. «Тараканище»Остер» Хорошо спрятанная котлета»
8. «Д.Самойлов «У слоненка день рождения»
9. «Кашке и сером котишке Мурке»
10. «Е.Юдин «Две фасольки, три боба»
11. «И.Токмакова «Купите лук»
12. «С.Могилевская «У солнышка в гостях»
13. «А.Краснова «Два жадных медвежонка»
3 этап. Заключительный. Расширение детских представлений, накопление и закрепление
полученных знаний о витаминах, о правильном питании через разнообразные виды совместной
деятельности педагога с детьми и родителями.
Деятельность педагога.
Лепка из пластилина «Что созрело в саду и огороде?»
Конспект занятия по лепке в средней группе "Вылепи какие хочешь фрукты или овощи"
Тема: «Вылепи, какие хочешь овощи или фрукты»
Цель: Формирование умение детей выбирать содержание своей работы из круга определенных
предметов.
Задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и
фруктов, используя разнообразные приемы лепки. Развивать воображение.
Средства:
Пластилин, доска для лепки, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, поднос с
фруктами и овощами.
Способы:
Игровая ситуация, художественное слово, показ способов выполнения работы, указание,
помощь.
Ход занятия
Стук в дверь. В дверь передают поднос, накрытый скатертью и письмо, спрашивают, это ли
группа «Солнышко». Воспитатель принимает посылку и обращается к детям:
- Ребята, ой, что это такое? (Читает письмо) Посмотрите, это прислала нам Осень. Здесь дары ее
урожая.
-Давайте посмотрим, что здесь у нас. (Рассматриваем каждый овощ и фрукт и вкратце даем
описание, на русском и на калмыцком языке).
-Ребята, сегодня мы с вами будем лепить из пластилина овощи и фрукты, а выбирать, что
именно лепить вы будете по своему желанию.
-Давайте вспомним с вами, как мы лепим круглые и продолговатые предметы (показываю в
воздухе). Мы должны взять целый кусок пластилина и начинаем катать круговыми движениями.
Это мы лепим круглые предметы. Покажите, как будем катать. Вот так, правильно, молодцы!
-А сейчас будем лепить продолговатые предметы. Также берем целый кусок пластилина и
начинаем раскатывать между ладонями.
Физминутка «Овощи».
-Так, ребята, а теперь садимся за столы, закатаем рукава, намочили ручки перед работой. Не
забывайте, что лепить надо из целого куска пластилина, не ломая его на части.
Во время индивидуальной работы на собственном примере помогать детям.
После выкладываем свои работы на «лесенку».
Проводим анализ работы.
-Ребята, что мы сегодня с вами лепили?
Похвалить всех и спросить, кто что лепил и почему. Предложить детям спеть песенку
«Огородная- хороводная». В конце угостить ребят фруктами.
НОД по лепке на тему, "Вылепи, какие хочешь фрукты или овощи"
Тема: «Вылепи, какие хочешь овощи или фрукты»
Цель: Формирование умение детей выбирать содержание своей работы из круга определенных
предметов.
Задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и
фруктов, используя разнообразные приемы лепки. Развивать воображение.
Средства:
Пластилин, доска для лепки, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, поднос с
фруктами и овощами.
Способы:
Игровая ситуация, художественное слово, показ способов выполнения работы, указание,
помощь.
Ход занятия
Стук в дверь. В дверь передают поднос, накрытый скатертью и письмо, спрашивают, это ли
группа «Солнышко». Воспитатель принимает посылку и обращается к детям:
- Ребята, ой, что это такое? (Читает письмо) Посмотрите, это прислала нам Осень. Здесь дары ее
урожая.
-Давайте посмотрим, что здесь у нас. (Рассматриваем каждый овощ и фрукт и вкратце даем
описание, на русском и на калмыцком языке).
-Ребята, сегодня мы с вами будем лепить из пластилина овощи и фрукты, а выбирать, что
именно лепить вы будете по своему желанию.
-Давайте вспомним с вами, как мы лепим круглые и продолговатые предметы (показываю в
воздухе). Мы должны взять целый кусок пластилина и начинаем катать круговыми движениями.
Это мы лепим круглые предметы. Покажите, как будем катать. Вот так, правильно, молодцы!
-А сейчас будем лепить продолговатые предметы. Также берем целый кусок пластилина и
начинаем раскатывать между ладонями.
Физминутка «Овощи».
-Так, ребята, а теперь садимся за столы, закатаем рукава, намочили ручки перед работой. Не
забывайте, что лепить надо из целого куска пластилина, не ломая его на части.
(Во время индивидуальной работы на собственном примере помогать детям.
После выкладываем свои работы на «лесенку».
Проводим анализ работы.
-Ребята, что мы сегодня с вами лепили?
Похвалить всех и спросить, кто что лепил и почему. Предложить детям спеть песенку
«Огородная - хороводная». В конце угостить ребят фруктами.
НОД по аппликации на тему Овощи на тарелке»
Тема: Аппликация « Овощи на тарелке ».
Комплекс упражнений « Овощи на грядке ».
Интеграция образовательных областей: « Познание»
( конструктивная деятельность), « Художественное творчество »
( аппликация), «Физическая культура», «Социализация», « Чтение художественной
литературы».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
Цели: учить располагать предметы согласно образцу, вырезать ножницами, прыгать на месте на
двух ногах, на одной ноге с продвижением через 4-5 линий, через 3 предмета (поочередно через
каждый).
Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;
выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при инсценированное сказки
« Репка »; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении
игровых и познавательных задач.
Материалы и оборудование: цветная бумага красного, оранжевого, зеленого цвета, листы
белой бумаги, ножницы, клей.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент. Проговаривание стихотворения.
На тарелке – урожай,
Все, что хочешь, выбирай.
Для борща и для салата.
Мама будет очень рада!
Аппликация « Овощи на тарелке ».
Дети, следуя указаниям воспитателя, вырезают из бумаги помидор, огурец, морковь и
наклеивают на лист в форме тарелки.
Инсценировка сказки « Репка » в движениях.
Воспитатель. Посадил дед репку (дети садятся). Стала репка расти (прыгают, поднимаясь выше
и выше). Выросла она очень большая (встали на носочки, потянулись, руки через стороны
вверх). Стала огромная (руки на пояс, повороты влево – вправо, 3 раза). Пришел дед, стал репку
тянуть (наклоны вперед — назад). Ничего не получается, побежал он звать бабку (бег на месте).
Стали вместе тянуть ( руки вперед, вниз, 3 раза). Побежали за внучкой (бег по кругу). А внучка
с подружками через прыгалку прыгает (прыжки на двух ногах). Внучка с прыгалкой и поскакала
к репке (прыжки то на одной, то на другой ноге). Тянут – тянут (руки перед грудью, рывками
повороты руками в стороны), но не могут вытащить. Позвали собачку. Собачка торопится,
перепрыгивает
через
предметы(
расположить
предметы,
через
которые
дети
по
очереди
перепрыгивают на двух ногах). Стали опять репку тянуть (наклоняются немного вперед, руки
вперед; потом наклоняются назад, руки через голову тянут назад, 3 раза). Стали они кошку
звать. ( По кругу изобразить 4-5 линий (можно прыгалками или палочками), через которые дети
прыгают.) Опять ничего не получается (руки на поясе, наклоны влево — вправо). Бежит мышка
(бег
на
месте,
высоко
поднимая
колени),
ухватилась
за
кошку.
Стали
раскачивать
репку
(наклоны влево, рука левая опускается вниз; потом наклон вправо, правя рука, тянется вниз;
наклоны вперед, руки вытягивают вперед; наклоны назад, руки отводят назад, 3 раза). И
вытянули репку.
Индивидуальные беседы с родителями «Как изготовить книжку-малышку»
Совместная деятельность педагога с детьми.
НОД. Тема: «Витаминные семейки »
Рисование натюрмортов, лепка, аппликация.
Беседа «Здоровая пища», «Дары природы».
Чтение стихотворения, загадывание загадок.
Проведение дидактических игр и упражнений.
Проведение подвижных игр.
Проведение сюжетно-ролевых игр.
Совместная деятельность родителей и детей.
Поиск информации о пользе овощей, фруктов и ягод.
Чтение и заучивание загадок об овощах и фруктах, ягодах.
Приготовление раскрасок для детей об овощах и фруктах.
Изготовление поделок из овощей.
Изготовление книжек-малышек.
4 этап. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность педагога
Организация и презентация выставки книжек-малышек «Витамины – наши друзья
Выставки поделок из овощей.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Помощь детей в размещении книжек-малышек
Совместная деятельность родителей и детей.
Посещение выставки «Витамины – наши друзья», «Поделки из овощей»
Итог.
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети
пришли к выводу о том, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой,
воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на
здоровье семьи? В результате все пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими
на здоровье семьи, является: душевное благополучие, благоприятный психологический климат
в семье; физическое здоровье.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые
игры
Подвижные игры
«Приготовим суп»
«Вершки и корешки»
«Овощи и фрукты»
«Узнай на вкус»
«Настольные
игры:
лото,
домино,
пазлы.
«Подбери по цвету
«Раз, два, три к дереву беги
«Огород
«Угадай, какой овощ
«Волшебный мешочек
«Съедобное - несъедобное»
«Разложи по тарелочкам «Фрукты»
«Собери овощи в корзину»
«Что где растет»
«Опиши овощи, фрукты»
«Найди пару»
«Магазин «Овощи
фрукты»
«Больница»
«Фруктовое кафе».
«Прятки»
«Третий лишний»
«Во саду ли в огороде»
«Дед Мазай»
«Принеси названный
предмет»
«Ловишки – убежим от
вируса»
«Собери витамины»
«Лучший аптекарь»
«Что знаешь кислое, сладкое, Горькое»
РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Беседы
Фольклор
«Как витамины вирус победи»
«Роль витаминов в жизни человека»
«Где живут витамины»
«Что растет на огороде»
«О пользе овощей и фруктов»
«О пользе еды»
«Что растет в саду»
«Питание и здоровье»
Песенки
Потешки
Пословицы
Поговорки
Сказки
Загадки
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Из конструктора
Из подсобного материала
Ручной труд
«Овощная база»
«Овощной магазин»
«Машина везут овощи и
фрукты»
«Машина везут овощи (из
коробок)»
«Коробки для хранения овощей»
«Овощи и фрукты из конусов и
кругов»
ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисование
Аппликация
Лепка
Гуашь:
«яблоко, огурец, вишня, рябина на ветке,
овощи и фрукты».
«Натюрморт с овощами, фруктами»
«Яблоки созрели»
«Осеннее угощение»
«Огород»
« Овощи на тарелке
».
«Что нам осень
принесла»
«Вылепи, какие хочешь
фрукты или овощи»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
беседы
Наглядность
«О пользе овощей и
фруктов»
«О пользе
витаминов»
«Вкусно и полезно»
«Как изготовить
книжку-малышку»
«Витамины в рационе ребенка»
«О пользе овощей»
«Лекарственные травы в лечении
простудных заболеваний»
«Что приготовить детям»
«Родительское собрание «Что едят
наши дети»
Вечер угощений и посиделок
«Любимые бабушкины пирожки»
4 этап. Подготовка к презентации. Презентация.
Деятельность педагога
Организация и презентация выставки книжек-малышек «Витамины – наши друзья
Выставки поделок из овощей.
Совместная деятельность педагога с детьми.
Помощь детей в размещении книжек-малышек
Совместная деятельность родителей и детей.
Посещение выставки «Витамины – наши друзья», «Поделки из овощей»
Итог.
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети
пришли к выводу о том, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой,
воспитать достойных граждан своей страны. Мы задумались над тем, какие факторы влияют на
здоровье семьи? В результате все пришли к выводу о том, что главными факторами, влияющими
на здоровье семьи, является: душевное благополучие, благоприятный психологический климат
в семье; физическое здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
1. М.М. Безруких «Разговор о правильном питании» ОЛМА-ПРЕСС Москва 2002 г.
2.«Энциклопедический
справочник
медицины»,
Русское
энцеклопедическое
товарищество, 2004 г. Москва
3.С. Небесный «Юный овощевод» Издательство «Детская литература», 1985 г.
4.О.В.
Дыбина,
Г.А.
Ильюшенко,
Л.М.
Ильюшенко,
Л.М.
Никерина
«Ознакомление
дошкольников с секретами кухни»
5.Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/
Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,
6. Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс.
1999.
7. Дошкольное воспитание №7-9, 2000г.
8. Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8
9. Дошкольное воспитание №8, 1987г
10.Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,
11.«Народное искусство в воспитании детей» (под редакцией Комаровой Т.С.),
12.«Знакомство
детей
с
русским
народным
творчеством»
(авт.-сост.
Куприна
Л.С.,Бударина Т.А., и др.),
13.«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.)