Автор: Ларионова Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления № 10 "Орлёнок"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельской область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего возраста игры на переменке"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж»
XIX Региональные педагогические чтения по теме
«Достижения педагогической науки и
инновационная образовательная практика»
(Каргополь, 17 марта 2018 года)
Секция «Педагогика дошкольного образования»
Доклад на тему
«Использование активных игр для снятия психоэмоционального
напряжения у старших дошкольников»
Автор доклада: Ларионова Марина Михайловна, инструктор по физической
культуре МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 10 «Орлёнок»
города Коряжмы
С
введением
нового
Федерального
закона «Об образовании
в
РФ»
Дошкольное
образование
признано
1
ступенью
системы
образования.
Это
требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и
школы,
построении
новой
модели
выпускника,
что
позволит
обеспечить
непрерывность образовательного процесса.
Согласно
ФГОС
преемственность
рассматривается
как
связь,
согласованность и перспективность всех компонентов системы образования:
целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и
обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Именно
преемственность
учреждений
должна
стать
«подушкой
безопасности» в непростой для ребёнка переходный из детского сада в школу
период.
Обучение в школе – это новый этап во взаимоотношениях ребёнка с
окружающими. В школе его встречает обилие информации, новые знакомства,
новый
авторитет
–
учитель,
и
все
это
требует
от
первоклассника
дополнительных и не всегда приятных психических и физических усилий. Как
показывают
наблюдения,
сложность
учебной
деятельности
вызывает
тормозную реакцию у подвижных и возбужденных детей и, наоборот, делает
возбудимыми уравновешенных. И происходит это в результате смены условий
жизни и деятельности. Поэтому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и
эффективно развивался, необходимо как можно чаще обращаться к игре, так
как именно игра, в данном случае, будет одним из самых эффективных средств
психоэмоциональной разрядки.
Играть любят все: и дети и взрослые. В игре, как в зеркале отражаются
особенности времени, нормы поведения, характер, речь, физические качества,
эмоциональные переживания.
Овладевая в игре определенными навыками,
дети
учатся
взаимодействовать
с
взрослыми
и
сверстниками,
преодолевать
трудные
жизненные
ситуации.
Игра
способствует
формированию
произвольности психических процессов,
учит регулировать
собственное
эмоциональное
состояние,
следовать
общепринятым
нормам
поведения,
навыкам
саморегуляции,
подчиняться
правилам
игры,
что
определяет
психологическую готовность ребенка к школе.
Переменки
в
начальных
классах
самые
шумные.
Первоклассникам
сложно сразу включиться в школьную работу: они неусидчивы, невнимательны,
часто
отвлекаются.
Им
сложно
сидеть
30-40
минут,
сохраняя
внимание
и
сосредоточенность. Поэтому на переменах зачастую они
бесцельно бегают,
прыгают, кричат. А это время можно использовать с пользой – поиграть
в
интересные
игры,
тем
самым
получить
психологическую
разрядку,
снять
мышечное и эмоциональное напряжение, что поможет ребенку справиться с
неприятным
состоянием,
застенчивостью,
излишней
возбудимостью,
неуверенностью
и
страхом,
сформировать
у
ребенка
положительную,
стабильную самооценку и уверенность в собственных силах.
«Играм
на
переменке»
нужно
учить,
для
этого
необходима
целенаправленная планомерная работа. Причём научить ребёнка играть в игры,
которые будут способствовать снятию психоэмоционального напряжения нужно
ещё в детском саду, тем самым мы заложим фундамент успешной адаптации
ребёнка к школе.
«Игры на переменке» преследуют несколько целей:
социально - коммуникативная (первоклассники адаптируются к школе —
общаются, знакомятся, учатся быть вежливыми друг с другом, изучают
простейшие правила поведения в социуме);
физическая разрядка (детям довольно тяжело сидеть целый урок на одном
месте,
подвижные
игры
выступают
для
них
в
роли
своеобразной
физкультурной минутки);
снятие зрительного напряжения;
переключение внимания, психическая и умственная разрядка (игра —
хороший способ дать отдых мозгу ребенка и потренировать реакцию);
психологическая
(такая
смена
деятельности
укрепляет
здоровье,
поднимает
настроение
детям
и
формирует
у
них
положительное
отношение к школе и учебе).
Какие игры лучше выбрать для детей в этом случае? Проанализировав
условия, временные промежутки между уроками, можно отметить, что игры с
высокой подвижностью не подходят. Для них требуется большое пространство,
подготовка,
а
чрезмерная
подвижность
в
игре
ведет
к
повышенной
возбудимости. Поэтому эффективней проводить игры малой подвижности.
Проанализировав классификации игр, предложенные разными авторами,
при
организации
мало
подвижных
игр
на
переменке,
можно
выделить
следующие
виды:
сюжетные,
народные,
бессюжетные,
шансовые,
давно
забытые игры.
Особенно детей и родителей заинтересовали забытые игры. Например,
игра «Камешек» (она же «Колечко, колечко – выйди на крылечко»), где дети
стоят в круге и держат руки с сомкнутыми крепко ладонями. Водящий старается
положить камешек из своих ладоней в ладони играющий детей, а камешек
нужно положить незаметно, чтобы никто не узнал, у кого он. Дети пытаются
угадать, у кого камешек, а тот, у кого камешек, должен не выдать себя никакими
движениями, жестами. Игра очень нравится детям: проведение ее не занимает
много времени и места, не требуется подготовки, атрибутики, в игре можно
разговаривать,
шутить,
смеяться,
а
камешек
принести
в
школу
просто
в
кармане.
Цель
работы:
Обогатить
игровой
опыт
детей
играми
для
снятия
психоэмоционального состояния и обосновать эффективность данной системы
«Игры на переменке» для подготовки детей к школе.
При достижении данной цели, можно решить множество задач:
познакомить с новыми играми, научить играть и организовывать;
регулировать
физическое
и
психическое
благополучие
детей;
предоставлять определенную свободу и самостоятельность действий;
удовлетворить потребность в движениях, стимулируя творческую
активность;
сформировать нравственно – волевые качества, коммуникативные
навыки;
воспитать
устойчивый
интерес
к
играм,
активность
и
инициативность;
объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах подготовки детей к
школе,
привлечь
родителей
к
проектной
деятельности,
сделать
участниками совместных мероприятий;
В
основу
алгоритма
построения
работы
с
детьми
входит
методика
ознакомления и разучивания игр в старшем дошкольном возрасте:
1.
ознакомление
с
названием,
историей
игры,
если
она
относится
к
народным или забытым играм, с её содержанием и правилами;
2.
разучивание игры в совместной деятельности, работа по закреплению
правил и их соблюдению;
3.
самостоятельная игровая деятельность;
4.
внесение усложнений, если они имеются.
При организации работы с детьми, использовались различные методы и
приёмы: наглядный (показ способа действий, показ презентаций из истории
игры)
вербальный
(объяснение,
рассказ)
практический
(изготовление
атрибутики
для
игры,
упражнение,
проигрывание
игры)
соревновательный,
проектный метод, организация совместных мероприятий с детьми и родителями
и т.д.
На основе вышесказанного были отобраны те игры, которые отвечали
следующим требованиям: соответствие возрасту детей, малоподвижность игры,
возможность
играть
в
парах
и
малыми
подгруппами;
игры,
не
требующие
большой
подготовки
и
изготовления
атрибутики;
игры
с
небольшими
атрибутами (входит в портфель + учебники и тетради или в карман).
Система
работы
предполагает
последовательное
усложнение
игр
–
постепенно усложняются правила, двигательная задача, расширяется диапазон
физических
качеств,
количество
участников,
Например,
малообщительному,
робкому ребёнку сначала можно предложить играть в паре.
Рекомендации к проведению игр:
не нужно заставлять играть детей, а только приглашать и учить этому
детей;
быть всегда объективным в играх;
заканчивать игру чуть раньше, чем хотят дети;
находить причины неудачной игры, если она не получилась;
участвовать в игре и проявлять высокий непосредственный интерес;
создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
Ниже предложен перечень игр, которые были разучены с детьми в
соответствии с разработанным перспективным планом:
Сюжетные игры: «Правила светофора», «Переправа», «Море волнуется»,
«Репка», «Зоопарк», «Земля – луна», «Космонавты», «Два Мороза».
Бессюжетные
игры:
«Внимание,
начали!»,
«Похлопаем
–
потопаем»,
«Шалдай – Балтай», «Тряпичная кукла и солдат», «Тренируем эмоции»,
«Найди и промолчи», «Прикоснись до…», «Летит – не летит», «Не урони
мяч»,
«Где
мы
были
вам
не
скажем,
а
что
делали
-
покажем»,
«Молчанка».
Народные
игры:
«Аленький
платочек»,
«Ручеек»,
«Ловец»,
«Уголки»,
«Платок», «Удочка», «Горячая картошка», «Лапти», «Крута гора», «Бабка
Ежка».
Шансовые игры: «Запомни вещи», «Взвесь в руке», «Золушка», «Юный
металлист»,
«Мяч
по
кругу»,
«Магнит»,
«Моталочки»,
«Восточный
носильщик», «Терпеливые руки», «Домой!», «Давайте поздороваемся»,
«Стоп!», «Да и нет не говорите», «Замри!».
Забытые игры: «Колечко», «Камешек», «На горе стояли зайцы», «Банька»,
«Веревочка», «Кручение волчков», «Классы», «Резиночка».
Большое влияние на творческую двигательную деятельность оказывает
взрослый,
поэтому
были
спланированы
и
разработаны
мероприятия,
направленные на развитие физической подготовленности, охрану и укрепление
физического и психического здоровья.
Формы работы с родителями:
Проект «В какие игры мы играли в школе на переменке» (забытые
игры);
Анкетирование по выявлению проблем воспитания и оздоровления
детей;
Консультации по запросам родителей;
Совместные мероприятия родителей и детей (развлечения, игры –
эстафеты, досуги);
Выставки, коллажи на темы: «Вместе дружно отдыхаем – в игры
разные играем!», «Мы – здоровая семья!», «Скоро в школу»;
Привлечение родителей к подбору и изготовлению атрибутики к
играм.
Показателем
результативности
стало
умение
детей
группы
самостоятельно организовывать разученные игры, играть дружно в большом
коллективе, вносить элементы творчества, самостоятельно усложнять правила
игры, договариваться со сверстниками.
Опрос учителей и родителей воспитанников показал, что 98% детей, с
которыми
была
апробирована
данная
система,
успешно
адаптировались
в
школьной
жизни,
что
говорит
об
эффективности
её
использования
для
подготовки воспитанников ДОУ к школе.
Игра - один из самых адекватных методов работы с дошкольниками и
самое
эффективное
средство
для
снятия
психоэмоциональной
нагрузки
в
процессе адаптации. Роль взрослого - помочь ребёнку уверенно вступить на
следующую ступень образования
По
определению
Д.Б.
Эльконина,
дошкольный
и
младший
школьный
возраст
-
это
одна
эпоха
человеческого
развития,
именуемая
«детством».
Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому
у них общее родовое имя – педагог.
Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному
обучению
предполагает
создание
комплекса
условий,
обеспечивающих
формирование
готовности
ребенка
к
школе
на
основе
единых
требований.
Значимым направлением работы по преемственности является умение ребёнка
грамотно организовать свою деятельность на переменке.
Список информационных источников:
1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №
273-ФЗ (вступил в силу с 01.09.2013);
2.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 года №
30384).
3.
Аршавский И. А. Ваш малыш может не болеть. М., 1990.
4.
Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей. О.М. Дьяченко, Н.Ф.
Астаськова, А.И. Булычева и др. – М.: Мозаика Синтез, 2008. – 192 с.
5.
Зайченко Е.П. Повышение двигательной активности детей в самостоятельной игре.
Дошкольное воспитание.1991, № 3.
6.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
7.
Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие
для
родителей
и
педагогов.
Художники
М.В.
Душин,
В.Н.
Куров.
–
Ярославль:
«Академия развития», 1997. – 240 с., ил.
8.
Литвинова М.Ф. Л64 Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей
дет. Сада под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.
9.
Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.:
Академический проект, 2002. – 160 с.
10. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. М77Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.;
Сфера, 2011. – 256 с.
11. Попова Н. М. Шестилетние в школе и дома. – М.: Медицина, 1988, 56 с.: ил. (Науч.–
попул. Мед. Литература. Для матерей).
12. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.
13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. М., 2006.
14. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития детей
дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1995. № 12.
15. Страковская
В.Л.
Помогите
малышу
подготовиться
к
школьной
жизни:
Оздоравливающие
и
развивающие
подвижные
игры
для
детей
от
1,5
до
7
лет:
Методическое пособие. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 112 с. (ил.).
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.