Напоминание

"Использование активных игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего возраста игры на переменке"


Автор: Ларионова Марина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад присмотра и оздоровления № 10 "Орлёнок"
Населённый пункт: город Коряжма, Архангельской область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных игр для снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего возраста игры на переменке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж»

XIX Региональные педагогические чтения по теме

«Достижения педагогической науки и

инновационная образовательная практика»

(Каргополь, 17 марта 2018 года)

Секция «Педагогика дошкольного образования»

Доклад на тему

«Использование активных игр для снятия психоэмоционального

напряжения у старших дошкольников»

Автор доклада: Ларионова Марина Михайловна, инструктор по физической

культуре МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 10 «Орлёнок»

города Коряжмы

С

введением

нового

Федерального

закона «Об образовании

в

РФ»

Дошкольное

образование

признано

1

ступенью

системы

образования.

Это

требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и

школы,

построении

новой

модели

выпускника,

что

позволит

обеспечить

непрерывность образовательного процесса.

Согласно

ФГОС

преемственность

рассматривается

как

связь,

согласованность и перспективность всех компонентов системы образования:

целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и

обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Именно

преемственность

учреждений

должна

стать

«подушкой

безопасности» в непростой для ребёнка переходный из детского сада в школу

период.

Обучение в школе – это новый этап во взаимоотношениях ребёнка с

окружающими. В школе его встречает обилие информации, новые знакомства,

новый

авторитет

учитель,

и

все

это

требует

от

первоклассника

дополнительных и не всегда приятных психических и физических усилий. Как

показывают

наблюдения,

сложность

учебной

деятельности

вызывает

тормозную реакцию у подвижных и возбужденных детей и, наоборот, делает

возбудимыми уравновешенных. И происходит это в результате смены условий

жизни и деятельности. Поэтому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и

эффективно развивался, необходимо как можно чаще обращаться к игре, так

как именно игра, в данном случае, будет одним из самых эффективных средств

психоэмоциональной разрядки.

Играть любят все: и дети и взрослые. В игре, как в зеркале отражаются

особенности времени, нормы поведения, характер, речь, физические качества,

эмоциональные переживания.

Овладевая в игре определенными навыками,

дети

учатся

взаимодействовать

с

взрослыми

и

сверстниками,

преодолевать

трудные

жизненные

ситуации.

Игра

способствует

формированию

произвольности психических процессов,

учит регулировать

собственное

эмоциональное

состояние,

следовать

общепринятым

нормам

поведения,

навыкам

саморегуляции,

подчиняться

правилам

игры,

что

определяет

психологическую готовность ребенка к школе.

Переменки

в

начальных

классах

самые

шумные.

Первоклассникам

сложно сразу включиться в школьную работу: они неусидчивы, невнимательны,

часто

отвлекаются.

Им

сложно

сидеть

30-40

минут,

сохраняя

внимание

и

сосредоточенность. Поэтому на переменах зачастую они

бесцельно бегают,

прыгают, кричат. А это время можно использовать с пользой – поиграть

в

интересные

игры,

тем

самым

получить

психологическую

разрядку,

снять

мышечное и эмоциональное напряжение, что поможет ребенку справиться с

неприятным

состоянием,

застенчивостью,

излишней

возбудимостью,

неуверенностью

и

страхом,

сформировать

у

ребенка

положительную,

стабильную самооценку и уверенность в собственных силах.

«Играм

на

переменке»

нужно

учить,

для

этого

необходима

целенаправленная планомерная работа. Причём научить ребёнка играть в игры,

которые будут способствовать снятию психоэмоционального напряжения нужно

ещё в детском саду, тем самым мы заложим фундамент успешной адаптации

ребёнка к школе.

«Игры на переменке» преследуют несколько целей:

социально - коммуникативная (первоклассники адаптируются к школе —

общаются, знакомятся, учатся быть вежливыми друг с другом, изучают

простейшие правила поведения в социуме);

физическая разрядка (детям довольно тяжело сидеть целый урок на одном

месте,

подвижные

игры

выступают

для

них

в

роли

своеобразной

физкультурной минутки);

снятие зрительного напряжения;

переключение внимания, психическая и умственная разрядка (игра —

хороший способ дать отдых мозгу ребенка и потренировать реакцию);

психологическая

(такая

смена

деятельности

укрепляет

здоровье,

поднимает

настроение

детям

и

формирует

у

них

положительное

отношение к школе и учебе).

Какие игры лучше выбрать для детей в этом случае? Проанализировав

условия, временные промежутки между уроками, можно отметить, что игры с

высокой подвижностью не подходят. Для них требуется большое пространство,

подготовка,

а

чрезмерная

подвижность

в

игре

ведет

к

повышенной

возбудимости. Поэтому эффективней проводить игры малой подвижности.

Проанализировав классификации игр, предложенные разными авторами,

при

организации

мало

подвижных

игр

на

переменке,

можно

выделить

следующие

виды:

сюжетные,

народные,

бессюжетные,

шансовые,

давно

забытые игры.

Особенно детей и родителей заинтересовали забытые игры. Например,

игра «Камешек» (она же «Колечко, колечко – выйди на крылечко»), где дети

стоят в круге и держат руки с сомкнутыми крепко ладонями. Водящий старается

положить камешек из своих ладоней в ладони играющий детей, а камешек

нужно положить незаметно, чтобы никто не узнал, у кого он. Дети пытаются

угадать, у кого камешек, а тот, у кого камешек, должен не выдать себя никакими

движениями, жестами. Игра очень нравится детям: проведение ее не занимает

много времени и места, не требуется подготовки, атрибутики, в игре можно

разговаривать,

шутить,

смеяться,

а

камешек

принести

в

школу

просто

в

кармане.

Цель

работы:

Обогатить

игровой

опыт

детей

играми

для

снятия

психоэмоционального состояния и обосновать эффективность данной системы

«Игры на переменке» для подготовки детей к школе.

При достижении данной цели, можно решить множество задач:

познакомить с новыми играми, научить играть и организовывать;

регулировать

физическое

и

психическое

благополучие

детей;

предоставлять определенную свободу и самостоятельность действий;

удовлетворить потребность в движениях, стимулируя творческую

активность;

сформировать нравственно – волевые качества, коммуникативные

навыки;

воспитать

устойчивый

интерес

к

играм,

активность

и

инициативность;

объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах подготовки детей к

школе,

привлечь

родителей

к

проектной

деятельности,

сделать

участниками совместных мероприятий;

В

основу

алгоритма

построения

работы

с

детьми

входит

методика

ознакомления и разучивания игр в старшем дошкольном возрасте:

1.

ознакомление

с

названием,

историей

игры,

если

она

относится

к

народным или забытым играм, с её содержанием и правилами;

2.

разучивание игры в совместной деятельности, работа по закреплению

правил и их соблюдению;

3.

самостоятельная игровая деятельность;

4.

внесение усложнений, если они имеются.

При организации работы с детьми, использовались различные методы и

приёмы: наглядный (показ способа действий, показ презентаций из истории

игры)

вербальный

(объяснение,

рассказ)

практический

(изготовление

атрибутики

для

игры,

упражнение,

проигрывание

игры)

соревновательный,

проектный метод, организация совместных мероприятий с детьми и родителями

и т.д.

На основе вышесказанного были отобраны те игры, которые отвечали

следующим требованиям: соответствие возрасту детей, малоподвижность игры,

возможность

играть

в

парах

и

малыми

подгруппами;

игры,

не

требующие

большой

подготовки

и

изготовления

атрибутики;

игры

с

небольшими

атрибутами (входит в портфель + учебники и тетради или в карман).

Система

работы

предполагает

последовательное

усложнение

игр

постепенно усложняются правила, двигательная задача, расширяется диапазон

физических

качеств,

количество

участников,

Например,

малообщительному,

робкому ребёнку сначала можно предложить играть в паре.

Рекомендации к проведению игр:

не нужно заставлять играть детей, а только приглашать и учить этому

детей;

быть всегда объективным в играх;

заканчивать игру чуть раньше, чем хотят дети;

находить причины неудачной игры, если она не получилась;

участвовать в игре и проявлять высокий непосредственный интерес;

создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Ниже предложен перечень игр, которые были разучены с детьми в

соответствии с разработанным перспективным планом:

Сюжетные игры: «Правила светофора», «Переправа», «Море волнуется»,

«Репка», «Зоопарк», «Земля – луна», «Космонавты», «Два Мороза».

Бессюжетные

игры:

«Внимание,

начали!»,

«Похлопаем

потопаем»,

«Шалдай – Балтай», «Тряпичная кукла и солдат», «Тренируем эмоции»,

«Найди и промолчи», «Прикоснись до…», «Летит – не летит», «Не урони

мяч»,

«Где

мы

были

вам

не

скажем,

а

что

делали

-

покажем»,

«Молчанка».

Народные

игры:

«Аленький

платочек»,

«Ручеек»,

«Ловец»,

«Уголки»,

«Платок», «Удочка», «Горячая картошка», «Лапти», «Крута гора», «Бабка

Ежка».

Шансовые игры: «Запомни вещи», «Взвесь в руке», «Золушка», «Юный

металлист»,

«Мяч

по

кругу»,

«Магнит»,

«Моталочки»,

«Восточный

носильщик», «Терпеливые руки», «Домой!», «Давайте поздороваемся»,

«Стоп!», «Да и нет не говорите», «Замри!».

Забытые игры: «Колечко», «Камешек», «На горе стояли зайцы», «Банька»,

«Веревочка», «Кручение волчков», «Классы», «Резиночка».

Большое влияние на творческую двигательную деятельность оказывает

взрослый,

поэтому

были

спланированы

и

разработаны

мероприятия,

направленные на развитие физической подготовленности, охрану и укрепление

физического и психического здоровья.

Формы работы с родителями:

Проект «В какие игры мы играли в школе на переменке» (забытые

игры);

Анкетирование по выявлению проблем воспитания и оздоровления

детей;

Консультации по запросам родителей;

Совместные мероприятия родителей и детей (развлечения, игры –

эстафеты, досуги);

Выставки, коллажи на темы: «Вместе дружно отдыхаем – в игры

разные играем!», «Мы – здоровая семья!», «Скоро в школу»;

Привлечение родителей к подбору и изготовлению атрибутики к

играм.

Показателем

результативности

стало

умение

детей

группы

самостоятельно организовывать разученные игры, играть дружно в большом

коллективе, вносить элементы творчества, самостоятельно усложнять правила

игры, договариваться со сверстниками.

Опрос учителей и родителей воспитанников показал, что 98% детей, с

которыми

была

апробирована

данная

система,

успешно

адаптировались

в

школьной

жизни,

что

говорит

об

эффективности

её

использования

для

подготовки воспитанников ДОУ к школе.

Игра - один из самых адекватных методов работы с дошкольниками и

самое

эффективное

средство

для

снятия

психоэмоциональной

нагрузки

в

процессе адаптации. Роль взрослого - помочь ребёнку уверенно вступить на

следующую ступень образования

По

определению

Д.Б.

Эльконина,

дошкольный

и

младший

школьный

возраст

-

это

одна

эпоха

человеческого

развития,

именуемая

«детством».

Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому

у них общее родовое имя – педагог.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному

обучению

предполагает

создание

комплекса

условий,

обеспечивающих

формирование

готовности

ребенка

к

школе

на

основе

единых

требований.

Значимым направлением работы по преемственности является умение ребёнка

грамотно организовать свою деятельность на переменке.

Список информационных источников:

1.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №

273-ФЗ (вступил в силу с 01.09.2013);

2.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 года №

30384).

3.

Аршавский И. А. Ваш малыш может не болеть. М., 1990.

4.

Дети, в школу собирайтесь. Пособие для педагогов и родителей. О.М. Дьяченко, Н.Ф.

Астаськова, А.И. Булычева и др. – М.: Мозаика Синтез, 2008. – 192 с.

5.

Зайченко Е.П. Повышение двигательной активности детей в самостоятельной игре.

Дошкольное воспитание.1991, № 3.

6.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

7.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие

для

родителей

и

педагогов.

Художники

М.В.

Душин,

В.Н.

Куров.

Ярославль:

«Академия развития», 1997. – 240 с., ил.

8.

Литвинова М.Ф. Л64 Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателей

дет. Сада под ред. Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение, 1986. – 79 с., ил.

9.

Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.:

Академический проект, 2002. – 160 с.

10. Монина Г.Б., Гурин Ю.В. М77Игры для детей от трех до семи лет. – СПб.: Речь; М.;

Сфера, 2011. – 256 с.

11. Попова Н. М. Шестилетние в школе и дома. – М.: Медицина, 1988, 56 с.: ил. (Науч.–

попул. Мед. Литература. Для матерей).

12. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.

13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. М., 2006.

14. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармонического развития детей

дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 1995. № 12.

15. Страковская

В.Л.

Помогите

малышу

подготовиться

к

школьной

жизни:

Оздоравливающие

и

развивающие

подвижные

игры

для

детей

от

1,5

до

7

лет:

Методическое пособие. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 112 с. (ил.).

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.



В раздел образования