Автор: Фёдорова Надежда Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ "Лицей г. Малмыжа" Кировской области
Населённый пункт: г. Малмыж Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для сохранения психологического здоровья обучающего
Раздел: начальное образование
Создание условий для сохранения психологического здоровья обучающего
ВЫ не раз слышали фразу, что
школа должна направить усилия на
формирование и сохранения здоровья учащихся.
Генрих Гейне писал:
Единственная красота, которую я знаю - это
здоровье.
А что включает в себя понятие здоровье?
Для детей. В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце,
как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.
Для
взрослого
человека.
Взрослый
человек
может
прийти
к
мысли,
что
здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей
и решения личностных задач.
Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его
жизнь.
Существует
более 300 определений здоровья. Попробуем разобраться в
некоторых из них.
Физическое здоровье - здоровый образ жизни (правильное питание, спорт,
экология)
Социальное здоровье - способность общаться с другими без конфликтов,
чувствовать себя ответственным за общество, в котором мы живем, работать
для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.
Психическое здоровье -
это состояние благополучия, при котором человек
может реализовать свой собственный потенциал.
Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое
значение
имеют
различные
психологические
факторы
(влечения,
эмоции,
чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с
утратой человеком своего душевного благополучия.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о
психическом здоровье:
1.
Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют
такие состояния как:
полное спокойствие;
уверенность в своих силах;
вдохновение.
2.
Высокий
уровень
психических
возможностей,
благодаря
чему
человек
способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги,
страха.
Так что же включает в себя психологическое здоровье?
Психологическое здоровье – состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических
дефектов.
В настоящее время пред
педагогами стоит задача сохранения
психологического здоровья учащихся. Попробуем в этом разобраться.
Психологическое здоровье характеризует личность в целом и включает в себя
разные критерии жизнедеятельности человека
Критерии психологического здоровья
1. Наличие душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности;
2. Способность человека контролировать своё поведение;
3. Способность ставить цель;
4. Способность планировать и организовывать свою деятельность;
5. Наличие гармоничных отношений с окружающими;
6. Наличие высокой степени саморегуляции;
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного
развития в обществе. При нарушении психологического здоровья, нарушается
развитие человека.
Нарушением психологического здоровья является много факторов: введение
раннего обучения, школьные перегрузки, неблагоприятный психологический
климат в ученическом коллективе и многое другое.
Растет количество детей с общим уровнем психического развития ниже
нормы,
с
нарушением
в
общении,
психомоторной
гиперактивностью,
неустойчивым
настроением.
Распространенность
нервно-психических
расстройств
у
школьников
достигает
70-80%.
Заметно
снижение
познавательной активности и учебной мотивации учащихся.
Задача педагога найти формы и методы для интеллектуально-творческого,
эмоционального, физического развития ребенка.
Нужно создавать оптимальные условия в школе - стиль общения педагогов
с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание
атмосферы
заинтересованности
и
живого
поиска
знаний,
атмосферы
психологического расслабления и комфортности;
Учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип
темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия
информации и пр.);
Разнообразие уроков по видам деятельности: чередование игр и
наблюдений,
решение
практических
задач,
психоэмоциональные
паузы,
свободный творческий труд;
Взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен
быть учебно-игровой, трудовой.
Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих
занятий, рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий
на уроке. Для создания здоровьесберегающей среды в классе и реализации
творческих
задач применяю инновационные технологии. Это
проблемное
обучение, деятельностный подход, игровые технологии, коммуникативные,
проектно-исследовательские технологии, разноуровневое обучение, провожу
нестандартные уроки-
урок-путешествие, урок-игра;
отдельные уроки на
природе
(физкультура,
изобразительное
искусство,
окружающий
мир),
интегрированные уроки. Все это снижает напряженность в классе, прямую
зависимость усталости от времени проведения урока.
Ролевая игра, актуализирует резервные возможности учеников. Смена
ролей,
функций,
места
и
времени
действий
способствует
раскрытию
личностных
качеств
учащихся,
повышает
эмоциональный
тонус
учебного
процесса,
улучшает
здоровье
детей.
Включение
таких
уроков
в
процесс
обучения придает ему радостные, светлые тона, настроение от них передается и
другим урокам.
Хоровое проговаривание, пение, совместное - верный показатель духовного
здоровья. Оно является мощным средством успокоения нервной системы и
психики.
Общение с животными снимает нервное напряжение. Дети любят ходить в
живой уголок, рисовать своих домашних животных, рассказывать о них.
Но кроме этого существует проблема детской агрессивности - одна из
значимых
в
начальной
школе.
Коррекция
агрессии
может
укрепить
психологическое здоровье младшего школьника. Один из эффективных методов
психокоррекции -изотерапия («лечение» рисованием). Л.С. Выготский придавал
исключительно важное значение детскому рисованию не только для снятия
страхов, неврозов, но и как важному способу самовыражения личности, потому
что ребенок рисует не то, что знает, а главным образом то, что переживает.
Советы психологов. Как избавиться от плохого настроения? Памятки детям.
1.Потопать
ногами.
Вы
дадите
физический
выход
своей
отрицательной
энергии, вместе с ней уйдет и злость.
2.Замесить
тесто
понарошку,
раскатать
его. Злость
улетучится,
так
как
работать с тестом- очень увлекательное занятие.
3.Высказать свои чувства. Рассказать кому-нибудь о своем плохом настроении:
родственникам, подруге, другу, собаке, кошке, кукле.
4.Спеть бодрую песенку, сплясать быстрый танец.
5.Смыть
дурные
чувства. Набрать
в
ванну
теплой
воды,
лечь
всем
телом
ощутить, как вода смывает все плохое.
6.Надуть злостью шарик. Надуть шарик, завязать и бросить его в мусорный
контейнер или в воздух - с ним ваше плохое настроение улетит далеко.
По настроения всех учеников можно разделить на 3 группы.
1. Это дети, которым в школе интересно, они уверены в себе, достигают
желаемого результата, получают удовольствие от учебы. Хорошее настроение у
них связано с интересом.
2. Вторая группа – дети, настроение которых носит переменный характер.
Состояние
утомления
может
перейти
в
радость
и
активность,
хорошее
настроение смениться недовольным.
3. Третья группа -дети, неуверенные в своих силах, что связано с неудачами в
процессе учебы. У них преобладает состояние утомления, нет интереса к учебе,
хотя
на
некоторых
уроках
они
активны.
В
процессе
обучения
у
многих
школьников происходит нарастание отрицательных эмоций.
Чтоб этого не было, дети должны слышать спокойный тон учителя,
обращение к себе по имени, видеть его улыбку. Важно, чтобы они ощущали
уважение к любому своему ответу . Каждый день у нас начинаем с «минутки–
улыбнись друг другу!» или приветствия в парах. Для снятия эмоционального
напряжения при переходе от дней отдыха к учебной неделе, раскрепощения
провожу «минутки
радости».
Детям
предлагается
вспомнить
радостные
моменты и рассказать о значимой для себя радости за прошедшую неделю или
за
выходные
дни.
Внимательно
выслушав
каждого,
стараюсь
привлечь
внимание
всех
ребят
к
сопереживанию
тех
чувств,
о
которых
вспоминал
говорящий.
Постепенно
дети
лучше
узнают
друг
друга,
выравнивается
положительный эмоциональный фон в коллективе.
Большое значение для детей играет их психологический настрой и
внутреннее состояние. Для определения психологического настроя используем
«Гусеничку настроения». Суть этой методики в том, что каждый ученик, придя
утром в школу, показывает свое настроение при помощи цветных магнитиков
на доске. Таким образом, вырисовывается общая картина настроения класса, в
зависимости от которой и строю свою работу (намеченные накануне виды
работы на уроке или усложняю, или упрощаю).
В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих
положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и
доброжелательное
отношение
к
окружающим,
изменился
микроклимат
на
уроках. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для
межличностного
общения.
С
этой
целью
использую
релаксационные
упражнения.
1.Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать
достоинства своих одноклассников.
2.Игра «Вам - сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня
хорошо выглядишь» и т.д.
3.Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю
тебе счастье (солнце, дружбу)».
4.Методика «Утренний сбор».
Дети
делятся
со
своими
одноклассниками
планами
на
сегодняшний
день,
поздравляют с днём рождения и т.п.
5.Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.
6..Для
снятия
эмоционального
напряжения
и с п о л ь з у ю экспресс-прием
расслабления:
- дыхание по схеме 3+3+3 (3с-вдох, 3с-задержка дыхания, 3с-выдох. Повторить
три раза);
-
10 глубоких вдохов и выдохов в соотношении (1-вдох; 1-2-3-4-задержка
дыхания;1-2-выдох).
Когда уроков еще много, а силы у детей на исходе, всего несколько минут
мини-массажа придадут им бодрости и энергии.
Упражнение. Сложить руки в «замок» за спиной (так как отрицательные
эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах), напрячь руки и спину,
потянуться, расслабить плечи и руки, сбросить напряжение с кистей. Во время
потягивания
в
организм
выбрасывается
эндорфин-гормон
счастья.
Урок
проходит в хорошем настроении, дети много улыбаются, а смех-это целитель.
Внеурочную деятельность детей также строю с учетом
сохранения
физического,
психического
и
социального
благополучия
ребенка
Самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей,
побуждаю их к творческому выполнению заданий. Проект «Моя родословная»
Хороший эффект дает проведение классных часов по теме здоровья и общения.
Затрагиваем не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Только
человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Просвещение и профилактика в школе проходит через:
1. Небольшие выступления на педагогических советах;
2. Организация семинаров
3. Диагностика обучающися (уровень тревожности, мотивация..)
Просвещение родителей происходит через:
Выступление
на
родительских
собраниях,
консультации
(психологическое
просвещение),
своевременная
диагностика,
коррекционно-развивающие
занятия.
Центром образования является ребенок, но главная фигура в нем - учитель.
Чему научатся дети, зависит от нашего настроения, умения управлять собой. Не
секрет, что определенные свойства личности педагога способствуют развитию
тревожности. Чтобы не оказать пагубного влияния на детей, нужно в первую
очередь
разобраться
с
собой,
со
своими
эмоциональными
проблемами,
причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций. Посмотри
на себя, учитель!