Напоминание

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством ознакомления его с историей, бытом и традициями"


Автор: Говорова Антонина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 32
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством ознакомления его с историей, бытом и традициями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством

ознакомления его с историей, бытом и традициями». (из личного опыта)

«

Народ

,

который

не

знает

своей

культуры

и

истории

презрен

и

легкомыслен

».

И

.

М

.

Карамзин

«

Жизнь

всякого

народа

проявляется

в

своих

ей

одной

свойственных

формах

»,

писал

великий

русский

демократ

В

.

Г

.

Белинский

,

подчёркивая

этим

своеобразие

национальных

условий

,

в

которых

протекает

жизнь

каждого

народа

.

Эпохи

,

люди

,

их

культура

неповторимы

.

Каждая

из

них

имеет

свой

характер

,

свои

уникальные

черты

.

Но

одна

из

проблем

современного

образования

состоит

в

том

,

что

в

процессе

воспитания

не

соблюдается

историческая

преемственность

поколений

.

Дети

лишаются

возможности

брать

пример

с

людей

,

живших

в

прошлом

.

Не

знают

,

как

люди

работали

,

отдыхали

,

как

украшали

свой

быт

,

как

воспитывали

детей

,

к

чему

стремились

,

чем

дорожили

и

какие

ценности

были

превыше

всего

.

О

важности

приобщения

дошкольников

к

культуре

своего

народа

и

формирования

духовно

-

нравственных

качеств

,

посредством

использования

регионального

компонента

,

говорит

и

основная

задача

,

над

которой

работает

детский

сад

,

поскольку

обращение

к

отеческому

наследию

воспитывает

уважение

,

гордость

за

землю

,

на

которой

живешь

.

Сегодня

взрослые

обращают

внимание

детей

к

народному

творчеству

,

народным

истокам

,

обрядам

,

традициям

,

обычаям

,

которые

долгое

время

были

в

забвении

.

Соприкосновение

с

народным

искусством

и

традициями

,

участие

в

народных

праздниках

,

духовно

обогащают

ребёнка

,

воспитывают

в

нём

гордость

за

свой

народ

.

Поддерживают

интерес

к

его

истории

и

культуре

.

С

возвращением

к

нам

национальной

памяти

,

всё

больше

хочется

знать

о

русской

культуре

,

о

том

,

как

жили

наши

предки

,

во

что

одевались

.

Какие

отмечали

праздники

,

какие

соблюдали

обычаи

и

традиции

,

как

и

чем

украшали

свой

быт

?

Хочется

всё

это

донести

до

понятия

нашего

поколения

,

донести

до

сознания

своих

воспитанников

,

что

они

являются

носителями

русской

народной

культуры

,

воспитать

ребят

в

национальных

традициях

,

чтобы

они

помнили

обычаи

и

традиции

русского

народа

.

Ответить

на

эти

и

подобные

вопросы

----

значит

восстановить

связь

с

прошлым

,

вернуть

утраченные

ценности

,

донести

до

сведения

детей

,

что

они

являются

носителями

казачьей

культуры

,

воспитывать

детей

в

национальных

традициях

,

патриотами

.

Исходя

из

актуальности

этого

направления

в

работе

с

детьми

,

мною

был

разработан

долгосрочный

проект

на

тему

: «

Приобщение детей старшего дошкольного

возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества

посредством ознакомления с его историей, бытом и традициями.»

В работе я использовала :

Список использованной литературы.

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

Разработка регионального компонента содержания дошкольного образования в соответствии

с ФГТ. Методическое пособие. Ростов-на Дону. Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и

ППРО, 2011г. -91с.

2. Чумичева Р.М. и др. Доноведение для дошкольников. – Ростиздат, Ростов-на-Дону, 2011г. -

411с.

3. Чумичева Р.М. и др. Методическое обеспечение к региональной программе «Родники

Дона». Ростов-на Дону, 2005г. -234с.

4. Чумичева Р.М. и др. Ценностно-смысловое развитие дошкольников. Ростов-на-Дону, 2005г.

-311с.

5. Клевцова И.С. , Лыкова И.А. Солнечная керамика (альбом для детского художественного

творчества),2009г. -16с.

6. Чумичева Р.М. и Ведмедь О.Л. Путешествие в историю и культуру Донского края,

« Синтез технологий», Ростов-на Дону, 2007г. - 100с.

7. Компанцева Л.В. и др. Дошкольникам о М.А. Шолохове и Донском крае - «Терра», Ростов-

на Дону,2005г., -135с.

8. Демченко М.В. Развитие творчества детей посредством декоративного

рисования/М.Демченко// Справочник старшего воспитателя, 2012г., №3, с. 56-61

.

Были

определены

цель

и

задачи

.

Цель: формирование личности ребёнка в процессе создания условий для приобщения детей

к культурно-историческим ценностям донского казачества ( быту, обычаям и традициям )

через познавательно-речевое и музыкально-творческое развитие.

Задачи:

1.

Формировать познавательный интерес к историческим корням донского казачества, его

быту, обычаям и традициям, через речевое и музыкальное развитие.

2.

Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному

наследию донского казачества.

3.

Воспитывать у детей любовь к донскому фольклору и совершенствовать исполнительские

навыки в фольклорных музыкальных произведениях.

4.

Гармонично взаимодействовать с семьёй в духовно-нравственном воспитании детей на

основе взаимного уважения и поддержки.

Данные

задачи

решались

во

всех

видах

детской

деятельности

:

на

занятиях

,

в

играх

,

в

труде

,

в

быту

,

практической

и

художественно

-

творческой

деятельности

,

праздниках

-

так

как

воспитывают

в

ребенке

не

только

патриотические

чувства

,

но

и

формируют

его

взаимоотношения

со

взрослыми

и

сверстниками

Изучив потенциал методической литературы, я разработала цикл занятий для детей старшего

дошкольного возраста. Предполагая, что разнообразие средств, методов и приёмов по

ознакомлению дошкольников

с

историей

родного

края

повлияют

на

уровень

знаний

о

явлениях

и

объектах

окружающего

мира

,

на

положительное

эмоциональное

и

эстетическое

отношение

к

ним

,

а

главное

на

содержание

и

качество

детских

взглядов

на

культурно

-

исторические

ценности

,

а

также

будут

способствовать

формированию

умения

дошкольниками

осознавать

смысл

духовно

-

нравственных

ценностей

общества

и

в

более

эффективной

степени

развивать

чувство

патриотизма

.

Приобщение

к

казачьим

национальным

духовным

культурным

ценностям

на

моих

занятиях

происходили

в

процессе

ознакомления

с

песенным

народным

творчеством

(

на

примере

донских

казачьих

песен

,

хороводов

,

игр

);

устного

народного

творчества

(

на

примере

казачьих

прибауток

,

пословиц

и

поговорок

,

донских

сказок

);

с

традиционным

донским

ремеслом

(

Семикаракорский

фаянс

);

на

музыкальных

и

речевых

занятиях

,

в

театрализованной

и

игровой

деятельности

.

Занятия

проходили

в

интересной

,

увлекательной

форме

,

каждый

ребёнок

принимал

участие

во

всех

видах

деятельности

,

предложенных

на

занятии

.

Содержание

и

форму

проведения

каждого

занятия

тщательно

продумывала

,

стремилась

чтобы

занятие

решало

поставленные

задачи

:

образовательные

,

воспитательные

и

развивающие

.

Учитывая

,

что

дошкольникам

свойственно

наглядно

-

образное

мышление

,

при

ознакомлении

с

народной

культурой

использовала

не

только

художественную

литературу

,

иллюстрации

,

но

и

«

живые

»

наглядные

предметы

и

материалы

:

национальные

костюмы

,

предметы

быта

.

В

связи

с

этим

возникла

необходимость

создания

в

группе

мини

-

музея

«

Как

было

у

нас

на

Дону

».

Благодаря

совместной

работе

педагогов

и

родителей

,

в

мини

-

музее

появилась

различная

утварь

и

предметы

быта

:

прялка

,

коромысло

,

рубель

,

керосиновая

лампа

,

самовар

,

чугунок

,

ухват

и

др

.

Чтобы

укрепить

интерес

к

казачьей

культуре

,

я

проводила

в

казачьем

уголке

«

посиделки

»,

развлечения

«

Загадки

вокруг

печки

», «

Весела

была

беседа

»,

где дети как бы

становились участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.

Были

проведены

занятия-путешествие в историю отдельных вещей и

традиционного быта в целом (история самовара, утюга, керосиновой лампы,

сундука); занятия-размышления(что было бы, если…?) и др. К занятиям в музее

использовала фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные

народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информацию, полученную на

таких занятиях, включала в различные виды практической деятельности детей

Используя

мини

-

музей

,

я

решала

такие

задачи

,

как

формирование духовно-

нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и

толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам,

их родителям, соседям и другим людям), воспитание свободной и творческой

личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной

ориентироваться в современном мире.

Воспитывая у детей любовь к своему культурному наследию, необходимо подвести их к

пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких,

есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают

машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д

Не

менее

важным

условием

нравственно

-

патриотического

воспитания

детей

является

тесная

взаимосвязь

с

родителями

,

когда

стараешься

сделать

их

своими

партнёрами

и

единомышленниками

.

С родителями проводилась просветительская

работа ( сообщения, буклеты, информационные листы ,папки-передвижки ), праздники.

Так

с

помощью

родителей

были

сшиты

казачьи

национальные

костюмы

.

С

огромной

радостью

применяют

их

дети

для

выступлений

,

а

также

в

игровой

деятельности

.

Костюм

помогает

ребёнку

войти

в

образ

,

и

тогда

действие

становится

наиболее

выразительным

.

Использование

казачьих

костюмов

на

праздниках

и

развлечениях

позволяет

приобщать

детей

к

народному

искусству

,

воспитывать

национальную

гордость

.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых

эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного

календаря: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение

участников события в единый коллектив, и формирование духовно-нравственных

качеств, и уважение к народной культуре. Так при тесном взаимодействии с

музыкальным руководителем Кураевой Олесей Витальевной в детском саду была

проведена Покровская ярмарка с участием родителей.

На

ярмарке

были

представлены

традиционные

казачьи

блюда

,

изготовленные

руками

родителей

.

Мини

-

музей

пополнился

картотекой

традиционных

казачьих

блюд

.

Народные

игры

способствуют

воспитанию

сознательной

дисциплины

,

воли

,

настойчивости

в

преодолении

трудностей

,

приучают

детей

быть

честными

и

правдивыми

,

для

этого

создана

картотека

игр

донских

казачат

.

Детям

очень

нравятся

казачьи

игры

«

Камешки

», «

Ворон

», «

Жмурки

»

и

др

.

Результатами

проведённой

работы

по

данной

теме

являются

:

-

овладение

детьми

элементарными

теоретическими

сведениями

о

культуре

,

обычаях

и

традициях

родного

края

:

-

дети

приобщились

к

духовным

и

нравственно

-

эстетическим

ценностям

-

дети

научились

рассуждать

,

высказывать

свою

точку

зрения

-

овладение

детьми

элементарной

казачьей

лексикой

:

-

раскрытие

творческого

потенциала

в

овладении

детьми

характерными

особенностями

исполнения

казачьих

песен

и

исполнительских

вокальных

способностей

,

усовершенствовались

ритмические

навыки

.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим



В раздел образования