Автор: Говорова Антонина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 32
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством ознакомления его с историей, бытом и традициями"
Раздел: дошкольное образование
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к культурно-историческим ценностям донского казачества посредством
ознакомления его с историей, бытом и традициями». (из личного опыта)
«
Народ
,
который
не
знает
своей
культуры
и
истории
презрен
и
легкомыслен
».
И
.
М
.
Карамзин
«
Жизнь
всякого
народа
проявляется
в
своих
ей
одной
свойственных
формах
»,
писал
великий
русский
демократ
В
.
Г
.
Белинский
,
подчёркивая
этим
своеобразие
национальных
условий
,
в
которых
протекает
жизнь
каждого
народа
.
Эпохи
,
люди
,
их
культура
неповторимы
.
Каждая
из
них
имеет
свой
характер
,
свои
уникальные
черты
.
Но
одна
из
проблем
современного
образования
состоит
в
том
,
что
в
процессе
воспитания
не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений
.
Дети
лишаются
возможности
брать
пример
с
людей
,
живших
в
прошлом
.
Не
знают
,
как
люди
работали
,
отдыхали
,
как
украшали
свой
быт
,
как
воспитывали
детей
,
к
чему
стремились
,
чем
дорожили
и
какие
ценности
были
превыше
всего
.
О
важности
приобщения
дошкольников
к
культуре
своего
народа
и
формирования
духовно
-
нравственных
качеств
,
посредством
использования
регионального
компонента
,
говорит
и
основная
задача
,
над
которой
работает
детский
сад
,
поскольку
обращение
к
отеческому
наследию
воспитывает
уважение
,
гордость
за
землю
,
на
которой
живешь
.
Сегодня
взрослые
обращают
внимание
детей
к
народному
творчеству
,
народным
истокам
,
обрядам
,
традициям
,
обычаям
,
которые
долгое
время
были
в
забвении
.
Соприкосновение
с
народным
искусством
и
традициями
,
участие
в
народных
праздниках
,
духовно
обогащают
ребёнка
,
воспитывают
в
нём
гордость
за
свой
народ
.
Поддерживают
интерес
к
его
истории
и
культуре
.
С
возвращением
к
нам
национальной
памяти
,
всё
больше
хочется
знать
о
русской
культуре
,
о
том
,
как
жили
наши
предки
,
во
что
одевались
.
Какие
отмечали
праздники
,
какие
соблюдали
обычаи
и
традиции
,
как
и
чем
украшали
свой
быт
?
Хочется
всё
это
донести
до
понятия
нашего
поколения
,
донести
до
сознания
своих
воспитанников
,
что
они
являются
носителями
русской
народной
культуры
,
воспитать
ребят
в
национальных
традициях
,
чтобы
они
помнили
обычаи
и
традиции
русского
народа
.
Ответить
на
эти
и
подобные
вопросы
----
значит
восстановить
связь
с
прошлым
,
вернуть
утраченные
ценности
,
донести
до
сведения
детей
,
что
они
являются
носителями
казачьей
культуры
,
воспитывать
детей
в
национальных
традициях
,
патриотами
.
Исходя
из
актуальности
этого
направления
в
работе
с
детьми
,
мною
был
разработан
долгосрочный
проект
на
тему
: «
Приобщение детей старшего дошкольного
возраста к культурно-историческим ценностям донского казачества
посредством ознакомления с его историей, бытом и традициями.»
В работе я использовала :
Список использованной литературы.
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.
Разработка регионального компонента содержания дошкольного образования в соответствии
с ФГТ. Методическое пособие. Ростов-на Дону. Издательство ГБОУ ДПО РО РИПК и
ППРО, 2011г. -91с.
2. Чумичева Р.М. и др. Доноведение для дошкольников. – Ростиздат, Ростов-на-Дону, 2011г. -
411с.
3. Чумичева Р.М. и др. Методическое обеспечение к региональной программе «Родники
Дона». Ростов-на Дону, 2005г. -234с.
4. Чумичева Р.М. и др. Ценностно-смысловое развитие дошкольников. Ростов-на-Дону, 2005г.
-311с.
5. Клевцова И.С. , Лыкова И.А. Солнечная керамика (альбом для детского художественного
творчества),2009г. -16с.
6. Чумичева Р.М. и Ведмедь О.Л. Путешествие в историю и культуру Донского края,
« Синтез технологий», Ростов-на Дону, 2007г. - 100с.
7. Компанцева Л.В. и др. Дошкольникам о М.А. Шолохове и Донском крае - «Терра», Ростов-
на Дону,2005г., -135с.
8. Демченко М.В. Развитие творчества детей посредством декоративного
рисования/М.Демченко// Справочник старшего воспитателя, 2012г., №3, с. 56-61
.
Были
определены
цель
и
задачи
.
Цель: формирование личности ребёнка в процессе создания условий для приобщения детей
к культурно-историческим ценностям донского казачества ( быту, обычаям и традициям )
через познавательно-речевое и музыкально-творческое развитие.
Задачи:
1.
Формировать познавательный интерес к историческим корням донского казачества, его
быту, обычаям и традициям, через речевое и музыкальное развитие.
2.
Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному
наследию донского казачества.
3.
Воспитывать у детей любовь к донскому фольклору и совершенствовать исполнительские
навыки в фольклорных музыкальных произведениях.
4.
Гармонично взаимодействовать с семьёй в духовно-нравственном воспитании детей на
основе взаимного уважения и поддержки.
Данные
задачи
решались
во
всех
видах
детской
деятельности
:
на
занятиях
,
в
играх
,
в
труде
,
в
быту
,
практической
и
художественно
-
творческой
деятельности
,
праздниках
-
так
как
воспитывают
в
ребенке
не
только
патриотические
чувства
,
но
и
формируют
его
взаимоотношения
со
взрослыми
и
сверстниками
Изучив потенциал методической литературы, я разработала цикл занятий для детей старшего
дошкольного возраста. Предполагая, что разнообразие средств, методов и приёмов по
ознакомлению дошкольников
с
историей
родного
края
повлияют
на
уровень
знаний
о
явлениях
и
объектах
окружающего
мира
,
на
положительное
эмоциональное
и
эстетическое
отношение
к
ним
,
а
главное
на
содержание
и
качество
детских
взглядов
на
культурно
-
исторические
ценности
,
а
также
будут
способствовать
формированию
умения
дошкольниками
осознавать
смысл
духовно
-
нравственных
ценностей
общества
и
в
более
эффективной
степени
развивать
чувство
патриотизма
.
Приобщение
к
казачьим
национальным
духовным
культурным
ценностям
на
моих
занятиях
происходили
в
процессе
ознакомления
с
песенным
народным
творчеством
(
на
примере
донских
казачьих
песен
,
хороводов
,
игр
);
устного
народного
творчества
(
на
примере
казачьих
прибауток
,
пословиц
и
поговорок
,
донских
сказок
);
с
традиционным
донским
ремеслом
(
Семикаракорский
фаянс
);
на
музыкальных
и
речевых
занятиях
,
в
театрализованной
и
игровой
деятельности
.
Занятия
проходили
в
интересной
,
увлекательной
форме
,
каждый
ребёнок
принимал
участие
во
всех
видах
деятельности
,
предложенных
на
занятии
.
Содержание
и
форму
проведения
каждого
занятия
тщательно
продумывала
,
стремилась
чтобы
занятие
решало
поставленные
задачи
:
образовательные
,
воспитательные
и
развивающие
.
Учитывая
,
что
дошкольникам
свойственно
наглядно
-
образное
мышление
,
при
ознакомлении
с
народной
культурой
использовала
не
только
художественную
литературу
,
иллюстрации
,
но
и
«
живые
»
наглядные
предметы
и
материалы
:
национальные
костюмы
,
предметы
быта
.
В
связи
с
этим
возникла
необходимость
создания
в
группе
мини
-
музея
«
Как
было
у
нас
на
Дону
».
Благодаря
совместной
работе
педагогов
и
родителей
,
в
мини
-
музее
появилась
различная
утварь
и
предметы
быта
:
прялка
,
коромысло
,
рубель
,
керосиновая
лампа
,
самовар
,
чугунок
,
ухват
и
др
.
Чтобы
укрепить
интерес
к
казачьей
культуре
,
я
проводила
в
казачьем
уголке
«
посиделки
»,
развлечения
«
Загадки
вокруг
печки
», «
Весела
была
беседа
»,
где дети как бы
становились участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.
Были
проведены
занятия-путешествие в историю отдельных вещей и
традиционного быта в целом (история самовара, утюга, керосиновой лампы,
сундука); занятия-размышления(что было бы, если…?) и др. К занятиям в музее
использовала фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные
народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информацию, полученную на
таких занятиях, включала в различные виды практической деятельности детей
Используя
мини
-
музей
,
я
решала
такие
задачи
,
как
формирование духовно-
нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и
толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам,
их родителям, соседям и другим людям), воспитание свободной и творческой
личности, осознающей свои корни, национальные истоки и способной
ориентироваться в современном мире.
Воспитывая у детей любовь к своему культурному наследию, необходимо подвести их к
пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких,
есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают
машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д
Не
менее
важным
условием
нравственно
-
патриотического
воспитания
детей
является
тесная
взаимосвязь
с
родителями
,
когда
стараешься
сделать
их
своими
партнёрами
и
единомышленниками
.
С родителями проводилась просветительская
работа ( сообщения, буклеты, информационные листы ,папки-передвижки ), праздники.
Так
с
помощью
родителей
были
сшиты
казачьи
национальные
костюмы
.
С
огромной
радостью
применяют
их
дети
для
выступлений
,
а
также
в
игровой
деятельности
.
Костюм
помогает
ребёнку
войти
в
образ
,
и
тогда
действие
становится
наиболее
выразительным
.
Использование
казачьих
костюмов
на
праздниках
и
развлечениях
позволяет
приобщать
детей
к
народному
искусству
,
воспитывать
национальную
гордость
.
Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых
эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного
календаря: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение
участников события в единый коллектив, и формирование духовно-нравственных
качеств, и уважение к народной культуре. Так при тесном взаимодействии с
музыкальным руководителем Кураевой Олесей Витальевной в детском саду была
проведена Покровская ярмарка с участием родителей.
На
ярмарке
были
представлены
традиционные
казачьи
блюда
,
изготовленные
руками
родителей
.
Мини
-
музей
пополнился
картотекой
традиционных
казачьих
блюд
.
Народные
игры
способствуют
воспитанию
сознательной
дисциплины
,
воли
,
настойчивости
в
преодолении
трудностей
,
приучают
детей
быть
честными
и
правдивыми
,
для
этого
создана
картотека
игр
донских
казачат
.
Детям
очень
нравятся
казачьи
игры
«
Камешки
», «
Ворон
», «
Жмурки
»
и
др
.
Результатами
проведённой
работы
по
данной
теме
являются
:
-
овладение
детьми
элементарными
теоретическими
сведениями
о
культуре
,
обычаях
и
традициях
родного
края
:
-
дети
приобщились
к
духовным
и
нравственно
-
эстетическим
ценностям
-
дети
научились
рассуждать
,
высказывать
свою
точку
зрения
-
овладение
детьми
элементарной
казачьей
лексикой
:
-
раскрытие
творческого
потенциала
в
овладении
детьми
характерными
особенностями
исполнения
казачьих
песен
и
исполнительских
вокальных
способностей
,
усовершенствовались
ритмические
навыки
.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим