Автор: Ястребова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Буратино"
Населённый пункт: г. Когалым, Тюменская обл., Ханты Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ"
Раздел: дошкольное образование
К
ОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«О
РГАНИЗАЦИЯ
СЮЖЕТНО
-
РОЛЕВОЙ
ИГРЫ
В
ДЕТСКОМ
САДУ
»
В
жизни
дошкольника
игра
занимает
главное
место,
что
связано
с
внутренним
ощущением
свободы,
которое
игра
дает
ребенку.
Сюжетно-
ролевые игры играют большую роль в психологическом развитии детей, она
способствует
развитию
образного
мышления,
воображения.
Сюжетно-
ролевая игра помогает целостному развитию личности ребенка, т.к. в игре
дети играют разные роли, воспроизводят поступки взрослых, проникаются их
целями и чувствами.
Вот основные принципы организации сюжетной игры в детском саду:
Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен
играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом является
сам
характер
поведения
взрослого
во
время
игры.
Дело
в
том,
что
воспитатель в детском саду большую часть времени проводит с детьми,
занимая
позицию
«учителя».
Но
в
совместной
игре
воспитатель
должен
сменить ее на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствует
себя свободным и равным.
На протяжении всего дошкольного детства педагог должен играть с
детьми, но при этом на каждом этапе дети должны «открывать» и усваивать
более сложные способы построения игры.
Для того, чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо
соблюдение третьего принципа: начиная с раннего детства при формировании
игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление
игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или
сверстнику.
Рассмотрим конкретные приемы, позволяющие реализовать принципы
организации сюжетной игры в разных возрастных группах детского сада.
К пяти годам ребенок уже может воспроизводить условные действия с
игрушками
и
осваивает
ролевое
поведение.
Что
же
мы
должны
делать
дальше? Каким образом развивать детскую игру?
Для
того
чтобы
действительно
переводить
детей
на
более
высокую
ступень
сюжетной
игры,
надо
хорошо
представлять
дальнейшею
ее
эволюцию. Одной из линий развития сюжетной игры дошкольников – это
игра – фантазирование. Для такой игры необходимо уметь комбинировать
разнообразные
события,
согласовывая
в
общем
сюжете
индивидуальные
замыслы.
Для реализации детьми их творческого потенциала и согласованных
действий (с учетом индивидуальных замыслов) они должны овладеть новые,
более сложные способы построения игры – совместное сюжетосложение.
Эффективным
средством
формирования
сложных
умений
у
детей
является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная,
чем на предыдущих этапах.
На
этом
этапе
такой
формой
является
совместное
сюжетосложение.
Если педагог
становится
партнером
по
игре,
он
может
ненавязчиво
подталкивать детей, чтобы они комбинировали разные сюжетные события.
Совместную
игру
с
детьми
следует
начинать
не
с
придумывания
совершенно
новых
сюжетов,
а
с
частичного
изменения
уже
известных.
Постепенно
воспитатель
переводит
детей
к
все
более
сложным
преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию
нового. Наиболее удобным для такого постепенного изменения являются
сюжеты волшебных сказок. Например, сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».
Какие здесь возможны преобразования? Царь хочет получить Жар-птицу и
отправляет за ней Ивана-Царевича. Можно заменить Жар-птицу – новогодней
елкой, отправляет не Ивана-Царевича, а слугу. Герой может встретить не
Серого Волка, а другого обладателя волшебного средства (Бабу-Ягу, Фею) и
получить волшебный клубочек, ковер-самолет и т.д.
В этот возрастной период более развернутой становится и режиссерская
игра, в которой дети начинают использовать все больше дополнительных
деталей. В ходе такой игры педагог наблюдает за проговариванием ребенком
хода событий, озвучкой диалогов, жестикуляцией, интонацией и мимикой.
В
заключение
хочется
напомнить,
что
на
каждом
возрастном
этапе
педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным.
Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре
взрослого
с
детьми,
где
воспитатель
является
«играющим
партнером»
в
самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в
самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.