Автор: Жилкина Светлана Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 116 комбинированного вида Невского района
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитывать по - новому"
Раздел: дошкольное образование
Воспитывать по - новому
В
«Концепции
устойчивого
развития
России»
выделен
раздел
«Экологическое
образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается
важность формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую
очередь детей, всеми доступными средствами.
В
настоящее
время
из-за
ухудшения
состояния
окружающей
среды
возникла
необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с
этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования
населения. Начальным звеном этой среды является дошкольное учреждение. Поэтому
в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности
введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.
Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс
обучения,
воспитания
и
развития
ребенка,
направленный
на
формирование
его
экологической
культуры,
которая
проявляется
в
эмоционально
–
положительном
отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему
здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных
норм, в системе ценностных ориентаций.
Чем
раньше
начато
воспитание
и
обучение
ребенка,
тем
выше
результат.
Познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения
очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых. Без
экологического
образования
невозможно
воспитать
человека,
способного
жить
в
гармонии с природой, бережно и эмоционально к ней относиться. Ян Амос Коменский
писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не
из книг, но из неба и земли, из дубов и буков», т.е. знали и изучали самые вещи, а не
чужие наблюдения.
Человек – единственное существо, которое обладает развитым разумом, он оказывает
более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Он несет
ответственность за создание благоприятных условий для живущих организмов.
Последствия поступков человека отражается не только на ближайшем окружении, но и
в масштабах макрокосма. В природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов.
Они считаются такими только по отношению к человеку. Дети должны понять, что мы
не можем жить, не пользуясь другими организмами, но надо стараться делать это с
минимальными негативными последствиями для природы в целом.
Часто дети проводят много времени за телевизорами и компьютерами, но никогда
самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней.
В лесу или на лугу природа воспринимается комплексно.
Ребенок видит, слышит и чувствует запахи, именно такое восприятие эффективно.
Если нет возможности вывести детей в парк или сквер, то хотя бы обращайте
внимание детей на то, что в городе вместе с людьми проживает большое количество
животных и растений, предлагайте понаблюдать и пообщаться с ними. Уже в
дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную
информацию. Неправильная информация приводит к формированию у ребенка
искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается в его
поведенческих установках. Например, у ребенка сформированы представления о волке
и других хищниках, как о «плохих и злых» животных, а о зайцах и других травоядных
– как о «хороших и добрых». Ребенок делает свой вывод: плохого волка нужно
убивать. Задача взрослого объяснить, что волк в естественных условиях играет
отведенную для него роль, различные животные необходимы для поддержания
природного равновесия. Очень важно у детей формировать бережное отношение ко
всем живым существам, независимо от того, нравятся они им или нет.
Те личностные качества характера, которые будут сформированы у детей, останутся с
ними
на
всю
жизнь.
Ранее
воспитывалось
именно
потребительское
отношение
к
природе, стремление её завоевать и улучшить по своему усмотрению. Современная
экологическая
ситуация
в
мире
требует
изменения
поведения
человека,
смены
ценностных ориентиров. Надежда – на подрастающее поколение, которое мы должны
воспитывать по – новому.