Напоминание

"Воспитывать по - новому"


Автор: Жилкина Светлана Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 116 комбинированного вида Невского района
Населённый пункт: Санкт -Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитывать по - новому"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитывать по - новому

В

«Концепции

устойчивого

развития

России»

выделен

раздел

«Экологическое

образование, экологизация общественного сознания». В нем особо подчеркивается

важность формирования экологического мировоззрения граждан России, в первую

очередь детей, всеми доступными средствами.

В

настоящее

время

из-за

ухудшения

состояния

окружающей

среды

возникла

необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с

этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования

населения. Начальным звеном этой среды является дошкольное учреждение. Поэтому

в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности

введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.

Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс

обучения,

воспитания

и

развития

ребенка,

направленный

на

формирование

его

экологической

культуры,

которая

проявляется

в

эмоционально

положительном

отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему

здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных

норм, в системе ценностных ориентаций.

Чем

раньше

начато

воспитание

и

обучение

ребенка,

тем

выше

результат.

Познавательные возможности дошкольников в области экологии и природоведения

очень велики и вполне сопоставимы с познавательными возможностями взрослых. Без

экологического

образования

невозможно

воспитать

человека,

способного

жить

в

гармонии с природой, бережно и эмоционально к ней относиться. Ян Амос Коменский

писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не

из книг, но из неба и земли, из дубов и буков», т.е. знали и изучали самые вещи, а не

чужие наблюдения.

Человек – единственное существо, которое обладает развитым разумом, он оказывает

более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Он несет

ответственность за создание благоприятных условий для живущих организмов.

Последствия поступков человека отражается не только на ближайшем окружении, но и

в масштабах макрокосма. В природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов.

Они считаются такими только по отношению к человеку. Дети должны понять, что мы

не можем жить, не пользуясь другими организмами, но надо стараться делать это с

минимальными негативными последствиями для природы в целом.

Часто дети проводят много времени за телевизорами и компьютерами, но никогда

самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней.

В лесу или на лугу природа воспринимается комплексно.

Ребенок видит, слышит и чувствует запахи, именно такое восприятие эффективно.

Если нет возможности вывести детей в парк или сквер, то хотя бы обращайте

внимание детей на то, что в городе вместе с людьми проживает большое количество

животных и растений, предлагайте понаблюдать и пообщаться с ними. Уже в

дошкольном возрасте ребенок должен получать только научно достоверную

информацию. Неправильная информация приводит к формированию у ребенка

искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается в его

поведенческих установках. Например, у ребенка сформированы представления о волке

и других хищниках, как о «плохих и злых» животных, а о зайцах и других травоядных

– как о «хороших и добрых». Ребенок делает свой вывод: плохого волка нужно

убивать. Задача взрослого объяснить, что волк в естественных условиях играет

отведенную для него роль, различные животные необходимы для поддержания

природного равновесия. Очень важно у детей формировать бережное отношение ко

всем живым существам, независимо от того, нравятся они им или нет.

Те личностные качества характера, которые будут сформированы у детей, останутся с

ними

на

всю

жизнь.

Ранее

воспитывалось

именно

потребительское

отношение

к

природе, стремление её завоевать и улучшить по своему усмотрению. Современная

экологическая

ситуация

в

мире

требует

изменения

поведения

человека,

смены

ценностных ориентиров. Надежда – на подрастающее поколение, которое мы должны

воспитывать по – новому.



В раздел образования