Автор: Арасланова Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГУО "Средняя школа №46 города Витебска"
Населённый пункт: город Витебск, Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: "Планирование метода сказкотерапии на примере предмета трудового обучения в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Планирование метода сказкотерапии на примере предмета трудового
обучения в начальных классах.
Арасланова Ольга Петровна.
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа №46 города Витебска»
Современное общество 21 века сформировалось и продолжает развиваться по
пути «потребления». Создаются социальные и техногенные условия, где для человека
ограничиваются условия для творческой самореализации.
В результате нынешние дети стали ярким примером этих явлений. Они и
потребителями, т.к. привыкли к получению желаемого и ожидаемого. Когда ребенок
младшего школьного возраста переступает порог школы, он оказывается в условиях, где
необходимо «научиться учиться». А сделать это трудно или вовсе не получается, т.к. нет
навыка трудиться и планировать свою деятельность. Многие не могут ответить на
вопросы: «Для чего ты это делаешь?», «Какая цель твоей задумки?», «Зачем ты учишься
это делать?»
Для организации условий адаптации к школьной жизни и подготовке ко второй
ступени образования существует множество методов и приемов. Однако самым
доступным и снимающим стрессовое состояние детей является сказка.
Если рассмотреть сказку на разных уровнях оказывается, что сказания и
сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Тут можно
найти полный перечень человеческих переживаний, жизненных ситуаций и способы их
решения. Это своеобразный тренажер-симулятор для ребенка. Каждая сказка уникальна.
Изучив многие старинные необработанные сказки восточных славян, стало очевидно, что
сказки создавались с определенной целью, в определенной структуре и образами, ритмом.
Все это взаимосвязано между собой логичностью, символичной образностью. Эту связь
нельзя изменять, иначе теряются важные образовательные, воспитательные и
целеполагающие основы, которые должен получить ребенок. Данные знания являются
побуждающим моментов в формировании устойчивого творческого потенциала в
личности младшего школьника, формирует потребность в трудовой деятельности, учиться
и саморазвиваться на благо своей личности, семьи и общества.
Сказкотерапия – метод обучения и воспитания для тех, кто хочет познавать, и
метод гармонизации для тех, кто ощущает моральную и психологическую дисгармонию.
Сказка, как метод, должна сохраняться на протяжении всего периода обучения ребенка в
школе. Ее важно вводить системно, планируя на основе календарно-тематического плана
на четыре года обучения, включая планирование по воспитательной работе.
В основе традиционной образовательно-воспитательного процесса лежит
многовековая база народной педагогики. Трудовое воспитание и образование детей
младшего школьного возраста является сердцевиной данных систем. Поэтому
предлагается рассмотреть вариант работы с календарно-тематическим планированием по
предмету трудового обучения для 1 – 4 классов с активным внедрением метода
сказкотерапии:
класс
Тема КТП
Цель по КТП
Рекомендуемая
сказка
Творческая
работа
Назначение
изделия
1 класс
Технология
хозяйствования.
Обеспечение
быта семьи.
Способствовать
воспитанию
взаимопомощи,
ответственности,
уважения к
«Лягушка и
богатырь»;
«По щучьему
велению».
Выполнение
дизайн проекта
современной
квартиры на
старый лад, с
Использование
проекта для
организации
собственной
деткой комнаты.
2 класс
Технология
обработки
материалов.
Изготовление
изделий из
бумаги и
картона.
Моделирование
из полосок
бумаги.
Формировать
навыки
конструирования
изделий.
Научить
размечать
полоски с
помощью
линейки,
составить и
изготовить
изделия сложной
формы из
полосок бумаги
складыванием.
«Ковер-
самолет».
Изготовление
орнаментальной
композиции в
квадрате, после
составление
коллективной
работы «Ковер-
самолет».
Изготовление
сувенира для
друзей и близких;
оформление
школьной
выставки.
Технология
народных
ремесел.
Вытинанка.
Вырезание
симметричной
вытинанки.
Расширить
представление о
форме, узоре,
орнаменте на
примере
вытинанок.
Научить
анализировать
вытинанки.
Познакомить с
правилами
составления
узора для
симметричной
вытинанки,
продолжить
формирование
умений вырезать
симметричные
узоры.
«Перунов цвет»,
«Иванов цвет»;
«Алый цвет».
Изготовление
открытки.
Подарок тому,
кто болен;
подарок тому, кто
грустит;
подарок маме
(бабушке).
Технология
народных
ремесел.
Изготовление
изделий из
природных
материалов.
Моделирование
из готовых форм
природного
материала.
Расширить
представление о
многообразии
природных
материалов,
вариативности
их
использования.
Способность
формированию
навыков анализа,
моделирования и
изготовления
фигурок из
природного
материала.
«Лесные духи».
Изготовление
набора игрушек
«Палочки-
гулялочки»
(роспись
собранных в лесу
или парке
палочек).
Подготовка
подарочного
набора для
младших детей
(подарок в
детский сад,
братикам или
сестричкам);
создание игровой
базы класса.
3 класс
Технология
обработки
материалов.
Изготовление
изделий из
Познакомить с
профессиональн
ой
деятельностью
художника-
«Разумная
дачка», «Мудрая
дева»;
«Василий-
Изготовление
куклы
«Берегиня»;
куклы
«Многоручка»;
Куклы – подарки
для мамы
(бабушки).
4 класс
Технология
обработки
материалов.
Изготовление
изделий из
текстильных
материалов.
Конструировани
е объемных
изделий из
бумаги.
Продолжить
формирование
навыков
разметки
деталей при
помощи
циркуля; научить
приемам
получения
объемных форм
из бумаги.
«Легенда о
сотворении
мира».
Выполнение
народного
солнечного
календаря;
изготовление
колядной звезды.
Подготовка и
оформление
праздников
Новый и год и
Рождество;
проведение
колядования.
Технология
обработки
материалов.
Изготовление
изделий из
текстильных
материалов.
Моделирование
мягкой игрушки.
Познакомить с
технологией
пошива мягкой
игрушки,
формировать
навыки
изготовления
изделий из
различных
текстильных
материалов (мех,
трикотажное
полотно);
научить
соединять
детали швом
«через край».
«Василиса
Премудрая».
Изготовление
«Куклы на
счастье»;
«Травница».
Изготовление
изделия для
оформления
интерьера.
Технология
народных
ремесел.
Соломоплетение.
Соломенная
скульптура.
Продолжить
знакомство с
традициями
народного
соломоплетения,
с правилами
подготовки
соломки к
работе; научить
изготавливать
соломенную
скульптуру
«Бычок –
смоляной
бочок»;
«Сивка – Бурка».
Изготовление
бычка;
Изготовление
коника.
Подарочные
игрушки на
новогоднюю
елку.
Технология
обработки
материалов.
Изготовление
изделий из
природных
материалов.
Моделирование
из готовых форм
природного
материала по
собственному
замыслу.
Расширить
представление о
многообразии
природных
материалов, о
вариативности
их
использовании;
продолжить
формирование
навыков анализа,
моделирование и
изготовление
фигурок.
«Стеклянные
горы».
Изготовление из
цветной соли
радужных
емкостей
различной
формы.
Изготовление
подарка для
близкого
человека
(родителям,
родственникам).
Наблюдая за результатами творческой деятельности на уроках трудового
обучения и воспитательных мероприятиях можно отметить:
у детей
формируется аккуратность и бережливость,
формируется дисциплинированность и ответственность,
формируется понимание домолада и домоуклада,
появляется потребность в постановке цели для трудовой деятельности и
поис способ ее достижения через образное воображение,
формируется умение анализировать необходимость собственной трудовой
деятельности и ее влияние на окружающих,
развивается пространственное саморазвитие,
формируется потребность в собственном творческом трудовом развитии,
формируется уважение к профессиональным видам деятельности и
ремесленничеству,
формируется профориентация,
наблюдается постоянный информационный поиск,
развивается словарный запас,
развивается наблюдательность,
развивается эрудированность,
развиваются творческие способности и интересы.
У педагога
появляется вариативность построения индивидуального планирования
работы с классом,
рекомендуемая сказка помогает формировать тему творческой работы
учащегося, понимание значимости трудового процесса, позволяет педагогу построить
учебно-воспитательную беседу,
позволяет прогнозировать результаты развития личности ребенка,
появляется возможность построения яркий и творческий ход урока,
расставить необходимые приоритеты и акценты,
появляется возможность планировать изготовление наглядного и
дидактического материала,
расширяется вариативность выставочной деятельности детских творческих
работ в школьных мероприятиях,
позволяет развивать работу в условиях научно-исследовательского
проектирования.
Особое значение планирования и активного использования метода
сказкотерапии имеет на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и
литературы, математики, трудового обучения и изобразительного искусства. Сказка
необходимый элемент духовной жизни ребенка данного возраста. Это естественный
активизатор воображения и импровизации. Таким образом, учащийся начальных классов
начинает испытывать потребность в творческом поиске, добиваться честным и творческим
трудом поставленной цели.
Источники:
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 1 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.
2017/2018 уч.г.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 2 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.
2017/2018 уч.г.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 3 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.
2017/2018 уч.г.
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных
учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.
2017/2018 уч.г.
Левкиевская Е. Е. Мифы и легенды восточных славян.2010. ЛитРес: 2014
Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Москва.
Правда. 1989.
Афанасьев А. Н. Ковер самолёт. Издательство «Детская литература».
Москва. 1991.
Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание
подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. Москва: Наука, 1984—1985. — Т. 1-3.—
(Литературные памятники).
Романов, Е. Р. Белорусский сборник. 1—2 : Песни, пословицы, загадки /
Киев : Типография С. В. Кульженко, 1885. .
Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 3 : Сказки / Витебск : Типо-
литография Г. А. Малкина, 1887.
Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 4 : Сказки космогоническия и
культурныя / Витебск : Типо-литография Г. А. Малкина, 1891..
Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 6 : Сказки / Могилев : Типография
Губернского правления, 1901.
Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 8 : Быт белоруса / Вильна :
Типография А. Г. Сыркина, 1912.