Напоминание

"Планирование метода сказкотерапии на примере предмета трудового обучения в начальных классах"


Автор: Арасланова Ольга Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГУО "Средняя школа №46 города Витебска"
Населённый пункт: город Витебск, Беларусь
Наименование материала: статья
Тема: "Планирование метода сказкотерапии на примере предмета трудового обучения в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Планирование метода сказкотерапии на примере предмета трудового

обучения в начальных классах.

Арасланова Ольга Петровна.

учитель начальных классов

ГУО «Средняя школа №46 города Витебска»

Современное общество 21 века сформировалось и продолжает развиваться по

пути «потребления». Создаются социальные и техногенные условия, где для человека

ограничиваются условия для творческой самореализации.

В результате нынешние дети стали ярким примером этих явлений. Они и

потребителями, т.к. привыкли к получению желаемого и ожидаемого. Когда ребенок

младшего школьного возраста переступает порог школы, он оказывается в условиях, где

необходимо «научиться учиться». А сделать это трудно или вовсе не получается, т.к. нет

навыка трудиться и планировать свою деятельность. Многие не могут ответить на

вопросы: «Для чего ты это делаешь?», «Какая цель твоей задумки?», «Зачем ты учишься

это делать?»

Для организации условий адаптации к школьной жизни и подготовке ко второй

ступени образования существует множество методов и приемов. Однако самым

доступным и снимающим стрессовое состояние детей является сказка.

Если рассмотреть сказку на разных уровнях оказывается, что сказания и

сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. Тут можно

найти полный перечень человеческих переживаний, жизненных ситуаций и способы их

решения. Это своеобразный тренажер-симулятор для ребенка. Каждая сказка уникальна.

Изучив многие старинные необработанные сказки восточных славян, стало очевидно, что

сказки создавались с определенной целью, в определенной структуре и образами, ритмом.

Все это взаимосвязано между собой логичностью, символичной образностью. Эту связь

нельзя изменять, иначе теряются важные образовательные, воспитательные и

целеполагающие основы, которые должен получить ребенок. Данные знания являются

побуждающим моментов в формировании устойчивого творческого потенциала в

личности младшего школьника, формирует потребность в трудовой деятельности, учиться

и саморазвиваться на благо своей личности, семьи и общества.

Сказкотерапия – метод обучения и воспитания для тех, кто хочет познавать, и

метод гармонизации для тех, кто ощущает моральную и психологическую дисгармонию.

Сказка, как метод, должна сохраняться на протяжении всего периода обучения ребенка в

школе. Ее важно вводить системно, планируя на основе календарно-тематического плана

на четыре года обучения, включая планирование по воспитательной работе.

В основе традиционной образовательно-воспитательного процесса лежит

многовековая база народной педагогики. Трудовое воспитание и образование детей

младшего школьного возраста является сердцевиной данных систем. Поэтому

предлагается рассмотреть вариант работы с календарно-тематическим планированием по

предмету трудового обучения для 1 – 4 классов с активным внедрением метода

сказкотерапии:

класс

Тема КТП

Цель по КТП

Рекомендуемая

сказка

Творческая

работа

Назначение

изделия

1 класс

Технология

хозяйствования.

Обеспечение

быта семьи.

Способствовать

воспитанию

взаимопомощи,

ответственности,

уважения к

«Лягушка и

богатырь»;

«По щучьему

велению».

Выполнение

дизайн проекта

современной

квартиры на

старый лад, с

Использование

проекта для

организации

собственной

деткой комнаты.

2 класс

Технология

обработки

материалов.

Изготовление

изделий из

бумаги и

картона.

Моделирование

из полосок

бумаги.

Формировать

навыки

конструирования

изделий.

Научить

размечать

полоски с

помощью

линейки,

составить и

изготовить

изделия сложной

формы из

полосок бумаги

складыванием.

«Ковер-

самолет».

Изготовление

орнаментальной

композиции в

квадрате, после

составление

коллективной

работы «Ковер-

самолет».

Изготовление

сувенира для

друзей и близких;

оформление

школьной

выставки.

Технология

народных

ремесел.

Вытинанка.

Вырезание

симметричной

вытинанки.

Расширить

представление о

форме, узоре,

орнаменте на

примере

вытинанок.

Научить

анализировать

вытинанки.

Познакомить с

правилами

составления

узора для

симметричной

вытинанки,

продолжить

формирование

умений вырезать

симметричные

узоры.

«Перунов цвет»,

«Иванов цвет»;

«Алый цвет».

Изготовление

открытки.

Подарок тому,

кто болен;

подарок тому, кто

грустит;

подарок маме

(бабушке).

Технология

народных

ремесел.

Изготовление

изделий из

природных

материалов.

Моделирование

из готовых форм

природного

материала.

Расширить

представление о

многообразии

природных

материалов,

вариативности

их

использования.

Способность

формированию

навыков анализа,

моделирования и

изготовления

фигурок из

природного

материала.

«Лесные духи».

Изготовление

набора игрушек

«Палочки-

гулялочки»

(роспись

собранных в лесу

или парке

палочек).

Подготовка

подарочного

набора для

младших детей

(подарок в

детский сад,

братикам или

сестричкам);

создание игровой

базы класса.

3 класс

Технология

обработки

материалов.

Изготовление

изделий из

Познакомить с

профессиональн

ой

деятельностью

художника-

«Разумная

дачка», «Мудрая

дева»;

«Василий-

Изготовление

куклы

«Берегиня»;

куклы

«Многоручка»;

Куклы – подарки

для мамы

(бабушки).

4 класс

Технология

обработки

материалов.

Изготовление

изделий из

текстильных

материалов.

Конструировани

е объемных

изделий из

бумаги.

Продолжить

формирование

навыков

разметки

деталей при

помощи

циркуля; научить

приемам

получения

объемных форм

из бумаги.

«Легенда о

сотворении

мира».

Выполнение

народного

солнечного

календаря;

изготовление

колядной звезды.

Подготовка и

оформление

праздников

Новый и год и

Рождество;

проведение

колядования.

Технология

обработки

материалов.

Изготовление

изделий из

текстильных

материалов.

Моделирование

мягкой игрушки.

Познакомить с

технологией

пошива мягкой

игрушки,

формировать

навыки

изготовления

изделий из

различных

текстильных

материалов (мех,

трикотажное

полотно);

научить

соединять

детали швом

«через край».

«Василиса

Премудрая».

Изготовление

«Куклы на

счастье»;

«Травница».

Изготовление

изделия для

оформления

интерьера.

Технология

народных

ремесел.

Соломоплетение.

Соломенная

скульптура.

Продолжить

знакомство с

традициями

народного

соломоплетения,

с правилами

подготовки

соломки к

работе; научить

изготавливать

соломенную

скульптуру

«Бычок –

смоляной

бочок»;

«Сивка – Бурка».

Изготовление

бычка;

Изготовление

коника.

Подарочные

игрушки на

новогоднюю

елку.

Технология

обработки

материалов.

Изготовление

изделий из

природных

материалов.

Моделирование

из готовых форм

природного

материала по

собственному

замыслу.

Расширить

представление о

многообразии

природных

материалов, о

вариативности

их

использовании;

продолжить

формирование

навыков анализа,

моделирование и

изготовление

фигурок.

«Стеклянные

горы».

Изготовление из

цветной соли

радужных

емкостей

различной

формы.

Изготовление

подарка для

близкого

человека

(родителям,

родственникам).

Наблюдая за результатами творческой деятельности на уроках трудового

обучения и воспитательных мероприятиях можно отметить:

у детей

формируется аккуратность и бережливость,

формируется дисциплинированность и ответственность,

формируется понимание домолада и домоуклада,

появляется потребность в постановке цели для трудовой деятельности и

поис способ ее достижения через образное воображение,

формируется умение анализировать необходимость собственной трудовой

деятельности и ее влияние на окружающих,

развивается пространственное саморазвитие,

формируется потребность в собственном творческом трудовом развитии,

формируется уважение к профессиональным видам деятельности и

ремесленничеству,

формируется профориентация,

наблюдается постоянный информационный поиск,

развивается словарный запас,

развивается наблюдательность,

развивается эрудированность,

развиваются творческие способности и интересы.

У педагога

появляется вариативность построения индивидуального планирования

работы с классом,

рекомендуемая сказка помогает формировать тему творческой работы

учащегося, понимание значимости трудового процесса, позволяет педагогу построить

учебно-воспитательную беседу,

позволяет прогнозировать результаты развития личности ребенка,

появляется возможность построения яркий и творческий ход урока,

расставить необходимые приоритеты и акценты,

появляется возможность планировать изготовление наглядного и

дидактического материала,

расширяется вариативность выставочной деятельности детских творческих

работ в школьных мероприятиях,

позволяет развивать работу в условиях научно-исследовательского

проектирования.

Особое значение планирования и активного использования метода

сказкотерапии имеет на уроках русского языка и литературы, белорусского языка и

литературы, математики, трудового обучения и изобразительного искусства. Сказка

необходимый элемент духовной жизни ребенка данного возраста. Это естественный

активизатор воображения и импровизации. Таким образом, учащийся начальных классов

начинает испытывать потребность в творческом поиске, добиваться честным и творческим

трудом поставленной цели.

Источники:

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 1 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных

учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.

2017/2018 уч.г.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 2 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных

учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.

2017/2018 уч.г.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 3 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных

учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.

2017/2018 уч.г.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС. Пособие для учителей общеобразовательных

учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А.Юрченко – : НИОМинск.

2017/2018 уч.г.

Левкиевская Е. Е. Мифы и легенды восточных славян.2010. ЛитРес: 2014

Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Москва.

Правда. 1989.

Афанасьев А. Н. Ковер самолёт. Издательство «Детская литература».

Москва. 1991.

Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трёх томах / Издание

подготовили Л. Г. Бараг и Н. В. Новиков. Москва: Наука, 1984—1985. — Т. 1-3.—

(Литературные памятники).

Романов, Е. Р. Белорусский сборник. 1—2 : Песни, пословицы, загадки /

Киев : Типография С. В. Кульженко, 1885. .

Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 3 : Сказки / Витебск : Типо-

литография Г. А. Малкина, 1887.

Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 4 : Сказки космогоническия и

культурныя / Витебск : Типо-литография Г. А. Малкина, 1891..

Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 6 : Сказки / Могилев : Типография

Губернского правления, 1901.

Романов, Е. Р. Белорусский сборник. Вып. 8 : Быт белоруса / Вильна :

Типография А. Г. Сыркина, 1912.



В раздел образования