Автор: Волкова Светлана Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 126"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Консультация
Тема: "Экспериментальная деятельность у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему:
«Экспериментальная деятельность у детей
дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Волкова Светлана Борисовна
МДОУ «Детский сад № 126» г. Ярославль
1
Если взрослые всерьез относятся к бесконечным детским вопросам
«когда?», «как?», «почему?», у них есть только один путь –
экспериментирование.
Известно, ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает
наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Нужно предоставить детям возможности действовать с изучаемыми
объектами окружающего мира. Специально организованная
исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим
добывать информацию об изучаемых процессах, явлениях или объектах, а
педагогу – делать процесс обучения максимально эффективным и более
полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Какие еще возможности дает экспериментальная деятельность детям:
- тесное общение;
- проявление самостоятельности, самоорганизации;
- свобода и ответственность;
- сотрудничество.
Потребность в самостоятельности опирается на тот факт, что по природе
своей дети активны и склонны к занятиям, способствующим к различным
открытиям. Экспериментальная деятельность – оптимальная деятельность
для развития самостоятельности у ребенка – дошкольника.
Самостоятельность означает то, что дети учатся нести ответственность за
собственные планы и занятия, за свои действия и выгоды.
Быть самостоятельным ребенком – ЭТО:
- уметь и иметь право сделать выбор;
- определять собственные цели, знать чему они хотят научиться;
- вносить предложения, не бояться брать на себя инициативу;
- разрабатывать и выполнять планы;
- распределять обязанности;
- не бояться обращаться за помощью;
- знать, что они могут.
Таким образом, дети получают возможность самостоятельного решения
проблемы, благодаря чему они учатся думать, поступать творчески – для
всего этого есть место в экспериментальной деятельности.
Еще самостоятельность означает свободу. И здесь нам поможет
эксперимент, исследовательская деятельность. Ребенок учится быть
свободным:
- в выборе вида деятельности;
- в определении последовательности выполнения задания;
- в использовании вспомогательных источников;
- в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми;
- в использовании и распределении своего времени, благодаря чему
создается возможность более длительное время работать над темами.
Экспериментирование может использоваться в различных видах
организованной и самостоятельной деятельность дошкольников. Им нравятся
2
занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые
открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием
рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более
сложные опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их
решать.
Но известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу
нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного
взаимопонимания между воспитателями и педагогами. И родители должны
осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.
Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через
различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в
необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям.
Доказывать, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с
равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто
поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое,
самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность
предметов, явлений, действительности.
Особое место в своей работе мы уделяем работе с родителями,
используя различные формы:
Мы даем родителям рекомендации (наглядная информация на
стендах) по развитию поисково-исследовательской активности
детей.
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержки интересов у детей к
познавательному экспериментированию»:
Не следует отмахиваться от желаний
ребенка, даже если они вам кажутся
импульсивными. В основе этих
желаний может лежать такое
важнейшее качество, как
любознательность.
Поощрять любопытство, которое
порождает потребность в новых
впечатлениях, любознательность:
она порождает потребность в
исследовании.
Нельзя отказываться от совместных
действий с ребенком, игр и т.п.
Ребенок не может развиваться в
обстановке безучастности к нему
взрослых.
Предоставлять возможность
ребенку действовать с разными
предметами и материалами,
поощрять экспериментирование с
ними, формируя в детях мотив, свя-
занный с внутренними желаниями
3
узнать новое, потому что это
интересно и приятно, помогать ему
в этом своим участием.
Сиюминутные запреты без
объяснений сковывают активность и
самостоятельность ребенка.
Если у вас возникает необходимость
что-то запретить, то обязательно
объясните, почему вы это
запрещаете и помогите определить,
что можно и как можно.
Не следует бесконечно указывать на
ошибки и недостатки деятельности
ребенка. Осознание своей
неуспешности приводит к потере
всякого интереса к этому виду
деятельности.
С раннего детства побуждайте
малыша доводить начатое дело до
конца, эмоционально оценивайте его
волевые усилия и активность. Ваша
положительная оценка
для него важнее всего.
Импульсивное поведение
дошкольника в сочетании с
познавательной активностью, а
также неумение его предвидеть
последствия своих действий часто
приводят к поступкам, которые мы,
взрослые, считаем нарушением
правил, требований.
Проявляя заинтересованность к дея-
тельности ребенка, беседуйте с ним
о намерениях, целях (это научит его
целеполаганию), о том, как добиться
желаемого результата (это поможет
осознать процесс деятельности).
Расспросите о результатах
деятельности, о том, как ребенок их
достиг (он приобретает умение
формулировать выводы, рассуждая и
аргументируя).
Если поступок сопровождается
положительными эмоциями ребенка,
инициативностью и
изобретательностью и при этом
не преследуя цель навредить кому-
либо, то это не проступок, а
шалость.
4
2. Также в своей деятельности мы используем анкетирование
родителей.
Цель: выявления отношений родителей к поисково – исследовательской
активности детей.
Анкета:
1. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш
ребенок?
3. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок
продолжает дома? Если да, то как часто?
4. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего
ребенка?
5. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента?
3. Проводим родительские собрания:
1.«Экспериментальная деятельность дошкольника в семье».
Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития
экспериментальной деятельности.
2. «О проведении экспериментов в летнее время».
Цель: дать педагогические советы родителям по экспериментальной
деятельности ребенка в летний период, развитию познавательной активности
ребенка при общении с природой.
Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности и
может входить в разные режимные моменты, в организацию НОД, игру,
прогулку и т. д., поэтому в своей работе мы его включаем везде.
Например, на прогулке, педагог может спросить: «А что произойдет со
снегом, если его положить на трубу теплотрассы?», «Можно ли на ней
высушить варежки?», «Как освободить бусинки из ледяного плена?» и т. д…
В своей работе с детьми мы используем упражнения и создаем
проблемные ситуации для организации самостоятельного и совместного
с взрослыми экспериментирования:
1. «Как и почему вода льется?» (Вода льется из разных сосудов по-разному:
из широкого – большим потоком, из узкого – тоненькой струйкой; от воды
летят брызги; вода принимает форму того сосуда, в который налита; если
воду лишь переливать из одного сосуда в другой, ее остается столько же;
воды станет меньше, если ее отлить.)
2. «Можно ли удариться о воду? Как из воды сделать значок?» (вода может
быть в виде жидкости, пара, люда; для этого необходима определенная
температура. Использовать лист бумаги.)
3. « Почему стучит крышка у чайника?», «Как увидеть пар?» (Вода
испаряется и ее становится меньше.)
4. «Почему идет дождь?», «Почему идет снег?» (Конденсация пара на крышке
чайника, на блюдце, если накрыть блюдцем чашку.)
5
5. «Можно ли унести воду в решете?» (Различные материалы пропускают
воду, фильтрация с использованием различных материалов и веществ.)
6. «Измеряем воду». (Вода в различных емкостях: литр и килограмм.
Молочные бутылки емкостью 0,5 литра); «Поровну ли емкостях воды, как это
проверить? Как узнать, сколько воды в непрозрачном сосуде?»
7. «Помоги умыть Хрюшу». (Вода, ее взаимодействие с другими
материалами, веществами: солью, сахаром, гуашью, масляной краской,
глиной, содой, мукой, речным песком, землей, стеклом, резиной.)
8. «Бывает ли жидкий камень?» (Парафин, пластилин, лед, железо, стекло,
олово.)
9. «Зачем нужен нос?» (Воздух и запах.)
10. «Как увидеть воздух?», «Откуда дует ветер?» (Флюгер.)
11. «Почему летит мыльный пузырь?» (Что летает, не летает – мыльный
пузырь, воздушный шарик, воздушный змей, пух, парашют.)
12. «Как сделать подарок ослику Иа?» (Использовать резину – сжимается,
принимает прежний вид; растягивается, принимает прежний вид; губку,
эластичный бинт, автомобильную покрышку; бинт растянулся, он стал
длиннее, но губка сжалась, изменила форму. Как сделать, чтобы резины стало
больше, меньше?)
13. «Почему глина лепится?» (Глина, пластилин, пластик принимают разную
форму. Можно раскатать и скатать снова – меняется форма, а не количество.)
14. «Волшебный гвоздик». (Магнит, свойства магнита – притягивает другой
железный предмет. Почему магнит отталкивает? Стороны света, действие
компаса.)
15. «Как сделать из мухи слона?» (Увеличительное стекло.)
16. «Как зажечь костер, если нет спичек?» (Использовать стекло, зеркало.)
17. «Бывает ли стекло непрозрачным?» (Цветное стекло. Зачем нужны
солнечные очки?)
Как отмечают ведущие педагоги, экспериментальная деятельность и
деятельность в целом, наряду с игровой, есть ведущая деятельность
дошкольника.
Чтобы интерес у детей к исследованиям, открытиям со временем не
угас, мы в группе создали «центр экспериментирования», с целью развития
познавательной активности детей.
Предметно- развивающая среда «центр экспериментирования».
1.Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные
весы, безмен, песочные часы (на 1,2,3,5 минут), компас, разнообразные
магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды различной конфигурации и разного
объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина,
разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету),
птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев,
6
листья веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть (кошачья,
собачья, овечья).
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки
проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки
– вкладыши от наборов шоколадных конфет, деревянные катушки.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная,
вощеная и др.
7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные
красители.
8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные
палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы пластмассовые (без игл), марля,
мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для
проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль,
цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, стеки,
пилка для ногтей, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий
и тяжелый), таз, сетка – авоська, спички, спичечные коробки, нитки,
пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка»,
пластмассовый клоун-водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной
основе, ванна для игр с песком и водой.
11.Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
12. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности),
клеенчатые полотенца.
13. Таблицы, схемы, коллажи по пройденным темам.
14. Детский понятийный словарь.
15. Альбом для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.
Цель исследовательской деятельности: способствование развитию у детей
познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению.
Для детей ставятся задачи (таблица):
7
тема
средний дошкольный
возраст
старший дошкольный
возраст
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук:
развитие у детей
представления о
химических свойствах
веществ
растворение различных
веществ;
Взаимодействие различных
веществ при соединении
(реакция) и их влияние на
свойства других предметов
выделение веществ из
неоднородной смеси путем
отстаивания, фильтрования
развитие у детей
элементарных
преставлений об
основных физических
свойствах и явлениях
магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота,
замерзание и таяние воды
испарение, сила
тяготения, трение,
электричество, инерция
развитие представлений
о свойствах
воды, песка, глины, воздуха, камня
развитие элементарных
математических
представлений
упражнять в
количественном счете
о мерке – как способе
измерения объема, массы,
длины; о мерах измерения
длины
познакомить с
основными чертами
рельефа планеты:
вулканы, горы, озера
-
развитие у детей
элементарных
представлений о Солнечной
системе и космических
явлениях
2. Развитие у детей
умений пользоваться
приборами-
помощниками при
проведении игр-
экспериментов
увеличительное стекло
Увеличительное стекло,
микроскоп, чашечные весы,
песочные часы,
сантиметровая лента,
бинокль
3. Развитие у детей умственных способностей:
Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,
обобщение
Формирование способов познания путем сенсорного анализа
4. Социально – личностное развитие каждого ребенка: развитие
коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного
самоконтроля и саморегуляции своих действий
План работы по детскому экспериментированию с детьми 5 г.ж.
8
Месяц
Блоки
темы игр - экспериментирований
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
песок
1. Игры с
песком.
2.Цветной
песок.
3. Волшебное
сито.
4. Песочная
страна.
Ноябрь
Вода
5. Водяная
мельница.
6. Что
растворяется в
воде?
7. Делаем
мыльные
пузыри.
8.Фонтанчики.
9.Подушка из
пены.
10.Вода
принимает
форму.
11. Звенящая
вода.
12.Прозрачная
вода.
Декабрь
Вода- лед
13.Замёрзшая
вода.
14.Путешествие
капельки.
15.Почему не
тонут корабли?
16. Тающий
лёд.
Январь
Воздух
17.Воздух
повсюду.
18.Воздух
работает.
19.Свойства
воздуха.
20 .
Разноцветные
шарики.
Февраль
Почва, камни
21.Где вода?
22. Всё увидим,
всё узнаем.
23.Каждому
камешку свой
домик
24.Можно ли
менять форму
камня и глины.
Март
Предметный
мир: дерево ,
пластмасса,
магниты
25.Какие
предметы могут
плавать?
26. Ловись
рыбка и мала и
велика.
27. Угадайка.
28. Фокусы с
магнитами.
Апрель
Солнце .звуки
29.Свет
повсюду .
30.Свет и тень
31.Солнечные
зайчики.
32.Солнце
дарит нам
тепло и свет.
Май
Органы
осязания
(человек)
33.Нюхаем,
пробуем,
трогаем,
слушаем.
34.Почему все
звучит?
35.Таинственн
ые картинки.
36.Всё увидим,
всё узнаем.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы мы
придерживаемся структуры детского экспериментирования
Поддъякова Н.Н.:
9
Проблемная ситуация
!
Целеполагание (что
нужно сделать)
!
Выдвижение гипотез
(как, с помощью чего,
Что получается
!
Проверка предположения
(отбор нужных средств,
реализация в действии)
!
! !
! !
!
Реализация в действии
!
!
10
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось)
Подтвердилось
Формулирование выводов
(как получилось)
Теперь рассмотрим критерии оценки разных уровней развития детей в
уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью, предложенный
Л.Н. Прохоровой.
Во-первых, известно, что любая деятельность зависит от отношения к
ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать ОТНОШЕНИЕ детей к
деятельности экспериментирования, которое оценивается по степени
проявления интереса, активности участия в обсуждении и в процессе
деятельности.
Во-вторых, важным становится не только результат, сколько ПРОЦЕСС
РАБОТЫ РЕБЕНКА в ходе экспериментирования. Соответственно, и
оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, КАК ОН
ДУМАЕТ, РАССУЖДАЕТ.
Следовательно, показатели сформированности деятельности
экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на
внутреннем уровнях, т.е. качественные изменения в структуре личности
ребенка и их проявлениях во взаимодействии его с окружающим миром.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровни
К
Р
И
Т
Е
Р
И
и
Отношение к
эксперимен-
тальной
деятельности
Целеполагание
Планирование
Реализация
Рефлексия
Высокий
Познавательное
отношение
устойчиво. Ребенок
проявляет
инициативу и
творчество в
решении
Самостоятельн
о видит
проблему.
Активно
высказывает
предложения.
Выдвигает
Самостоятельн
о планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно
выбирает
предметы и
Действует
планомерно.
Помнит о
цели работы
на
протяжении
всей
Формулирует
в речи
достигнут или
нет результат,
замечает
неполное
соответствие
Средний
В большинстве
случаев ребенок
проявляет активный
познавательный
интерес
Видит
проблему
иногда
самостоятельн
о, иногда с
небольшой
подсказкой
Принимает
активное
участие при
планировании
деятельности
совместно со
взрослыми.
Самостоятел
ьно готовит
материал для
эксперимент
ирования,
исходя из их
качеств и
Может
формулироват
ь выводы
самостоятель
но или по
наводящим
вопросам.
Таким образом, экспериментирование, как одна из форм организации
детской деятельности, способствует у ребенка его активности и
самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт
поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать
самостоятельность ребенка, а также его творческие способности и в
дальнейшем – в школьные годы.
11
Используемая литература:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой.-3-е изд.., испр..
и доп.-М.:АРКТИ, 2008.-(Развитие и воспитание ребенка);
2. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего
дошкольного возраста: Методическое пособие. Под ред. Г. П. Тугушевой.,
А.Е. Чистяковой.-СП б.; ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.-(Библиотека программы
«ДЕТСТВО»);
3. Игры с водой и песком/Н. Рыжова,// Обруч, 1997. – № 2;
4. Опыты с песком и глиной/Н. Рыжова,// Обруч, 1998. - № 2.
12