Напоминание

"Казаки"


Автор: Сазонова Наталья Глебовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад№1
Населённый пункт: г.Донецк Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Казаки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка занятия

по истории казачества для детей

подготовительной группы "Воинская

слава казака"

Музыкальный руководитель:

Сазонова Н.Г.

Разделы: кружковая р

абота

с

воспитанниками

1. Тип проекта: творческий.

По содержанию: педагогический.

Число участников проекта:

подготовтельная группа

(воспитанники 20 человек).

2. Актуальность

проблемы: Немалое внимание

уделено аспекту знакомства детей

с историей возникновения и

развития донского казачества;

развитию творческого потенциала

детей средствами фольклора и

словотворчества, связанных с

передачей традиций, бытующих в

Ростовской области. Большое

значение имеет привитие интереса у

детей к коллекционированию и

желанию собирать и добывать

информацию о предметах старины

(фотографии, игрушки, предметы

быта и т.д.) совместно с педагогами

и родителями. Данная работа

способствует воспитанию гордости

за героическое прошлое наших

земляков-казаков, привития

интереса к традициям и обрядам;

развитию чувства коллективного

творчества.

3. Цель проекта: создание мини-

музея истории казачества для

привития у детей и их родителей

интереса к истории и культуре

родного края (казаков), уважения и

бережного отношения к семейным

ценностям..

Задачи проектной деятельности:

·0

отследить эффективность

проекта, как формы работы с

воспитанниками;

·1

прививать у детей интерес к

истории и культуре казаков;

·2

отследить динамику

формирования знаний об истории

казачества;

4. Предполагаемый результат:

·3

Собрать фотографии, предметы

быта, литературу по истории

казачества в мини-музей.

·4

Получить передовой

педагогический опыт по

активизации детей

·5

оформление стенда для

воспитанников в МБДОУ в мини-

музее.

Идея: познакомить детей с

иллюстрацией портретов атаманов в

станице Гундоровской, вместе с

детьми прочитать о них литературу.

Предложить детям рассказать о том,

что они знают о воинах казаках.

Объявить конкурс среди детей на

лучший рассказ о казачестве с

использованием семейных реликвий

или другого материала об истории и

традициях казачества. Выбирается

лучший проект и оформляется стенд

в мини-музее.

После завершения проекта

проводятся тематические занятия.

В данной разработке представлено

одно из цикла занятий по

знакомству с историей

казачества «Воинская слава

казака».

Методическая разработка занятия

по истории казачества для

воспитанников «Воинская слава

казака»

Время проведения – 35 минут.

Форма проведения занятия:

Посиделки.

Участники занятия: педагоги, дети.

Задачи:

Образовательные:

·6

познакомить детей с историей

возникновения донского

казачества;

·7

учить отличать воинов-казаков по

одежде;

·8

ознакомить детей с героями-

казаками.

Развивающие:

·9

развивать творческий потенциал

детей средствами фольклора и

словотворчества, связанных с

передачей художественных

традиций, бытующих в

Ростовской области;

·10

развивать интерес к

коллекционированию и желанию

собирать предметы старины

(фотографии, игрушки, предметы

быта и т.д.);

·11

формировать интерес к

подлинным предметам старины и

способности извлекать

информацию из различных

источников.

Воспитывающие:

·12

воспитывать гордость за

героическое прошлое казаков,

интерес к родным традициям и

обрядам;

·13

развивать чувство коллективного

творчества.

Материал: комната оформлена в

виде казачьего куреня. В центре

куреня грубка (печь), стол с кухонной

утварью, лавка.

Атрибуты: иллюстративный

материал для показа воспитанникам.

Ход занятия

Хозяйка куреня

(казачка): Здравствуйте, ребята! Я

сегодня приглашаю вас в мой

казачий курень – на посиделки. А о

чём мы будем с вами говорить,

подскажут строки из стихотворения

«Покров» поэта, донского казака

Николая Николаевича Туговерова.

На фоне музыки Свиридова «Весна

и осень» звучит отрывок из

стихотворения «Покров»,

записанный на аудиокассету:

Покидал я родную станицу,

На войну уходя, наконец,

На шипы подковал кобылицу

У моста наш станичный кузнец.

По-иному звенели подковы,

И казачки глядели мне вслед,

И станица казалася новой

Атаманцу семнадцати лет.

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, ребята, мы

сегодня поговорим о замечательном,

героическом казачьем крае,

Ростовской области, наших героях-

казаках. (показывает иллюстрации

воинов разных стран в полном

обмундировании)

– Как вы думаете, есть ли на этих

иллюстрациях казак? Почему вы так

думаете?

Ответы детей.

Хозяйка (показывает выбранную

иллюстрацию с изображением

казака в форме): Да, действительно,

это казак! Казаки живут рядом с

нами, среди нас; живут семьями. Мы

узнали, что многие из вас казачата.

Помните, с какими интересными

старинными фотографиями и

вещами, которые принадлежали

вашим прабабушкам и прадедушкам

мы с вами познакомились, многие из

них стали экспонатами нашего мини-

музея.

Так кто же такие казаки?

Об этом вам сегодня расскажет наш

гость – настоящий казак, из станицы

Гундоровская Ростовской области.

Казак ( рассказ с использованием

иллюстраций, фотографий,

предметов старины): Здравствуйте,

ребята. Зовут меня………….., а

фамилия –………..Родился я и вырос

в казачьей семье Ростовской

области. Мы с вами живём в

казачьем крае, вокруг нашего города

очень много хуторов, станиц. А это и

есть поселения казаков.

В давние времена, 400 лет назад, в

наши края бежали со всей России

люди от тяжёлой жизни. Они

селились по берегам рек нашего

края. А почему по берегам рек

расселялись, строили свои жилища

люди? Да потому, что, где вода – там

и жизнь. Люди обустраивали

жилища, обзаводились семьями и

жили. Эти свободолюбивые люди

называли себя казаками. Казак – это

значит вольный человек, удалой .

Казаки были сильные и уверенные в

себе люди, ведь им приходилось

делать самим всё, что нужно для

жизни: жилище построить, семью

кормить, одевать, и хозяйство

обустраивать. Жизнь была тяжёлой.

А если вдруг начиналась война –

казак садился на коня, брал шашку в

руки и воевать обязан был до

победы. Жизнь была не лёгкой и

опасной, так как часто нападали

враги на русские земли, а казаки

любили всегда свою Родину – Русь и

готовы были в любой момент встать

на её защиту.

Казачка: Ребята, а что вы знаете о

казаках? Расскажите, как казаки

защищали свою землю, свою Родину!

1 ребёнок. Казак – вольный человек,

храбрый воин.

Казак: А какая главная казачья

заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя

мать»

Ребёнок:

Из-под кочек, из-под пней

Лезет враг оравой.

Гей, казаки, на коней!

И айда за славой!

Тает, тает сизый дым,

Ты прощай, станица!

Мы тебя не постыдим –

Будем лихо биться!

Дети играют песню ДА В САДУ

ДЕРЕВО ЦВЕТЁТ

Казачка: За родную Русь воевали и

охраняли границы Астраханские,

Уральские, Волжские, Запорожские

и Донские казаки. Вот сколько

казаков. Рядом с нашей Волгой-

матушкой течёт река Дон. Значит, у

нас донские казаки. Помните –

вольные казаки селились по берегам

рек.

Казачество донское,

Казачество лихое

Основой послужило

Казачьим всем войскам.

Куда бы ни кидали,

Куда б ни выселяли –

Границы охраняли

На зависть всем врагам.

Казачка: Так какое же главное

призвание казаков?

Дети: Быть военным.

Казачка: Да, быть военным. Казак

смелый, отважный, храбрый воин:

воевал на коне с винтовкой через

плечо и шашкой в руке. Каждый

казак имел личное оружие – саблю,

пику, верховую лошадь

Казак без коня – что солдат без

ружья.

Казак сам голодает, а коня

накормит.

Смелость, отвага, чувство

товарищества, физическая

выносливость, сила, ловкость - все

эти качества воспитывались в

казаках с детства. Ведь служба

казаков по охране границ своего

Отечества была не легка. Казаки –

надёжная сила Родины во все

времена. Мальчики росли смелыми,

ловкими, выносливыми, играли в

военные игры. Они уже с детства

готовились к будущей военной

службе, а для этого нужно было

научиться уверенно скакать на коне,

быстро бегать, размахивая

деревянной шашкой. Особенно

любили игру «Ваня-казачок».

Хотите поиграть в эту игру?

Девочка:

Под берёзой за рекой

Пашет Ваня молодой,

Пашет чёрную землицу,

Сеет жёлтую пшеницу –

Первым он идет играть.

Дети играют песню ВАНЯ-КАЗАЧОК

Казак: А как называют командира,

которого выбирают за смелость и

отвагу?

Дети: Атаман.

Казачка: Правильно. Главным у

казаков был казачий атаман, его

выбирали из самых смелых казаков.

Это казачий командир, у него

хранилось казачье знамя, с ним в бой

шли казаки. Атаман всегда был

впереди, он отвечал за воинскую

дисциплину и порядок. Было раньше,

да и сейчас среди казаков есть

такое выражение: если мальчик

упадёт, коленку разобьёт, то ему

говорили: «Не плачь, казак,

атаманом будешь!»

(показывает иллюстрацию с

портретом Матвея Ивановича

Платова): Назовите имя

легендарного атамана.

Дети: Матвей Иванович Платов.

Казачка: Матвей Иванович Платов –

граф, русский генерал от кавалерии.

Сподвижник А.В. Суворова.

Войсковой атаман Донского

казачьего войска. В Отечественную

войну с Наполеоном успешно

командовал Донским казачьим

корпусом. В Бородинском сражении

совершил рейд в тыл противника. За

6 месяцев борьбы с Наполеоном

донские казаки истребили и взяли в

плен огромное количество

французов. Громадное количество

серебра, взятого у французов,

казаки сдали, как пожертвование в

церкви.

Матвей Иванович является

основателем столицы казачества –

Новочеркасска

Хозяйка: Наши дети знакомы с

историей рождения и воспитания

будущего атамана Матвея Ивановича

ПлатоваГруппа детей представляет

музыкально-литературную

композицию

Ребёнок: Представляем

музыкально-литературную

композицию

Все: «СЛАВА ПЛАТОВУ ГЕРОЮ»

Дед:

Расскажи, Матвей Иваныч,

Про удалых казаков,

Про походы боевые

Наших дедов и отцов.

Казачка:

Ты геройскими делами

Славу дедов и отцов

Воскресил опять меж нами.

Ты – казак из казаков!

Платов:

Честь геройскую любя,

Мчусь я в бой напропалую:

За царя, за Русь святую,

Не жалея сам себя!

Шашка, пика, верный конь,

Рой наездников любимый –

С ними мы неотразимы,

Мчимся в воду и огонь!

Молодая казачка:

В скороходах-сапогах

Ты летишь на бурке-сивке,

Как колдун на облаках.

Свистнешь – лист с дерев валится,

Крикнешь – вмиг перед тобой

Рать удалая родится,

Точно в сказочке какой!

Казачка:

И за то тебе мы, воин,

Песню громкую споём.

Ты герой наш, ты достоин

Называться казаком!

Исполняют песню СЛАВА ПЛАТОВУ

ГЕРОЮ

Мальчик:

Вьётся лентой степная дорога

И в цветах утопают станицы,

Казаки от родного порога

Защищать уезжают границы.

Дети играют казачью песню КАК У

НАШЕЙ СОТНИ

Казачка: А когда военные походы

заканчивались, то казаки вместе с

атаманом возвращались в свои

семьи, в свой родной хутор или

станицу. Казаки возвращались к

обычной мирной жизни.

Хозяйка:Давайте поблагодарим

нашего гостя и исполним для них

старинную казачью песню «Шашка».

Казачок:

Мы – донские казачата,

Мудрых прадедов внучата.

С острой шашкой и конём

Мы в бою не подведём!

Казачок:

Нам дано такое право

Сохранить былую славу

Наших дедов и отцов –

Дона славных молодцов.

Исполняют песню ШАШКА

Мы живём в казачьем крае, где

дружно живут люди и других

национальностей. Они трудятся и

растят своих ребятишек, которых

приводят в наш детский сад

«Крепыш», где мы живём дружной

весёлой семьёй и не забываем об

истории нашего родного края.

Но наша встреча подошла к концу.

Вам понравились наши посиделки?

Ответы детей.

Хозяйка: А сейчас я приглашаю вас

на наше традиционное чаепитие.

По окончании занятия –

традиционное чаепитие.



В раздел образования