Автор: Сазонова Наталья Глебовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ детский сад№1
Населённый пункт: г.Донецк Ростовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Казаки"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка занятия
по истории казачества для детей
подготовительной группы "Воинская
слава казака"
Музыкальный руководитель:
Сазонова Н.Г.
Разделы: кружковая р
абота
с
воспитанниками
1. Тип проекта: творческий.
По содержанию: педагогический.
Число участников проекта:
подготовтельная группа
(воспитанники 20 человек).
2. Актуальность
проблемы: Немалое внимание
уделено аспекту знакомства детей
с историей возникновения и
развития донского казачества;
развитию творческого потенциала
детей средствами фольклора и
словотворчества, связанных с
передачей традиций, бытующих в
Ростовской области. Большое
значение имеет привитие интереса у
детей к коллекционированию и
желанию собирать и добывать
информацию о предметах старины
(фотографии, игрушки, предметы
быта и т.д.) совместно с педагогами
и родителями. Данная работа
способствует воспитанию гордости
за героическое прошлое наших
земляков-казаков, привития
интереса к традициям и обрядам;
развитию чувства коллективного
творчества.
3. Цель проекта: создание мини-
музея истории казачества для
привития у детей и их родителей
интереса к истории и культуре
родного края (казаков), уважения и
бережного отношения к семейным
ценностям..
Задачи проектной деятельности:
·0
отследить эффективность
проекта, как формы работы с
воспитанниками;
·1
прививать у детей интерес к
истории и культуре казаков;
·2
отследить динамику
формирования знаний об истории
казачества;
4. Предполагаемый результат:
·3
Собрать фотографии, предметы
быта, литературу по истории
казачества в мини-музей.
·4
Получить передовой
педагогический опыт по
активизации детей
·5
оформление стенда для
воспитанников в МБДОУ в мини-
музее.
Идея: познакомить детей с
иллюстрацией портретов атаманов в
станице Гундоровской, вместе с
детьми прочитать о них литературу.
Предложить детям рассказать о том,
что они знают о воинах казаках.
Объявить конкурс среди детей на
лучший рассказ о казачестве с
использованием семейных реликвий
или другого материала об истории и
традициях казачества. Выбирается
лучший проект и оформляется стенд
в мини-музее.
После завершения проекта
проводятся тематические занятия.
В данной разработке представлено
одно из цикла занятий по
знакомству с историей
казачества «Воинская слава
казака».
Методическая разработка занятия
по истории казачества для
воспитанников «Воинская слава
казака»
Время проведения – 35 минут.
Форма проведения занятия:
Посиделки.
Участники занятия: педагоги, дети.
Задачи:
Образовательные:
·6
познакомить детей с историей
возникновения донского
казачества;
·7
учить отличать воинов-казаков по
одежде;
·8
ознакомить детей с героями-
казаками.
Развивающие:
·9
развивать творческий потенциал
детей средствами фольклора и
словотворчества, связанных с
передачей художественных
традиций, бытующих в
Ростовской области;
·10
развивать интерес к
коллекционированию и желанию
собирать предметы старины
(фотографии, игрушки, предметы
быта и т.д.);
·11
формировать интерес к
подлинным предметам старины и
способности извлекать
информацию из различных
источников.
Воспитывающие:
·12
воспитывать гордость за
героическое прошлое казаков,
интерес к родным традициям и
обрядам;
·13
развивать чувство коллективного
творчества.
Материал: комната оформлена в
виде казачьего куреня. В центре
куреня грубка (печь), стол с кухонной
утварью, лавка.
Атрибуты: иллюстративный
материал для показа воспитанникам.
Ход занятия
Хозяйка куреня
(казачка): Здравствуйте, ребята! Я
сегодня приглашаю вас в мой
казачий курень – на посиделки. А о
чём мы будем с вами говорить,
подскажут строки из стихотворения
«Покров» поэта, донского казака
Николая Николаевича Туговерова.
На фоне музыки Свиридова «Весна
и осень» звучит отрывок из
стихотворения «Покров»,
записанный на аудиокассету:
Покидал я родную станицу,
На войну уходя, наконец,
На шипы подковал кобылицу
У моста наш станичный кузнец.
По-иному звенели подковы,
И казачки глядели мне вслед,
И станица казалася новой
Атаманцу семнадцати лет.
Ответы детей.
Хозяйка: Правильно, ребята, мы
сегодня поговорим о замечательном,
героическом казачьем крае,
Ростовской области, наших героях-
казаках. (показывает иллюстрации
воинов разных стран в полном
обмундировании)
– Как вы думаете, есть ли на этих
иллюстрациях казак? Почему вы так
думаете?
Ответы детей.
Хозяйка (показывает выбранную
иллюстрацию с изображением
казака в форме): Да, действительно,
это казак! Казаки живут рядом с
нами, среди нас; живут семьями. Мы
узнали, что многие из вас казачата.
Помните, с какими интересными
старинными фотографиями и
вещами, которые принадлежали
вашим прабабушкам и прадедушкам
мы с вами познакомились, многие из
них стали экспонатами нашего мини-
музея.
Так кто же такие казаки?
Об этом вам сегодня расскажет наш
гость – настоящий казак, из станицы
Гундоровская Ростовской области.
Казак ( рассказ с использованием
иллюстраций, фотографий,
предметов старины): Здравствуйте,
ребята. Зовут меня………….., а
фамилия –………..Родился я и вырос
в казачьей семье Ростовской
области. Мы с вами живём в
казачьем крае, вокруг нашего города
очень много хуторов, станиц. А это и
есть поселения казаков.
В давние времена, 400 лет назад, в
наши края бежали со всей России
люди от тяжёлой жизни. Они
селились по берегам рек нашего
края. А почему по берегам рек
расселялись, строили свои жилища
люди? Да потому, что, где вода – там
и жизнь. Люди обустраивали
жилища, обзаводились семьями и
жили. Эти свободолюбивые люди
называли себя казаками. Казак – это
значит вольный человек, удалой .
Казаки были сильные и уверенные в
себе люди, ведь им приходилось
делать самим всё, что нужно для
жизни: жилище построить, семью
кормить, одевать, и хозяйство
обустраивать. Жизнь была тяжёлой.
А если вдруг начиналась война –
казак садился на коня, брал шашку в
руки и воевать обязан был до
победы. Жизнь была не лёгкой и
опасной, так как часто нападали
враги на русские земли, а казаки
любили всегда свою Родину – Русь и
готовы были в любой момент встать
на её защиту.
Казачка: Ребята, а что вы знаете о
казаках? Расскажите, как казаки
защищали свою землю, свою Родину!
1 ребёнок. Казак – вольный человек,
храбрый воин.
Казак: А какая главная казачья
заповедь?
Дети: «Люби Россию, ибо она твоя
мать»
Ребёнок:
Из-под кочек, из-под пней
Лезет враг оравой.
Гей, казаки, на коней!
И айда за славой!
Тает, тает сизый дым,
Ты прощай, станица!
Мы тебя не постыдим –
Будем лихо биться!
Дети играют песню ДА В САДУ
ДЕРЕВО ЦВЕТЁТ
Казачка: За родную Русь воевали и
охраняли границы Астраханские,
Уральские, Волжские, Запорожские
и Донские казаки. Вот сколько
казаков. Рядом с нашей Волгой-
матушкой течёт река Дон. Значит, у
нас донские казаки. Помните –
вольные казаки селились по берегам
рек.
Казачество донское,
Казачество лихое
Основой послужило
Казачьим всем войскам.
Куда бы ни кидали,
Куда б ни выселяли –
Границы охраняли
На зависть всем врагам.
Казачка: Так какое же главное
призвание казаков?
Дети: Быть военным.
Казачка: Да, быть военным. Казак
смелый, отважный, храбрый воин:
воевал на коне с винтовкой через
плечо и шашкой в руке. Каждый
казак имел личное оружие – саблю,
пику, верховую лошадь
Казак без коня – что солдат без
ружья.
Казак сам голодает, а коня
накормит.
Смелость, отвага, чувство
товарищества, физическая
выносливость, сила, ловкость - все
эти качества воспитывались в
казаках с детства. Ведь служба
казаков по охране границ своего
Отечества была не легка. Казаки –
надёжная сила Родины во все
времена. Мальчики росли смелыми,
ловкими, выносливыми, играли в
военные игры. Они уже с детства
готовились к будущей военной
службе, а для этого нужно было
научиться уверенно скакать на коне,
быстро бегать, размахивая
деревянной шашкой. Особенно
любили игру «Ваня-казачок».
Хотите поиграть в эту игру?
Девочка:
Под берёзой за рекой
Пашет Ваня молодой,
Пашет чёрную землицу,
Сеет жёлтую пшеницу –
Первым он идет играть.
Дети играют песню ВАНЯ-КАЗАЧОК
Казак: А как называют командира,
которого выбирают за смелость и
отвагу?
Дети: Атаман.
Казачка: Правильно. Главным у
казаков был казачий атаман, его
выбирали из самых смелых казаков.
Это казачий командир, у него
хранилось казачье знамя, с ним в бой
шли казаки. Атаман всегда был
впереди, он отвечал за воинскую
дисциплину и порядок. Было раньше,
да и сейчас среди казаков есть
такое выражение: если мальчик
упадёт, коленку разобьёт, то ему
говорили: «Не плачь, казак,
атаманом будешь!»
(показывает иллюстрацию с
портретом Матвея Ивановича
Платова): Назовите имя
легендарного атамана.
Дети: Матвей Иванович Платов.
Казачка: Матвей Иванович Платов –
граф, русский генерал от кавалерии.
Сподвижник А.В. Суворова.
Войсковой атаман Донского
казачьего войска. В Отечественную
войну с Наполеоном успешно
командовал Донским казачьим
корпусом. В Бородинском сражении
совершил рейд в тыл противника. За
6 месяцев борьбы с Наполеоном
донские казаки истребили и взяли в
плен огромное количество
французов. Громадное количество
серебра, взятого у французов,
казаки сдали, как пожертвование в
церкви.
Матвей Иванович является
основателем столицы казачества –
Новочеркасска
Хозяйка: Наши дети знакомы с
историей рождения и воспитания
будущего атамана Матвея Ивановича
ПлатоваГруппа детей представляет
музыкально-литературную
композицию
Ребёнок: Представляем
музыкально-литературную
композицию
Все: «СЛАВА ПЛАТОВУ ГЕРОЮ»
Дед:
Расскажи, Матвей Иваныч,
Про удалых казаков,
Про походы боевые
Наших дедов и отцов.
Казачка:
Ты геройскими делами
Славу дедов и отцов
Воскресил опять меж нами.
Ты – казак из казаков!
Платов:
Честь геройскую любя,
Мчусь я в бой напропалую:
За царя, за Русь святую,
Не жалея сам себя!
Шашка, пика, верный конь,
Рой наездников любимый –
С ними мы неотразимы,
Мчимся в воду и огонь!
Молодая казачка:
В скороходах-сапогах
Ты летишь на бурке-сивке,
Как колдун на облаках.
Свистнешь – лист с дерев валится,
Крикнешь – вмиг перед тобой
Рать удалая родится,
Точно в сказочке какой!
Казачка:
И за то тебе мы, воин,
Песню громкую споём.
Ты герой наш, ты достоин
Называться казаком!
Исполняют песню СЛАВА ПЛАТОВУ
ГЕРОЮ
Мальчик:
Вьётся лентой степная дорога
И в цветах утопают станицы,
Казаки от родного порога
Защищать уезжают границы.
Дети играют казачью песню КАК У
НАШЕЙ СОТНИ
Казачка: А когда военные походы
заканчивались, то казаки вместе с
атаманом возвращались в свои
семьи, в свой родной хутор или
станицу. Казаки возвращались к
обычной мирной жизни.
Хозяйка:Давайте поблагодарим
нашего гостя и исполним для них
старинную казачью песню «Шашка».
Казачок:
Мы – донские казачата,
Мудрых прадедов внучата.
С острой шашкой и конём
Мы в бою не подведём!
Казачок:
Нам дано такое право
Сохранить былую славу
Наших дедов и отцов –
Дона славных молодцов.
Исполняют песню ШАШКА
Мы живём в казачьем крае, где
дружно живут люди и других
национальностей. Они трудятся и
растят своих ребятишек, которых
приводят в наш детский сад
«Крепыш», где мы живём дружной
весёлой семьёй и не забываем об
истории нашего родного края.
Но наша встреча подошла к концу.
Вам понравились наши посиделки?
Ответы детей.
Хозяйка: А сейчас я приглашаю вас
на наше традиционное чаепитие.
По окончании занятия –
традиционное чаепитие.