Автор: Путрина Ирина Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Школа-интернат основного общего образования №2"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование информационно-компьютерных технологий в работе классного руководителя"
Раздел: начальное образование
БОУ
ГОРОДА
О
МСКА
«Ш
КОЛА
-
ИНТЕРНАТ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
№2»
Использование информационно-компьютерных
технологий в работе классного руководителя
из опыта работы Путриной Ирины Семеновны
Омск 2018 г.
Воспитательные
функции
в
образовательном
учреждении
выполняются
всеми
педагогическими
работниками,
но
главную
роль
в
решении
задач
воспитания
подрастающего
поколения
отводят
классному
руководителю.
От
успешности
его
работы
зависит
уровень
воспитанности
учащихся
и
межличностные отношения в классном коллективе. Цель деятельности классного
руководителя
—
это
создание
условий
для
самореализации
и
саморазвития
личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе.
Использование
ИКТ
в
педагогической
работе
—
это
один
из
способов
самоутверждения
в
школьном
коллективе.
За
последние
несколько
лет
ИКТ
утвердили свои позиции в учебно-образовательном процессе — нет педагога,
который не пользовался бы компьютером на своих уроках. Но возможности ИКТ в
воспитательной работе с детьми пока еще не исчерпаны. При помощи ИКТ
классный
руководитель
может
готовить
разнообразные
материалы
для
использования непосредственно при проведении классного часа, родительского
собрания,
на
выступлениях
МО
и
педсовете.
ИКТ
позволяют
разнообразить
формы
работы
с
учащимися,
сделать
их
более
творческими.
Наконец,
использование ИКТ во многом упрощает процесс общения с учениками и их
родителями.
Использование
ИКТ
существенно
облегчает
трудозатраты
по
введению
документации
классного
руководителя,
а
значит
остаётся
больше
времени для работы с учениками.
Каждый классный руководитель сталкивается с необходимостью заполнять
кучу бумажек: в начале года уточнить списки класса; собрать всю информацию о
каждом
ученике
класса,
заполнить
соответствующую
страницу
в
журнале;
отдельно
подать
необходимые
данные
медикам;
заполнить
листок
занятости
учеников
в
кружках
и
факультативах;
в
конце
каждой
четверти
заполняется
ведомость
успеваемости;
ведомость
посещаемости;
одноразовая
списочная
информация. Традиционно у каждого классного руководителя существуют свои
журналы, где хранятся необходимые сведения о каждом ребёнке. Для того чтобы
сдать
какой-либо
отчёт,
перебирается
вся
информация
и
вручную
(или
на
компьютере) создаётся документ. Каждый раз, когда готовится очередной отчёт
тратится уйма времени на однообразную работу: написание списка, заполнение
требуемых
колонок
и
так
далее.
Информационные
технологии
позволяют
автоматизировать делопроизводство. Классный руководитель может использовать
формы, созданные в электронных таблицах и базе данных, облегчающие ему
работу.
Каждый классный руководитель всё проделывает сам в той или иной форме
и степени. Но использовать компьютерную технику в работе с документацией
гораздо удобнее. В ежедневной работе классного руководителя часто приходится
обращаться
к
многочисленным
и,
как
правило
неструктурированным
данным
учеников класса, родителей. Для того чтобы собрать данные и структурировать
воедино,
можно
использовать
пользовательскую
базу
данных.
База
данных
позволяет большие объёмы информации и, что самое главное, быстро находить
нужные данные. В базу данных «Классный руководитель» могут входить: личные
данные ученика, личные данные родителей, социальный паспорт класса, а так же
быстрый
поиск
данных
по
ученику
и
родителям.
Имея
такую
базу,
легко
формировать различные виды отчётов. Кроме того, всегда можно воспользоваться
этой информацией в начале следующего года. К сожалению, журнал всё равно
придётся заполнять вручную. Но все сведения уже будут у вас под рукой.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с
учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и
их родителями. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность — это повышение
интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для
активизации
воспитательной
работы
в
новых
условиях.
Основным
фактором,
обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение
учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения
технологии, можно обеспечивать эту включённость.
Применение компьютерных технологий на практике:
1.
В
организации
воспитательной
работы
можно
использовать
ресурсы
Интернет.
Это
различные
диагностики,
необходимая
информация
для
проведения разработки внеклассных мероприятий на различные темы, а
иногда и готовые разработки мероприятий.
2.
Мониторинг
успеваемости,
различные
диагностики,
анкеты
могут
формироваться с помощью электронных таблиц.
3.
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы можно
использовать
презентации,
которые
позволяют
красочно
и
наглядно
представить
любой
материал,
а
так
же
позволяют
экономить
время
проведения
мероприятия.
С
помощью
создания
презентаций
можно
оформлять альбомы класса, где можно помещать фотографии с различных
мероприятий; создание портфолио класса, архива школьных фотографий.
4.
Выпуски
газет,
буклетов,
информационных
бюллетеней
после
каждого
мероприятия
необходимы
для
закрепления
знаний
ребят
и
для
вашего
классного архива, который пригодится вам в выпускном классе.
5.
При
подготовке
и
проведении
внеклассных
мероприятий,
оформлении
классного уголка можно использовать и другие прикладные программы,
такие
как
проигрыватель,
графические
редакторы,
которые
делают
внеклассную работу яркой и запоминающейся.
Таким образом, видна очевидная необходимость использования компьютерных
технологий в воспитании.