Автор: Ибрагимова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Краснодарский край г.Кропоткин
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Элементы ТРИЗ в развитии речи детей раннего возраста Тема занятия: "Доктор Айболит"
Раздел: дошкольное образование
Элементы ТРИЗ
в развитии речи детей раннего возраста
Тема занятия: «Доктор Айболит»
Составила воспитатель Ибрагимова Елена Александровна.
Цель: Активизировать восприятие, речь, мышление детей.
Материал и оборудование: Волшебный человечек, сундучок, краски,
кисти, вода, подставки для кисточек, мольберт, куклы (доктор, девочка,
мальчик), игрушечные собачка, зайчик, птичка на проволоке; шапочки
дождя и солнца; зонт.
Ход занятия:
Воспитатель держит в руках Волшебного человечка и говорит за
него.
Волшебный человечек: здравствуйте, дети, как ваше здоровье?
Если кого-то надо вылечить, в моём сундучке (показывает) всё для
этого есть.
Воспитатель ведёт беседу о работе доктора (какие инструменты
лежат в сундучке, кого он лечит и т.п.), активизируя высказывания
детей наводящими вопросами.
Волшебный человечек: Я знаю одну интересную историю и сейчас
расскажу её вам. «Жил был на свете доктор. Он очень любил свою
работу. Однажды доктор пришёл в детский сад, чтобы сделать детям
прививки. Дети все смелые были, они не боялись уколов. Только
одна девочка расплакалась и сказала: Уходи, плохой доктор, ты
сделал мне больно». Доктор уходил из детского сада очень
грустный. У дороги в траве прыгала маленькая птичка, она не могла
летать, у неё было сломано крыло. Доктор поднял птичку, отнёс её
домой и начал лечить: перевязывал ей крылышко, давал лекарство. А
когда птичка уже могла летать, выпустил её на волю. Взлетела птичка
в небо, помахала крылышками и сказала: «Спасибо тебе, ты хороший
доктор». Он улыбнулся и помахал ей в ответ. И тут увидел, как к нему
бежит мальчик и держит в руках собачку. У собачки была порезана
лапка. Мальчик попросил доктора помочь ей. Доктор смазал ранку
йодом, перевязал лапку, а мальчик дал витамины. Залаяла собачка:
«Гав-гав, плохой ты доктор, зачем ты мне помазал лапку йодом, он
щиплет». А мальчик сказал: «Извините нас, вы хороший доктор». Взял
собачку на руки и ушёл.
А доктор ещё долго думал: хороший он или плохой?»
А вы, ребята, как думаете: доктор хороший или плохой? Почему?
Дети высказывают своё мнение. Воспитатель помогает сделать
вывод.
Физкультурная пауза:
(Проводится игра «Солнышко и дождик».)
Воспитатель надевает шапочку солнца и приглашает детей на
«прогулку». Они ходят по группе («собирают ягоды», «рвут
цветы», «плетут веночки»). По сигналу «дождик» (воспитатель
надевает соответствующую шапочку) дети прячутся под зонтом.
Игра повторяется два раза.
Воспитатель: Посмотрите, дети, зайка сидит, он весь мокрый. «Со
скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок». Кашляет, чихает –
простудился. Посоветуем ему сходить к нашему знакомому доктору.
Волшебный человечек: Давайте вспомним историю, которую я вам
рассказал.
Дети берут в руки кукол и вместе с волшебным человечком
рассказывают историю ещё раз. На вопросы воспитателя, какой
доктор – плохой или хороший, отвечают: «Доктор хороший, потому что
он всем помогал. Это Доктор Айболит».
Зайчик: Спасибо, ребята, я обязательно пойду к Доктору Айболиту.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Круглое, тёплое,
Красное, доброе,
Всем светит,
Всех греет,
Всех веселит,
Всем здоровье дарит!
Правильно, это солнышко. А теперь давайте нарисуем отгадку.
Волшебный человечек достаёт из сундучка краски, кисточки,
альбомные листы, подставки для кисточек.
Воспитатель: Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт кисточку,
проводит ею по сухой краске, а за тем по бумаге). Почему у меня
ничего не получается? Что надо сделать? (ответы детей.) Давайте
вместе добавим в краску воды. Какая краска была и какая стала?
(ответы детей.)
Воспитатель раздаёт детям всё необходимое для рисования и
показывает приёмы изображения солнца.
Дети рисуют. Воспитатель с Волшебным человечком в руках
наблюдает за их работой, если это необходимо, помогает, задаёт
вопросы, например : «Ира, какого цвета у тебя солнышко?» И т.д.
Когда работа закончена, педагог от имени Волшебного человечка
хвалит рисунки детей и приглашает на прогулку: «Вы увидите, как я
умею рисовать солнышко на дорожке мелом» .