Автор: Чебунина Марина Федоровна
Должность: преподаватель по классу дпи
Учебное заведение: КГБУ ДО "Корякская школа искусств им. Д.Б. Кабалевского"
Населённый пункт: пгт. Палана
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках декоративно-прикладного искусства в сфере дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
«Использование нетрадиционных техник рисования на уроках декоративно-
прикладного искусства в сфере дополнительного образования»
«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не
просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире,
входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.»
В.Л. Сухомлинский
Современный
урок
по
декоративно-прикладному
искусству,
хочется
сделать
необычным, эмоционально наполненным, более запоминающимся.
Дети с удовольствием любят рисовать, но творчество не может существовать под
давлением. Рисование для ребенка – это веселый, важный труд, к которому не стоит
принуждать, а нужно стимулировать и поддерживать его, постепенно раскрывая перед
ним новые возможности изобразительной деятельности.
Часто отсутствие знаний и навыков в рисовании отвращает ребенка от рисования,
так
как
результат
его
работы
получается
непривлекательным,
не
соответствует
задуманному
ребенка,
не
соответствует
реальному
объекту,
которые
он
пытался
нарисовать. И тут как ни кстати
незаменимыми являются нетрадиционные техники
рисования.
Они
не
только
вселяют
уверенность
в
ребенка,
в
своих
силах,
но
и
подталкивают творчески и нестандартно мыслить.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны.
Пузырьковая
живопись,
энкаустика,
рисование
на
наждачной
бумаге,
печать
листьев, «оттиск печатями» из пробки ластика или сырых овощей, граттаж, рисование с
манной
крупой,
монотипия
–
это
далеко
не
весь
перечень
нетрадиционных
техник,
которые можно использовать на уроках декоративно-прикладного искусства
Сегодня хочу познакомить вас с необычной техникой – рисованием утюгом. Оно
приводит
детей
в
восторг,
завораживая
эффектом
появления
изображения
на
листе
бумаги.
Энкаустика как техника рисования появилась несколько столетий назад. Тогда
художники и иконописцы пользовались восковой техникой росписи для создания ярких
картин с эффектом объемного изображения.
Раньше
техника
энкаустики
держалась
в
строгой
тайне
и
передавалась
художниками из поколения в поколение. Сейчас этот вид изобразительного искусства
получил
широкое
распространение
благодаря
простоте
исполнения,
и
пользуется
популярностью среди начинающих художников.
В этой технике рисования роль кисточки для нанесения изображения выполняет
утюг. Прежде, чем приступить к работе, его необходимо разогреть до такой степени, чтобы
воск расплавился. После того как утюг разогрет, расплавляем на подошве утюга мелок
требуемого нам цвета и приступаем к рисованию. Наносить нужно плавными движениями
как бы скользя по бумаги.
Есть несколько способов рисовать воском при помощи горячего утюга:
Разглаживание
На
подошву утюга следует нанести мелок и гладить им по картону. К можно
приготовить фон к будущей картине.
Оттиск
Утюг
нужно
хорошо
разогреть
и,
не
очень
плотно,
прислонить
к
картону.
Образовавшееся
пространство
между
поверхностью
бумаги
и
поверхностью
утюга
взаимодействует с воском. На рисунке образуются различные хаотичные линии.
Создание рисунков ребром утюга
Чтобы получить линии, подойдет именно этот способ. Наносим на ребро утюга
цветной мелок, теперь рисуем контуры или линии той формы и конфигурации, которая вам
нужна.
С первого раза может не получится Следует немного потренироваться и вы станете
настоящим профессионалом в создании рисунков в технике энкаустика.
Не только техника энкаустика, но и каждая из нетрадиционных техник – это
маленькая игра, способствующая
развитию фантазии и воображения.
Разнообразные
способы
рисования
рождают
у
детей
необыкновенные
идеи,
вызывают
желание
выдумывать
необычные
композиции,
восхищают
учеников,
вызывают
стремление
заниматься творчеством. В итоге работы получаются яркие и удивительные. В таком
процессе не присутствует слово нельзя. Творит на уроках можно как угодно и чем угодно,
не боясь сделать ошибку.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный,
вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно
открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что
нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Ведь
самоценным
является
не
конечный
продукт
–
рисунок,
а
развитие
личности:
формирование
уверенности
в
себе,
в
своих
способностях,
самоидентификация
в
творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей
работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.