Автор: Марцинко Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава структурное подразделение "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самара Волжский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по городу Вежливости и Доброты"
Раздел: дошкольное образование
Путешествие по городу Вежливости и Доброты
Цели: способствовать нравственному развитию личности .
Задачи:
- познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость
употребления в речи "вежливых" слов;
- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь
учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения
сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное
отношение к людям.
Оборудование: плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями, солнышки,
тучки.
Литературный ряд: стихотворение "Доброта", рассказ "На перемене",
стихотворение "Гусь", стихотворение С. Я. Маршака "Ежели вы вежливы",
стихотворение "Добрые слова", пословицы и поговорки о доброте и вежливости.
Музыкальный ряд: фонограмма песни "Дорога Добра", музыка В. Шаинского,
слова М. Танич.
Игры: "Доброе солнышко", "Волшебные слова", "Будь внимателен", "Вежливо-
невежливо".
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты "Вежливые слова".
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь!
- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим
частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на
друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в один
необычный город.
- А как называется этот город, попробуйте, угадать сами.
- В этом городе люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в
беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу
подарки, говорят добрые и вежливые слова.
- Ребята, наверное, вы уже догадались, о каком городе идет речь. Как он
называется?
Дети: Город Вежливости и Доброты.
- Я приглашаю вас в путешествие по городу Вежливости и Доброты.
По дороге в этот город мы посетим:
1.Станцию Доброты.
2. Станцию Вежливости.
3. Аллею Приветствий.
4. Остановку "Размышляйка"
- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой
дружной песни.
- Итак, все готовы? Отправляемся!
Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню "Дорога
Добра", остальные дети подпевают припев с места.
Звучит фонограмма песни.
Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Припев
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба,
Ведет себя, не как сестра.
Припев
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему всегда иди,
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.
III. Путешествие в город Вежливости и Доброты.
1. "Станция Доброты".
- Ребята, а что такое - ДОБРОТА?
Ответы детей.
- Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.
Читает учитель.
Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все
положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет
нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)
- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
Ответы детей.
- Что же обозначает слово "добрый"?
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение
слова "добрый". (Ученик читает значение слова ).
Добрый - это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый - это такой человек, который несет благо, благополучие.
- В словаре мы видим, что слово "добрый" имеет два значения.
- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову "Добрый" слова, близкие по
значению, т. е. слова - синонимы.
- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?
Выходят ученики и рассказывают стихотворение "Доброта".
Доброта
Ученик 1:
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Ученик 2:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще станция Вежливости.
2. Станция Вежливости.
- А как вы думаете, что такое вежливость?
Ответы детей.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой
общаться.
- Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей
речи?
Дети: Вежливым.
- Но всегда ли частое употребление "вежливых" слов, является показателем
вежливости человека?
Дети: Нет.
- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Вася , конечно, быстрее всех. И,
неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног.
Анна Васильевна остановила Вася и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! - ответил Вася.
После этих слов ребята рассмеялись.
- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно ли Васю назвать
вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
Дети: нет.
- Почему?
Ответы детей.
- Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)
- А что значит правильно?
Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу.
- Давайте сделаем вывод?
- Дополните предложение:
Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять
"Вежливые слова", но и употреблять их ... (правильно).)
- А вот послушайте, какая история произошла с одной девочкой.
Читает подготовленный ученик:
Гусь
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе:
"Не трусь!
Быть может,
Этот Гусь - ручной,
Бежит знакомиться со мной".
Но у Гуся свирепый вид -
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет?
Но и пусть!
Я улыбнулась:
- Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось:
"Привет!"
- Что хотел сделать Гусь?
Дети: Ущипнуть девочку.
- Почему он девочку не тронул? (она с ним поздоровалась.)
- Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)
- Так как же Гусь понял, что девочка с ним поздоровался? (По приветливому
взгляду, доброй улыбке девочки).
- Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то
их понимают даже кто? (Животные.)
- Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.
- Сейчас послушайте, о каких полезных советах нам расскажут дети.
Стихотворение "Ежели вы вежливы" С. Я. Маршак.
Ученик 1: Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ученик 2: Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ученик 3: И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?
Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не
перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не
обижать маленьких детей.
- Ура, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.
3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на "Аллею
приветствий".
- Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое
общение?
Дети: Со слова "Здравствуйте".
- Правильно, люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое
обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение
людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
- А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с
вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни
"здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли
выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей
тогда не было), сказал им:
- Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть
здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди
призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" -
это значит будьте здоровы.
"Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово
"здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в
исцелении.
- А какие еще волшебные слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит
благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда,
спасибо, пожалуйста и т.д.
- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться
этими "волшебными словами". В слове заключена великая сила. Доброе слово
может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое
настроение.
- Поиграем в игру "Волшебные слова".
- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит ... /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... / спасибо/.
Когда нас бранят за шалости, говорим ... /прости, пожалуйста/.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.
- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых
словах.
Добрые слова
- Слова "До свиданья!",
"Спасибо!", "Простите!",
"Пожалуйста!", "Здравствуйте!"
Щедро дарите.
- Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
- Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
1. Игра "Будь внимателен"
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда
я назову "волшебное слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
2. Игра "Вежливо - невежливо".
- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в
ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами 2 раза.
Начнем.
- Поздороваться при встрече..........
- Толкнуть и не извиниться............
- Свистеть, кричать, шуметь в школе..........
- Уступить место старшим.........
- Не вставать на обращение учителя............
- Помочь подняться по лестнице..............
- Попрощаться уходя............
5. - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути.
Впереди осталась всего одна остановка "Размышляй-ка".
- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль
они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из
поколения в поколение.
- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и
вежливости?
- Давайте поработаем в группах.
- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало
пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите
правильный ответ.
1. Добрые дела добрый ответ.
2. Сделаешь добро - на добрые дела.
3. Добрый человек - красят человека.
4.Доброе дело лечит, будешь сам в добре
5. Жизнь дана несет мир.
6. На добрый привет - а злое калечит.
7. Делай людям добро - добро найдешь.
8. При солнышке тепло- богатства.
9. Доброе дело дороже- при матушке добро .
- Итак, проверяем.
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. На добрый привет - добрый ответ.
6. При солнышке тепло - при матушке добро.
7. Доброе дело дороже - богатства.
8. Доброе дело лечит, а злое калечит.
9. Делай людям добро - будешь сам в добре.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
- Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые
поступки.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на
вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебного города Доброты и Вежливости
для вас открыты. Добро пожаловать!
- А, так, как этот город волшебный, давайте станем, ребята, тоже добрыми
волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и
тепла и мы сами станем от этого счастливее!
IV. Итог занятия:
- В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы
сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных
словах.
- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?
Ответы детей.
Читает учитель или дети.
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
V. Рефлексия:
Дети читают стихи:
1. То жара на планете , то вьюга
Только вместе нас не испугать.
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнем уважать.
2. Сердце бьется то громче, то тише,
Но любому всегда и везде
Так приятно "спасибо" услышать
И "пожалуйста" молвить в ответ.
3. Всякой встрече грозит расставанье,
Но увидимся с вами опять.
Так приятно сказать "до свиданья!",
Чтобы " здравствуйте" завтра сказать.
4. Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять,
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.
- Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего
занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат
солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого
хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было
неинтересно - поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Звучит песня о доброте.