Напоминание

"Путешествие по городу Вежливости и Доброты"


Автор: Марцинко Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава структурное подразделение "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самара Волжский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие по городу Вежливости и Доброты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Путешествие по городу Вежливости и Доброты

Цели: способствовать нравственному развитию личности .

Задачи:

- познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость

употребления в речи "вежливых" слов;

- развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь

учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения

сравнивать, анализировать, делать выводы;

- воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное

отношение к людям.

Оборудование: плакаты с вежливыми словами, карточки с заданиями, солнышки,

тучки.

Литературный ряд: стихотворение "Доброта", рассказ "На перемене",

стихотворение "Гусь", стихотворение С. Я. Маршака "Ежели вы вежливы",

стихотворение "Добрые слова", пословицы и поговорки о доброте и вежливости.

Музыкальный ряд: фонограмма песни "Дорога Добра", музыка В. Шаинского,

слова М. Танич.

Игры: "Доброе солнышко", "Волшебные слова", "Будь внимателен", "Вежливо-

невежливо".

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Оформление класса: на доске плакаты "Вежливые слова".

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь!

- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим

частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на

друга и улыбнитесь!

II. Вступительное слово.

- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в один

необычный город.

- А как называется этот город, попробуйте, угадать сами.

- В этом городе люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в

беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу

подарки, говорят добрые и вежливые слова.

- Ребята, наверное, вы уже догадались, о каком городе идет речь. Как он

называется?

Дети: Город Вежливости и Доброты.

- Я приглашаю вас в путешествие по городу Вежливости и Доброты.

По дороге в этот город мы посетим:

1.Станцию Доброты.

2. Станцию Вежливости.

3. Аллею Приветствий.

4. Остановку "Размышляйка"

- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой

дружной песни.

- Итак, все готовы? Отправляемся!

Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню "Дорога

Добра", остальные дети подпевают припев с места.

Звучит фонограмма песни.

Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.

1. Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Припев

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Припев повторяют все еще 1 раз.

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба,

Ведет себя, не как сестра.

Припев

Но, если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему всегда иди,

Дорогою добра.

Припев повторяют все еще 1 раз.

III. Путешествие в город Вежливости и Доброты.

1. "Станция Доброты".

- Ребята, а что такое - ДОБРОТА?

Ответы детей.

- Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.

Читает учитель.

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все

положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)

Доброта - вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет

нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)

- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?

Ответы детей.

- Что же обозначает слово "добрый"?

- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение

слова "добрый". (Ученик читает значение слова ).

Добрый - это человек, делающий добро другим, отзывчивый.

Добрый - это такой человек, который несет благо, благополучие.

- В словаре мы видим, что слово "добрый" имеет два значения.

- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову "Добрый" слова, близкие по

значению, т. е. слова - синонимы.

- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?

Выходят ученики и рассказывают стихотворение "Доброта".

Доброта

Ученик 1:

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Ученик 2:

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Ученик 3:

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще станция Вежливости.

2. Станция Вежливости.

- А как вы думаете, что такое вежливость?

Ответы детей.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой

общаться.

- Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей

речи?

Дети: Вежливым.

- Но всегда ли частое употребление "вежливых" слов, является показателем

вежливости человека?

Дети: Нет.

- А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.

На перемене

На перемене мальчики носились как угорелые. А Вася , конечно, быстрее всех. И,

неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног.

Анна Васильевна остановила Вася и спросила:

- Что нужно сказать?

- Здрасьте! - ответил Вася.

После этих слов ребята рассмеялись.

- Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно ли Васю назвать

вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?

Дети: нет.

- Почему?

Ответы детей.

- Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)

- А что значит правильно?

Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу.

- Давайте сделаем вывод?

- Дополните предложение:

Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять

"Вежливые слова", но и употреблять их ... (правильно).)

- А вот послушайте, какая история произошла с одной девочкой.

Читает подготовленный ученик:

Гусь

Ко мне бежит огромный Гусь.

Я говорю себе:

"Не трусь!

Быть может,

Этот Гусь - ручной,

Бежит знакомиться со мной".

Но у Гуся свирепый вид -

Он угрожающе шипит.

Щипаться будет?

Но и пусть!

Я улыбнулась:

- Здравствуй, Гусь!

Он головой кивнул в ответ.

И мне послышалось:

"Привет!"

- Что хотел сделать Гусь?

Дети: Ущипнуть девочку.

- Почему он девочку не тронул? (она с ним поздоровалась.)

- Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)

- Так как же Гусь понял, что девочка с ним поздоровался? (По приветливому

взгляду, доброй улыбке девочки).

- Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то

их понимают даже кто? (Животные.)

- Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.

- Сейчас послушайте, о каких полезных советах нам расскажут дети.

Стихотворение "Ежели вы вежливы" С. Я. Маршак.

Ученик 1: Ежели вы вежливы

И к совести не глухи

Вы место без протеста

Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

Ученик 2: Ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником

Пред сильным не робея.

Ученик 3: И ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы

То всех благодарите

И мячика у маленьких

Без спросу не берите!

- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?

Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не

перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не

обижать маленьких детей.

- Ура, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.

3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на "Аллею

приветствий".

- Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое

общение?

Дети: Со слова "Здравствуйте".

- Правильно, люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое

обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение

людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

- А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с

вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни

"здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли

выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей

тогда не было), сказал им:

- Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть

здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди

призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" -

это значит будьте здоровы.

"Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово

"здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в

исцелении.

- А какие еще волшебные слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит

благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда,

спасибо, пожалуйста и т.д.

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.

- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться

этими "волшебными словами". В слове заключена великая сила. Доброе слово

может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое

настроение.

- Поиграем в игру "Волшебные слова".

- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит ... /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... / спасибо/.

Когда нас бранят за шалости, говорим ... /прости, пожалуйста/.

- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.

- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых

словах.

Добрые слова

- Слова "До свиданья!",

"Спасибо!", "Простите!",

"Пожалуйста!", "Здравствуйте!"

Щедро дарите.

- Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В троллейбусе, в парке,

И в школе, и дома.

- Слова эти очень,

И очень важны,

Они человеку,

Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.

- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем.

Физкультминутка

1. Игра "Будь внимателен"

- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда

я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Влево.

Вправо.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

2. Игра "Вежливо - невежливо".

- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке - вы хлопаете в

ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке - вы топаете ногами 2 раза.

Начнем.

- Поздороваться при встрече..........

- Толкнуть и не извиниться............

- Свистеть, кричать, шуметь в школе..........

- Уступить место старшим.........

- Не вставать на обращение учителя............

- Помочь подняться по лестнице..............

- Попрощаться уходя............

5. - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути.

Впереди осталась всего одна остановка "Размышляй-ка".

- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль

они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из

поколения в поколение.

- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и

вежливости?

- Давайте поработаем в группах.

- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало

пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите

правильный ответ.

1. Добрые дела добрый ответ.

2. Сделаешь добро - на добрые дела.

3. Добрый человек - красят человека.

4.Доброе дело лечит, будешь сам в добре

5. Жизнь дана несет мир.

6. На добрый привет - а злое калечит.

7. Делай людям добро - добро найдешь.

8. При солнышке тепло- богатства.

9. Доброе дело дороже- при матушке добро .

- Итак, проверяем.

1. Добрые дела красят человека.

2. Сделаешь добро - добро найдешь.

3. Добрый человек - несет мир.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. На добрый привет - добрый ответ.

6. При солнышке тепло - при матушке добро.

7. Доброе дело дороже - богатства.

8. Доброе дело лечит, а злое калечит.

9. Делай людям добро - будешь сам в добре.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

- Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые

поступки.

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на

вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебного города Доброты и Вежливости

для вас открыты. Добро пожаловать!

- А, так, как этот город волшебный, давайте станем, ребята, тоже добрыми

волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и

тепла и мы сами станем от этого счастливее!

IV. Итог занятия:

- В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы

сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных

словах.

- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?

Ответы детей.

Читает учитель или дети.

- Здоровайся при встрече.

- Не груби, даже если сердит.

- Проявляй доброжелательность.

- Будь вежлив и воспитан.

- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.

- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.

- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!

V. Рефлексия:

Дети читают стихи:

1. То жара на планете , то вьюга

Только вместе нас не испугать.

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнем уважать.

2. Сердце бьется то громче, то тише,

Но любому всегда и везде

Так приятно "спасибо" услышать

И "пожалуйста" молвить в ответ.

3. Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать "до свиданья!",

Чтобы " здравствуйте" завтра сказать.

4. Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять,

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

- Ну вот, пришло время прощаться.

- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего

занятия.

- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат

солнышки и тучки.

- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого

хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было

неинтересно - поднимите тучку.

- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

Звучит песня о доброте.



В раздел образования