Автор: Мондарова Елена Семеновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 69 "Брусничка" Населённый пункт: г. Якутск, с. Маган Наименование материала: конспект НОД Тема: "О правах играя" Раздел: дошкольное образование
Детский сад № 69 «Брусничка»
Открытое занятие на тему:
«О правах играя»
Воспитатели:
Мондарова Е.С.
2015г.
Цели: закрепить знания
детей об общем представлении об их правах;
развивать правовое мировоззрение и нравственные представления; рассуждать,
сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважение к
другим людям.
Интеграция:
познание,
коммуникация,
социализация,
художественная
литература, физическая культура.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поговорим о том, что является важным для всех
людей. О наших правах. Мы еще раз вспомним о том, для чего нужны права. Я
хочу вам показать одну замечательную книгу. Она называется «Права ребенка»
(показывает). Эта книга рассказывает о правах детей.
Появляется Кикимора.
Кикимора (забирает книгу). Малы вы еще права изучать. А эту книгу я
прочитаю.
Кикимора уходит.
Воспитатель: Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу – и была такова. Что
же нам теперь делать?
А
давайте
вспомним
наши
права
и
поиграем
в
игру
«Волшебный
сундучок».
Игра «Волшебный сундучок».
(Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие
знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает
каждый предмет.)
Свидетельство о рождении
- Что это за документ? О каком праве он нам напоминает? (Право на имя).
Сердечко
- Какое право может обозначать сердце? (Право на заботу и любовь).
Домик
-
Как
вы
думаете,
почему
здесь
оказался
домик?
О
каком
праве
он
напоминает ? (Право на имущество).
Букварь
- О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учебу, образование).
Красный крест
- Что обозначает красный крест? О каком праве он говорит? (О праве на
лечение).
Дети разной национальности
- О каком праве мы можем сказать, посмотрев эту картинку? (О праве, что
все люди имеют равные права).
Игрушечные утенок и утка
-О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка жить и воспитываться
в семье).
Появляется Кикимора.
Кикимора: Что вы тут расшумелись? Раскричались?
Воспитатель: Ой, Кикимора, какая ты сердитая, какой голос у тебя грубый
и слова неприветливые!
Кикимора:
Хватит
разговоры
разговаривать!
Что
Вам
надо
от
меня.
Воспитатель: Верни нам нашу книгу, которую ты у нас взяла.
Кикимора: Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу никаких прав не
имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать
только дети и внуки Царя Салтана и Соловья – разбойника. А еще дети,
верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и
одной с ней национальности.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит
Кикимора? Конечно, нет. Ведь все вы имеете равные права. И не важно, кто
ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите.
(Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
символ
«Дети
разных
национальностей», показывает и Кикиморе).
А сейчас наши дети прочитают стихотворение «Дружите дети!»
Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобою разных рас.
Ну так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.
Воспитатель: так что, Кикимора ты не права, верни нам книгу.
Кикимора: Ой, ой! Умные какие! Ну – ка, ну – ка, первый, подойди ко
мне.
Воспитатель: Кикимора, почему ты так странно обращаешься к детям? У
них есть имена, у каждого свое имя.
Кикимора: Имена? А зачем? Зачем детям давать имена, ведь они все
одинаковые, все маленькие , обойдутся номерами?!
Воспитатель:
Вы
согласны,
что
все
дети
одинаковые?
Докажите
это
Кикиморе.
Дети читают стихотворение:
Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу
Помни, что жизни основа –
Вера, любовь, красота! –
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!
Воспитатель: Ну что, Кикимора, убедили тебя дети? Теперь ты согласна,
что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя?
Кикимора: Ну, хорошо, признаю теперь за вами это право.
Воспитатель: Тогда давайте представимся Кикиморе, а эхо нам поможет.
Игра «»Эхо.
(дети становятся в круг, поочередно произносят свои имена, остальные
хором их повторяют).
Воспитатель: Кикимора, теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы
познакомились с другими правами детей.
Кикимора: Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает.
Воспитатель: Почему?
Кикимора:
Потому
что
книги
имеют
право
читать
только
дети
библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечиться - только
дети врачей.
Воспитатель:
Дети,
как
вы
думаете,
справедливо
то,
что
сказала
Кикимора?
Дети отвечают.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на дом, питание, лечение и
обучение.
Рассматривают символы.
Дети читают стихотворение «Как хорошо, что есть права…»
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают –
Чтоб нас никто не мог побить,
украсть, унизить и обидеть.
Кикимора: ну раз вы все знаете, ответьте мне на вопросы:
1.
Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на
неприкосновенность жилища).
2.
Кто нарушил это право, и кто помог восстановить права? (Лиса, петух).
3.
Каким
правом
посоветовал
воспользоваться
говорящий
сверчок
в
сказке
А.Н.
Толстого
«Золотой
ключик»?
(правом
на
бесплатное
образование).
4.
Вспомните
сказку
А.С.
Пушкина
«О
мертвой
царевне
и
семи
богатырях».
На
какое
право
посягнула
царица,
приказав
Чернавке
увести
Царевну
и
бросить
связанную
в
лесу?
(Право
на
личную
неприкосновенность).
Кикимора: откуда вы такие умные, сказки вы знаете, права знаете. А
бегать вы умеете? Ну тут та я вас всех проучу. Давайте поиграем.
Подвижная игра «»
Кикимора: Ой, уморили. Устала я с вами.
(Кикимора грустит, отворачивается от детей).
Воспитатель: Мне почему – то стало жалко Кикимору. Может она
потому плохие поступки совершает, что ее никто не любит, о ней никто
не заботится? Ведь все имеют право на любовь. Это право имеете все
вы. А давайте мы с вами подарим Кикиморе букет цветов и не будем на
нее обижаться.
Дети дарят цветы Кикиморе. Кикимора возвращает книгу.
Кикимора: Спасибо вам ребята, вы такие добрые. Я возвращаю вам
вашу книгу, а она познакомит вас и с другими правами.