Автор: Шляхтенко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 21 "Гнёздышко"
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект этической беседы
Тема: "Какой он - культурный человек!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №21
«Гнёздышко», г. Междуреченск
Шляхтенко Любовь Викторовна,
воспитатель МБДОУ № 21
Конспект этической беседы
«Какой он – культурный человек?»
в подготовительной группе
Задачи:
Образовательные:
Формировать осознанное отношение к социальным нормам
поведения; закреплять навыки доброжелательного поведения в
повседневной жизни; учить осознанно относится к поступкам
людей, уметь правильно оценивать эти поступки; побуждать к
нравственным поступкам, вызывать желание совершать
положительные и осуждать отрицательные поступки. Формировать
навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить
детей правильному построению предложений.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки; мышление, память.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества вежливость, честность,
уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
Предварительная работа:
Беседы: «Всегда будь вежливым», «Наши добрые дела».
Чтение
художественных
произведений
В.
Осеевой
«Волшебное
слово», «Почему?». Обсуждение правил вежливости.
Заучивание пословиц о честности, вежливости.
Материал и оборудование:
Аудиозапись песни «Улыбка», мяч, лист ватмана, картинки-схемы,
клеящий карандаш.
Ход занятия:
Звучит аудиозапись песни «Улыбка». Воспитатель приглашает
детей пройти и сесть на стульчики.
-Дети, сегодня мы с вами будем беседовать о культуре поведения.
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете выражение «культурный
человек»? (Это человек, который не ругается, уступает другому, не
кричит, не перебивает взрослых, говорит вежливые слова, не
обманывает).
-Скажите мне пожалуйста, кого из детей в нашей группе можно
назвать культурным человеком и почему?
(Дети высказывают свое мнение).
-Я очень рада, что у нас в группе много культурных детей, которые
умеют дружелюбно относится к окружающим. Недавно мы с вами
прочитали рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», давайте с вами
вспомним, каким был Павлик в начале рассказа? Как разговаривал
с окружающими? (Кричал, плакал, ссорился, сжимал кулаки, сопел
от обиды).
-Каким предстал перед нами Павлик? Понравился он вам? Как к
нему относились окружающие его люди? (Высказывания детей).
-Павлик навсегда остался таким невоспитанным мальчиком? Кто
ему помог исправиться и как? (Ответы детей).
-Правильно, вежливые слова надо говорить тихим голосом и
глядеть прямо в глаза тому с кем говоришь. Как вы думаете можно
назвать старичка волшебником? Почему?
(Ответы детей).
-Молодцы! Действительно, старичка можно назвать волшебником,
ведь он помог Павлику измениться, стать вежливым, добрее
относится к близким людям.
-Дети, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назови вежливое
слово»
(Дети встают в круг воспитатель с мячом в центре круга.
Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку.
Ребенок называет вежливое слово и бросает мяч воспитателю)
-Какие вежливые слова нужно говорить при встрече?
(Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).
-Какие вежливые слова нужно говорить, если вы обращаетесь к
кому-либо с просьбой?
(Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны,
разрешите).
-Какие вежливые слова мы произносим, когда извиняемся перед
кем-нибудь?
(Простите, извините, прошу прощения).
-Какие вежливые слова мы произносим, когда уходим?
(До свидания, прощай, до встречи, пока, всего доброго, счастливо
оставаться, всего хорошего).
- Молодцы! Вы очень вежливые люди, но как вы думаете для того,
чтобы быть культурным человеком достаточно быть только
вежливым? Каким качеством нужно обладать еще? (Не обманывать
взрослых и друзей, если что-то пообещал надо сделать).
-Правильно. Для того, чтобы быть культурным человеком нужно
быть еще честным и правдивым.
Вспомните, какой рассказ В. Осеевой учит нас этим качествам?
(Рассказ «Почему?»).
-Какой поступок совершил мальчик? (Ответы детей).
-По каким признакам мама узнала, что сын ее обманывает? И как
она поступила? (У мальчика дрожали коленки, он «прятал» свои
глаза, тихонько скатился со стула, сказал, что чашку разбил Бум).
-Дети, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему
покоя? Что его так мучило? (Ему было стыдно, что из-за него мама
наказала Бума, его мучила совесть).
-Правильно. Совесть не давала ему покоя, она ему подсказывала,
как надо правильно поступать. Скажите, изменилось ваше
отношение к главному герою? Что теперь можете вы о нем сказать?
(Он поступил честно, рассказав правду, он смелый).
-Для того чтобы быть культурным человеком не достаточно быть
только вежливым, нужно быть еще честным, правдивым, и смелым.
Давайте с вами вспомним пословицы о честности и вежливости.
(Дети по очереди говорят пословицы)
-В ком правды нет. В том добра мало.
-Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.
-Правда в воде не тонет, в огне не горит.
-Требуя вежливости от других, будь сам вежлив.
-Вежливость ничего не стоит, но высоко ценится.
-От ласкового слова язык не отсохнет.
-А сейчас я вам предлагаю вместе со мной оформить стенгазету
«Правила поведения культурного человека в группе». У меня на
столе лежат картинки-схемы, вы должны взять картинку-схему
назвать правило изображенное на ней и приклеить с моей
помощью на ватман.
(Дети по одному выходят и называют правило соответствующее
картинки-схемы).
-В группе нельзя кричать.
-Нельзя драться с друзьями.
-Нужно играть в спокойные игры.
-Не перебивать взрослых.
-Не обижать младших.
-Помогать друг другу.
-У нас получилась замечательная газета. Мы ее оформим в группе
и будем соблюдать правила. На этом занятие наше закончилось.
Большое спасибо.