Напоминание

: Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование лабораторного оборудования для постановки проведения химического эксперимента


Автор: Валиева Раушания Урановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Бурбашская СОШ
Населённый пункт: с.Бурбаш,Балтасинского района РТ
Наименование материала: статья :
Тема: : Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование лабораторного оборудования для постановки проведения химического эксперимента
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование

лабораторного оборудования для постановки проведения химического

эксперимента.

Выполнила: Валиева Р.У.

учитель химии

МБОУ Бурбашская СОШ

Балтасинского района РТ

2018 год

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

Работать по-новому, творческий , добиваться высокой эффективности

педагогического труда - таково одно из главных требований времени. Именно на

уроке мы приучаем учеников к труду, воспитываем у них волю, упорство в

достижении цели, дисциплину.

Нужно добиться, чтобы на уроках все учащиеся были вовлечены в активный

учебный труд, много говорили, спорили, думали над решением поставленных

проблем.

Каждый учитель химии стремится к тому, чтобы его ученики получили

прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь

химии с другими науками. Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из

условий успешного обучения.

Учащиеся перегружены огромным потоком информации: большим количеством

терминов, формул, определений. Для учителей-химиков эта проблема особенно

актуальна, ибо не секрет, что в рейтинге предметов химия занимает отнюдь не

первые места.

Одним из средств воспитания интереса учащихся к различным видам учебной

работы

и

достижения

их

познавательной

активности

на

уроках

является

эксперимент.

В системе современного обучения особенно велика роль химического

эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как

средство познания. Справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую

работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально,

применяя в различных связях знания и практические умения, а также

выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат,

выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные

данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся».

При обучении химии посредством эксперимента происходит осуществление

связи теории с практикой, превращение знании в убеждения.

Однако за последние годы интерес к школьному химическому эксперименту в

значительной степени снизился. Это объясняется тем, что снижено количество

часов химии, исчезли реактивы, при подготовке к аттестации нет практических

работ. В условиях развивающего обучения в настоящее время возникла

необходимость поиска новых путей совершенствования школьного химического

эксперимента, в особенности ученического.

Химический эксперимент обычно проводится поэтапно: первый этап –

обоснование постановки опыта, второй – планирование и проведение работы,

третий этап – оценка полученных результатов. В ходе химического

эксперимента необходимым компонентом является активная деятельность

учащихся – или их непосредственное участие (проведение эксперимента), или

косвенное (наблюдение, выдвижение гипотез, аргументация выводов и т. д.). К

проведению школьного эксперимента предъявляются определенные

методические и технические требования.

Демонстрационные опыты по химии.

Демонстрационные опыты проводятся с целью создания у учащихся

определенных представлений о веществах, химических явлениях и процессах с

последующим формированием химических понятий. Этот эксперимент обычно

проводит сам учитель: сложность проведения опыта для учащихся; учащиеся не

владеют нужной техникой для проведения данного опыта; лабораторные опыты

не дают должного результата; в распоряжение учащихся невозможно

предоставить необходимое количество оборудования; опыты представляют

некоторую опасность для здоровья учащихся. Первое правило при проведении

химического эксперимента – это его безопасность для учеников и учителя. К

другим требованиям относятся: наглядность, возможность увидеть все детали и

моменты опыта всеми учениками, надежность, выразительность,

эмоциональность, убедительность, быстрое и простое исполнение, четкость,

минимализм приборов и т. д. До начала урока учитель обязательно дожжен

проделать этот опыт, чтобы отработать методику его проведения и, конечно,

проверить качество используемых реактивов. И все-таки, при неудачном

проведении опыта учитель должен объяснить причину и повторить опыт на

следующем уроке.

Ученический эксперимент на уроках химии.

Ученические эксперименты подразделяются на лабораторные опыты и

практические работы. Цель лабораторных опытов – приобретение новых

знаний, изучение нового материала. Цель практических занятий- закрепление и

совершенствование знаний, умений и навыков. Отчеты по лабораторным

опытам ученики могут выполнять в рабочей тетради, отчеты по практическим

работам – в специальных тетрадях для практических работ, которые хранятся в

школьном кабинете химии. Выполняя лабораторные опыты и практические

закономерности, при этом формируются экспериментальные умения и навыки в

обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению

теоретических знаний и подготовке учащихся. Особое внимание обращается на

технику выполнения работы: процессы растворения веществ, нагревание в

пробирке или в колбе, проверка среды растворов растворами индикаторов,

проведение качественных реакции и.т.д.

Домашний эксперимент.

Очень важным является домашний эксперимент. Детям младшего возраста

интересно проводить его дома, а если помогают родители, это еще лучше. При

изучении темы «Растворы» можно вместе с родителями получить

дистиллированную воду, используя два чайника и стакан. При изучении темы

«Гидролиз» исследовать соли на свойства и реакцию среды, можно самим

приготовить индикаторы. Самым интересным бывает эксперимент по

выращиванию кристаллов. Получаются кристаллы только у очень аккуратных и

терпеливых ребят.

Занимательные опыты.

Занимательные опыты можно изредка проводить на уроках, но чаще

использовать на внеклассных занятиях с целью формирования и развития

интереса учащихся к химии. Однако нельзя ни в коем случае превращать

химические опыты в фокусы, даже при демонстрации их в младших классах.

Поэтому, применяя учебный химический эксперимент во внеклассной работе,

необходимо широко использовать все виды эксперимента, включая и полевые

опыты.

Виртуальный эксперимент.

Виртуальный эксперимент рекомендуется проводить в тех случаях, когда

исходные вещества недоступны, реакции протекают длительно во времени,

сопровождаются выделением опасных веществ, требуют сложного

оборудования и т.д. Кроме того, виртуальные опыты полезны перед

проведением реальных процессов, чтобы убедиться в том, что ученики

полностью осознают ход предстоящего опыта. В любом случае, виртуальные

опыты основаны на представлениях воображения, и, чтобы они были ближе к

фактическим явлениям, необходимо предварительно формировать у учащихся

соответствующие представления памяти. Особой формой виртуального

химического эксперимента являются опыты, которые можно конструировать и

"проводить" с помощью компьютерных программ (Chem. Lab., Виртуальная

химическая лаборатория и др.).

Электронное

издание

«Виртуальная

лаборатория

для

8-11

классов»

включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной

на экране монитора лаборатории.

С

помощью

эксперимента

можно

оценить

многие

качества

учащихся,

начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников.

При

всем

этом

нельзя

забывать,

что

химический

эксперимент,

выполняя

различные дидактические функции, может использоваться в различных формах

и

должен

сочетаться

с

другими

методами

и

средствами

обучения.

Он

представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного

повышения

самостоятельности

учащихся:

от

демонстрации

явлений

через

проведение

лабораторных

опытов

под

руководством

преподавателя

к

самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении

экспериментальных задач.

Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность

учащихся. Часто эксперимент становится источником формируемых

представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная

деятельность. В умственном развитии ведущую роль играет теория, но в

единстве с экспериментом, с практикой. Проводя эксперимент на уроках и во

внеурочное время каждый учитель, прежде всего, стремится увлечь своим

предметом ребят, ведь не секрет, что лучше всего опыты получаются у не очень

способных на уроках учеников. Поэтому нужно поощрять, поддерживать их

успех. Эффективность выполнения учащимися самостоятельных

экспериментальных работ зависит не только от наличия дидактических

материалов, но и от материальной оснащенности химического эксперимента,

методикой и техники его выполнения, соблюдения правил безопасности. Выбор

комплектов учебного оборудования для практических и лабораторных работ

осуществляет обычно учитель химии, в зависимости от реальных условий

школы. Систематическое использование на уроках химии эксперимента

помогает развивать умения наблюдать явления и объяснять их сущность в свете

изученных теорий и законов, формирует и совершенствует экспериментальные

умения и навыки, прививает навыки планирования своей работы и

осуществления самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к

труду. Химический эксперимент способствует общему воспитанию и

всестороннему развитию личности.



В раздел образования