Автор: Валиева Раушания Урановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Бурбашская СОШ
Населённый пункт: с.Бурбаш,Балтасинского района РТ
Наименование материала: статья :
Тема: : Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование лабораторного оборудования для постановки проведения химического эксперимента
Раздел: среднее образование
Тема: Эксперимент и его место в преподавании химии. Использование
лабораторного оборудования для постановки проведения химического
эксперимента.
Выполнила: Валиева Р.У.
учитель химии
МБОУ Бурбашская СОШ
Балтасинского района РТ
2018 год
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Работать по-новому, творческий , добиваться высокой эффективности
педагогического труда - таково одно из главных требований времени. Именно на
уроке мы приучаем учеников к труду, воспитываем у них волю, упорство в
достижении цели, дисциплину.
Нужно добиться, чтобы на уроках все учащиеся были вовлечены в активный
учебный труд, много говорили, спорили, думали над решением поставленных
проблем.
Каждый учитель химии стремится к тому, чтобы его ученики получили
прочные знания по предмету и понимали тесную взаимосвязь
химии с другими науками. Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из
условий успешного обучения.
Учащиеся перегружены огромным потоком информации: большим количеством
терминов, формул, определений. Для учителей-химиков эта проблема особенно
актуальна, ибо не секрет, что в рейтинге предметов химия занимает отнюдь не
первые места.
Одним из средств воспитания интереса учащихся к различным видам учебной
работы
и
достижения
их
познавательной
активности
на
уроках
является
эксперимент.
В системе современного обучения особенно велика роль химического
эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как
средство познания. Справедливо отмечено: «…умение выполнять практическую
работу, провести лабораторный опыт или решить задачу экспериментально,
применяя в различных связях знания и практические умения, а также
выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат,
выполнить правила техники безопасности, обобщать экспериментальные
данные и т.п. – все это воспитывает самостоятельность действий учащихся».
При обучении химии посредством эксперимента происходит осуществление
связи теории с практикой, превращение знании в убеждения.
Однако за последние годы интерес к школьному химическому эксперименту в
значительной степени снизился. Это объясняется тем, что снижено количество
часов химии, исчезли реактивы, при подготовке к аттестации нет практических
работ. В условиях развивающего обучения в настоящее время возникла
необходимость поиска новых путей совершенствования школьного химического
эксперимента, в особенности ученического.
Химический эксперимент обычно проводится поэтапно: первый этап –
обоснование постановки опыта, второй – планирование и проведение работы,
третий этап – оценка полученных результатов. В ходе химического
эксперимента необходимым компонентом является активная деятельность
учащихся – или их непосредственное участие (проведение эксперимента), или
косвенное (наблюдение, выдвижение гипотез, аргументация выводов и т. д.). К
проведению школьного эксперимента предъявляются определенные
методические и технические требования.
Демонстрационные опыты по химии.
Демонстрационные опыты проводятся с целью создания у учащихся
определенных представлений о веществах, химических явлениях и процессах с
последующим формированием химических понятий. Этот эксперимент обычно
проводит сам учитель: сложность проведения опыта для учащихся; учащиеся не
владеют нужной техникой для проведения данного опыта; лабораторные опыты
не дают должного результата; в распоряжение учащихся невозможно
предоставить необходимое количество оборудования; опыты представляют
некоторую опасность для здоровья учащихся. Первое правило при проведении
химического эксперимента – это его безопасность для учеников и учителя. К
другим требованиям относятся: наглядность, возможность увидеть все детали и
моменты опыта всеми учениками, надежность, выразительность,
эмоциональность, убедительность, быстрое и простое исполнение, четкость,
минимализм приборов и т. д. До начала урока учитель обязательно дожжен
проделать этот опыт, чтобы отработать методику его проведения и, конечно,
проверить качество используемых реактивов. И все-таки, при неудачном
проведении опыта учитель должен объяснить причину и повторить опыт на
следующем уроке.
Ученический эксперимент на уроках химии.
Ученические эксперименты подразделяются на лабораторные опыты и
практические работы. Цель лабораторных опытов – приобретение новых
знаний, изучение нового материала. Цель практических занятий- закрепление и
совершенствование знаний, умений и навыков. Отчеты по лабораторным
опытам ученики могут выполнять в рабочей тетради, отчеты по практическим
работам – в специальных тетрадях для практических работ, которые хранятся в
школьном кабинете химии. Выполняя лабораторные опыты и практические
закономерности, при этом формируются экспериментальные умения и навыки в
обращении с реактивами и оборудованием. Все это способствует улучшению
теоретических знаний и подготовке учащихся. Особое внимание обращается на
технику выполнения работы: процессы растворения веществ, нагревание в
пробирке или в колбе, проверка среды растворов растворами индикаторов,
проведение качественных реакции и.т.д.
Домашний эксперимент.
Очень важным является домашний эксперимент. Детям младшего возраста
интересно проводить его дома, а если помогают родители, это еще лучше. При
изучении темы «Растворы» можно вместе с родителями получить
дистиллированную воду, используя два чайника и стакан. При изучении темы
«Гидролиз» исследовать соли на свойства и реакцию среды, можно самим
приготовить индикаторы. Самым интересным бывает эксперимент по
выращиванию кристаллов. Получаются кристаллы только у очень аккуратных и
терпеливых ребят.
Занимательные опыты.
Занимательные опыты можно изредка проводить на уроках, но чаще
использовать на внеклассных занятиях с целью формирования и развития
интереса учащихся к химии. Однако нельзя ни в коем случае превращать
химические опыты в фокусы, даже при демонстрации их в младших классах.
Поэтому, применяя учебный химический эксперимент во внеклассной работе,
необходимо широко использовать все виды эксперимента, включая и полевые
опыты.
Виртуальный эксперимент.
Виртуальный эксперимент рекомендуется проводить в тех случаях, когда
исходные вещества недоступны, реакции протекают длительно во времени,
сопровождаются выделением опасных веществ, требуют сложного
оборудования и т.д. Кроме того, виртуальные опыты полезны перед
проведением реальных процессов, чтобы убедиться в том, что ученики
полностью осознают ход предстоящего опыта. В любом случае, виртуальные
опыты основаны на представлениях воображения, и, чтобы они были ближе к
фактическим явлениям, необходимо предварительно формировать у учащихся
соответствующие представления памяти. Особой формой виртуального
химического эксперимента являются опыты, которые можно конструировать и
"проводить" с помощью компьютерных программ (Chem. Lab., Виртуальная
химическая лаборатория и др.).
Электронное
издание
«Виртуальная
лаборатория
для
8-11
классов»
включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной
на экране монитора лаборатории.
С
помощью
эксперимента
можно
оценить
многие
качества
учащихся,
начиная от уровня знания теории до практических умений и навыков учеников.
При
всем
этом
нельзя
забывать,
что
химический
эксперимент,
выполняя
различные дидактические функции, может использоваться в различных формах
и
должен
сочетаться
с
другими
методами
и
средствами
обучения.
Он
представляет собой систему, в которой используется принцип постепенного
повышения
самостоятельности
учащихся:
от
демонстрации
явлений
через
проведение
лабораторных
опытов
под
руководством
преподавателя
к
самостоятельной работе при выполнении практических занятий и решении
экспериментальных задач.
Химический эксперимент развивает мышление, умственную активность
учащихся. Часто эксперимент становится источником формируемых
представлений, без которых не может протекать продуктивная мыслительная
деятельность. В умственном развитии ведущую роль играет теория, но в
единстве с экспериментом, с практикой. Проводя эксперимент на уроках и во
внеурочное время каждый учитель, прежде всего, стремится увлечь своим
предметом ребят, ведь не секрет, что лучше всего опыты получаются у не очень
способных на уроках учеников. Поэтому нужно поощрять, поддерживать их
успех. Эффективность выполнения учащимися самостоятельных
экспериментальных работ зависит не только от наличия дидактических
материалов, но и от материальной оснащенности химического эксперимента,
методикой и техники его выполнения, соблюдения правил безопасности. Выбор
комплектов учебного оборудования для практических и лабораторных работ
осуществляет обычно учитель химии, в зависимости от реальных условий
школы. Систематическое использование на уроках химии эксперимента
помогает развивать умения наблюдать явления и объяснять их сущность в свете
изученных теорий и законов, формирует и совершенствует экспериментальные
умения и навыки, прививает навыки планирования своей работы и
осуществления самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к
труду. Химический эксперимент способствует общему воспитанию и
всестороннему развитию личности.