Напоминание

"Вода, свойства воды"


Автор: Матвеева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 228 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вода, свойства воды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Матвеева Ольга Сергеевна

Воспитатель

МБДОУ д/с № 228

Город Уфа

Цель:

Совершенствовать

представления

детей

о

разнообразных

свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

-

способствовать

накоплению

у

детей

конкретных

представлении

о

свойствах, формах воды;

-

дать

элементарные

представления

о

процессе

очистки

(фильтрации

воды), объяснить, почему вода нуждается в очистке.

Развивающие:

- развивать навыки экспериментирования, умение работать с различными

материалами;

- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность

анализировать;

- активизировать и обогащать словарь детей;

- развивать связанную речь, умение рассуждать, делать выводы;

- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

-

воспитывать

умение

работать

в

группе,

договариваться,

учитывать

мнение партнера;

- воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать аккуратность при работе.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите

какое красивое. Как вы думаете откуда оно? Это письмо из далекого космоса

от марсиан. Давайте я вам его прочитаю, что бы вы узнали, о чем оно.

- Здравствуйте, дети! Нам очень нужна ваша помощь. Мы увидели вашу

планету, и нам очень хочется спустится на нее. Но вот беда! Наша планета

привычна для нас, а ваша какая – то необычная. Мы долго смотрели на нее и

никак не можем понять – почему она такая разноцветная и что такое голубое,

что занимает большую часть вашей планеты и для чего это вам нужно?

Скорее пришлите ответ, нам очень хочется побывать у вас и подружиться с

вами. Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания.

Ждем ответа.

- Ну что, ребята, поможем марсианам?

Посмотрите, что это у меня такое? (рассматриваем глобус)

Ребята, что это за разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей)

Желтый – песок, пустыни

Зеленый – леса

Белый – лед

Коричневый – горы.

- А что же такое голубое, что очень заинтересовало марсиан? Да,

конечно, - это моря, океаны, реки, озера. А как это все можно назвать одним

словом? (вода).

- А для того, чтобы рассказать марсианам о воде, ее свойствах мы с

вами будем проводить ответы с помощью тех предметов, которые я вам

приготовила. Согласны?

-

Я

хочу

пригласить

вас

в

лабораторию.

А

вы

знаете,

что

такое

лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких

ученых и будем

проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.

Проходите в нашу лабораторию, посмотрите на наши столы, они

полностью готовы к работе. А вы готовы? (Да). Тогда занимайте свои рабочие

места и начнем исследования.

- Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем о воде? Ведь мы уже с

вами проводили опыты с водой. (Переливаю воду из одного стаканчика в

другой).

- Почему вода льется? (Потому что она жидкая. Она – жидкость).

Вода имеет форму? (Нет). Конечно же не имеет. (Переливаю воду из

сосуда

одной

формы

в

другую).

Смотрите,

вода

принимает

форму

того

сосуда, в котором находится.

- Ребята, а какого вкуса вода? (Она безвкусная). А как вы думаете, как

сделать

так,

чтобы

у

воды

появился

вкус?

нее

нужно

что

нибудь

добавить).

Ну сейчас давайте познакомимся с новыми свойствами воды.

1 опыт: (Вода прозрачная)

- Пододвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.

- Положите в оба стаканчика по камешку.

- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?

(В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камушек

виден).

- Как вы думаете, почему? (В стаканчике с водой камешек виден, потому что

вода прозрачная, бесцветная).

-

Какой

вывод

мы

можем

сделать

из

этого

опыта?

(Вода

прозрачная,

бесцветная)

Ребята,

как

вы

думаете,

вода

может

поменять

свой

цвет?

Давайте

попробуем.

2 опыт: (Вода может изменить свой цвет)

- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемещайте в воде.

- Изменила вода свой цвет или нет? (Да)

- Какого цвета стала вода? (цветная)

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода может менять свой

цвет)

- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее

варенье. Попробуйте сделать это дома.

- Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях

тоже бывают перерывы для отдыха. Неплохо немножко отдохнуть и нам. Как

считают наши исследователи? Пора? Выходите из – за своих лабораторных

столов и давайте немного поиграем. Вспомните, что происходит с водой когда

холодно? (Замерзает, превращается в лед). Правильно, вот и вы, когда я скажу

«Холодно. Зима» превратитесь в ледяные фигуры. А что происходит со льдом

когда тепло? (Он тает). Правильно, вот и вы, когда я скажу «Тепло» оттаете и

превратитесь в один быстрый ручеек.

Игра «Тепло. Холодно».

- Отдохнули, ребята? Тогда занимайте места за лабораторными столами

и продолжим изучение воды.

3 опыт: (Вода растворитель)

-

Дети,

перед

вами

2

стаканчика

с

чистой

водой

и

2

мисочки.

Одна

с

сахарным песком, другая с речным песком.

- Давайте посмотри, что станет с сахарным и речным песком, если мы их

положим в воду.

- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его, что

получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (Сахарный песок в

воде растворился).

- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка и размешайте

его, что получается? Растворился речной песок в воде или нет? (Речной песок

в воде не растворился).

- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым

свойством воды мы познакомились? 9Вода растворяет одни вещества, другие

не растворяет).

-

Правильно,

дети!

В

воде

одни

вещества

растворяются,

другие

не

растворяются совсем.

- Ребята посмотрите на стаканчик, где вы растворяли песок. Можно

пить такую воду? Почему? (Ответы детей).

-

Чтобы

пользоваться

этой

водой,

ее

нужно

очистить.

Это

можно

сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр мы можем сделать из

простой салфетки, марли или ваты. (Воспитатель проводит опыт по очистке

воды).

- Посмотрите на воду. Какая она стала. (Чистая, прозрачная).

- Куда делась грязь? (Она осталась на фильтре).

- Я вам показала самый простой способ очистки воды. Но всю воду в

мире

нельзя

так

очистить.

Поэтому

воду

нужно

беречь,

не

загрязнять

водоемы. (Этот опыт можно провести дома, вместе с родителями).

- На сегодня наши исследования завершены. Но мы и дальше будем

знакомиться с вами со свойствами воды. Скажите о каких свойствах воды вы

сегодня узнали?

- Вода прозрачная.

- Вода может менять свой цвет.

- В воде одни вещества растворяются, другие нет.

- Воду можно очистить с помощью фильтра.

- Молодцы! А давайте идите все ко мне и послушайте стихотворение о

воде!

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться.

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

- Давайте поиграем в игру «Для чего нужна вода?» (Каждому ребенку

по очереди бросаю мяч, дети говорят для чего нужна вода).

- Ой, ребята, нам ведь еще ответ марсианам нужно отправить, сейчас

вы немного отдохнете и нарисуете, для чего нужна вода. А потом мы все

вместе составим письмо и пригласим их в гости.

Список использованной литературы:

1. Глинка Н.Л. Общая химия для детей. - 24-е изд., испр. - Л.: Химия, 2014.

2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 2015.

3. Артур М. Басвел, Уорт Родебуш Вода - удивительное вещество // Наука и

жизнь, №9, 2013.

4. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество // Химия и жизнь, №3,

2013.

5. Рохлин М. И снова вода… // Химия и жизнь, №12, 2013.

6. Дерягин Б.В. Новые превращения воды, которые удивляют всех // Химия и

жизнь, №5, 2014.

7. Маленков Е. Вода // Химия и жизнь, №8, 2012



В раздел образования