Автор: Матвеева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 228 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вода, свойства воды"
Раздел: дошкольное образование
Матвеева Ольга Сергеевна
Воспитатель
МБДОУ д/с № 228
Город Уфа
Цель:
Совершенствовать
представления
детей
о
разнообразных
свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
-
способствовать
накоплению
у
детей
конкретных
представлении
о
свойствах, формах воды;
-
дать
элементарные
представления
о
процессе
очистки
(фильтрации
воды), объяснить, почему вода нуждается в очистке.
Развивающие:
- развивать навыки экспериментирования, умение работать с различными
материалами;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность
анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей;
- развивать связанную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
-
воспитывать
умение
работать
в
группе,
договариваться,
учитывать
мнение партнера;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать аккуратность при работе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Я вчера получила письмо. Вот оно, посмотрите
какое красивое. Как вы думаете откуда оно? Это письмо из далекого космоса
от марсиан. Давайте я вам его прочитаю, что бы вы узнали, о чем оно.
- Здравствуйте, дети! Нам очень нужна ваша помощь. Мы увидели вашу
планету, и нам очень хочется спустится на нее. Но вот беда! Наша планета
привычна для нас, а ваша какая – то необычная. Мы долго смотрели на нее и
никак не можем понять – почему она такая разноцветная и что такое голубое,
что занимает большую часть вашей планеты и для чего это вам нужно?
Скорее пришлите ответ, нам очень хочется побывать у вас и подружиться с
вами. Наш адрес: Космос. Планета Марс. Корабль марсиан. До свидания.
Ждем ответа.
- Ну что, ребята, поможем марсианам?
Посмотрите, что это у меня такое? (рассматриваем глобус)
Ребята, что это за разноцветные пятна на глобусе? (ответы детей)
Желтый – песок, пустыни
Зеленый – леса
Белый – лед
Коричневый – горы.
- А что же такое голубое, что очень заинтересовало марсиан? Да,
конечно, - это моря, океаны, реки, озера. А как это все можно назвать одним
словом? (вода).
- А для того, чтобы рассказать марсианам о воде, ее свойствах мы с
вами будем проводить ответы с помощью тех предметов, которые я вам
приготовила. Согласны?
-
Я
хочу
пригласить
вас
в
лабораторию.
А
вы
знаете,
что
такое
лаборатория? (это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты).
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких
ученых и будем
проводить опыты по исследованию воды и ее свойств.
Проходите в нашу лабораторию, посмотрите на наши столы, они
полностью готовы к работе. А вы готовы? (Да). Тогда занимайте свои рабочие
места и начнем исследования.
- Давайте вспомним, что мы уже с вами знаем о воде? Ведь мы уже с
вами проводили опыты с водой. (Переливаю воду из одного стаканчика в
другой).
- Почему вода льется? (Потому что она жидкая. Она – жидкость).
Вода имеет форму? (Нет). Конечно же не имеет. (Переливаю воду из
сосуда
одной
формы
в
другую).
Смотрите,
вода
принимает
форму
того
сосуда, в котором находится.
- Ребята, а какого вкуса вода? (Она безвкусная). А как вы думаете, как
сделать
так,
чтобы
у
воды
появился
вкус?
(В
нее
нужно
что
–
нибудь
добавить).
Ну сейчас давайте познакомимся с новыми свойствами воды.
1 опыт: (Вода прозрачная)
- Пододвиньте к себе поближе 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком.
- Положите в оба стаканчика по камешку.
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет?
(В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камушек
виден).
- Как вы думаете, почему? (В стаканчике с водой камешек виден, потому что
вода прозрачная, бесцветная).
-
Какой
вывод
мы
можем
сделать
из
этого
опыта?
(Вода
прозрачная,
бесцветная)
Ребята,
как
вы
думаете,
вода
может
поменять
свой
цвет?
Давайте
попробуем.
2 опыт: (Вода может изменить свой цвет)
- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемещайте в воде.
- Изменила вода свой цвет или нет? (Да)
- Какого цвета стала вода? (цветная)
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода может менять свой
цвет)
- Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если положить в нее
варенье. Попробуйте сделать это дома.
- Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях
тоже бывают перерывы для отдыха. Неплохо немножко отдохнуть и нам. Как
считают наши исследователи? Пора? Выходите из – за своих лабораторных
столов и давайте немного поиграем. Вспомните, что происходит с водой когда
холодно? (Замерзает, превращается в лед). Правильно, вот и вы, когда я скажу
«Холодно. Зима» превратитесь в ледяные фигуры. А что происходит со льдом
когда тепло? (Он тает). Правильно, вот и вы, когда я скажу «Тепло» оттаете и
превратитесь в один быстрый ручеек.
Игра «Тепло. Холодно».
- Отдохнули, ребята? Тогда занимайте места за лабораторными столами
и продолжим изучение воды.
3 опыт: (Вода растворитель)
-
Дети,
перед
вами
2
стаканчика
с
чистой
водой
и
2
мисочки.
Одна
с
сахарным песком, другая с речным песком.
- Давайте посмотри, что станет с сахарным и речным песком, если мы их
положим в воду.
- В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его, что
получается? Растворился сахарный песок в воде или нет? (Сахарный песок в
воде растворился).
- Затем в другой стаканчик положите ложечку речного песка и размешайте
его, что получается? Растворился речной песок в воде или нет? (Речной песок
в воде не растворился).
- Проведя сейчас опыты с сахарным и речным песком, с каким же новым
свойством воды мы познакомились? 9Вода растворяет одни вещества, другие
не растворяет).
-
Правильно,
дети!
В
воде
одни
вещества
растворяются,
другие
не
растворяются совсем.
- Ребята посмотрите на стаканчик, где вы растворяли песок. Можно
пить такую воду? Почему? (Ответы детей).
-
Чтобы
пользоваться
этой
водой,
ее
нужно
очистить.
Это
можно
сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр мы можем сделать из
простой салфетки, марли или ваты. (Воспитатель проводит опыт по очистке
воды).
- Посмотрите на воду. Какая она стала. (Чистая, прозрачная).
- Куда делась грязь? (Она осталась на фильтре).
- Я вам показала самый простой способ очистки воды. Но всю воду в
мире
нельзя
так
очистить.
Поэтому
воду
нужно
беречь,
не
загрязнять
водоемы. (Этот опыт можно провести дома, вместе с родителями).
- На сегодня наши исследования завершены. Но мы и дальше будем
знакомиться с вами со свойствами воды. Скажите о каких свойствах воды вы
сегодня узнали?
- Вода прозрачная.
- Вода может менять свой цвет.
- В воде одни вещества растворяются, другие нет.
- Воду можно очистить с помощью фильтра.
- Молодцы! А давайте идите все ко мне и послушайте стихотворение о
воде!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!
- Давайте поиграем в игру «Для чего нужна вода?» (Каждому ребенку
по очереди бросаю мяч, дети говорят для чего нужна вода).
- Ой, ребята, нам ведь еще ответ марсианам нужно отправить, сейчас
вы немного отдохнете и нарисуете, для чего нужна вода. А потом мы все
вместе составим письмо и пригласим их в гости.
Список использованной литературы:
1. Глинка Н.Л. Общая химия для детей. - 24-е изд., испр. - Л.: Химия, 2014.
2. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 2015.
3. Артур М. Басвел, Уорт Родебуш Вода - удивительное вещество // Наука и
жизнь, №9, 2013.
4. Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество // Химия и жизнь, №3,
2013.
5. Рохлин М. И снова вода… // Химия и жизнь, №12, 2013.
6. Дерягин Б.В. Новые превращения воды, которые удивляют всех // Химия и
жизнь, №5, 2014.
7. Маленков Е. Вода // Химия и жизнь, №8, 2012