Напоминание

Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.


Автор: Вараксина Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Преподаватель:

Вараксина Екатерина Сергеевна

Дата проведения:

27.10.2017г

.

Класс:

младшие классы

Предмет:

хоровой класс.

Тема урока:

Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.

Форма проведения:

коллективная.

Тип урока:

урок - закрепление ранее полученных знаний и формирование на их основе,

новых знаний, умений и навыков.

Цель урока

: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.

Задачи :

Образовательные:

формировать навыки пения a cappella

добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха

выработать у учащихся умение интонационно чисто провести свою партию при

одновременном звучании другой

формировать навык пения по нотам (сольфеджирование)

Развивающие

Формировать певческое дыхание

Формировать вокально-хоровые знания и умения;

Развивать гармонический слух;

Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слышать и слушать,

умение анализировать, сопоставлять;

Расширять музыкальный кругозор учащихся через разнообразный репертуар

народной музыки;

Воспитательные:

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;

воспитывать интерес к народной музыке;

воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;

Методы обучения:

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная

оценка исполнения);

дедуктивный;

проблемно – поисковый;

объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные

иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и

создающие поисковые ситуации;

побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

вокализация песен на слог и сольфеджио;

образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением

младших школьников;

юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к

занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие

работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

учёт индивидуальных особенностей;

дифференцированный подход

Структура урока

1.

Организационный момент. Певческая установка.

2.

Приветствие

3.

Введение

4.

Мимический канон

5.

Работа над дыханием

6.

Активизация артикуляционного аппарата

7.

Распевание

3.

Игра – разминка «Живой рояль»

4.

Работа над произведением «Как пошли наши подружки»

5.

Активизация слухового внимания (Игра «Угадай сколько звуков?»)

6.

Пение по ручным знакам по методике Г.Струве(подготовка к

сольфеджированию попевки)

7.

Заключительный этап

Ход урока

1.

Организационный момент. Певческая установка

Напомнить детям о правильной певческой установке, положении корпуса, головы, плеч

во время хорового пения.

2.

Приветствие

Цель:

собрать внимание детей, создать благоприятную атмосферу на уроке)))

Педагог: «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение вверх по чистой квинте в

мажорном звукоряде)

Дети: «Здравствуйте» (вниз по звукам Т5/3)

Педагог: «Как ваше настроение?» ( тот же мелодический рисунок)

Дети: «Очень хорошо» (поступенное движение вниз от 5ступени к 1)

Педагог: «Мы будем заниматься?»

Дети: «Да-да-да» (опевают 1 ступень)

Педагог: «Мы будем все стараться?»

Дети: «Да-да-да» (опевают 3ст)

Педагог: «Ручками мы хлопнем» (любой ритмический рисунок)

Дети (повторяют)

Педагог: «Ножками мы топнем» ( ритм.рисунок)

Дети (повторяют)

Педагог: «А теперь попляшем»(пружинка), и гостям помашем…(приветствуем

гостей)

3.

Введение

Цель: способствовать формированию у детей знаний о хоровом пении, как части

музыкальной культуры русского народа, и о голосе, как самом древнейшем и

доступном музыкальном инструменте.

Хоровое пение – это часть музыкальной культуры русского народа. Еще в далекие

времена, наши предки, собирались вместе и пели. Пение – это природная

способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный

инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к

миру. И на сегодняшнем уроке, мы продолжаем с вами развивать наш древний

музыкальный инструмент и использовать его в хоровом коллективе.

4.

Работа над дыханием

Цель: привить навыки правильного дыхания во время пения

«Собачка»

в наклоне сделать вдох (словно понюхать цветок), встать и на выдохе спеть

звук «У-----льх»

сделать выше перечисленные действия, только на выдохе спеть «Ульх (вдох)

у-у-ууууоооооо-ульх»)

те же действия, на выдохе «Комарик» (продолжать тянуть звук «З», пока

педагог не «прихлопнет» комарика)

5.

Мимический канон (покривляться в заданном темпе под метроном, далее

каноном)

6.

Цель: продолжить работу над дыханием, развивать и активизировать мимику лица

7.

Активизация артикуляционного аппарата

Цель: формировать четкое произношение гласных и согласных звуков

Па-па-па-па-па-па – уаб дю баб

Би-по, Бриу-бриу, пи-бо, скрипка, бра-бра, молли, гба-гба, гны-гны - уаб

дю баб

Произношение скороговорки «Бык-бычок, тупогубенький бочок, у быка

бела губа была тупа» (с ритмической пульсацией)

8.

Распевание

Цель: формировать вокально-хоровые навыки

Попевка «Листики» (с использованием пособия Картушевой)

пропеть мелодию по листикам;

разделить на две группы, 1гр – пропевает мелодию, 2 – «шелестит»

добавить второй голос остинато на 5 ступени (поёт педагог, затем

поменяться)

разделить на две группы и пропеть двухголосье (обязательно

поменяться партиями)

9.

Игра «Живой рояль»

Цель: формировать внутренние музыкальные представления, внимание, умение

слушать соседа

«сыграть» гамму вверх - вниз

«сыграть» ноты в хаотичном порядке

«сыграть» по две нотки

«сыграть» отрывок из р.н.п. «Как пошли наши подружки» (первый и второй

голос)

8.

Пение по ручным знакам по методике Г. Струве

Петь гамму вверх-низ

Петь опевание уст.ступеней (спросить, как это называется)

Попеть акаппельно

Выстроить интервалы веером

Пропеть по ручным знакам отрывок из «Как пошли наши подружки»

первый и второй голоса.

Спросить догадались ли они, что за песня и перейти непосредственно к

следующему этапу работы

9.

Работа над репертуаром ( р.н.п. «Как пошли наши подружки»)

Цель: прививать любовь к народной музыке, показать её разнообразие, добиваться

чистой интонации.

Исполнить песню

Поговорить о характере музыки

Вспомнить к какому жанру относится эта песня и какие они еще знают

Напомнить детям, что в этой песне есть два голоса, в одном проведение

темы, во втором подголосок. Пропеть

Предложить детям проговорить высоким голосом подголосок, и главную

тему

Потом пропеть

(дети повторяют…по ходу решать задачи с дыханием, фразировкой,

окончанием фразы, выделение смыслового слова, динамику и т.д)

Попеть по ладони ( ладонь прикрыта в кулак, поёт педагог- дети поют про

себя, ладонь открыта – дети продолжают)

То же самое все проделать с подголоском

Соединить голоса (спеть полностью – попеть по руке, остановиться на

каждом интервале, попробовать акапельно…

Пропеть вместе запев, далее подголосок поют альты и идут хороводным

шагом, тоже проделать и с сопрано. Поменяться.

Каждую партию сравнить с домом

Перейти к исполнению всего 1 куплета с хороводным шагом

10. Выводы.



В раздел образования