Автор: Вараксина Екатерина Сергеевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.
Раздел: дополнительное образование
Преподаватель:
Вараксина Екатерина Сергеевна
Дата проведения:
27.10.2017г
.
Класс:
младшие классы
Предмет:
хоровой класс.
Тема урока:
Начальный этап работы над двухголосием в младшем хоре.
Форма проведения:
коллективная.
Тип урока:
урок - закрепление ранее полученных знаний и формирование на их основе,
новых знаний, умений и навыков.
Цель урока
: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.
Задачи :
Образовательные:
формировать навыки пения a cappella
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха
выработать у учащихся умение интонационно чисто провести свою партию при
одновременном звучании другой
формировать навык пения по нотам (сольфеджирование)
Развивающие
Формировать певческое дыхание
Формировать вокально-хоровые знания и умения;
Развивать гармонический слух;
Развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слышать и слушать,
умение анализировать, сопоставлять;
Расширять музыкальный кругозор учащихся через разнообразный репертуар
народной музыки;
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
воспитывать интерес к народной музыке;
воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная
оценка исполнения);
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные
иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и
создающие поисковые ситуации;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением
младших школьников;
юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к
занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие
работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход
Структура урока
1.
Организационный момент. Певческая установка.
2.
Приветствие
3.
Введение
4.
Мимический канон
5.
Работа над дыханием
6.
Активизация артикуляционного аппарата
7.
Распевание
3.
Игра – разминка «Живой рояль»
4.
Работа над произведением «Как пошли наши подружки»
5.
Активизация слухового внимания (Игра «Угадай сколько звуков?»)
6.
Пение по ручным знакам по методике Г.Струве(подготовка к
сольфеджированию попевки)
7.
Заключительный этап
Ход урока
1.
Организационный момент. Певческая установка
Напомнить детям о правильной певческой установке, положении корпуса, головы, плеч
во время хорового пения.
2.
Приветствие
Цель:
собрать внимание детей, создать благоприятную атмосферу на уроке)))
Педагог: «Здравствуйте, ребята» (поступенное движение вверх по чистой квинте в
мажорном звукоряде)
Дети: «Здравствуйте» (вниз по звукам Т5/3)
Педагог: «Как ваше настроение?» ( тот же мелодический рисунок)
Дети: «Очень хорошо» (поступенное движение вниз от 5ступени к 1)
Педагог: «Мы будем заниматься?»
Дети: «Да-да-да» (опевают 1 ступень)
Педагог: «Мы будем все стараться?»
Дети: «Да-да-да» (опевают 3ст)
Педагог: «Ручками мы хлопнем» (любой ритмический рисунок)
Дети (повторяют)
Педагог: «Ножками мы топнем» ( ритм.рисунок)
Дети (повторяют)
Педагог: «А теперь попляшем»(пружинка), и гостям помашем…(приветствуем
гостей)
3.
Введение
Цель: способствовать формированию у детей знаний о хоровом пении, как части
музыкальной культуры русского народа, и о голосе, как самом древнейшем и
доступном музыкальном инструменте.
Хоровое пение – это часть музыкальной культуры русского народа. Еще в далекие
времена, наши предки, собирались вместе и пели. Пение – это природная
способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный
инструмент. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к
миру. И на сегодняшнем уроке, мы продолжаем с вами развивать наш древний
музыкальный инструмент и использовать его в хоровом коллективе.
4.
Работа над дыханием
Цель: привить навыки правильного дыхания во время пения
«Собачка»
в наклоне сделать вдох (словно понюхать цветок), встать и на выдохе спеть
звук «У-----льх»
сделать выше перечисленные действия, только на выдохе спеть «Ульх (вдох)
у-у-ууууоооооо-ульх»)
те же действия, на выдохе «Комарик» (продолжать тянуть звук «З», пока
педагог не «прихлопнет» комарика)
5.
Мимический канон (покривляться в заданном темпе под метроном, далее
каноном)
6.
Цель: продолжить работу над дыханием, развивать и активизировать мимику лица
7.
Активизация артикуляционного аппарата
Цель: формировать четкое произношение гласных и согласных звуков
Па-па-па-па-па-па – уаб дю баб
Би-по, Бриу-бриу, пи-бо, скрипка, бра-бра, молли, гба-гба, гны-гны - уаб
дю баб
Произношение скороговорки «Бык-бычок, тупогубенький бочок, у быка
бела губа была тупа» (с ритмической пульсацией)
8.
Распевание
Цель: формировать вокально-хоровые навыки
Попевка «Листики» (с использованием пособия Картушевой)
пропеть мелодию по листикам;
разделить на две группы, 1гр – пропевает мелодию, 2 – «шелестит»
добавить второй голос остинато на 5 ступени (поёт педагог, затем
поменяться)
разделить на две группы и пропеть двухголосье (обязательно
поменяться партиями)
9.
Игра «Живой рояль»
Цель: формировать внутренние музыкальные представления, внимание, умение
слушать соседа
«сыграть» гамму вверх - вниз
«сыграть» ноты в хаотичном порядке
«сыграть» по две нотки
«сыграть» отрывок из р.н.п. «Как пошли наши подружки» (первый и второй
голос)
8.
Пение по ручным знакам по методике Г. Струве
Петь гамму вверх-низ
Петь опевание уст.ступеней (спросить, как это называется)
Попеть акаппельно
Выстроить интервалы веером
Пропеть по ручным знакам отрывок из «Как пошли наши подружки»
первый и второй голоса.
Спросить догадались ли они, что за песня и перейти непосредственно к
следующему этапу работы
9.
Работа над репертуаром ( р.н.п. «Как пошли наши подружки»)
Цель: прививать любовь к народной музыке, показать её разнообразие, добиваться
чистой интонации.
Исполнить песню
Поговорить о характере музыки
Вспомнить к какому жанру относится эта песня и какие они еще знают
Напомнить детям, что в этой песне есть два голоса, в одном проведение
темы, во втором подголосок. Пропеть
Предложить детям проговорить высоким голосом подголосок, и главную
тему
Потом пропеть
(дети повторяют…по ходу решать задачи с дыханием, фразировкой,
окончанием фразы, выделение смыслового слова, динамику и т.д)
Попеть по ладони ( ладонь прикрыта в кулак, поёт педагог- дети поют про
себя, ладонь открыта – дети продолжают)
То же самое все проделать с подголоском
Соединить голоса (спеть полностью – попеть по руке, остановиться на
каждом интервале, попробовать акапельно…
Пропеть вместе запев, далее подголосок поют альты и идут хороводным
шагом, тоже проделать и с сопрано. Поменяться.
Каждую партию сравнить с домом
Перейти к исполнению всего 1 куплета с хороводным шагом
10. Выводы.