Автор: Манушина Лилия Нураатовна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР- д/с №98" г. Магнитогорск
Населённый пункт: Челябинская Область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мероприятие для родителей по экологическому воспитанию дошкольников "Мы - дети планеты Земля"
Раздел: дошкольное образование
Мероприятие для родителей
Познавательно-игровая викторина
«Мы – дети планеты Земля!»
Манушина Лилия Нураатовна,
заведующий
МДОУ «ЦРР-д/с №98» г. Магнитогорска
Цели:
1.
Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми.
2.
Оказание помощи родителям в осознании важности их
непосредственного участия в экологическом и патриотическом
воспитании детей.
3.
Создание атмосферы общности интересов и эмоциональной
взаимоподдержки детей и родителей.
Предварительная работа:
Просмотр презентаций и видеофильмов о странах мира, о России,
природы Земли.
НОД по декоративному рисованию и аппликации.
Создание магазина «Сувениры»
Домашнее задание семьям- рисунки на тему «Наши путешествия», в
которых отражены впечатления о поездках по России или другим
странам.
Оборудование:
- магазин «Сувениры» (предметы народного прикладного
искусства)
- куклы в национальной одежде
- фото людей в национальной одежде
- столы
- мольберты
- презентация «Дома народов мира»
Ход викторины:
Мероприятие для
родителей
Познавательно-игровая
викторина
«Мы – дети планеты
Земля!»
Игроки делятся на команды-
команда родителей и команда детей
Ведущий:
-Культуру России невозможно представить без народного искусства.
Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что их
окружало в труде и быту.
Народные умельцы и мастера делали на забаву и на потеху ребятишек
игрушки
(коротко
описывает
игрушки,
представленные
а
магазине
«Сувенире» экспонаты):
-Вот сестрицы-матрешки, чем не
забава-
спрятать всех в одну.
Каждая
глазастая, румяная, нарядная.
Б о г о р о д с к и е
м а с т е р а -
игрушечники
вырезали изделия из
дерева. Для пущей идеи мастер делал
игрушки двигающимся.
Крестьянские
дети
воспитывались
в
строгости, но родители не забывали
их
порадовать
игрушками:
д е ла ли
собственными руками
дымковские глиняные игрушки,
.
Филимоновские игрушки
Посуду расписывали красивыми росписями:
Хохлома
,
Гжель-
Городец
Конкурс - 1 «Народные промыслы»
Задание команде детей:
На
столах
у
каждой
команды-
конверты
с
изображением
росписи
народных
промыслов:
Хохлома,
Гжель,
Дымка,
Филимоново,
Городец.
Предлагается
выбрать
из
магазина
сувениров
изделия,
выполненные
в
технике одного из промыслов. Потом каждый член команды называет вид
росписи, какой предмет ей расписан, для чего он нужен, из чего сделаны
предметы.
Задание команде родителей:
На
столе
разложены
тексты
стихотворений,
описывающих
определенную
роспись
народного
промысла.
По
ходу
ответа
ребенка
из
команды
детей,
родитель
должен
зачитать
подходящее
предмету
стихотворение (см. приложение № 1)
Конкурс 2 – «Национальная одежда»
Ведущий:
На
Южном
Урале
дружно
живут
в
единой
семье
русские,
татары,
башкиры. Каждый народ уникален – у него накоплена жизненная мудрость и
опыт. У каждого народа есть своя национальная одежда. Это - своеобразная
книга. Научившись читать ее, можно узнать много интересного о традициях,
обычаях и истории народа. На нашей выставке представлены куклы, одетые в
праздничную
национальную
одежду
народов
Южного
Урала
–
русского,
татарского и башкирского и фотографии людей в нарядах.
Задание команде родителей:
На карточках написано название элемента одежды. Нужно прочитать
его, найти куклу или фотографию человека
в этой одежде и показать на
костюме этот элемент
Задание команде детей:
Игра
«Лишнее
слово?»
Предлагается
ряд
слов,
среди
которых
одно
не
вписывается в ряд (страны-город, города-река…)
Пример: Россия-Китай-Москва-Америка
Магнтогорск-Урал-Москва-Челябинск
Дети находят лишнее слово и комментируют свой выбор.
Конкурс 3 – «Путешествие во времени»
Ведущий:-
Как
можно
показать
время
какого-то
события?
Давайте
попутешествуем во времени и посмотрим, как менялись предметы вокруг
человека! Что было раньше, а какие предметы появились позже в
жизни
человека. Мы увидим, как развивался сам человек, ведь все это создано его
руками!
Задание команде детей:
Каждой команде предлагается набор предметных картинок с изображением
изделий,
орудий…
и
др.
Их
нужно
расставить
на
мольберте
в
порядке
возникновения в жизни человека и использования им: (примерные наборы)
Пещера – изба - дом 18-19 вв.- современный многоэтажный дом;
Костер – лучина – керосиновая лампа – люстра;
Телега – карета – старый автомобиль –современный автомобиль;
Набедренная повязка – платье 18-19 вв.- современная одежда;
Бревно – лавка – кресло 18-19 вв. – кресло модерн;
Плот- лодка – парусник- корабль.
Конкурс «Российская мозаика»
Задание команде родителей:
Предлагаются
слайды
с
изображением
известных
объектов
России
–
памятники и монументы, исторические, природные объекты.
-Ведущий: - Назовите правильно то, что изображено на слайде и где в России
это находится.
Конкурс «Под крышей дома»
Ведущий: - Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. У
разных народов разные дома.
(на фоне презентации «Дома народов мира»)
В Африке дома из глины, высушенной солнцем. Толстые стены защищают
жильцов от солнца и в доме всегда прохладно. Крышу дома африканцы
застилают соломой.
В Океании в жарких и сырых местах дома строят на сваях, чтобы дом
продувался, и там было сухо.
На Севере
оленеводы живут в ярангах, чумах и иглу. Чумы и яранги
собирают из длинных шестов и покрывают оленьими шкурами. Иглу –это
дом из снега
Народы Средней Азии живут в глинобитных домах в многочисленных аулах.
В России в сельской местности люди предпочитают жить в домах из дерева –
срубах.
Задание команде детей:
Подберите
к
каждому
дому
фигурки
людей,
животных,
растений,
подходящих к данному дому.
(чукча-олень, африканец-пальма, слон, узбек в тюбетейке – ослик, арбуз….)
Ведущий:
- Наша викторина закончена! Я благодарю всех участников.
(подведение итогов)
-Любите нашу планету, наш дом, берегите ее!
Земля несравненная! Чудо природы!
Ее населяют зверье и народы.
Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,
Плохо ее защищаем пока.
Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться ее не грязнить!
А сколько уж лет говорят год от году:
«Не надо сорить! Берегите природу!
Давайте споем песню вместе! – общая песня «Пусть всегда будет солнце!».
Список используемой литературы:
1.
Цветкова
И.В.
Экологический
светофор
для
младших
школьников.
Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей.-
М.: Издательский дом «Ноосфера»,1999. -76.
2.
Преемственные
связи
ДОУ,
школы
и
родителей
будущих
первоклассников: Методическое пособие/ Е.П. Арнаутова, Г.Г.Зубкова и
др.; под ред. Е.П. Арнаутовой. -М.: ТЦ Сфера,2006.-126 с.
Приложение 1
Стихи, посвященные народным росписям.
Хохлома
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ-
АЛЫХ ЯГОД РОССЫПЬ.
ОТГОЛОСКИ ЛЕТА
В ЗЕЛЕНИ ТРАВЫ.
РОЩИ-ПЕРЕЛЕСКИ.
ШЕЛКОВЫЕ ВСПЛЕСКИ
СОЛНЕЧНО-МЕДОВОЙ
ЗОЛОТОЙ ЛИСТВЫ
РОСПИСЬ ХОХЛОМСКАЯ
СЛОВНО КОЛДОВСКАЯ
В СКАЗОЧНУЮ ПЕСНЮ
ПРОСИТСЯ САМА.
И НИГДЕ НА СВЕТЕ
НЕТ ТАКИХ СОЦВЕТИЙ
ВСЕХ ЧУДЕС ЧУДЕСНЕЙ
НАША ХОХЛОМА.
Дымка
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах
Сияйте охра с суриком.
По всей земле в домах.
От дымковской игрушки
Идет тепло и свет.
Филимоново
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, конники и павлины
И красавицы – маков цвет.
Городец
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит!
Гжель
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых!
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение –
Русская звонкая Гжель!