Напоминание

Пастель на уроках изобразительного искусства


Автор: Манохина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 4"
Населённый пункт: Находкинский городской округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Пастель на уроках изобразительного искусства
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВВЕДЕНИЕ

Цель моей методической работы – выявить роль графики как

средства отображения окружающей действительности, показать особенности

использования

графических

материалов

на

моих

уроках,

развить

навыки

грамотного выражения своих творческих замыслов.

Человеку

близко

и

понятно

прекрасное

во

всех

его

проявлениях.

Наиболее знакомое, часто употребляемое в повседневной жизни понятие -

«пастельные

тона».

Каждый,

не

задумываясь,

скажет,

что

оно

означает

нежные, приглушенные оттенки. Но спросите у случайного собеседника:

«Что такое пастель?» - и, скорее всего, получите лишь общий, расплывчатый

ответ: «Пастель - это один из видов изобразительного искусства». Широкой

публике пастель гораздо менее известна, чем масляная живопись, акварель

или гравюра.

В наше время, когда быстрота процессов давит на нервную систему

человека,

очень

важна

гармония

и

мягкость

красок

палитры.

В

пастели

изначально заложено стремление к покою, созерцанию. Сюжеты её - будь то

пейзажи,

интерьеры,

портреты

-

незамысловаты,

но

всегда

проникнуты

особым лиризмом, ощущением гармонии и тонко уловимыми настроениями

природы. Такие картины легко впишутся в интерьер дома и офиса и будут

радовать глаз. Ведь прекрасное не только доставляет радость, оно рождает

мысль,

духовно

обогащает,

пробуждает

в

человеке

любовь

к

людям

и

природе, является могучей, плодотворной силой.

Искусство

непосредственно

связано

с

повседневным

окружением

человека и призвано эстетически, формировать, оформлять его быт и среду

обитания.

Произведения

искусства

создаются

для

удовлетворения

как

материальных, так и духовных потребностей человека.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАСТЕЛИ.

Пастель (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов,

применяемых

в

графике

и

живописи

(согласно

современной

музейной

классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего

выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму

брусков с круглым или квадратным сечением.

В качестве самостоятельного живописного средства пастель получила

широкое распространение в 18 веке. Мастера пастели 16-17 веков работали в

традициях чистого рисунка.

Сама мягкая пастель была изобретена в начале 16 века заурядным

французским художником Жаном Паррелем для быстрых зарисовок военной

компании Людовика Х11 в Северной Италии.

3

Новый сухой художественный материал был высоко оценен Леонардо

да

Винчи

(1452-1519),

который

использовал

пастель

для

набросков.

Современные художники, работающие в этой технике, имеют гораздо более

богатую цветовую палитру.

1.1 От мела к пастели.

Метод рисования, популярный в 17-18 веках, базировался на «технике

трех мелков», включающий использование черного мела, сангины (красного

мела) и белил, которыми работали на тонированной основе.

Портреты и наброски, традиционно исполняемые этими тремя

мелками,

постепенно

стали

дополняться

пастелью.

Около

1665

года

французский

художник

Шарль

Лебрен

написал

пастелью

торжественный

портрет Людовика Х!V, скрепив тем самым новое художественное средство

печатью королевского благоволения.

Первым мастером, работающим исключительно в технике пастели,

стала знаменитая венецианская художница Розальба Каррьера (1675-1758).

Перейдя от раскрашивания табакерок к созданию пастельных портретов, она

стала очень популярной в Италии и Франции.

Пастельные портреты знатных дам в ее исполнении отличались

удивительной утонченностью. Художница имела огромный успех и получала

заказы на портреты пастелью со всей Европы. Только в 1720 году, приехав в

Париж, она создала за год, как считается, не менее пятидесяти портретов.

К тому времени в Париже стараниям и французского художника

Жозефа

Вивиана

(1657-1735)

пастель

была

утверждена

в

качестве

художественного

средства

для

создания

портретов,

но

именно

Розальба

Каррьера оказала влияние на развитие портретного жанра в этой технике.

Слава художницы не утихла даже много лет спустя после ее смерти. В

результате к 1780 году в Париже работало уже более 2500 художников-

пастелистов.

В XVIII веке пастель становится уже самостоятельной техникой и

получает

особую

популярность

во

Франции,

где

её

использовали

такие

известные художники, как Франсуа Буше, Морис Кантен де Латур, Шарден,

позднее Грёз, Жан Этьен Лиотар, Делакруа.

Затем наступил период, когда о пастели забыли, и интерес к ней вновь

пробудился только во второй половине XIX века.

4

Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались

пастелью, ценя ее за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им

работать

.

Манера Дега, например, отличалась удивительной свободой, он

накладывал

пастель

смелыми,

ломаными

штрихами,

иногда

оставляя

проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или

акварелью. Одним из открытий художника стала обработка картины паром,

после чего пастель размягчалась и ее можно, было растушевывать кистью

или пальцами.

Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с

ее

помощью

картины,

превосходящие

по

размеру

произведения

других

художников, выполненные пастелью. Иногда он сшивал для этого вместе

несколько листов, чтобы получить поверхность нужного ему размера.

1.2 Пастель в России

В

России

пастель

появилась

в

первой

половине

XVIII

столетия,

привезенная иностранными художниками. На протяжении всего XVIII века

создателями произведений в этой технике были мастера так называемой

россики — иностранные живописцы, работавшие в России. Они выполняли,

почти исключительно, портреты на заказ.

Распространение в среде русских художников техника пастели

получила несколько позже. Скорый в изготовлении, исполняемый зачастую в

один сеанс, пастельный портрет получил широкое распространение, стал

одним

из

самых

любимых

видов

заказного

изображения,

выполняя

некоторым образом функцию фотографии.

С 1840-х годов в Россию из Европы приходит мастерство

дагерротипии,

а

в

конце

1840-х

появляется

способ

тиражирования

фотографических изображений. Впечатляющая новация на время вытеснила с

художественного рынка акварельный, миниатюрный и пастельный портрет,

поэтому

в

России

в

1840—1860-е

годы

пастель

находит

крайне

редкое

употребление.

В 1890-х годах пастельная техника в России фактически переживает

второе рождение. Почти все пастели Исаака Ильича Левитана относятся к

1890-м

годам.

До

того

Левитан

к

этой

технике

не

обращался

вовсе,

а

впоследствии — после 1894 года — лишь в отдельных случаях. В коллекции

Русского

музея —

три

пастели

мастера:

«Хмурый

день»

(1895)

«Долина

реки» (1890-е) и одна из вершин творчества Левитана — «Луг на опушке

леса» (1898).

Для Зинаиды

Серебряковой

пастель

до

конца

дней

оставалась

излюбленной техникой. В манере «non finito» («незавершенности») созданы

5

портреты детей, с тонко проработанным лицом и едва намеченной одеждой, а

также —

«балетная

серия»,

где

фигуры

лишь

намечены

расплывчатым

контуром. «Марокканская серия» (1928, 1932) целиком выполнена в пастели.

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕНОСТИ.

2.1

Пастель (по-латински pasta — тесто).

Это мягкие цветные карандаши, изготовленные из пигментов, мела и

связующих веществ. В процессе создания пастельных карандашей их не

засохшая масса выглядит как тесто (паста) — отсюда и название. Пастель

имеет много нежных оттенков каждого цвета.

Пастель — разновидность мела, но совсем с другими свойствами.

Пастель спрессовывается меньше, чем мел, а потому ложится на бумагу с

большей цветовой плотностью и формирует нежные бархатистые штрихи с

мягкими, рыхлыми краями. Рисунок пастелью в отличие от рисунка мелом и

углем скорее похож на совокупность размытых пятен однородного цвета.

Пастель, мел и уголь роднит то, что для рисования этими средствами

используется обычно шероховатая бумага. Пастель бывает в виде круглых

брусков и в виде брусков с квадратным сечением.

2.2Пастель бывает нескольких видов:

Сухая

пастель — гамма сухой пастели с о с то и т

п р и ме р н о

и з

100 оттенков,

которые

все

могут

налагаться

друг

на

друга

и

отлично

растушевываются. Благодаря тщательному измельчению глин с пигментами

высшего

качества

получается

мягкая

пастель,

оставляющая

интенсивный

бархатистый

след.

Обычно

качественная

пастель

обладает

хорошей

стойкостью цвета и

не

меняет тона с

течением

времени.

Традиционная

технология

производства

этих красок такова:

после

экструдирования

п р о и з в о д и т с я

н а р е з к а ,

и

п о л у ч е н н ы е

т а к и м

о б р а з о м

пастельные краски остаются

сохнуть

на

воздухе.

Это

позволяет

получить

мягкую и совершенно однородную краску. Наклеивание этикеток и упаковка

тоже производятся вручную.

Масляные пастели — такие пастели выпускаются разными гаммами,

которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляют воск

и минеральные масла лучшего качества с пигментами, которые обладают

стойкостью цвета и обеспечивают яркий и интенсивный след.

Восковые пастели

обычно

выпускаются

разными

гаммами,

которые все могут смешиваться между собой. Основу замеса составляет воск

6

высшего качества и пигменты, которые обладают хорошей стойкостью цвета и

обеспечивают яркий и интенсивный след.

Пастельные карандаши — выпускаются разными гаммами, которые

все

могут

смешиваться

между

собой.

Основу

замеса

составляют

воск

и

минеральные

масла

лучшего

качества

с

пигментами,

которые

обладают

стойкостью цвета и обеспечивают яркий и интенсивный след.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет

удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной

бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка.

Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

2.3 Есть несколько типов бумаги для пастели:

наждачная

бумага

предназначена

для

художественных

работ,

продаётся в листах большого формата;

пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки;

бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага

позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа;

бумага

для

пастели

предназначена

для

художественных

работ,

продаётся в листах разного формата.

Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя

её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления

большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом

планшет

с

рисунком

надо

держать

вертикально,

это

позволит

лишним

частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик

или клячка. Но этот метод неприменим при работе на бархатной бумаге.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо

зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный

фиксатор.

Будет

достаточно

пары

легких

распылений.

Зафиксированный

рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

Самое надежное сохранение пастели — в хорошей окантовке под

стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей

прелести,

столетия.

Пример

тому

знаменитая

"Шоколадница"

из

Дрезденской галереи.

7

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ. ПАСТЕЛЬ – ГРАФИКА ИЛИ

ЖИВОПИСЬ?

Изобразительное искусство – это вид художественного творчества,

целью

которого

является

воспроизводство

окружающего

мира.

Понятие

объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

3.1 Как отличить графику от живописи?

Самое распространенное заблуждение, что живопись – это всегда

цветные краски, а графика – черно-белый рисунок. Это не так. Живопись

может быть черно-белой, а графика – цветной. По самой распространенной

классификации считается, что живописная работа выполнена красками, а

графика пишется графическими материалами.

Живопись — это один из видов изобразительного искусства,

передающий

зрительные

образы

посредством

нанесения

красок

на

п о в е р х н о с т ь

( х о л с т ,

к а р т о н ,

д е р е в о

и

т . п . )

К основным видам художественных красок относятся:

-Масляные краски;

-Акварельные краски;

-Гуашевые краски;

-Акриловые краски;

-Темперные краски.

Существует пять основных видов живописи:

1.

Станковая, то есть созданная на «станке» (мольберте).

2.

Монументальная – это работы на зданиях и в помещениях.

3.

Декоративная

живописные

орнаменты

и

сюжетные

композиции,

создаваемые

на

различных

частях

архитектурных

сооружений

и

предметах.

4.

Театрально-декоративная

это

декорации

и

эскизы

костюмов

для

театральных

спектаклей

и

кинофильмов,

также

к

театрально-

8

декоративной живописи относятся наброски отдельных мизансцен.

5.

Миниатюрная – к нему относятся так называемые произведения малых

форм (от 1,5 до 20 см).

Графика — это тоже вид изобразительного искусства. В классической

графике в качестве основных изобразительных средств используются линии,

штрихи, пятна и точки. Цвет чаще всего играет вспомогательную роль.

Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко

используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью

бумаги - главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств

могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный

признак графики - особое отношение изображаемого предмета к

пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.

Поэтому для графических работ очень часто применяют цветную

тонированную бумагу.

Графические материалы - это:

-Карандаши (чернографитные, цветные, акварельные, пастельные);

-Пастель (сухая, масляная);

-Соусы;

-Сепия;

-Мелки;

-Уголь.

По способу создания изображения принято разделять печатную

(тиражную) графику и уникальную. Уникальная графика – включает в себя

произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и

т. п.), а печатная – работы созданные с использованием авторских печатных

форм, с которых печатают тираж (от 2 и более экземпляров).

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько

видов:

-Станковая графика (станковый рисунок, эстамп);

-Книжная графика (иллюстрации, виньетки, буквицы, обложка);

9

-Журнальная и газетная графика;

-Прикладная графика (плакат);

-Компьютерная графика;

-Промышленная графика.

Итак, наличие цветов в художественной работе не является основным

признаком

классификации

работ

на

живописные

и

графические.

Более

важным является то, какие материалы использовались для передачи образов.

Например, если работа написана темперными красками, то это живопись,

если пастелью – графика.

Занятия постелью вызывают у школьников большой интерес.

ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Работа пастелью – увлекательное занятие, которое наполняет жизнь

ребенка

радостью

творчества.

Работая

с

прекрасным

материалом,

это

доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем

несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками.

Пастель открывает перед учеником широкое поле для реализации идей по

рисунку

и

композиции.

Цель

занятий

постелью

раскрыть

и

развить

потенциальные,

художественные

способности

ребенка,

способствовать

удовлетворению

потребности

детей

в

практической

деятельности,

осуществляемой по законам красоты.

3.1 Цели и задачи обучения:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства –

пастель.

3. Формировать у детей практические умения и навыки выполнения

работы пастелью, ознакомить детей с масляной, сухой, восковой пастелью,

освоить с ними процесс выполнения работы.

4. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать

навыки работы в коллективе. Поощрять доброжелательное отношение друг к

другу и окружающим.

5. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного

времени. Помогать детям, в их желании сделать свои работы практически

значимыми.

6. Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность.

10

7.

Обогащать

визуальный

опыт

детей

через

знакомство

с

произведениями изобразительного искусства.

Основная форма организации учебного процесса – занятия проходят в

кабинете по изобразительному искусству, где обеспечивается системность

учебного

процесса,

возможность

повторять

и

закреплять

пройденный

материал.

3.2 Условия реализации.

Для успешной работы необходимы следующие инструменты и материалы:

1. кабинет;

2. пастель (сухая, масляная, восковая, пастельные карандаши);

3. бумага (наждачная, бархатная или специальная для пастели);

4. мольберт;

5.

инструменты

кисть

веерная

жесткая,

ластик,

клячка,

тканевая

салфетка, лейкопластырь и т.д.

3.3 Принципы обучения:

-

эм о ц и о н а л ь н о

п ол ож и т е л ь н о е

от н о ш е н и е

у ч а щ и хс я

к

действительности – основное условие развития детского творчества;

- учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий

успешного обучения;

-

последовательность

освоения

учебного

материала

от

простого

к

сложному, от учебных занятий к творческим решениям;

-

удовлетворение

практических

чувств

ребенка

через

создание

постельных работ.

3.4 Методы обучения:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный

(объяснение

сопровождается

демонстрацией

наглядного материала);

-проблемный (преподаватель ставит проблему и решает ее вместе с

детьми);

-эвристический

(проблема

ставится

самими

детьми,

ими

же

предлагаются пути решения).

Для наблюдения, осмысления и закрепления передачи больших

цветовых

и

тональных

отношений

предметов

натюрморта,

оттенков

локального цвета предметов, общей освещенности, контраста света и тени,

передачи рефлексов я предлагаю учащимся учебную натурную постановку

11

выполнять различными материалами: цветными карандашами и пастелью;

акварель и пастель и т.д.

Пастель является материалом графическим. Приобретение навыков и

умений в работе с пастелью сказываются на мотивированности учащихся,

вызывает желание продолжить осваивать, пастельную технику и смешанные

техники в самостоятельной учебной работе.

В

композиции

для

закрепления

знаний

передачи

пространства

(линейная,

воздушная

перспектива)

я

предлагаю

ребятам

выполнять

разнообразные

темы

различными

материалами,

в

том

числе

пастелью.

Обязательно прорабатывая сюжет и компоновку в эскизе.

Предварительно

учащиеся

знакомятся

с

различными

способами

наложения

пастели.

Штриховка

в

разных

направлениях

(по

диагонали,

горизонтали,

вертикальный

или

«гобеленовый»

штрих,

перекрестный,

волнистый, зигзагообразный штрих).

При

этом

особое

значение

необходимо

уделять

аккуратности

в

нанесении штриховки, для сохранения бархатистости слоя пастели.

1.

Наложение

штриховки

с

последующей

растиркой,

смешивание

пальцем,

смешивание

пальцем

двух

цветов,

смешивание

специальной

палочкой.

2. Наложение пастели легким слоем боковой частью мелка, с

последующей растиркой и штриховкой.

3. Густым слоем боковой частью мелка без растирки и с растиркой.

4. «Пуантель», работая точками, применяя оптическое смешение цвета.

5.«Мозаичный

штрих»,

работая

цветными

пятнами.

6. Сочетания мелких мозаичных штрихов с широкими мазками.

7 . По

поверхности

наждачной

бумаги

(нулевке),

штрихами

разной

толщины.

Сухая пастель.

Работу начинаем с предварительного рисунка. Рисовать можно любым

мелком пастели (пастельным карандашом), главное аккуратно и едва заметно.

Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона бумаги (серый

либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой тряпки или кисти.

Не нужно пользоваться графитным карандашом – он не подходит для

предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него

ложиться.

Когда предварительный рисунок сделан, приступаем к нанесению

основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек (где-то 2-3 см)

для удобства.

12

Определяем основные цветовые и тоновые отношения для правильной

передачи (самое светлое, светлое и темное), уточняем рисунок, прорабатывая

объём

предметов.

Пастель

имеет

свойство

бесподобно

передавать

их

материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки

плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно

растиркой (пальцем, растушкой).

В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел,

который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого –

правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала

прокрашиваем

темные

участки,

после

чего

вводится

цвет

при

помощи

растушевки или штриховки.

Когда все части рисунка проработаны, следует еще раз с нескольких

сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые

выделяем

более

тщательной

проработкой,

а

второстепенные

и

слишком

контрастные детали смягчаем растушевкой.

Масляная пастель.

Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же

отличается

от

сухой.

Например,

чтобы

растереть

такую

пастель,

усилий

понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и

разбавитель, а если растирать пальцем (на наждачной бумаге), то его нужно

обвернуть лейкопластырем, в целях безопасности.

В

этой

технике

для

предварительного

рисунка

используют

мелок

масляной пастели либо сухой уголек, можно воспользоваться пастельным

карандашом.

Основные

тона

также

рисуем

«плашмя»

или

штриховкой

небольшим кусочком пастели без особых усилий.

При работе с тенями, тон должен соответствовать конечному

результату.

При

прорисовке

деталей,

форм

и

фактур,

можно

не

ограничиваться приемами работы – растушевываем (размываем) тряпкой,

кистью, пальцем.

Учащиеся выполняют работу над учебной постановкой с разными и

постепенно усложняющимися задачами, что предполагает сознательное и

активное изучение натуры.

Последовательный переход от тональной проработки предметов к

пастельной

отрабатывался

на

натюрморте

из

бытовых

предметов

«Постановка с кувшином и яблоком».

Нанесение

цветовых

пятен

ведется

с

учетом

сохранения

интенсивности

найденного

тонального

пятна

в

натюрморте,

с

передачи

цветового

контраста,

освещения

и

тени,

изменения

локального

цвета

от

влияния

среды.

Рисунок

углем

закрепляется

фиксативом

(или

лаком

для

волос

сильной

фиксации)

и

удаляются

его

остатки

с

бумаги,

чтобы

не

загрязнять работу.

Задание включало в себя выполнение натюрморта из предметов быта.

В состав натурной постановки входили предметы разной формы сближенных

13

по цветовому тону. Натурная постановка находится ниже линии горизонта и

освещена боковым искусственным светом.

Задания работы пастелью вносят разнообразие в процесс обучения и,

пробуждают у обучающихся интерес к графической деятельности, прививают

любовь к занятиям.

Разработанная методика обучения пастельной графики, основана на

использовании различных методических приемов последовательности

ведения работы конкретной учебной задачи графического изображения и

техники пастели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая в школе искусств на художественном отделении, я занимаюсь с

учащимися масляной и сухой пастелью. Эти занятия доставляют ребятам

огромное

удовлетворение.

Работы

у

юных

художников

получаются

жизнерадостными,

необычными,

красочными.

Пастель

не

является

искусственно внедряемой техникой, а рассматривается как универсальный

материал, с живописными, творческими возможностями.

Задания

строятся

на

таких

свойствах

пастели

как:

растираемость,

мягкость, бархатистость, подходящая для эффектов живописности, высоких

тональных и цветовых диапазонах, сочетается со многими графическими и

живописными техниками.

Приобретая

навыки

и

умения

в

работе

с

пастелью,

положительно

сказывается на мотивированности учащихся, вызывает желание продолжить

осваивать, пастельную технику и смешанные техники с применением пастели

внеаудиторно, в самостоятельной творческой работе.

Ученики,

работая

самостоятельно

в

области

изобразительного

искусства, развивают свой художественный вкус, взгляд на окружающие их

предметы

быта,

это

дает

возможность

отличить

подлинные

предметы

искусства от подделок.

Индивидуальный

подход

и

проблемная

постановка

заданий

способствует развитию творческих способностей учеников.

Рисование и другие виды творчества, займут свое место в воспитании

детей. Произведения детского искусства войдут в жизнь людей, украсят ее.

Пастель

тем

и

хороша,

что

чем

глубже

ее

познаешь,

тем

больше

радости она доставляет. Приемы работы пастелью и другими смешанными

техниками

с

применением

пастели,

настолько

разнообразны,

что

вы

наверняка найдете себе, что- то по душе.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Ивахнова Л. А. Обучение учащихся способам и техникам работы

художественными материалами как средство развития творческих способностей

// История. проблемы и перспективы художественно-педагогического образования

: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 45-

летию факультета искусств (ХГФ) Омского педагогического университет –

Омск., 2005. – С. 378-386.

2.

Моисеев А. А. Компетентносный подход в обучении / (в системе художественных

факультетов педагогических вузов) / дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2011. – 175 с.

3.

Яшухин А. П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2003

«Преподавание черчение и изобразит. искусства». – М.:

4.

Берилл Ф. Рисуем пастелью; пер. с; англ. Н. В; Микелишвили. — Москва: Мир

книги,: 2007.

5.

Гаррисон X. Рисунок и живопись: карандаш, акварель, масляные и акриловые

краски, пастель: полн. курс: материалы, техника, методы / Хейзл Гаррисон; пер. с

англ. Е. Зайцевой. -М.: Эксмо, 2007

15

6.

Ершова И. Пастель/ Художественная школа. — 2003. № 1. С. 29-

3166; Ефремова Л. А. Портрет в русской живописи: Галерея мировой живописи.

— М.: ОЛМА-ПРЕСС. Образование, 2004. 96 с.

7.

Каменская- Т. Д. Пастели художников западноевропейских школ ХУ1в. -Х1Хв. —

Л.,1960.

8.

Пастель: шаг за шагом/ пер. с англ. — М.: АСТ: Астрель, 2005. 304 е., ил.

9.

Полный курс живописи и рисунка: живопись пастелью, мелками, сангинами и

цветными карандашами/ пер. О. Вартановой. — Барселона, Испания: Parramon

Ediciones. S. А., 1992. — 127 с.

10. Рисуем пастелью / пер. с исп. Н. Врублевской /ред. Ю. Баклакова — М.: Мой мир,

2005

11. Малиновский К. В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в X

VIII веке. — СПб.:Издательство «Крига», 2012. — С. 536. — ISBN

978-5-901805-

49-7

16



В раздел образования