Автор: Лукьянова Ирина Анатольевна
Должность: учитель -логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№3
Населённый пункт: Архангельская область город Северодвинск
Наименование материала: конспект
Тема: Развитие речемыслительной деятельности на лексическом материале "Животные осенью".
Раздел: начальное образование
Занятие.
« Развитие речемыслительной деятельности на лексическом материале
«Животные осенью».
Цель: Пропедевтика трудностей, возникающих при обучении грамоте.
Задачи:
1.
Расширение словарного запаса по теме «животные» и «осень».
2.
Развитие пространственно-временных ориентировок.
3.
Совершенствование звукового, слогового, языкового анализа и синтеза.
4.
Совершенствование навыков словообразования.
5.
Воспитание умения слушать ответы товарищей.
Ход занятия.
1.Орг. Момент.
Я очень спешила к Вам сегодня. Но ветер проказник налетел и разметал на
кусочки мою картину. Помогите мне собрать, пожалуйста. (Ученики
собирают иллюстрацию).
2.Актуализация опорных знаний.
- О каком времени года рассказала вам эта иллюстрация.
По каким приметам вы догадались?(ответы детей)
-Какие слова мы подберём, что бы рассказать об осени?
(педагог кидает мяч, дети называют прилагательные - золотая,
багряная, дождливая, хмурая, ранняя, поздняя, печальная, затяжная…)
3.Уточнение знаний о лексическом значении слов.
Подскажите мне, какое явление природы мы можем наблюдать только
осенью? (листопад)
-Это слово интересное, прислушайтесь, какие два слова спрятались в нём.
(ответы детей)
Послушайте стихотворение М. Геллер
Осень.
Дарит осень чудеса,
Да ещё какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.
Что вы узнали из стихотворения о траве? Что с ней происходит?
(ответы детей)
В стихотворении нам встретилось красивое русское слово – пожухла,
высохла.
4. Развитие языкового анализа и синтеза с опорой на схему предложения.
Вместе с вами на занятии работает и девочка Осень. Она просит вас ответить
на её вопросы.
-Вспомните что такое предложение?
Из чего состоит предложение?
-Как мы обозначаем начала предложения на письме?
Возьмите в руки «домики». Почему первая скрепка большая? Что она
обозначает?
А как обозначим конец предложения? Почему?
Поставьте точку.
Приготовьтесь. Слушайте внимательно, выложите столько скрепок, сколько
слов в предложении.
Наступила осень.
Начался золотой листопад.
Холодный ветер срывает последние листья.
Назови 2 слово, 4, 1, 3.
Составьте следующее предложение, используя слово пожухла. Сколько слов в
вашем предложении?
Каким по счёту стоит слово «пожухла»?
5.Физминутка
Листья осенние
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Приседают.
Движения руками влево-вправо.
Снова кружатся на носочках.
Какой звук вы чаще других слышали во время физминутки? Почему?(ответы
детей)
6.
Развитие мыслительной деятельности с использованием загадок.
К нам сегодня на занятие заглянул лесной зверёк. Слушайте внимательно.
-Как вы догадались, что это лиса? Докажите.
8.Развитие зрительно-пространственных ориентировок на материале
графического диктанта.
Зрительная гимнастика.
9.Совершенствование звукового анализа.
Возьмите звуковые пеналы, выложите схему слова.
Проанализируйте. (Ответы детей в слове 2 слога, первый звук Л - согласный
мягкий….)
Молодцы.
Развитие зрительного гнозиса и тактильного практиса.
У меня в руках мешочек. Достань букву и скажи, какой звук она обозначает.
Какое слово можно выложить из этих букв?
Когда так говорят: смотрит лисой, прикидывается лисой?
10.Развитие слогового анализа и синтеза на лексическом материале
«животные»
А какие ещё звери живут в лесу, мы узнаем, если восстановим слова. Слоги
поменялись местами- сали – лиса.
Учитель кидает ребёнку мяч и называет слово, переставив слоги. Ученик
восстанавливает слово (ремонтирует).
Сук бар
Ведь мед
Лень о
Ка бел
Ка зай
Жик ё
Бан ка
Ва со
Тел дя
11.Совершенствование навыка словообразования.
-Вспомним, как зовут детёнышей лесных жителей.
На доске появляются картинки животных.
Лиса- лисята
Волк - волчата
Медведь - медвежата
Лось – лосята
Собака???
Молодцы, это животное домашнее!
А вот ещё загадки от лисички.
На доске картинка, чей хвост? (волчий)
Чьи рога? (оленьи)
Чьё дупло? (беличье)
Чья берлога?
12.Развитие речемыслительной деятельности.
Дедушка лесовик помогает зверюшкам готовиться к зиме.
Вспомните и расскажите, как звери встречают зиму?
Заяц – меняет шубку с серой на белую.
-Зачем?
Белка делает запасы в дупле.
Как готовятся волк и лиса?Медведь? Птицы?
У животных много хлопот, не будем им мешать..
А нам пора возвращаться в класс.
13.Рефлексия. Создание положительного эмоционального настроя.
Закройте глазки послушайте музыку, какое настроение у вас?
Что нового вы узнали, чему научились, о чем захотелось поговорить с
друзьями?
Спасибо за работу!