Автор: Чапушина Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 228 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профессиональная ориентация дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Ранняя профессиональная ориентация дошкольников.
Чапушина Н.В., заведующий
МБДОУ Детский сад № 228
ГО г. Уфа Республики Башкортостан
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых
обоснована
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание
образовательной
работы
с
детьми
в
этом
направлении. Известно, что интерес к труду,
необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение
к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и
дошкольный период.
Ранняя профориентация заключается, конечно, не в том, чтобы к концу дошкольного
периода ребенок был готов осуществить осознанный выбор профессии, а в том, чтобы
сформировать познавательный интерес и систему знании, представлений о разнообразии и
объективной специфике профессий.
Целью
нашей
деятельности
в
данном
направлении
является
–
формирование
у
дошкольников
первоначальных
знаний
о
профессиях,
характерных
для
нашего
региона,
формирование
эмоционального
отношения
к
профессиональному
миру.
Образовательная
деятельность строится по трем направлениям.
1.
Приближение
детей
к
труду
взрослых
в процессе организации ООД по
формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением
предварительной
беседы
о
данной
профессии.
ООД
сопровождается
рассказом,
рассматриванием
иллюстраций
и
изображений
инструментов,
материалов,
спецодежды
представителей
профессий,
прослушиванием
художественных
произведений,
дидактическими
играми,
что
позволяет
детям
наиболее
полно
понять
суть
и
процесс
профессиональной деятельности взрослого.
2.
Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдении и экскурсий, в том
числе,
виртуальных,
которые
обеспечивают
наглядность
и
ясность
получаемых
представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В процессе
экскурсии
дети
получают
возможность
наблюдать
различные
способы
выполнения
профессиональных действий человека той или иной профессии.
3.
Совместная
деятельность
взрослого
и
ребенка
в ходе
освоения
различных
культурных практик: игровая деятельность (освоение практических действий с предметами
труда;
«социальная
проба»,
«проживание»
ребенком
социальных
взаимоотношений
в
процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а
также
в
процессе
активного
использования
технических
моделей
и
макетов,
игрушек-
трансформеров, игрушек-самоделок); продуктивная творческая деятельность, приобщение
детей к различным видам искусства (изобразительное искусство, театр, художественная
литература,
кино,
анимация,
моделирование
и
конструирование,
конкурсы
детско-
родительского
творчества,
мастерские,
мастер-классы);
познавательно-исследовательская
деятельность
(опытно-экспериментальная,
проектная
деятельность,
дет ско е
экспериментирование, коллекционирование, творческие недели, мини-музеи).
Основными условиями реализации работы по ознакомлению детей с профессиями
являются: участие социальных партнеров, специальная организация развивающей
предметно-
пространственной
среды
дошкольных
групп,
использование
современных
образовательных технологий и форм организации детской деятельности в рамках ранней
профориентации, взаимодействие с родителями (законными представителями), методическое
сопровождение профессиональной деятельности педагога, формирование положительного
отношения к рабочим профессиям в информационном пространстве города.