Напоминание

Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ


Автор: Филиппова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Морозко"
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район п.Приозерный
Наименование материала: доклад
Тема: Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ


В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок — «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты. 2. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства. 3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке). Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его. Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие. 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров. 6. Принцип открытости — закрытости. Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают. 7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ- это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.
Центр конструктивной деятельности

Центр математического развития
Задачи: Развитие и обучение детей средствами игровой предметности. Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка. Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков. Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника. Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества. Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы. Развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами. Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения. Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы). Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении. Методические рекомендации. Центр сенсорного и математического развития: - дидактический материал; -дидактические игры; -настольно-печатные игры; - познавательный материал; -материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования: - мягкие строительно-игровые модули; - напольный строительный материал; -пластмассовый конструктор; - крупные объемные геометрические формы 4-х цветов; -схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр речевого развития
Задачи: Стимулирование и развитие речевой активности ребенка. Развитие всех компонентов речевой системы. Формирование коммуникативных навыков. Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами. Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений. Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ). Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений. Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения. Методические рекомендации. В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми в определенный период времени. Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитываются: - наполняемость уголка; - разнообразие материала; - соответствие возрасту; - доступность; - системность; - эстетика оформления. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием. Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый. 1. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 2. Художественные произведения по программе и др. 3. Словесные дидактические игры. 4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 5. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 6. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).
Центр «ПДД» (ГИБДД)
Задачи: Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями "площадь", "бульвар", "проспект". Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представления детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Развивать свободную ориентировку в пределах к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. Методические рекомендации. В центрах по ПДД представлены: -наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями) ; -настольный макет перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, дома, фигурки людей); -атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модель светофора) ; -детская художественная литература по тематике;
-методические пособия по обучению детей ПДД. А так же представлена информация для родителей по безопасности дорожного движения.
Центр изобразительной деятельности
Задачи: Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности. Формирование навыков изобразительной деятельности. Воспитание эстетических чувств. Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться. Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения; Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства. Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями. Методические рекомендации. Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно: расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства; использование детского дизайна в оформлении; наличие игрового персонажа; изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность, удобство хранения и использования; оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного), лепки, аппликации, ведро и тряпочка для уборки рабочего места; работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры); работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры); различная техника изобразительного творчества (образцы); развитие композиционных умений, ритма (учебно-наглядный материал, дидактические игры); знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры); жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с учётом возраста детей; образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла возможны мини-музеи); уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы для вышивания, цветные салфетки и др. материал);
наличие технологических карт, схем последовательности рисования, лепки, аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики; наличие перспективных планов с обеспечением интеграции и преемственности содержания.
Центр драматизации (театральный)

Задачи:
Создавать условия для реализации творческих возможностей, игровой деятельности. Побуждать детей к самостоятельности в творческой деятельности, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр. Воспитывать любовь к театру, используя разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок и т. п.) Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения). Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок. Учить постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности. Методические рекомендации. В центре драматизации (театральный уголок) находятся следующие материалы: театр настольный; ширма; наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок; театр математики; театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками, разные маски, декорации); персонажи с разным настроением; материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы); готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду; уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье); для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.


В раздел образования