Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ
Автор: Филиппова Галина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ"Морозко" Населённый пункт: ЯНАО Надымский район п.Приозерный Наименование материала: доклад Тема: Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ Раздел: дошкольное образование
Предметно-пространственная развивающая среда в группе ДОУ
В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина
разработали
Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в
детском
саду,
в
которой
определены
принципы
личностно-ориентированной
модели
построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и
детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать
принципиально
разные
позиции,
которые
занимают
воспитатель
и
ребенок.
В
рамках
авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок —
«снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого
личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как
«рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей
физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в
глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции
ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции
воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может
легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».
Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком.
У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным,
наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны
быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности,
достаточно
удаленное
от
других
и,
наоборот,
позволяющее
осуществлять
более
тесные
контакты.
2. Принцип активности.
В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей
и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения,
а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего
здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия
—
легкие
геометрические
модули,
обтянутые
тканью
или
кожей,
которые
легко
переставляются в процессе преобразования пространства.
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами
и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие
перегородки,
которые
могут
передвигаться,
образуя
новые
помещения
и
преобразуя
имеющиеся.
Это
возможность
изменения
цветовой
и
звуковой
среды.
Это
вариативное
использование
предметов
(например,
мягкие
пуфы
становятся
то
детской
мебелью,
то
элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений
(спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном
зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).
Можно
менять
«фоны»,
изменять
обстановку
до
неузнаваемости,
наполняя
ее
эмоционально
насыщенным
«детским»
содержанием:
«волшебная»,
«корабельная»
или
«марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы
«загадочные растения» и пр.
4.
Принцип
эмоциональности
среды,
индивидуальной
комфортности
и
эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять
разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая
обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать
возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов,
содержащихся
в
развивающей
среде:
недостаток
импульсов
обедняет
и
ограничивает
развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией
стимулов дезориентирует его.
Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах
для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с
мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в
детском
саду
была
«гостиная
для
взрослых»,
куда
имеют
свободный
доступ
и
дети.
Постоянное
эмоциональное
напряжение,
которое
испытывает
педагог
в
своей
нелегкой
профессиональной
деятельности,
неизбежно
влияет
на
общий
эмоциональный
фон
его
общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.
5.
Принцип
сочетания
привычных
и
неординарных
элементов
в
эстетической
организации среды.
Постижение
детьми
категории
эстетического
начинается
с
«элементарных
кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных
линий,
остроумной
трактовки
образа
лаконичными
графическими
средствами.
Поэтому
важно
разместить
в
интерьере
не
громоздкие
«классические»
произведения
живописи
(Айвазовского,
Шишкина,
Сурикова
и
других
авторов,
ставших
традиционными
для
украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды,
эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об
основах
графического
языка
и
о
различных
культурах
—
восточной,
европейской,
африканской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки,
эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда
дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед
ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.
6. Принцип открытости — закрытости.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству
Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков,
которые
могут
быть
остекленными,
с
растущими
в
них
растениями
—
деревьями,
кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек,
собак, за которыми дети ухаживают.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Предполагает
построение
среды
с
учетом
половых
различий,
предоставление
возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с
принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Таким
образом,
развивающая
среда
—
это
особым
образом
организованное
социокультурное
и
педагогическое
пространство,
в
рамках
которого
структурируются
несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия
для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
группе
ДОУ-
это
система,
обеспечивающая
полноценное
развитие
детской
деятельности
и
личности
ребенка.
Она
предполагает
единство
социальных,
предметных
и
природных
средств
обеспечения
деятельности ребенка и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного
физического, эстетического, познавательного и социального развития.
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку
возможность
самостоятельно
делать
выбор.
Помещение
каждой
группы
разделено
на
несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для
исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако
основные центры, есть практически везде.
Центр конструктивной деятельности
Центр математического развития
Задачи:
Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.
Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.
Развитие
системы
элементарных
математических,
экологических,
естественно
-
научных
представлений,
физических,
коммуникативных,
художественно-эстетических
навыков.
Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию
ребенка – дошкольника.
Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие
музыки, произведений художественно-литературного творчества.
Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.
Развитие умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей
помощь
(уход
за
живыми
объектами),
а
также
навыков
элементарной
природоохранной
деятельности в ближайшем окружении.
Формирование
трудовых
и
безопасных
навыков
по
уходу
за
растительными
и
животными объектами.
Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и
социального окружения.
Формирование
стремления
к
освоению
нового
(получение
информации
из
энциклопедий, справочной литературы).
Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных
объектов
и
сохранению
качества
окружающей
среды,
заботе
о
ближайшем
природном
окружении.
Методические рекомендации.
Центр сенсорного и математического развития:
- дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
- познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
- мягкие строительно-игровые модули;
- напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
- крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр речевого развития
Задачи:
Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.
Развитие всех компонентов речевой системы.
Формирование коммуникативных навыков.
Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.
Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.
Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие
народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).
Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и
прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие
нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.
Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.
Методические рекомендации.
В
речевом
уголке
подбирается
необходимый
материал
для
работы
с
детьми
в
определенный период времени.
Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для
игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой,
дидактический и наглядный материал, с помощью которого педагоги создают условия для
стимуляции
речевой
деятельности
и
речевого
общения.
При
подборе
дидактического
материала учитываются:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на
развитие речи
и
внеречевых
психических
процессов
и
функций,
составляющих
психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется
еженедельно,
в
зависимости
от
изучаемого
на
занятиях
материала,
в
соответствии
с
планированием.
Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.
1. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
2. Художественные произведения по программе и др.
3. Словесные дидактические игры.
4. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
5. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления
рассказов.
6. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод,
сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор,
трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка,
электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый,
горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает,
моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао).
Центр «ПДД» (ГИБДД)
Задачи:
Систематизировать
знания
детей
об
устройстве
улицы,
о
дорожном
движении.
Знакомить с понятиями "площадь", "бульвар", "проспект".
Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими
и информационно-указательными.
Подводить
детей
к
осознанию
необходимости
соблюдать
правила
дорожного
движения.
Расширять представления детей о работе ГИБДД.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Развивать
свободную
ориентировку
в
пределах
к
детскому
саду
местности.
Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
Методические рекомендации.
В центрах по ПДД представлены:
-наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофор, дорожные
знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями) ;
-настольный макет перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные
виды транспорта, игрушки – светофор, дома, фигурки людей);
-атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражки,
дорожные знаки, модель светофора) ;
-детская художественная литература по тематике;
-методические пособия по обучению детей ПДД.
А так же представлена информация для родителей по безопасности дорожного движения.
Центр изобразительной деятельности
Задачи:
Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.
Формирование навыков изобразительной деятельности.
Воспитание эстетических чувств.
Формирование
индивидуального
и
коллективного
творчества
и
возможности
самореализоваться.
Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж
Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с
учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу,
экспериментировать с материалами и средствами изображения;
Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями
и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.
Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей
театра, его жанрами, устройством и профессиями.
Методические рекомендации.
Для
того,
чтобы
уголок
изодеятельности
действительно
стал
центром
детского
творчества
необходимо
обратить
внимание
на
условия
его
оформления
и
оснащения,
а
именно: расположение
зоны
изобразительного
творчества:
доступность,
эстетичность
оформления, универсальность, подвижность, наличие маркеров пространства;
использование детского дизайна в оформлении;
наличие игрового персонажа;
изобразительный
материал:
разнообразие,
возрастные
требования,
доступность,
удобство хранения и использования;
оборудование для рисования (в том числе нетрадиционного), лепки, аппликации,
ведро и тряпочка для уборки рабочего места;
работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
работа с линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
различная техника изобразительного творчества (образцы);
развитие
композиционных
умений,
ритма
(учебно-наглядный
материал,
дидактические игры);
знакомство
с
народно-прикладным
искусством
(учебно-наглядный
материал,
дидактические игры);
жанры живописи, портреты художников, стили архитектуры, книжная графика с
учётом возраста детей;
образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла возможны мини-музеи);
уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов, нити, ленты, пяльцы
для вышивания, цветные салфетки и др. материал);
наличие
технологических
карт,
схем
последовательности
рисования,
лепки,
аппликации с учётом возрастной и гендерной специфики;
наличие
перспективных
планов
с
обеспечением
интеграции
и
преемственности
содержания.
Центр драматизации (театральный)
Задачи:
Создавать условия для реализации творческих возможностей, игровой деятельности.
Побуждать детей к самостоятельности в творческой деятельности, вызывая у них
эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр.
Воспитывать любовь к театру, используя разные виды театра (бибабо, пальчиковый,
баночный, театр картинок и т. п.)
Учить
использовать
средства
выразительности
(поза,
жесты,
мимика,
интонация,
движения).
Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству
через просмотр театральных постановок.
Учить
постигать
художественные
образы,
созданные
средствами
театральной
выразительности.
Методические рекомендации.
В центре драматизации (театральный уголок) находятся следующие материалы:
театр настольный;
ширма;
наборы
кукол
(пальчиковых
и
плоскостных
фигур,
кукол-марионеток)
для
разыгрывания сказок;
театр математики;
театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы с головками-насадками,
разные маски, декорации);
персонажи с разным настроением;
материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый
материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения
волшебных предметов и разметки пространства игры в детском саду;
уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.