Автор: Лаптева Екатерина Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Башкирского государственного педагогического университета
Населённый пункт: Республики Башкортостан, города Уфы
Наименование материала: статья
Тема: "Организационно-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивного танца"
Раздел: дошкольное образование
Организационно-педагогические условия адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья средствами спортивного танца
Аннотация: В статье рассматривается работа по социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивного
танца. Раскрывается сущность понятия и значение адаптации спортивного
танца и физической культуры развития детей с отклонениями.
Ключевые слова: адаптация, физическая культура, спортивный танец,
ограниченные возможности здоровья, инвалид, коррекция, реабилитация,
интеграция, здоровый образ жизни
В России здоровье населения находится в критическом состоянии.
Удостоверяют результаты фундаментальных исследований о кризисном
состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, в особенности
у детей. В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост
процента детей с ограниченными возможностями.
Среди многих задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение
здоровья каждого ребёнка. Состояние здоровья людей зависит от образа
жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%) и
медицины (15-20%).
В здоровом образе жизни самое первое место занимает физическая культура.
Это не только работа с телом, средство и способ физического
совершенствования, создание физической готовности людей к жизни, работа
с внутренним миром человека.
Особое значение спортивный танец и физическая культура имеет для
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это
является сильной социальной адаптацией и интеграцией в обществе.
По данным Всемирной организации здравоохранения детская инвалидность в
России в конце ХХ века повысилась в 2 раза, на данный момент 1.6 млн детей
(4,5 % от общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
Спортивный танец, физическая культура и спорт являются наиболее
действенными методами реабилитации. С помощью этого улучшается
психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ,
развивается дух соревнования, самоуважение, самодисциплина, которые
имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции детей в
обществе.
Для детей нужно создать условия для занятий физической культурой и
спортом, также сформировать потребности в этих занятиях.
Адаптация в спортивном танце является одним из средств, улучшающих
психическое и физическое состояние детей с ограниченными возможностями
здоровья. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной
среде инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья,
преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению
полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного
вклада в социальное развитие общества. Спортивный танец должен
стимулировать позитив в организме, формируя необходимые двигательные
координации, физические качества и способности, направленные на
жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Часы адаптивного спортивного танца имеют важное значение. Они
способствуют полному раскрытию физических возможностей ребенка с ОВЗ,
позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают возможность
самореализоваться.
Основная цель спортивного танца - коррекция физического развития детей.
Спортивные танцы - это красивое и очень полезное для здоровья увлечение.
Занятия танцами:
Укрепляют сосуды и мышцы;
Увеличивают физическую выносливость ребенка;
Улучшают осанку;
Снимают мышечные зажимы;
Улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
Поднимают настроение;
Учат ребенка спокойно относиться к неудачам и проигрывать, быть
более стрессоустойчивым.
В работе с детьми с ОВЗ существуют несколько принципов коррекционной
работы:
индивидуальный подход к ребенку,
предотвращение наступления утомления,
проявление педагогического такта,
своевременная и тактическая помощь каждому ребенку.
В школе, где проходят уроки с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ созданы
все условия для повышения эффективности занятий спортивных танцев. На
территории находятся-спортивный зал, тренажерный зал и зал ЛФК.
Используются все формы физического воспитания, предназначенные для
детей с ОВЗ. Результативность зависит от работы всей деятельности рабочего
процесса-в единстве форм учебной работы.
Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление
нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных
возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к
жизни.
Эффективность физических упражнений выделяются в работах многих
ученых -П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой,
и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на
исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной
реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной
реабилитации существует диалектическая взаимосвязь.
Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера
двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические
основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания,
коррекционной педагогики. Нарушения в тонкой моторике
(дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и
ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же
механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-
синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в
основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-
кинестетического анализатора.
Процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы
ученики выполняли упражнения, пытаясь их самим рассказать,
проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации
движений и других характеристик. Необходимо раскрывать сущность
занятий спортивным танцем положительным отношением.
Методы и технологии физического воспитания направлены, прежде всего на
развитие и активизацию познавательной здоровье сберегающей деятельности
учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом
образе жизни.
Вывод можно сделать такой, что занятия спортивными танцами может
повысить физическое здоровье детей с ОВЗ, значительно улучшить их
психическое и физическое состояние. Спортивный танец способствует
приобретению детьми с ОВЗ навыки и умения, необходимых для
самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации и интеграции их в
общество.