Напоминание

"Организационно-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивного танца"


Автор: Лаптева Екатерина Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: Башкирского государственного педагогического университета
Населённый пункт: Республики Башкортостан, города Уфы
Наименование материала: статья
Тема: "Организационно-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивного танца"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организационно-педагогические условия адаптации детей с

ограниченными возможностями здоровья средствами спортивного танца

Аннотация: В статье рассматривается работа по социальной реабилитации

детей с ограниченными возможностями здоровья средствами спортивного

танца. Раскрывается сущность понятия и значение адаптации спортивного

танца и физической культуры развития детей с отклонениями.

Ключевые слова: адаптация, физическая культура, спортивный танец,

ограниченные возможности здоровья, инвалид, коррекция, реабилитация,

интеграция, здоровый образ жизни

В России здоровье населения находится в критическом состоянии.

Удостоверяют результаты фундаментальных исследований о кризисном

состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, в особенности

у детей. В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост

процента детей с ограниченными возможностями.

Среди многих задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение

здоровья каждого ребёнка. Состояние здоровья людей зависит от образа

жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%) и

медицины (15-20%).

В здоровом образе жизни самое первое место занимает физическая культура.

Это не только работа с телом, средство и способ физического

совершенствования, создание физической готовности людей к жизни, работа

с внутренним миром человека.

Особое значение спортивный танец и физическая культура имеет для

инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это

является сильной социальной адаптацией и интеграцией в обществе.

По данным Всемирной организации здравоохранения детская инвалидность в

России в конце ХХ века повысилась в 2 раза, на данный момент 1.6 млн детей

(4,5 % от общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными

возможностями здоровья.

Спортивный танец, физическая культура и спорт являются наиболее

действенными методами реабилитации. С помощью этого улучшается

психическое и физическое состояние детей-инвалидов и детей с ОВЗ,

развивается дух соревнования, самоуважение, самодисциплина, которые

имеют существенное значение для интеграции или реинтеграции детей в

обществе.

Для детей нужно создать условия для занятий физической культурой и

спортом, также сформировать потребности в этих занятиях.

Адаптация в спортивном танце является одним из средств, улучшающих

психическое и физическое состояние детей с ограниченными возможностями

здоровья. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера,

направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной

среде инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья,

преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению

полноценной жизни, а также осознанию необходимости своего личного

вклада в социальное развитие общества. Спортивный танец должен

стимулировать позитив в организме, формируя необходимые двигательные

координации, физические качества и способности, направленные на

жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Часы адаптивного спортивного танца имеют важное значение. Они

способствуют полному раскрытию физических возможностей ребенка с ОВЗ,

позволяют испытать чувство радости, полноты жизни, дают возможность

самореализоваться.

Основная цель спортивного танца - коррекция физического развития детей.

Спортивные танцы - это красивое и очень полезное для здоровья увлечение.

Занятия танцами:

Укрепляют сосуды и мышцы;

Увеличивают физическую выносливость ребенка;

Улучшают осанку;

Снимают мышечные зажимы;

Улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

Поднимают настроение;

Учат ребенка спокойно относиться к неудачам и проигрывать, быть

более стрессоустойчивым.

В работе с детьми с ОВЗ существуют несколько принципов коррекционной

работы:

индивидуальный подход к ребенку,

предотвращение наступления утомления,

проявление педагогического такта,

своевременная и тактическая помощь каждому ребенку.

В школе, где проходят уроки с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ созданы

все условия для повышения эффективности занятий спортивных танцев. На

территории находятся-спортивный зал, тренажерный зал и зал ЛФК.

Используются все формы физического воспитания, предназначенные для

детей с ОВЗ. Результативность зависит от работы всей деятельности рабочего

процесса-в единстве форм учебной работы.

Дети с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление

нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных

возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к

жизни.

Эффективность физических упражнений выделяются в работах многих

ученых -П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой,

и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на

исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной

реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной

реабилитации существует диалектическая взаимосвязь.

Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера

двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические

основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания,

коррекционной педагогики. Нарушения в тонкой моторике

(дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и

ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же

механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-

синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в

основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-

кинестетического анализатора.

Процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы

ученики выполняли упражнения, пытаясь их самим рассказать,

проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации

движений и других характеристик. Необходимо раскрывать сущность

занятий спортивным танцем положительным отношением.

Методы и технологии физического воспитания направлены, прежде всего на

развитие и активизацию познавательной здоровье сберегающей деятельности

учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом

образе жизни.

Вывод можно сделать такой, что занятия спортивными танцами может

повысить физическое здоровье детей с ОВЗ, значительно улучшить их

психическое и физическое состояние. Спортивный танец способствует

приобретению детьми с ОВЗ навыки и умения, необходимых для

самостоятельной жизни в обществе, социальной адаптации и интеграции их в

общество.



В раздел образования