Автор: Продащук Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №86 "Былинушка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Сибирский кедр"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска
детский сад №86 «Былинушка»
Конспект НОД в подготовительной группе
«Сибирский кедр»
Образовательная область «Познание»
Воспитатель:
Продащук Любовь Васильевна
Нижневартовск,2018
Программные задачи:
Дать представление о развитии и роста Сибирского кедра. Формировать понятие о среде
произрастания кедра и об условиях его жизни с использованием кругов Эйлера.
Познакомить детей с традициями наших предков.
Воспитывать бережное отношение к кедру.
Развитие экспериментальной сферы и творческого воображения детей.
Развитие речи детей.
Обучение моделированию с использованием шаблонов.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Хвоя, кедровые, кладовые, прорастают, росток.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание
картин, иллюстраций.
ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки к игре «Линия жизни кедра». «Круги Эйлера» с изображением
разных предметов: воды, воздуха, почвы, снега, дождя, солнца. Картинки с изображением дерева
(разрезные) на каждого ребенка. Шапочка для игры «Мы кедровые орешки», слайды, горшочки с
землей, орехи кедровые, большая картина с изображением Кедра, музыкальное сопровождение.
Ход занятий
-
Ребята я сегодня в детский сад пришла очень рано и увидела, что у нас в группе
находится гость. Вам хотелось бы с ним познакомиться? /ответы детей/.
К нам пришла кедровая шишка. Она очень много знает и сегодня ей хочется поиграть с вами и
рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? /ответы детей/.
-
Что же мы сегодня узнаем интересного? О чем ты хочешь нам рассказать шишка?
(Шишка молчит).
-
А вы ребята, знаете, о чем пойдет речь? /ответы детей/.
-
У кедровой шишки с собой есть интересные картинки. Если мы сумеем их сложить, то
узнаем, о чем сегодня пойдет наш разговор. (Дети складывают разрезные картинки, получая в
результате изображения различных деревьев).'
-
Молодцы. Все прекрасно справились с заданием нашей гостьи. Что же у вас изображено на
картинках /ответы детей/.
- Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать
вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра: Кедр
атласный, кедр ливанский, кедр
кипрский. Сегодня мы с вами познакомимся с Кедром, который
растет у нас в России, на территории Сибирских лесов. Это самое могучее,
красивое дерево
наших лесов. Оно является символом Сибири.
А сейчас мы познакомимся с этим деревом /ответы детей/.
(Воспитатель убирает занавес, за которым находится картина (2,5 х 1,5 м) с изображением
Сибирского кедра).
-
Вот оно, наше дерево - очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас.
Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое.
-
Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь со взрослыми? /ответы детей/.
-
Правильно, здороваетесь!
-
Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу, ему будет
очень приятно, и скажет вот такие слова - «Здравствуй, меня зовут...» - и называет свое имя. (Дети
подходят к дереву и здороваются).
Голос Кедра - «Здравствуйте, дорогие ребята. А меня зовут Сибирский Кедр. Я очень рад
нашему знакомству. И мне хочется, чтобы ваша гостья шишка и Наталья Юрьевна вам сегодня много
рассказали о жизни Кедра. А вам хотелось бы побольше узнать обо мне?" /ответы детей/.
Воспитатель: - «Усаживайтесь поудобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями,
которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет.
-
Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили? /Ответы
детей/.
-
Сейчас мы сравним себя с Кедром.
МОДЕЛИРОВАНИЕ «Часть дерева и тела»
По завершению игры проводится беседа:
-
Как вы думаете, действительно ли мы похожи на Кедр, или нет? /ответы детей/. Мне
кажется, что мы с кедром больше похожи друг на друга, чем с другими деревьями. Как вы думаете,
почему? /ответы детей/.
Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько у них пальцев на одной руке/.
-
Да у нас, у всех по пять пальцев на каждой руке.
-
А теперь, давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, /ответы
детей/. У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-
зеленого цвета, длиной 60-140 мм (воспитатель показывает полоски такой же длины).
-
А сейчас мы с кедровой шишкой загадаем загадку, а вы постарайтесь ее отгадать. «Зимой и
летом одним цветом», /ответы детей/.
-
Да действительно это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные
деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом
наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Они опадают
постепенно, т.е. если одни упали, то рядом на веточке есть еще хвоя, а в другом месте уже
пробивается маленькие хвоинки.
Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Да я не ошиблась, назвав Кедр
великаном. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками,
то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы вчетвером возьметесь
за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте вчетвером возьмемся за руки и увидим, какой могучий у
Кедра ствол. /Дети берутся за руки и делают круг/.
-
Ребята, как вы думаете. Кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже
маленьким? /ответы детей/.
-
Из чего вырос Кедр? /ответы детей/.
-
Как называется это семечко? /ответы детей/.
-
Каждое растение появляется из семени. У Кедра это семя называется орешки. Но каждое
орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку.
«Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть».
-
Отгадали, где спрятались все Кедровые семена? /ответы детей/.
-
Прежде,
чем
появиться
кедровому
семечку,
в
природе
должно
произойти
чудесное
превращение.
/Воспитатель.
рассказывает
о
линии
жизни
Кедра
с
использованием
демонстрационного материала/.
-Когда Кедру исполнится 30 или 70 лет в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной, когда
природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми
цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие
шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а
как вы думаете, почему? /ответы детей/. Да, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка
созрела, нужно время. Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает
созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную
смолу,
поспеет.
Вот
тут-то
кедр
устроит
пир,
в
гости
к
нему
придет
много
лесных
жителей.
/Показываю картинки с изображением диких животных/. Как вы думаете, зачем они к нему приходят?
/ответы детей/. Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Вот произошло то
чудо в природе. На кедре появились семена, шишр, в которых орешки спрятались в орешки. Но как
же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко тоже не отнесет, потому что они
тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы /высказывания детей/.
-
К Кедру в гости приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка,
которая, называется Кедровка.
-
Вот она и помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка
и сама не знает, какое доброе дело делает.
Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы ни кто не нашел их. Много
кладовых делает себе Кедровка. Часть своих запасов съедала зимой сама, а остальные орешки съедят
мыши.
Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и
прорастает. У него появится маленький росточек, который ему, пригревшись, захочется посмотреть
на солнышко, выглянет из-под земли. Солнышко примет его очень ласково, и маленький кедр начнет
потихоньку расти. Когда пройдет 70 лет, этот маленький росток превращается в могучий Кедр.
-
А вы бы хотели сейчас превратиться в маленькие кедровые орешки и прожить жизнь от
орешки семени до большого кедра.
Проводится игра-медитация «Мы - кедровые шишки» /после игры воспитатель расспрашивает
детей /.
-
А скажите мне, пожалуйста, уважаемые кедры, что хорошего вы сейчас делали? /Дети
высказывают свои мнения/.
От имени людей, и от себя, я говорю, вам, большое спасибо. За то, что вы больше всех других
деревьев, даете людям кислород.
-
Что нужно, для того, чтобы вы выросли? /ответы детей, воспитатель предлагает. Круги
Эйлера, дети выбирают только те, которые необходимы для жизни дерева/.
-
Ребята,
вы
выбрали
круги.
Объясните,
почему
именно
эти,
а
не
другие?
/дети
обосновывают свой выбор/.
-
/Воспитатель убирает любой выбранный круг, и ставит перед детьми вопрос: - почему дерево не
сможет выжить без данного круга?/
-
Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет.
-
Что с вами происходите, когда обижают /ответы детей/.
-
Мы сейчас узнаем, какое настроение будет у кедра в разных ситуациях.
-
/Воспитатель показывает детям рисунки с изображением кедра - 1. сломанной ветки, 2. птицы на
дереве, 3. мусор у Дерева, дети должны показать настроение дерева с помощью моделей /.
-
Ребята, а какое настроение будет у кедра, если мы подвяжем сломанную ветку. Покажите мне
мимикой. А почему у вас такая веселая мимика? /ответы
-
детей/.
-
Оказывается у кедра, тоже может меняться настроение, как и у нас. Значит, кедр живет, и он все
чувствует.
-
Ребята, посмотрите, у нас осталась еще одна картинка. Что здесь изображено? /ответы детей/.
-
Почему все эти предметы собраны вместе? Все эти вещи и предметы изготавливают из
древесины,
ореха,
хвои
кедра.
Из
древесины
кедра
изготавливают
музыкальные
инструменты,
украшают фасады домов, в старину наши деды изготавливали сундуки, в которых моль никогда не
заводилась. Из кедровых орехов делают масло, из хвои кедра лекарства. Вот сколько пользы приносит
всем людям.
-
Раньше была такая традиция, если рождался ребенок, родители сажали дерево. Поговорив с
вашими родителями, я узнала, что они не посадили дерево честь вашего рождения. Сегодня мы с
исправим это. Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр.
Посадив дерево (его), вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести
огорчения. /Детям предлагаются маленькие горшочки с землей и кедровые орешки/. - Через 25 дней у
нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете школьниками,
и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры в лесу.
-
А теперь я покажу вам, какими большими станут кедры через 30 лет. (Дети просматривают
слайды по теме «Кедр»).
-
Ребята,
раньше
люди
не
только
изготовляли
из
кедра
различные
предметы,
но
и
ему
поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое
здоровье, мудрость, силу.
Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил.
/Дети подходят к рисунку большого дерева, и каждый просит что-нибудь для себя/.
В знак благодарности кедр дарит вам орехи. /Дети, набрав орехи, возвращаются в группу