Напоминание

"Сибирский кедр"


Автор: Продащук Любовь Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №86 "Былинушка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Сибирский кедр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Нижневартовска

детский сад №86 «Былинушка»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Сибирский кедр»

Образовательная область «Познание»

Воспитатель:

Продащук Любовь Васильевна

Нижневартовск,2018

Программные задачи:

Дать представление о развитии и роста Сибирского кедра. Формировать понятие о среде

произрастания кедра и об условиях его жизни с использованием кругов Эйлера.

Познакомить детей с традициями наших предков.

Воспитывать бережное отношение к кедру.

Развитие экспериментальной сферы и творческого воображения детей.

Развитие речи детей.

Обучение моделированию с использованием шаблонов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Хвоя, кедровые, кладовые, прорастают, росток.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание

картин, иллюстраций.

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки к игре «Линия жизни кедра». «Круги Эйлера» с изображением

разных предметов: воды, воздуха, почвы, снега, дождя, солнца. Картинки с изображением дерева

(разрезные) на каждого ребенка. Шапочка для игры «Мы кедровые орешки», слайды, горшочки с

землей, орехи кедровые, большая картина с изображением Кедра, музыкальное сопровождение.

Ход занятий

-

Ребята я сегодня в детский сад пришла очень рано и увидела, что у нас в группе

находится гость. Вам хотелось бы с ним познакомиться? /ответы детей/.

К нам пришла кедровая шишка. Она очень много знает и сегодня ей хочется поиграть с вами и

рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? /ответы детей/.

-

Что же мы сегодня узнаем интересного? О чем ты хочешь нам рассказать шишка?

(Шишка молчит).

-

А вы ребята, знаете, о чем пойдет речь? /ответы детей/.

-

У кедровой шишки с собой есть интересные картинки. Если мы сумеем их сложить, то

узнаем, о чем сегодня пойдет наш разговор. (Дети складывают разрезные картинки, получая в

результате изображения различных деревьев).'

-

Молодцы. Все прекрасно справились с заданием нашей гостьи. Что же у вас изображено на

картинках /ответы детей/.

- Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать

вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра: Кедр

атласный, кедр ливанский, кедр

кипрский. Сегодня мы с вами познакомимся с Кедром, который

растет у нас в России, на территории Сибирских лесов. Это самое могучее,

красивое дерево

наших лесов. Оно является символом Сибири.

А сейчас мы познакомимся с этим деревом /ответы детей/.

(Воспитатель убирает занавес, за которым находится картина (2,5 х 1,5 м) с изображением

Сибирского кедра).

-

Вот оно, наше дерево - очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас.

Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое.

-

Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь со взрослыми? /ответы детей/.

-

Правильно, здороваетесь!

-

Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу, ему будет

очень приятно, и скажет вот такие слова - «Здравствуй, меня зовут...» - и называет свое имя. (Дети

подходят к дереву и здороваются).

Голос Кедра - «Здравствуйте, дорогие ребята. А меня зовут Сибирский Кедр. Я очень рад

нашему знакомству. И мне хочется, чтобы ваша гостья шишка и Наталья Юрьевна вам сегодня много

рассказали о жизни Кедра. А вам хотелось бы побольше узнать обо мне?" /ответы детей/.

Воспитатель: - «Усаживайтесь поудобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями,

которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет.

-

Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили? /Ответы

детей/.

-

Сейчас мы сравним себя с Кедром.

МОДЕЛИРОВАНИЕ «Часть дерева и тела»

По завершению игры проводится беседа:

-

Как вы думаете, действительно ли мы похожи на Кедр, или нет? /ответы детей/. Мне

кажется, что мы с кедром больше похожи друг на друга, чем с другими деревьями. Как вы думаете,

почему? /ответы детей/.

Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько у них пальцев на одной руке/.

-

Да у нас, у всех по пять пальцев на каждой руке.

-

А теперь, давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, /ответы

детей/. У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-

зеленого цвета, длиной 60-140 мм (воспитатель показывает полоски такой же длины).

-

А сейчас мы с кедровой шишкой загадаем загадку, а вы постарайтесь ее отгадать. «Зимой и

летом одним цветом», /ответы детей/.

-

Да действительно это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные

деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом

наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Они опадают

постепенно, т.е. если одни упали, то рядом на веточке есть еще хвоя, а в другом месте уже

пробивается маленькие хвоинки.

Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Да я не ошиблась, назвав Кедр

великаном. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками,

то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы вчетвером возьметесь

за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте вчетвером возьмемся за руки и увидим, какой могучий у

Кедра ствол. /Дети берутся за руки и делают круг/.

-

Ребята, как вы думаете. Кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже

маленьким? /ответы детей/.

-

Из чего вырос Кедр? /ответы детей/.

-

Как называется это семечко? /ответы детей/.

-

Каждое растение появляется из семени. У Кедра это семя называется орешки. Но каждое

орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку.

«Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть».

-

Отгадали, где спрятались все Кедровые семена? /ответы детей/.

-

Прежде,

чем

появиться

кедровому

семечку,

в

природе

должно

произойти

чудесное

превращение.

/Воспитатель.

рассказывает

о

линии

жизни

Кедра

с

использованием

демонстрационного материала/.

-Когда Кедру исполнится 30 или 70 лет в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной, когда

природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми

цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие

шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а

как вы думаете, почему? /ответы детей/. Да, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка

созрела, нужно время. Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает

созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную

смолу,

поспеет.

Вот

тут-то

кедр

устроит

пир,

в

гости

к

нему

придет

много

лесных

жителей.

/Показываю картинки с изображением диких животных/. Как вы думаете, зачем они к нему приходят?

/ответы детей/. Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Вот произошло то

чудо в природе. На кедре появились семена, шишр, в которых орешки спрятались в орешки. Но как

же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко тоже не отнесет, потому что они

тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы /высказывания детей/.

-

К Кедру в гости приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка,

которая, называется Кедровка.

-

Вот она и помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка

и сама не знает, какое доброе дело делает.

Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы ни кто не нашел их. Много

кладовых делает себе Кедровка. Часть своих запасов съедала зимой сама, а остальные орешки съедят

мыши.

Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и

прорастает. У него появится маленький росточек, который ему, пригревшись, захочется посмотреть

на солнышко, выглянет из-под земли. Солнышко примет его очень ласково, и маленький кедр начнет

потихоньку расти. Когда пройдет 70 лет, этот маленький росток превращается в могучий Кедр.

-

А вы бы хотели сейчас превратиться в маленькие кедровые орешки и прожить жизнь от

орешки семени до большого кедра.

Проводится игра-медитация «Мы - кедровые шишки» /после игры воспитатель расспрашивает

детей /.

-

А скажите мне, пожалуйста, уважаемые кедры, что хорошего вы сейчас делали? /Дети

высказывают свои мнения/.

От имени людей, и от себя, я говорю, вам, большое спасибо. За то, что вы больше всех других

деревьев, даете людям кислород.

-

Что нужно, для того, чтобы вы выросли? /ответы детей, воспитатель предлагает. Круги

Эйлера, дети выбирают только те, которые необходимы для жизни дерева/.

-

Ребята,

вы

выбрали

круги.

Объясните,

почему

именно

эти,

а

не

другие?

/дети

обосновывают свой выбор/.

-

/Воспитатель убирает любой выбранный круг, и ставит перед детьми вопрос: - почему дерево не

сможет выжить без данного круга?/

-

Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет.

-

Что с вами происходите, когда обижают /ответы детей/.

-

Мы сейчас узнаем, какое настроение будет у кедра в разных ситуациях.

-

/Воспитатель показывает детям рисунки с изображением кедра - 1. сломанной ветки, 2. птицы на

дереве, 3. мусор у Дерева, дети должны показать настроение дерева с помощью моделей /.

-

Ребята, а какое настроение будет у кедра, если мы подвяжем сломанную ветку. Покажите мне

мимикой. А почему у вас такая веселая мимика? /ответы

-

детей/.

-

Оказывается у кедра, тоже может меняться настроение, как и у нас. Значит, кедр живет, и он все

чувствует.

-

Ребята, посмотрите, у нас осталась еще одна картинка. Что здесь изображено? /ответы детей/.

-

Почему все эти предметы собраны вместе? Все эти вещи и предметы изготавливают из

древесины,

ореха,

хвои

кедра.

Из

древесины

кедра

изготавливают

музыкальные

инструменты,

украшают фасады домов, в старину наши деды изготавливали сундуки, в которых моль никогда не

заводилась. Из кедровых орехов делают масло, из хвои кедра лекарства. Вот сколько пользы приносит

всем людям.

-

Раньше была такая традиция, если рождался ребенок, родители сажали дерево. Поговорив с

вашими родителями, я узнала, что они не посадили дерево честь вашего рождения. Сегодня мы с

исправим это. Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр.

Посадив дерево (его), вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести

огорчения. /Детям предлагаются маленькие горшочки с землей и кедровые орешки/. - Через 25 дней у

нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете школьниками,

и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры в лесу.

-

А теперь я покажу вам, какими большими станут кедры через 30 лет. (Дети просматривают

слайды по теме «Кедр»).

-

Ребята,

раньше

люди

не

только

изготовляли

из

кедра

различные

предметы,

но

и

ему

поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое

здоровье, мудрость, силу.

Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил.

/Дети подходят к рисунку большого дерева, и каждый просит что-нибудь для себя/.

В знак благодарности кедр дарит вам орехи. /Дети, набрав орехи, возвращаются в группу



В раздел образования