Напоминание

Документально-поэтическая композиция "Живой Голос России"


Автор: Шульга Виктория Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГОУ СОШ № 264
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Документально-поэтическая композиция "Живой Голос России"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Театральная постановка как

средство воспитания патриотизма у детей и подростков
Театральная постановка является не только способом донести до зрителя определенную информацию и смысл, также она является замечательным средством воспитания и обучения участников и актеров постановки. Если же мы говорим о такой аудитории, как дети и подростки, то воспитательный потенциал театральной постановки имеет большее значение, нежели при работе со взрослыми актерами. Доказательством данного суждения служит понимание того, что в основе театра и театральной постановки лежит понятие «игра». А игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутренне содержание. Также в процессе театральной постановки идет и образовательный момент, так как в процессе работы над материалом проходит знакомство с героями, предлагаемыми обстоятельствами. Именно по этому для большего воспитательного и образовательного потенциала данная работа предлагает взять для работы постановку, основанную на документальном и историческом материале. Зачастую, используя материал данного типа мы говорим больше о воспитании патриотизма, что включает в себя такие понятия как: уважительное отношение к языку своего народа, проявление гражданских чувств, гордость за своё Отечество, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности. Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». 1 1  Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. / К.Д. Ушинский. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1952.


Данная методическая разработка содержит готовый сценарий для постановки, посвященной роли Радио во время Блокады Ленинграда . Основополагающей в данной работе является то, что сценарий написан основываясь только на документальном и поэтическом материале, что по мнению автора работы, усиливает образовательный и воспитательный материал. В ходе постановки актеры , дети и подростки, знакомятся с событиями Блокады Ленинграда, с документальными радиозаписями времен Блокады Ленинграда, с фамилиями и деятельностью исторических лиц. Так как тексты всех героев, основаны лишь на документальном материале, дети в процессе репетиций данной театральной постановки не только знакомятся, но и выучивают конкретные исторические факты, даты и фамилии. Таким образом, выучив и познакомившись с данным материалом, актер и артист намного лучше осваивает определенный исторический материал, что в целом является отличным способом воспитания патриотических чувств у а к т е р о в . Данаая работа поможет воспитателям, педагогам и организаторам внеклассной работы интересно преподнести исторический материал, который зачастую сложен в усвоении, а также подготовиться к мероприятиям, посвященным Великой Отечественной Войны.


Информационная карта
Шульга Виктория Витальевна Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №264
Сценарий документально-поэтической композиции «Живой Голос Победы»
Цель :
воспитание патриотических чувств у участников документально- поэтической композиции
Задачи:
1. Знакомство с историческим материалом 2. Анализ исторических фактов 3. Развитие уважение к истории своей Родины и чувства гордости за свою страну. 4. Поддержать чувство коллективизма.
Контингент:
Воспитанники театральной студии старшего возраста.
Методы работы на занятии:
словесный, фронтальный.
Форма занятия:
репетиция
Основные содержательные блоки:
1. Начальная репетиция – беседа – важнейший этап при работе над данной работой. В самом начале репетиций стоит провести беседу с актерами, объяснив основное содержание работы, и настроить группу на определенную рабочую атмосферу. 2. Первые репетиции – распределение ролей, читка сценария. 3. Основные репетиции – основная часть репетиций: коллективные репетиции, разучивание текста, репетиция мизансцен, работа с группами актеров индивидуально. 4. Генеральные репетиции – финальные репетиции в костюмах, основная работа над эмоциональной составляющей. 5. Итоговая беседа – обсуждение после выступления, обсуждение реакции зрителей и личных выводов от проделанной работы.
Ожидаемый результат
. В конце репетиций все участники знают исторические факты, используемые в сценарии, более уважительно относятся к истории Родины, развивают в себе чувства милосердия и человечности.

Материалы и оборудование.
Общее: магнитофон, фонограммы, документальные аудиозаписи Блокадного Радио, видеоматериал, 4 двухсторонних платка, 4 радио-тарелки с портретами детей на тыльной стороне, 4 немецкие формы, 4 громкоговорителя, ширмы, 4 конверта, 4 ленты красного цвета. Индивидуальное: основы для костюма. Декорации: экран
Рекомендации постановщику:
- обратить особое внимание на Начальную репетицию-беседу. Именно в этой беседе закладываются основные важные воспитательные моменты, важные организационные моменты на репетиции, и именно на этой беседы постановщик может обратиться к чувствам и эмоциям у ч а с т н и к о в . - обратить особое внимание к подбору музыкального оформления , так как в данной постановке он несет важнейшую роль - актерская игра приближена к методам актерской игры в условном театре: некая гротесковость образов и переживаний на сцене, пластичное выражение эмоциональных переживаний.
Сценарий документально-поэтической композиции

«Живой Голос Победы»

Пролог.
Мерцает стробоскоп. Все актеры выходят на сцену.

Актеры.
Что мы знаем о войне?! – Немного… По рассказам бабушек и мам Знаем, что надежда и тревога Об руку ходили по домам. Каждый шаг – к победе ли, к беде, – Сводки измеряли расстояньем. Даже самый распобедный день Был кому-то вечным расставаньем. Годы возвращающий экран, Очевидцев честные романы – Все равно останутся обманом: Ссадины не заменяют ран. Только изредка за толщей дней Вдруг всплеснёт сирены голос лютый, Замирая криками детей – И застынет сердце на минуту…
Первый Эпизод.

" Говорит Ленинград!"
Выключение прожекторов. Звучит сирена. Переходящая в звук радиомикрофона. На экране начинает идти отрывок из передачи «Ленинградские истории». (1.20 – 2.10) Документальная хроника довоенного Ленинграда: слышен анонс радиопередач на день. Маленький мальчик сначала просыпается от этого звука, как просыпается и весь город, затем умывается и все это под звуки радио. Свет на сцене зажигается. На сцене появляется мальчик, такой же, что был на видео: в белой майке и черных шортах и полотенцем на плече. Звучит отдаленный голос диктора, шипение радио.
Миша Кузнецов
. Как бы мне не забыть, сначала новости из радиожурнала «Говорит СССР», затем послушать по радио сказку «Теремок»… Ой, опять услышу голос Марии Петровой. Она так здорово читает детские сказки, что её знает каждый, даже Володька из соседнего подъезда. Начинает звучать громче музыка - песня «Опустилась ночь над Ленинградом…» ( Б.Тимофеев, А.Жерве, В.Крахт)

Миша Кузнецов.
О, моя любимая песня! Мальчик делает музыку громче и начинает танцевать с полотенцем, воображая, что полотенце в его руках – девушка.
Миша Кузнецов.
(словно обращаясь к воображаемой девушке)Знаете, когда я слышу эту песню, мне так и представляется вечерний Ленинград, и много пар кружится в вальсе, и смеются… Музыка начинает звучать громче. На сцене танцует четыре пары рядом с большим квадратным ящиком, в котором хранится пленка, черного цвета, с надписью "Ленинград. 1941". На каждом ящике стоит радиоприемник. У девушек на плечах цветные платки. Звучит голос диктора. Все выбегают на центр сцены. Высвечивается центральная часть сцены. Пары танцуют и смеются. Музыка резко прерывается взрывами. Все испуганно делают шаги назад и замирают, тревожно вглядываясь вдаль.
Девушки
. Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну, Белой ночью, самой белой ночью, Начал эту черную войну! Начинает звучать "Священная война". В процессе звучащего приказа девушки отходят к своим радиоприемникам. Молодые люди уходят. Наступает тишина. Девушки медленно переворачивают свои платки другой стороной - серой, становясь жительницами блокадного города.
Первая Ленинградка.
Как тиха и печальна отчизна,
Вторая Ленинградка.
Только ели, сугробы да лед.
Третья Ленинградка.
А равнины пусты и безлюдны,
Четвертая Ленинградка.
Точно нет ни войны, ТИШИНА… (пауза) Девушки прижимают радиоприемники к груди, уходят за кулисы и тут же выходят, поменяв радиоприемники на черную тарелку репродуктора – блокадное радио.
Ленинградки
. Под прицелом тишины оказались совсем разные и еще совсем молодые женщины. Выходят немцы . Звучит немецкий марш. Начинает работать стробоскоп. Девушки отходят от страха, собираясь в центре, строят кольцо из
платков. Резко опускают головы
фон Лееб.
Молчать!Фюрер подтверждает свое решение, что капитуляция Ленинграда будет отвергнута .
Гепнер
. Перед захватом ослаблять артиллерийским огнем и бомбардировкой с воздуха!
Вместе.
Всем ленинградцам Молчать!
Ленинградки.
Бесконечна пытка тишиной, Тишина смеется надо мной, Молча, стонет родная страна, ТИШИНА,ТИШИНА,ТИШИНА!
Ленинградки.
(поднимая голову)Но радио создало метроном, звучащий пульс города. Девушки прислушиваются к этому звуку и подходят к тарелкам репродуктора. Девушки поднимают тарелки, словно защищаясь ими. Звук Метронома становится громче. Немцы отходят назад, осматриваясь кругом, опускают головы, но остаются стоять вдоль арьерсцены. Звук метронома перерастает в звук живого стучащего сердца. Немцы спускаются и встают вокруг зрительного зала.
Ленинградки
. 60 ударов в минуту. Это значит в городе все спокойно. Начинает звучать шум вьюги. Девушки , закрываясь от ветра, расходятся , каждая к своему ящику, своему дому.
Первая Ленинградка.
Главная ценность в нашей большой коммунальной квартире– черная тарелка репродуктора.
Вторая Ленинградка.
Все, что происходило на фронте, мы узнавали по радио.
Третья Ленинградка.
Черная тарелка репродуктора висела в углу многих квартир.
Четвертая Ленинградка.
В красном углу родного жилища. Звучит музыка В.А. Гаврилина «Перезвоны». Девушки встают на колени перед черными тарелками.
Ленинградки.
(Читают словно молитву) Достигшей немого отчаянья, давно не молящейся богу, иконку "Благое Молчание" мне мать подарила в дорогу.
Ангел Благого Молчания ревниво меня охранял. Он дважды меня не нечаянно с пути повернул. Он знал... Он знал никаким созвучьями Увиденного не передать. Молчание душу измучит мне, И Лжи заржавеет печать. Звучит коллаж из документальных радиозаписей. Девушки расходятся слушая.
Первая Ленинградка.
Работники Дома Радио разделили вместе с жителями Ленинграда все трудности - также мерзли и голодали.
Вторая Ленинградка.
Но эфир не прекращался ни на минуту, ни на день.
Третья Ленинградка.
Поэты, музыканты, артисты находили в себе силы выступать по радио, радуя тысячи людей своим талантов.
Четвертая Ленинградка.
Среди них работала и Ольга Берггольц- Блокадная совесть, ленинградская муза чести и печали.
Голос диктора.
Говорит Ленинград!
Ленинградки.
Ленинград слышит! Начинает звучать метроном 120 ударов в минуту. Ленинградки поднимаются.
Ленинградки.
Птицы смерти в зените стоят, Кто придёт выручать Ленинград? Не шумите вокруг, он дышит, Он живой ещё, он всё слышит:
Голос диктора.
Воздушная тревога…
Немцы
. Молчать! Немцы встают на ступеньки. Девушки хватают свои тарелки репродуктора и прячутся за кулисы.
Фон Лееб.
Сломить врага психологически...
Кюхлер.
Нерешительность и паника - вот наше оружие!
Гепнер.
Сдавайся Ленинград!Вы обречены на голодную смерть! Начинает звучать метроном. Свет меняется, немцы опускают руки. Звучит
голос Берггольц. Немцы отходят на край ступенек. Проецируется на экран портрет Берггольц. Девушки, держа черные тарелки на вытянутых руках, медленно выходят из кулис, тем самым закрываясь от немцев.
Ленинградки
. Выживем! Выдержим все! Только пусть радио не молчит! Немцы, отвернувшись спинами, встают вдоль арьерсцены. Девушки берут радиотарелки словно погибшего ребенка, перворачивая их. Звучит «Адажио» из Ленинградской Симфонии Д.Д.Шостаковича.
Ленинградки
. А город был в дремучий убран иней. Уездные сугробы, тишина. Не отыскать в снегах трамвайных линий, одних полозьев жалоба слышна. Скрипят, скрипят по Невскому полозья: на детских сапках, узеньких, смешных, в кастрюльках воду голубую возят, дрова и скарб, умерших и больных. Ленинградки кладут радио, словно погибшего, на санки. Девушки достают веревки от черных ящиков. Создается впечатление ,что ящики- это санки. Они с трудом передвигают их по очереди к центру , строя две колонны друг за другом Появляются немцы на ступенях.
Первая Ленинградка.
Нас немцы называют :
Фон Лееб.
"Мертвый город!"
Вторая Ленинградка.
Но где, когда Был мертвым нужен стих?
Кюхлер.
А здесь сквозь грохот бомб и лютый холод -
Третья Ленинградка.
Он,славя павших, Жить зовет живых!
Ленинградки
. Мы защитим Ленинград! Звучит голос Ольги Берггольц. Девушки завязывают платок на крест. Начинает звучать музыка "Вставай, страна огромная". (В.И.Лебедев- Кумач, А.В. Александров) Звучат подлинные радиозаписи Ленинградцев: Ольги Новиковой, летчика Харитонова, Жени Никитиной. Ленинградки строят загорождения, натягивая веревки крест на крест.
Немцы.
Молчать! Зимой 41-42 х года на радио не было музыки
...
Звучит немецкий марш. Немцы сдвигают санки, словно задавливают блокадниц в кольце. Звучат взрывы.

Вместе.
Всем ленинградцам Молчать! Тишина
.

Ленинградки.
9 августа 1942, ровно через год после той даты, когда немцы планировали взять Ленинград, звучала по всем радиоприемникам Ленинградская симфония Шостаковича. Начинает звучать седьмая симфония Шостаковича. Немцы наступают на Ленинградок, но в черных тарелках зажигается свет, как символ спасительной силы радио. И этим лучом веры и надежды Ленинградки побеждают немцев. Немцы отходят. Девушки выходят из кольца.
Догадаева.
Во время исполнения орудия врага безмолвствовали:
Кузнецова.
Немцы обезумели все, когда это слышали. Они то считали, что город мертвый.
Все
. Но в город Вернулся звук.
Ленинградки
. ( Разрывая кольцо) Затем прошло лето, еще одна весна, еще одно лето, еще одна зима И... Блокада была Прорвана! Начинает звучать музыка "Опустилась ночь над Ленинградом…" Выходят молодые люди. Сцена возвращения: девушки нежно обнимают молодых людей. Молодые люди достают радиоприемники. Но девушки берут в руки черную тарелку репродуктора.
Савкова.
11 мая 1945 года впервые за многие годы дикторы на радио пожелали всем спокойной ночи. Все пары медленно выходят в зал. На сцену выходит и Миша, играя в мяч.
Миша.
Я хочу, чтоб без войны все люди мира жить могли, И над Родиной моей всегда сияло солнце золотое. Чтоб счастливым было детство всех детей земли И мирным было небо голубое! Высвечиваются только герои военного эпизода. Звучит фонограмма. Свет приглушается, пушкой высвечивается девочка.
Второй эпизод

«Найти Человека»
На сцену выбегает девочка, с двумя косичками, в платье послевоенной эпохи.
Девочка.
Я люблю слушать радио. Меня зовут Петрина Нинчева. Я живу в Болгарии. Я считаю, что если все люди всего мира с детства будут дружить и переписываться, то, став взрослыми, они все вместе ни за что не допустят
никаких несчастий на земле, никакой войны. Именно поэтому я слушаю радиостанцию "Маяк". Там работает Агния Барто. Девочка включает на радиоприемнике кнопку «Маяк». Там на сцене сидит Агния Барто.
Петрина
. И я написала Барто письмо о том, что хочу дружить и переписываться со всеми мальчишками и девчонками Советского союза… О, начинается передача.
Барто.
Я кручу колесико транзистора. Вместе с ним вращается вся планета. Тысячи новостей. А у нас матери еще не перестали оплакивать погибших в Великую Отечественную войну. И я решила помочь всем потерявшимся во Время Великой Отечественной Войны. И создала передачу «Найти человека»… Тысячи людей присылают мне письма, с просьбой о помощи. Барто берет по очереди письма, читает их, а мы слышим голоса женщины и мужчин, движение на сцене написавших эти письма. Находящиеся на сцене пары начинают расходиться в разные концы зала, а между ними натягивается красная нить, которая рвется на послдение слова. И все участники уходят в зал. Барто поднимается, обращаясь к зрителям.
Барто.
Уважаемые слушатели запишите имена и фамилии людей, которых мы ищем. Я надеюсь, кто-то услышал знакомое имя и сейчас, в эту минуту, уже рождается чья-то радость. Начинает звучать музыка. Помощники выбегают по очереди с конвертом, к которому прикреплена красная лента.
Барто.
И вот начинают приходиться письма: " Вспомнила , что у Пришвина в " Весне света" попадалось мне имя Тереза Рыбакова." Или вот еще
: «
Срочно вскройте письмо! Сообщаем о Шуре Королевой, которую разыскивает мать!» Мне кажется это все ниточки, за которые можно ухватиться. На экране проецируется радиоприемник, от которого в разные стороны расходятся линии связи. Музыка резко обрываются, линии связи пропадают.
Барто.
Но не всегда поиски заканчиваются успехами. Бывало находилось 15 возможных дочерей, но ни одна из них не была родной. Так и у найденной Шуры Королевой был совсем другой номер на левой руке Слышен звук взрыва.
Барто.
Самое трудное для меня в работе с письмами - сомнения. Прочтешь
иное письмо и сомневаешься - считать ли его безнадежным или все-таки поставить в очередь на передачу? Звучит лиричная музыка.
Барто.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Девушка кричит из зала
Девушка.
Жива! Жива! Тереза Рыбникова найдена. Высвечивается еще одна девушка.
Девушка.
Мы убедились, сын найден!
Мужчина
. Мне даже не верится, что по двум родинкам нашел родителей, это для меня великое счастье. Сцена встречи всех героев и соединения красных лента. На экране появляется радиоприемник, с отходящими от него линиями связи.
Петрина и Барто.
Теряя, мы всегда находим Любовь, надежду и мечту, Находим веру, красоту, И нить судьбы своей находим. Высвечивается Петрина, которая появляется посередине сцены.
Петрина.
После того как Агния Барто, по радио сообщила мой адрес, мне пришло... 7000 писем. 7000 советских детей хотели со мной дружить. После Агния Барто приглашала меня в Москву, мы там выступали по телевидению и рассказывали эту историю. 7000 писем - а это значит, что войны и потерянных людей больше не будет НИКОГДА! Звучит музыка. Миша и Петрина Выходят в центр. Все герои спектакля встают позади.
Актеры
. Живите дети без войны, Не зная ужаса и смерти. Есть то, что знать вы не должны - Ведь счастливы должны быть дети! Живите дети без войны - Пусть мирным небом дышит осень.
У тех, кто пал за вас живых, Прощения у всех попросим. Живите дети без войны: Учитесь, пойте и влюбляйтесь! Но если зов чужой беды - Людьми с душою оставайтесь.



В раздел образования