Напоминание

"Нравственное воспитание дошкольников"


Автор: Шкиляева Светлана Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 74
Населённый пункт: Иркутская область город Ангарск
Наименование материала: "Нравственное воспитание дошкольников"
Тема: "Нравственное воспитание дошкольников"
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ещё Рузвельт сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его

нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Как вы считаете,

актуально ли это высказывание сегодня для современного педагога

дошкольной образовательной организации?

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к

числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Процесс

нравственного воспитания – это совокупность последовательных

взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение

эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня

нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является

составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам

отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности

есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в

знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное

соблюдение». В настоящее время, когда начинается процесс духовного

возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который

закрепляет приоритет духовно

нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО

является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт

направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и

воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно

нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил

и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ФГОС ДО

представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному

образованию. В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и

ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать

развитие личности и охватывать определенные направления развития и

образования детей, так называемые, образовательные области. Социально

коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,

принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,

эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к

совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного

отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и

взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам

труда и творчества. Главная функция нравственного воспитания состоит в

том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное

сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,

соответствующие современному образу жизни, сформировать активную

жизненную позицию каждого человека, Педагогика привычку

руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам

общественного долга. Дети проходят большой путь от усвоения

нравственных понятий сначала на уровне представления до полного

овладения его содержанием. Растущая самостоятельность и осознанность

поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках

усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические

инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.

Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная

отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс

отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления

противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений,

выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс

самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Старший

дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии

механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника

в целом. Анализируя комплексные развивающие программы, принятые

современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел

«Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной

«Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел

«Музыкальное воспитание», сюжетно

ролевую игру и коллективный труд

детей. В других комплексных программах содержание нравственной

направленности фрагментарно введено в некоторые разделы, Таким образом,

педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей

на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов,

конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачивается

на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в

этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного

поведения. Формирование нравственного воспитания у детей происходит под

воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в

процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и

будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической,

соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей

жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Поэтому учебно

воспитательная работа должна включать в себя

нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных

формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно

нравственного содержания учебно

игровых занятий,

разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье –

важнейшие источники формирования нравственности детей.



В раздел образования