Автор: Шкиляева Светлана Иннокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 74
Населённый пункт: Иркутская область город Ангарск
Наименование материала: "Нравственное воспитание дошкольников"
Тема: "Нравственное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Ещё Рузвельт сказал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его
нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Как вы считаете,
актуально ли это высказывание сегодня для современного педагога
дошкольной образовательной организации?
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к
числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Процесс
нравственного воспитания – это совокупность последовательных
взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение
эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня
нравственной воспитанности личности ребенка. Нравственность является
составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам
отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности
есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в
знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное
соблюдение». В настоящее время, когда начинается процесс духовного
возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который
закрепляет приоритет духовно
‐
нравственного воспитания дошкольников.
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО
является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт
направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно
‐
нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ФГОС ДО
представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию. В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и
ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать
развитие личности и охватывать определенные направления развития и
образования детей, так называемые, образовательные области. Социально
‐
коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества. Главная функция нравственного воспитания состоит в
том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное
сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства,
соответствующие современному образу жизни, сформировать активную
жизненную позицию каждого человека, Педагогика привычку
руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам
общественного долга. Дети проходят большой путь от усвоения
нравственных понятий сначала на уровне представления до полного
овладения его содержанием. Растущая самостоятельность и осознанность
поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках
усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические
инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника.
Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная
отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс
отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления
противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений,
выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс
самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Старший
дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии
механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника
в целом. Анализируя комплексные развивающие программы, принятые
современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел
«Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной
«Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел
«Музыкальное воспитание», сюжетно
‐
ролевую игру и коллективный труд
детей. В других комплексных программах содержание нравственной
направленности фрагментарно введено в некоторые разделы, Таким образом,
педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей
на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов,
конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачивается
на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в
этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного
поведения. Формирование нравственного воспитания у детей происходит под
воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в
процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и
будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической,
соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей
жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Поэтому учебно
‐
воспитательная работа должна включать в себя
нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных
формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство идейно
‐
нравственного содержания учебно
‐
игровых занятий,
разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье –
важнейшие источники формирования нравственности детей.