Напоминание

Статья по теме: "ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"


Автор: Филиппова Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Морозко"
Населённый пункт: ЯНАО Надымский район п.Приозерный
Наименование материала: статья
Тема: Статья по теме: "ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Статья по теме: "ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОГО

ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В современном социуме характерная заинтересованность уделяется креативному развитию индивидуальности. Первоначально эта проблема привлекает внимание психологов, педагогов и родителей, преследующих цель расширить творческую восприимчивость детей. Определим значение слова «творчество». С.М. Ожегов и Н.Ю. Шведов: «творчество обосновывается как образование новых общекультурных или материальных традиций». Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров называют« творчество как деятельность, создающая новое, на материале преобразования имеющегося опыта и образования новых соединений, знаний, умений, результата». П.И.Пидкасистый понимает творчество, как мышление в его наивысшей форме, идущее за границы предлагаемого, для определения представленной проблемы конечными средствами, выражаемое в воображение. А.П.Усова считала, что творчество - инициатива, следствием каковой представляется производство новейших реальных и нравственных значимостей. Творчество содержит основание субъективное. Оно допускает присутствие способностей, мотивов, знаний, умений. Следствием является результат, обладающий необычностью, особенностью, спецификой. Е.А. Флерина расценивает творчество детей как намеренное выражение ребенком окружающей жизни в рисунке, лепке, конструировании; выражении созерцаний, а также ощущений, заработанных посредством фразы, изображении видов искусства. Ребенок не повторяет действительность, а обрабатывает его в отношении приобретённой компетенции. По мнению А.А.Волковой «Воспитание творчества – многообразное трудное воздействие на ребёнка. Пополнить ум ребёнка разносторонними образами, познаниями - означает передать богатый материал для творчества». Таким образом, творчество - это умственная деятельность, которая производит что-то новое, оригинальное, специфичное. Изучив психолого-педагогическую природу понятия «творчество», выявили наиболее главные стороны: - творчество это деятельность индивидуума, сосредоточенная на образование новоявленных продуктов реальной и интеллектуальной культуры,
- творчество ребёнка признаётся с позиции добавления нового для взаимообогащения личной внутренней природы, для формирования творчества детей 6-7летнего возраста большую важность носит художественное понимание, образное мышление, воображение, овладение приёмами действий. Творчество отражается в различных категориях инициативности индивидуума: интеллектуальной, изобразительной, общественной, а также в общении и языке. Одним из важнейших сторон формирования творчества в дошкольном возрасте представляется развитие словесного творчества. Т.Н.Ушакова понимает словесное творчество как пример творчества, взаимосвязанный со словом. Одновременно это понятие относится к паре объединённых, но значительно различных сторонам: творчеству в речи и творчеству в языке. Вербальное творчество наводит к организации новейшего словесного творения. Разница речевого и языкового творчества в изменении в самой языковой совокупности – как у самостоятельной личности, так и в национальной лексике. Психологическая точка зрения охватывает стороны понимание литературного повествования (Л.М. Гурович, О.И. Соловьева, Е.А. Флерина) и функции воображения детей (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) как начала словесного творческого процесса. Психолого-лингвистический путь открывается в исследованиях Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.Н. Соколова. Они считают, что конструкция словесной практики включает образование (воздействие побуждения), развитие и формулировка замысла. В трудах педагогов исследователей отмечается, что созидательная словесная инициативность с успехом разворачивается в 6-7летнем возрасте под воздействием и вследствие намеренной подготовки, главным обстоятельством коего определяется избрание способа (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.С. Ушакова, Э.П. Короткова). Словесное творчество - течение, соединённое с равным прогрессом в формировании ребенка. Определённо имеет место быть очевидная обусловленность развития повествования детей и их творчества. Вопросы образования словесного творчества детей 5-7 лет отразились в трудах наших педагогов Е.И. Тихеевой, Н.С.Карпинской, О.С.Ушаковой. О.С.Ушакова указывает, что развитие художественного чувства определяет развитие творческой речевой инициативности детей, поддерживая в них чувствительность к фразе, способность к восприятию образной словесности, оценка качеств жанров.
Важно, что художественное чувство содействует детям использовать в собственных сочинениях уяснившие фразы и обороты, содействует осознанию отношений сущности повествования с изобразительным характером, ощутить красочность поэтической фразы. У детей в возрасте 5-7 лет активно складывается воображение, основой для образования представления является не исключительно очевидный объект, но и образования, переданные во фразе. Энергично растёт вербальный вид воображения, плотно объединённый с изменением речи, мышления, в тот момент ребенок создаёт сказки, различные повествования. В течение обучения последовательной связной речи дети осваивают способность строить рассказы разнообразных форм. Исследователь-педагог Э.П.Короткова подразделила их на: практические, творческие, наглядные и фабульные повествования. Важное назначение подготовленности к школе - обучение творческому повествованию. Исследователи О.И. Соловьёва, Г.А.Тумакова, В.В.Гербова посвятили свои труды этому вопросу. Настоящие разработки утвердили мнения о характере деятельности по развитию творческого повествования у детей 5-7 лет. Созидательные повествования вызывают мотивацию ребёнка менять существующую компетенцию, составлять на основе имеющейся информации способы и изображения. Притом надуманные повествования могут исходить из очевидного источника, или из вербального (выдумать рассказ на поставленный вопрос «Помощь Аскара Лиле»). Опыты указали на то, что, ребёнок показывает огромную заинтересованность к индивидуальной выдумке. Но для этого требуются созданная педагогом поставленная обстановка для активизации изобретательного вербального потенциала ребёнка: - использует различные формы творческих повествований (у детей 5-6 лет - составление развития и окончания повествования, похожие интерпретации, составление рассказов, используя мнемо- таблицы, план; у детей 6-7 летнего возраста повествования, сказки по проблеме, указанной педагогом, имитация повествования, интерпретация по поговоркам, чистоговоркам, потешкам и т. д.) - раскрывает специфические умения ребёнка к творческой инициативе, способствуя их формированию. Отбор содержания - главная методологическая задача подготовки к творческому повествованию. Содержание будет положительным, если оно требует у ребёнка возможность выдумать сказание, рассказ с точной структурой с присоединением представлений, которые отвечают умениям ребёнка, высоте формирования речи, углубляются в моральные и эстетичные переживания стимулируют воображение, расширяют потребность в вербальной
инициативе. Дети 5 - 7 лет могут с вниманием слушать рассказы ровесников, содействовать, если кто-то сомневается, подмечать закономерные заблуждения, что способствует развёртыванию коллективных творческих повествований. Совместное составление рассказа особенный метод, который используется в начале практики творческого рассказывания. Складывая повествование, у детей формируется фантазия. Дети 5-7 лет открывают в себе восприимчивость закономерно аргументировать идеи, предположения. Итак, творческое повествование отвечает способностям детей 5-7 лет, определяет их интерес. Дети заинтересованы, эмоционально возбуждены, когда воображают или выслушивают ровесников. Повествование по содержанию увеличивает ребёнка к рассказыванию в общем, готовя к лексически-вербальному творчеству, с которым они столкнутся в начальной ступени образования. Методология организованной образовательной деятельности, которая приходится на первоначальный этап обучения, когда у ребёнка формируется компетенция творческого повествования, различается от методологии организованной образовательной деятельности, выполняемой в дальнейшем периоде, когда дети обладают компетенциями в придумывании повествований и сказок. В основании обучения важно использовать речевую модель, опираясь на которую дети будут выдумывать повествования по определённому содержанию. Необходимо обращаться к методу перекрёстных взаимодействий - так как при помощи воспитателя дети легче выполняют творческое упражнение. Во время организованной образовательной деятельности важно использовать проблемную ситуацию, инструкцию, установку. Итак, методы, стимулирующие речевую инициативу детей старшего дошкольного возраста - это: - перекрёстное сочинение с педагогом повествования по определённому содержанию (воспитатель задаёт идею, мысль, а дети подхватывают и доводят до конца); - проблемная ситуация (ребёнок ярче отождествляет предполагаемые явления, о коих ему предстоит повествовать); - изобретательные вербальные указания, которые используются при организации повествования, совместно активизируя мышление, память, речь и воображение; - схема плана (мнемотаблица) к рассказу (уточнение определённых вопросов плана концентрирует повествование детей реалистичными источниками, стимулирует их к поиску иных содержательных путей; - упражнения (педагогу необходимо работать с детьми в искусстве- представлять точку начала повествования;
- указания (рассказать развёрнуто: продумать всё повествование, продумать начало повествования; непременно рассказать о каком-то моменте, наилучшим образом предположить окончание повествования); - обзор и оценка повествований детей. Важно, если педагог проанализирует рассказ ребёнка по ходу повествования. Необходимо обсудить первоначальные ответы детей, так как последующие повествователи примут к сведению рассуждения, и им будет легче справиться с задачей. Немаловажно уделить внимание на существенные моменты повествования, и сопоставляя два-три исполнения отметить особенность каждого. Итак, мы выяснили, что при обучении творческому повествованию, используя разные методы, стимулируется лексикон детей, повествования становятся обширными, обстоятельными. Способность придумать повествование усваивается во время режимных моментов и во время организованной образовательной деятельности с применением раздаточного материала (предметные картинки, иллюстрации с сюжетом, фото). Словесное творчество ребёнка не сводится лишь к тем видам повествований, о которых мы упоминали раньше. Дети 5-7 лет придумывают различные небылицы, перевёртыши, стихи, загадки. Огромное значение в развитии словесного творчества детей представляет отношение педагога к этой форме деятельности, подбадривание детей. Необходимо делать те обстоятельства, при которых активизируется инициатива детей к творчеству (игры-драматизации, представления на развлечениях, театрализация для младших групп). Способность повествовать фиксируется во время театрализованных игр, исполнение кукольных постановок детьми. Таким образом, обучение важно пополнять различными формами деятельности в режимных моментах. Восприятие окружающей реальности, существенная жизнедеятельность в дошкольном учреждении – и есть основание для развития такой способности как творческое рассказывание. Необходимо отметить, что формирование словотворчества детей – трудный и продолжительный процесс, который настаивает на компетентном и грамотном воздействии педагога.


В раздел образования