Автор: Сасова Василина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 138
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль семь в воспитании ребенка
Раздел: дошкольное образование
Сасова Василина Владимировна
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 138»
г. Саратов
Статья
«Роль семьи в воспитании ребёнка»
Известно, что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число
которых,
в
частности,
входят
стили
воспитания,
характер
отношений,
дисциплина и т. п. Рассматривая различные стили воспитания ребенка в
семье, их связь с формирующимся поведением ребенка и его образом жизни в
целом,
Л. Пулккинен выделяет «эгоистическое обращение» с ребенком,
которое приводит к формированию у детей слабого самоконтроля и являет
собой, по терминологии автора, «более близорукий стиль воспитания: роди-
тели
не
интересовались
деятельностью
детей,
их
мнениями,
чувствами.
Поведение родителей было неустойчивым, несправедливым и зависело от их
настроения. Постепенно, вопреки даваемым советам, ребенок "скатывался" к
неправильному поведению».[3]
М. Раттер утверждает, что для детей с хроническими расстройствами
поведения
типичной
является
тяжелая
обстановка
в
семье,
для
которой
характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, мало-
эффективная
либо
исключительно
суровая,
либо
слишком
слабая
дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.[4]
П. Лич приводит наблюдения, дающие основания говорить о том, что,
если
взрослый
учит
ребенка
подчиняться
силе,
если
сила
выступает
основным аргументом во взаимоотношениях взрослого с ребенком, такой
ребенок начинает проявлять агрессивность к другим детям преднамеренно.[2]
Личностные особенности взрослых и стиль воспитания выступают как
один
из
наиболее
существенных
факторов,
оказывающих
влияние
на
формирование агрессии у детей. Известно, что в тех случаях, когда ребенок
испытывает
хроническое
негативное
психогенное
воздействие,
в
первую
очередь
со
стороны
взрослых
в
семье,
значительно
возрастает
риск
возникновения
нарушений
развития.
Одним
из
вариантов
нарушенного
развития личности является психопатия. В качестве причин приобретенных
психопатий называются:
• неправильное воспитание;
• условия жизни ребенка в семье;
• психогенные воздействия, в первую очередь со стороны взрослых в
семье.
Можно выделить три пути, по которым осуществляется влияние семьи
на формирование личности:
1) фиксация определенного поведения путем прямого подражания тому,
что ребенок видит в семье;
2) закрепление негативистических реакций ребенка (например, в
условиях деспотического воспитания сначала возникают реакции угнетения,
а затем, через борьбу с этим состоянием, — изменения характера);
3) прямое культивирование, подкрепление со стороны окружающих
психопатических реакций ребенка.
В каждом типе неправильного воспитания совмещаются перечисленные
механизмы
или
одновременно,
или
последовательно.
Каждый
и з
перечисленных
выше
механизмов
влияния
семьи
на
формирующуюся
личность особенно значим на определенных этапах развития ребенка.
Специалисты
отмечают
наличие
связи
между
тем
или
иным
типом
воспитания и появлением у ребенка конкретных особенностей характера. В.
А. Гурьева, В. Я. Гиндикин выделяют ряд типов неправильного воспитания,
наиболее характерными из которых являются: [1]
• «кумир семьи» (ребенка обожают, исполняют любую его прихоть,
захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают
от всех тягот);
• гиперопека (родители уделяют ребенку чрезмерное внимание,
стараются сделать из него «вундеркинда» или «праведника», для этого
навязывают ему свое мнение, подавляют всякую самостоятельность, лишают
его возможности быть с другими детьми, диктуют каждый шаг);
• гипоопека(явно недостаточное внимание к ребенку со стороны
родителей, он большую часть времени предоставлен сам себе, его
воспитанием никто не занимается);
• безнадзорность (более высокая степень гипоопеки: ребенок полностью
предоставлен сам себе, никому нет до него дела);
• «золушка» (ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, его
систематически унижают, оскорбляют, лишают удовольствий, держат в
страхе, противопоставляют другим детям);
• «ежовые рукавицы» (систематические угрозы и избиения ребенка,
исключительно диктаторское отношение к нему, отсутствие ласки, тепла,
поощрений). Этот тип неправильного воспитания обычно сочетается с
гипер - или гипоопекой. [1]
Полученные данными авторами результаты в исследовании психопатий
показали, что наиболее частыми типами неправильного воспитания явились
гипоопека (40 %) и «ежовые рукавицы» в сочетании с гипоопекой (24 %).
Выявленные статистические зависимости позволяют говорить о том, что
существует зависимость формирования ядерных психопатий от гиперопеки,
краевых (приобретенных) — от безнадзорности и «ежовых рукавиц» в
сочетании с гипоопекой, органических — от воспитания по типу «ежовых
рукавиц» в условиях гиперопеки. Условия «кумира семьи» определенно
способствовали становлению истерической личности. В остальных случаях
можно говорить о предпочтительности: так, возбудимым и неустойчивым
детям более свойственнагипоопека в семье, психоастеникам — воспитание
по типу «ежовых рукавиц» в условиях гипоопеки и безнадзорности и т. д.[1]
Таким
образом,
некоторые
личностные
особенности
родителей,
их
подход
к
воспитанию
ребенка
способны
выступить,
с
одной
стороны,
в
качестве хронически действующего психотравмирующего фактора. С другой
стороны, они могут стать фоном, усиливающим, отягчающим вес других
патогенных факторов развития ребенка.
Данные о влиянии состава семьи и количества детей в семье на уровень
агрессивности детей очень противоречивы. С одной стороны, существует
мнение М.
Раттера,
что
дети
с
нарушениями
поведения
в
основном
происходят из семей, имеющих, по крайней мере 4 или 5 детей. Автор
связывает это с тем, что при воспитании сразу нескольких детей происходит
значительное усложнение проблем, вторую причину он видит в том, что в
большой семье выше вероятность разногласий. Можно предположить, что в
большой семье существенно возрастает значение личностных особенностей
родителей и принятых способов воспитания — увеличение количества детей
в
семье
на
фоне
других
проблем
ее
функционирования
(материальных,
жилищных и т. д.) может создавать условия для многократного транслиро-
вания в детях асоциальных склонностей и способов поведения, если таковые
наблюдаются у родителей. В других исследованиях, напротив, обнаружено,
что чем больше количество взрослых в семье, тем менее агрессивны дети,
при этом дети проявляют умение сочувствовать другому (в то же время
отмечается, что при этом страдают организаторские проявления ребенка, его
самостоятельность
и
настойчивость).
Однако
механизмы
формирования
такой зависимости на данный момент не исследованы, хотя и представляют
большой теоретический и практический интерес.[4]
Список литературы:
1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., 1980.
2. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет.- М.,1992.
3. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста
/Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
4. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.