Напоминание

Роль семь в воспитании ребенка


Автор: Сасова Василина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад № 138
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль семь в воспитании ребенка
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сасова Василина Владимировна

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 138»

г. Саратов

Статья

«Роль семьи в воспитании ребёнка»

Известно, что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число

которых,

в

частности,

входят

стили

воспитания,

характер

отношений,

дисциплина и т. п. Рассматривая различные стили воспитания ребенка в

семье, их связь с формирующимся поведением ребенка и его образом жизни в

целом,

Л. Пулккинен выделяет «эгоистическое обращение» с ребенком,

которое приводит к формированию у детей слабого самоконтроля и являет

собой, по терминологии автора, «более близорукий стиль воспитания: роди-

тели

не

интересовались

деятельностью

детей,

их

мнениями,

чувствами.

Поведение родителей было неустойчивым, несправедливым и зависело от их

настроения. Постепенно, вопреки даваемым советам, ребенок "скатывался" к

неправильному поведению».[3]

М. Раттер утверждает, что для детей с хроническими расстройствами

поведения

типичной

является

тяжелая

обстановка

в

семье,

для

которой

характерны недостаточная теплота отношений и непоследовательная, мало-

эффективная

либо

исключительно

суровая,

либо

слишком

слабая

дисциплина. Как правило, это неполные или конфликтные семьи.[4]

П. Лич приводит наблюдения, дающие основания говорить о том, что,

если

взрослый

учит

ребенка

подчиняться

силе,

если

сила

выступает

основным аргументом во взаимоотношениях взрослого с ребенком, такой

ребенок начинает проявлять агрессивность к другим детям преднамеренно.[2]

Личностные особенности взрослых и стиль воспитания выступают как

один

из

наиболее

существенных

факторов,

оказывающих

влияние

на

формирование агрессии у детей. Известно, что в тех случаях, когда ребенок

испытывает

хроническое

негативное

психогенное

воздействие,

в

первую

очередь

со

стороны

взрослых

в

семье,

значительно

возрастает

риск

возникновения

нарушений

развития.

Одним

из

вариантов

нарушенного

развития личности является психопатия. В качестве причин приобретенных

психопатий называются:

• неправильное воспитание;

• условия жизни ребенка в семье;

• психогенные воздействия, в первую очередь со стороны взрослых в

семье.

Можно выделить три пути, по которым осуществляется влияние семьи

на формирование личности:

1) фиксация определенного поведения путем прямого подражания тому,

что ребенок видит в семье;

2) закрепление негативистических реакций ребенка (например, в

условиях деспотического воспитания сначала возникают реакции угнетения,

а затем, через борьбу с этим состоянием, — изменения характера);

3) прямое культивирование, подкрепление со стороны окружающих

психопатических реакций ребенка.

В каждом типе неправильного воспитания совмещаются перечисленные

механизмы

или

одновременно,

или

последовательно.

Каждый

и з

перечисленных

выше

механизмов

влияния

семьи

на

формирующуюся

личность особенно значим на определенных этапах развития ребенка.

Специалисты

отмечают

наличие

связи

между

тем

или

иным

типом

воспитания и появлением у ребенка конкретных особенностей характера. В.

А. Гурьева, В. Я. Гиндикин выделяют ряд типов неправильного воспитания,

наиболее характерными из которых являются: [1]

• «кумир семьи» (ребенка обожают, исполняют любую его прихоть,

захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают

от всех тягот);

• гиперопека (родители уделяют ребенку чрезмерное внимание,

стараются сделать из него «вундеркинда» или «праведника», для этого

навязывают ему свое мнение, подавляют всякую самостоятельность, лишают

его возможности быть с другими детьми, диктуют каждый шаг);

• гипоопека(явно недостаточное внимание к ребенку со стороны

родителей, он большую часть времени предоставлен сам себе, его

воспитанием никто не занимается);

• безнадзорность (более высокая степень гипоопеки: ребенок полностью

предоставлен сам себе, никому нет до него дела);

• «золушка» (ребенок лишен ласки и внимания со стороны старших, его

систематически унижают, оскорбляют, лишают удовольствий, держат в

страхе, противопоставляют другим детям);

• «ежовые рукавицы» (систематические угрозы и избиения ребенка,

исключительно диктаторское отношение к нему, отсутствие ласки, тепла,

поощрений). Этот тип неправильного воспитания обычно сочетается с

гипер - или гипоопекой. [1]

Полученные данными авторами результаты в исследовании психопатий

показали, что наиболее частыми типами неправильного воспитания явились

гипоопека (40 %) и «ежовые рукавицы» в сочетании с гипоопекой (24 %).

Выявленные статистические зависимости позволяют говорить о том, что

существует зависимость формирования ядерных психопатий от гиперопеки,

краевых (приобретенных) — от безнадзорности и «ежовых рукавиц» в

сочетании с гипоопекой, органических — от воспитания по типу «ежовых

рукавиц» в условиях гиперопеки. Условия «кумира семьи» определенно

способствовали становлению истерической личности. В остальных случаях

можно говорить о предпочтительности: так, возбудимым и неустойчивым

детям более свойственнагипоопека в семье, психоастеникам — воспитание

по типу «ежовых рукавиц» в условиях гипоопеки и безнадзорности и т. д.[1]

Таким

образом,

некоторые

личностные

особенности

родителей,

их

подход

к

воспитанию

ребенка

способны

выступить,

с

одной

стороны,

в

качестве хронически действующего психотравмирующего фактора. С другой

стороны, они могут стать фоном, усиливающим, отягчающим вес других

патогенных факторов развития ребенка.

Данные о влиянии состава семьи и количества детей в семье на уровень

агрессивности детей очень противоречивы. С одной стороны, существует

мнение М.

Раттера,

что

дети

с

нарушениями

поведения

в

основном

происходят из семей, имеющих, по крайней мере 4 или 5 детей. Автор

связывает это с тем, что при воспитании сразу нескольких детей происходит

значительное усложнение проблем, вторую причину он видит в том, что в

большой семье выше вероятность разногласий. Можно предположить, что в

большой семье существенно возрастает значение личностных особенностей

родителей и принятых способов воспитания — увеличение количества детей

в

семье

на

фоне

других

проблем

ее

функционирования

(материальных,

жилищных и т. д.) может создавать условия для многократного транслиро-

вания в детях асоциальных склонностей и способов поведения, если таковые

наблюдаются у родителей. В других исследованиях, напротив, обнаружено,

что чем больше количество взрослых в семье, тем менее агрессивны дети,

при этом дети проявляют умение сочувствовать другому (в то же время

отмечается, что при этом страдают организаторские проявления ребенка, его

самостоятельность

и

настойчивость).

Однако

механизмы

формирования

такой зависимости на данный момент не исследованы, хотя и представляют

большой теоретический и практический интерес.[4]

Список литературы:

1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. – М., 1980.

2. Лич П. Младенец и ребенок: от рождения до пяти лет.- М.,1992.

3. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста

/Психология личности и образ жизни. - М., 1987.

4. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.



В раздел образования