Напоминание

РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Шестакова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"Приморская СШ" с/п "Детский сад д. Рикасиха"
Населённый пункт: д. Рикасиха Приморского района Архангельской области
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ ИГРЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: огромная роль в развитии и воспитании дошкольников принадлежит

игре - важнейшему виду деятельности. Данная статья посвящена проблеме вытеснения игр

в

детском

саду

занятиями,

нежеланием

или

неумением

педагогов

поддерживать

инициативу, желание детей и отсутствием руководства при организации игр. В статье

описаны взгляды на игру отечественных и зарубежных психологов и педагогов, роль игры в

психическом развитии ребенка, а также подробно раскрыты две группы игр, отличающиеся

мерой руководства со стороны взрослого.

Даны рекомендации педагогам по организации

игровой деятельности детей.

Ключевые

слова: игра,

социальное назначение игры, ведущий вид деятельности в

дошкольном возрасте, сюжетно-ролевая игра, психическое развитие ребенка, современные

игровые технологии, подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми.

А.С.

Макаренко

так

характеризовал

роль

детских

игр:

"

Игра

имеет

важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого

имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он

будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде

всего, в игре... "

Демократические

преобразования

в

российском

обществе

привели

к

серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись

как

организационной,

так

и

содержательной

стороны

этих

ступеней

образования.

Но,

к

сожалению,

эти

изменения

не

всегда

оправданы,

традиционная игра изживается из детской жизни. В обществе, в образовании, на

всех

его

ступенях,

и

особенно,

дошкольном

совершается

грубейшая

антиисторическая ошибка: занятия вытесняют игру.

В

психологии

существует

множество

взглядов

на

игру,

существует

множество теорий игры. Достаточно перечислить только самые известные из

них, чтобы убедиться в том, как много занимались детской игрой: это теория

Шиллера

и

Спенсера,

известная

теория

Гросса,

Бюлера,

Штерна,

Дьюи,

1

Коффки; своеобразные взгляды на игру развивает Пиаже и Жане; у нас теорию

игры разрабатывал Л.С. Выготский [3].

Русский

философ

Г.В.

Плеханов

пришел

к

выводу,

что

игра

имеет

многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными

видами

искусства.

В

жизни

отдельного

человека

игра,

по

мнению

Г.В.

Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение

игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в

род», подготавливает детей к труду.

Игры

бывают

разные:

это

подвижные

игры

с

правилами,

игры

-

драматизации, результативные игры, игры - развлечения, дидактические игры и

другие. Но ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно -

ролевая игра. По мнению А.Н. Леонтьева, особенность её заключается в том,

что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того,

что бы играть) [1].

Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой

мысли

будущего

человека».

Игра

имеет

громадное

значение

для

развития

личности

ребенка.

Д.И.

Фельдштейн

также

указывает

на

ведущую

роль

сюжетно - ролевой игры в психическом развитии дошкольника.

Игровое действие порождает процесс воображения. Принятие на себя

роли

взрослого,

создание

игровой

ситуации,

следование

сюжету

игры

способствуют развитию творческого воображения. По образному выражению

Ж. Пиаже, ребенок - дошкольник живет одновременно как бы в двух мирах -

игры и действительности [2].

В

последнее

время

наиболее

актуальной

определяется

проблема

внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных

игровых технологий. Сюжетно-ролевая игра считается наиболее сложной, но и

наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир

социальных отношений с окружающими их людьми, природой.

2

Элементы

современных

педагогических

технологий

творческих

сюжетно-ролевых

игр

были

заложены

крупными

педагогами

отечественной

дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

Данные

авторы

признавали

необходимость

руководства

сюжетно-

ролевыми

играми

со

стороны

взрослого.

Они

раскрыли

три

направления

руководства:

• приемы, направленные на формирование игры;

• приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

• приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми

играми

детей,

один

из

них

представлен

в

трудах

Р.

И.

Жуковской,

Д.

В.

Менджерицкой, включает следующие компоненты:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося

жизненного и игрового опыта;

-

активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры,

направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых

способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;

- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по

собственной инициативе. Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая утверждают:

творческий

ребенок

играет

тогда,

когда

содержание

игры

захватывает

его

чувства. Поэтому необходимо определить источники, которые способствуют

развитию содержания детских игр, формируют богатое воображение, развивают

ролевые

действия.

Р.

И.

Жуковская

выделяет

два

вида

источников:

непосредственный

детский

опыт,

возникающий

стихийно,

и

опыт,

организуемый воспитателем.

Все

виды

игр

можно

объединить

в

две

большие

группы,

которые

отличаются

мерой

непосредственного

участия

взрослого,

а

также

разными

формами детской активности.

3

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в

их

подготовке

и

проведении.

Активно сть

детей

(при

у с л о в и и

сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет

инициативный,

творческий

характер

-

ребята

способны

самостоятельно

поставить

игровую

цель,

развить

замысел

игры

и

найти

нужные

способы

решения

игровых

задач.

В

самостоятельных

играх

создаются

условия

для

проявления

детьми

инициативы,

которая

всегда

свидетельствует

об

определенном уровне развития интеллекта.

Игры

этой

группы,

к

которым

можно

отнести

сюжетные

и

познавательные,

особенно

ценны

своей

развивающей

функцией,

имеющей

большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый,

сообщая

ребенку

правила

игры

или

объясняя

конструкцию

игрушки,

даёт

фиксированную

программу

действий

для

достижения

определённого

результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и

обучения;

они

направленные

на

усвоение

определённого

программного

материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие

игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Детям

должна

предоставляться

ежедневная

возможность

играть.

В

детском саду с детьми может и должен играть воспитатель. Роль воспитателя

заключается в создании благоприятных условий для игры детей и поддержания

положительной социальной атмосферы. Для него разработаны программы и

методические

рекомендации

по

организации

игровой

деятельности

и

руководству ею во всех возрастных этапах. В детских садах для игры создаются

специальные условия, особая предметно-игровая среда.

Культурная игровая среда включает в себя две составляющих:

1)

образцы

способов

игровой

деятельности,

носителями

которых

являются взрослые и старшие дети;

2)

предметный

материал,

который

стимулирует

и

поддерживает

игру.

Помощь взрослого, выражающаяся в создании игровой среды (предоставление

4

ребенку материала), активизирует игру и дает возможность проявиться уже

сложившимся формам игры режиссерского типа. В последствие дошкольники

переносят

усвоенные

способы

игры

на

другие

предметы

(фишки,

шишки,

камушки) и на стандартные игрушки (куклы, игрушечные звери и т. д.).

Ролевая игра предполагает, что главную действующую роль берет на себя

ребенок (или дети). Ребенок действует как будто бы он взрослый. В игре могут

принимать

участие

и

куклы,

но

как

«вспомогательные»

персонажи.

Играя,

ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в

разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь

собой.

Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности детям:

1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для

игры детей, другими видами деятельности;

2.

Моделировать

игровую

среду

в

соответствии

с

возрастными

особенностями,

учитывать

уровень

развития

детей,

их

интересы,

половые

различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой

игры располагаем в легкодоступном для детей месте;

3.

Эффективным

приемом

руководства

играми

детей

младшего

дошкольного

возраста

является

прямое

участие

педагога

в

игре

детей

на

главных

ролях,

причем

первоначально

рекомендуется

использовать

индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни

рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей;

4.

В

руководстве

детей

большое

место

занимает

косвенные

приемы

руководства, чтобы не мешать ребенку играть самостоятельно;

5.

Руководство

игрой

должно

строиться

на

основе

результатов

наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей;

6.

Педагог

должен

как

можно

чаще

ставить

ребенка

в

позицию

«взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей.

5

Игра

является

эффективным

средством

формирования

личности

дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность

воздействия на мир.

Игра

как

феномен

культуры

обучает,

воспитывает,

развивает,

социализирует,

развлекает,

даёт

отдых,

не

внося

в

содержание

досуга

бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом

свою самоценность.

Список литературы

1.

Ермолаева, М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: учебное пособие. –

М.: Издательство « Ось- 89», 2014. – 416 с.

2.

Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения /Под ред.

Д.А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. – М.: Cмысл , 2009. – 423 с.

3.

Cолодилова, О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.:

ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.- 288с.

4.

Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин, - М.: Педагогика,1978. – 304 с.

6



В раздел образования