Автор: Клыкова Алена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС №7
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: Консультация
Тема: Роль общения со взрослыми родителями в развитии детей раннего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Роль общения со взрослыми (родителями) в развитии детей раннего дошкольного
возраста.
Психологические и педагогические исследования показали, что ни одна
специфическая человеческая способность и ни одно из человеческих личных
качеств не даны ребенку в готовом виде от рождения и что само по себе спонтанное
(т.е. без руководства взрослого) развитие врожденных задатков не может привести к
их оптимальному формированию. Поэтому общение со взрослыми играет особую
роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания.
Первые три года жизни человека являются периодом быстрого развития. Ни в один
период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи между физическим и
умственным развитием малыша, как на первом – втором году жизни. Развитие
ребёнка происходит: 1) в результате непосредственных воздействий на ребёнка
окружающих его взрослых (родители, воспитатели) 2) в процессе самостоятельной
деятельности ребёнка; 3) под влиянием информаций, которые получает мозг ребёнка
от окружающей социальной и материальной среды.
На разных возрастных этапах значение этих факторов в развитии ребёнка
неодинаково, но решающую роль в развитии и эмоциональном состоянии на всем
протяжении раннего детства играет взрослый (родители), его непосредственное
влияние на ребенка. Чем меньше ребёнок, тем значительнее роль взрослого в его
развитии. Систематическое общение со взрослым, его словесно – эмоциональное
воздействие обогащают детей раннего возраста и значительно благоприятствуют их
начальному познавательному развитию.
Научившись раннее от взрослого элементарным действиям и умея подражать,
ребёнок раннего возраста будет воспроизводить в своей игре многие впечатления и
действия окружающих взрослых.
С возрастом ребёнка, с расширением его личного опыта, приобретенного под
влиянием взрослого, развитие подражания возрастает роль самостоятельной
деятельности детей. Например, в процессе самостоятельной деятельности ребёнок
может научиться садиться, вставать, влезать на горку и сходить.
Очень рано на развитие ребёнка положительно влияет поведение окружающих
детей. Пребывание младших детей совместно со старшими способствует лучшему
развитию речи у младших детей.
Однако основным определяющим фактором развития является активное,
целенаправленное влияние окружающих взрослых. Без непосредственного влияния
взрослых, без специального обучения у детей раннего возраста невозможен переход
на новую ступень развития, без частого общения взрослого с детьми нельзя
обеспечить их положительное эмоциональное состояние. Таким образом, развитие
ребенка определяется его воспитанием и обучением.
В результате воспитания и обучения происходит быстрое физическое и психическое
развитие. В раннем возрасте быстрее, чем в другие периоды жизни ребёнка,
увеличивается его рост и вес. Быстр развиваются все функции организма, в том
числе функции коры больших полушарий головного мозга ребёнка, высшая
нервная деятельность. Также интенсивно идет психическое развитие детей –
развитие ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления и др. Очень велики
достижения в речи. Начав в конце 1 года произносить первые слова, ребенок к 3
годам может составлять сложные предложения, располагает большим словарным
запасом(1200 – 1300слов).
Так как развитие ребенка зависит главным образом от непосредственного влияния
взрослых и начинается с первых дней жизни, то воспитание и обучение необходимо
начинать уже с первых месяцев. Своевременно начатое правильное воспитание в
период раннего детства обеспечивает бодрое, положительное эмоциональное
состояние ребенка, его полноценное физическое и гармоничное психическое
развитие, а кроме того, способствует лучшему дальнейшему развитию детей,
предупреждает возможность возникновения и закрепления отрицательных привычек
и форм поведения, значительно облегчает воспитание детей в последующие
возрастные периоды.