Напоминание

"Химия вокруг нас"


Автор: Картышева Татьяна Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
Тема: "Химия вокруг нас"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

Г. КЕМЕРОВО

Россия, 650001, г.Кемерово, ул. Назарова, дом 8, тел. (8-3842)-25-43-19 (факс), (8-3842)-25-39-

78, E-mail: schooln19@inbox.

ru, ИНН/КПП 4210005242/420501001

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим Советом

МБОУ «СОШ № 19»

Протокол № _1_ от _25.08.2017 года

Директор МБОУ «СОШ № 19»

______________ М.В. Коваленко

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО учителей

цикла

Протокол № _1_от 29.08.2017 года

Руководитель МО:

____________ Н. А. Коновалова

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»

9 класс

Количество часов в неделю: 1 час.

Общее количество часов: 34 часа.

Составитель программы:

Учитель первой квалификационной категории

Картышева Т. Ю.,

учитель химии

Кемерово, 2017-2018 учебный год

Результаты освоения программы.

Программа курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» предназначена

для учащихся 9 классов. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на

развитие любознательности и интереса к химии, на совершенствование умений учащихся

обращаться с веществами, встречающимися в быту.

Данный курс предназначен как для учащихся 9 классов, желающих связать свою

будущую профессию с химией или медициной и ставящих своей целью сдачу экзамена по

химии на Государственной итоговой аттестации (ГИА), так и для учащихся, желающих

увеличить свой багаж химических знаний, более глубоко понимать современный мир

бытовой химии.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная

деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии

могут рассматриваться как формирование: уважительного отношения к созидательной,

творческой

деятельности;

понимания

необходимости

здорового

образа

жизни;

потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в

повседневной жизни; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

В ходе освоения программы ученик научится:

Наблюдать природные объекты;

Использовать различное лабораторное оборудование;

Проводить эксперимент;

Работать с научной информацией;

Пользоваться справочной литературой;

Выбирать наиболее оптимальный способ решения экологических задач;

Работать в социуме.

Ученик получит возможность научиться:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

в сотрудничестве с учителем;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Называть существенные признаки предметов;

Группировать предметы и их образы по заданным признакам;

Классифицировать объекты по заданным учителем основаниям;

Включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

Выявлять причины событий (явлений);

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

Проявлять

познавательную

инициативу

в

учебном

сот руднич е ст ве;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Планируемые личностные, метапредметные результаты

Личностные результаты:

обучающийся научится:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и

готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне

школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения

здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки

других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и

благополучия людей на Земле.

формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся

к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом

устойчивых познавательных интересов;

формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное,

языковое, духовное многообразие современного мира;

формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в

нем взаимопонимания;

коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;

основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее

проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей

среде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

обучающийся научится:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель

учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из

предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.

ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько

способов ее достижения.

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных

учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

планировать ресурсы для достижения цели.

называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их

преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений.

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии

для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей.

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;

составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск

информации, анализировать и оценивать её достоверность;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета;

переводить сложную по составу информацию из графического или символьного

представления в текст и наоборот;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

давать определения понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков

к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и

критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных

связей.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);

соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;

координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке

общего;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать

выбор;

спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую

взаимопомощь;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

В ходе реализации программы «Химия вокруг нас» используются следующие методы:

объяснительно

иллюстративное

обучение

традиционный

и

наименее

эффективный

метод

обучения

с

точки

зрения

«образования

для

устойчивого

развития ». Средством обучения выступает учитель и носитель информации;

интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на

взаимодействие

обучающихся

между

собой

с

учителем

и

социоприродным

окружением;

проектное обучение

– наиболее эффективный метод обучения через создание и

реализацию учебных проектов, связанных с жизненной практикой, интеграцией

теории

и

практики

и

направленный

на

достижение

конкретных

улучшений

состояния окружающей среды.

Программа внеурочной деятельности экологической направленности «Химия вокруг нас»

предполагает следующие формы работы с обучающимися:

обучающие семинары и практические работы;

игры, викторины, конкурсы, олимпиады;

экскурсии, экологические акции и праздники;

выставка творческих работ и обмен опытом проведения учебных исследований

со сверстниками.

Используемые формы работы обеспечивают достижение личностных и метапредметных

результатов,

а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных

и

познавательных универсальных учебных действий.

Для

проведения

занятий

требуется

учебный

кабинет

с

лабораторным

оборудованием

(химии,

биологии,

экологии)

и

наличием

справочных

информационных

ресурсов

по

предметной

области

«Естествознание»

и

«Экология».

Техническими

средствами

обучения

выступают:

компьютер

с

выходом

в

Интернет,

принтер,

сканер,

цифровой

фотоаппарат, мультимедийный проектор, проекционный экран.

Содержание курса внеурочной деятельности «Химия вокруг нас»

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.)

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с

веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через

кожу,через органы дыхания).

Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и

другие).

Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Первая медицинская помощь при отравлениях.

Тема 2. Пищевые продукты (7ч.)

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные

и с т о ч н и к и

п и щ е в ы х

п и т а т е л ь н ы х

в е щ е с т в .

Калорийность

(энергетическая

ценность)

пищевых

продуктов.

Высоко-

и

низкокалорийные

продукты

питания.

Энергетическая

ценность

дневного

рациона

человека.

Со ст ав

дневного

рациона.

Диеты.

Как

избежать

ож и р е н и я .

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская

п о м о щ ь

п р и

п и щ е в ы х

о т р а в л е н и я х .

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты,

к р а с и т е л и ,

з а г у с т и т е л и ,

а р о м а т и з а т о р ы .

П о в а р е н н а я

с о л ь ,

е й

с о с т а в

и

з н ач е н и е

д л я

о р г а н и з м а

ч е л о в е к а .

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее

действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты

сетей

быстрого

питания

(фаст-фудов).

Сахар.

Конфеты.

Сахарный

диабет.

Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребление продуктов

фаст-фуда.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные

напитки.

Состав

газированных

напитков.

Красители

и

консерванты

в

напитках.

Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства.

Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины. Инструкции

по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания. Правила

употребления

лекарств. Почему

нельзя

употреблять

лекарства

без

назначения

врача.

Первая

медицинская

помощь

при

отравлениях

лекарственными

препаратами.

Практическая работа. Домашняя аптечка.

Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.)

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные

пудры.

Лак

для

ногтей.

Носители

запаха.

Дезодоранты.

Красители

для

волос.

Моющие

косметические

средства.

Мыла.

Основные

компоненты

мыла.

Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами.

Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.)

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О

чём

говорит

ярлычок

на

одежде.

Моющее

действие

СМС.

Химический

состав

и

н а з н а ч е н и е

С М С .

О т б е л и в а т е л и .

Средства

для

чистки

кухонной

посуды.

Средства

для

борьбы

с

насекомыми.

У д о б р е н и я

и

я д о х и м и к а т ы .

Правила

безопасного

хранения

средств

бытовой

химии.

Правила

безопасного

и с п о л ь з о в а н и я

с р е д с т в

б ы т о в о й

х и м и и .

Практическая

работа.

Составление

инструкций

по

безопасной

работе

со

средствами

бытовой химии.

Тема 6. Химия и экология. (7 ч)

Использование

природных

ресурсов.

Надолго

ли

нам

хватит

полезных

ископаемых.

С ы р ь е в ы е

в о й н ы .

Вода. Вода в масштабах планеты. Круговорот воды в природе. Питьевая вода и её запасы.

Минеральные

воды.

Качество

воды.

Загрязнители

воды.

Очистка

питьевой

воды.

Основные виды загрязнений атмосферы и их источники. Парниковый эффект, глобальное

потепление климата и их возможные последствия. Озоновый слой и его значение для

жизни

на

Земле.

Смог.

Кислотные

дожди.

Защита

атмосферы

от

загрязнения.

Почва, её состав. Основные виды загрязнений почвы и их источники. Промышленные и

бытовые

отходы.

Основные

виды

твёрдых

отходов.

Возможные

направления

использования

твёрдых

отходов.

Бытовой

мусор.

Утилизация

бытовых

отходов.

Личная

ответственность

каждого

человека

за

безопасную

окружающую

среду.

Практические работы. Органолептические свойства воды. (Сравнение различных видов

воды по запаху, цвету, прозрачности, наличию осадка, пригодности для использования.)

Изучение состава почвы. (Состав почвы. Механический анализ почвы. Практическое

определение наличия в почве воды, воздуха, минеральных солей, перегноя.)

Защита проектов. (2 ч) ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.

Искусственная пища: за и против.

Правильное питание – основа здорового образа жизни.

Химия в моём доме.

Из истории моющих средств.

Как и чем мыть посуду.

Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.

Чистящие и моющие средства.

Домашняя аптечка.

Антисептические препараты.

Лекарства против простуды.

Перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию

часов.

п/п

Наименование разделов.

Количество часов

9 класс

34

1

Введение. Основы безопасного обращения

с веществами

5

2

Пищевые продукты

7

3

Домашняя аптечка

4

4

Косметические средства и личная гигиена

4

5

Средства бытовой химии

5

6

Химия и экология

7

7

Защита проектов. Зачёт.

2

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Содержание темы

Основные виды

деятельности

Тема 1. Введение. Основы безопасного обращения с веществами. (5 ч.)

Химия и её значение.

Цели и задачи курса. Химия

и её значение. Место химии

среди естественных наук.

Создание презентаций.

Вещества в быту.

Вещества в быту.

Классификация бытовых

веществ. Правила

безопасного обращения с

веществами.

Учебный фильм.

Обсуждение.

Отравления бытовыми

веществами.

Основные пути

проникновения вредных

веществ в организм

человека (через рот, через

кожу, через органы

дыхания). Отравления

бытовыми веществами

(уксусная кислота,

природный газ, угарный газ

и другие).

Работа в группах.

Обсуждение полученных

результатов.

Первая медицинская

помощь при отравлениях.

Первая медицинская

помощь при отравлениях.

Практические

работы: опыты с

активированным

углем

Ожоги.

Ожоги. Классификация

ожогов (химические,

термические, солнечные).

Степени ожогов. Первая

Работа в группах.

Обсуждение

полученных

результатов.

медицинская помощь при

ожогах.

Тема 2. Пищевые продукты (7ч.)

Основные питательные

вещества.

Основные питательные

вещества (белки, жиры,

углеводы), микроэлементы.

Основные источники

пищевых питательных

веществ.

Создание презентаций.

Калорийность пищевых

продуктов.

Калорийность

(энергетическая ценность)

пищевых продуктов.

Высоко- и низкокалорийные

продукты питания.

Энергетическая ценность

дневного рациона человека.

Состав дневного рациона.

Диеты. Как избежать

ожирения.

Составление диаграммы.

Основные принципы

рационального питания.

Пищевые отравления.

Пищевая аллергия.

Основные принципы

рационального питания.

Первая медицинская

помощь при пищевых

отравлениях.

Учебный фильм.

Обсуждение.

Состав пищевых продуктов.

Состав пищевых продуктов.

Химические компоненты

продуктов питания:

консерванты, красители,

загустители, ароматизаторы.

Создание макета.

Вещества, используемые

при приготовлении пищи.

Поваренная соль, ей состав

и значение для организма

человека. Вещества,

используемые при

приготовлении пищи.

Уксусная кислота, её

консервирующее действие.

Растительное масло.

Животные жиры.

Работа в группах.

Обсуждение полученных

результатов.

Продукты быстрого

питания.

Чипсы и сухарики. Их

состав. Продукты сетей

быстрого питания (фаст-

фудов). Сахар. Конфеты.

Сахарный диабет. Генно-

модифицированные

Исследования

сухариков, чипсов,

газированной воды

на наличие пищевых

добавок

(исследование

продукты и ГМО. Опасность

частого употребление

продуктов фаст-фуда.

этикеток).

Напитки.

Напитки. Чай. Кофе. Их

состав. Кофеин, его

действие на организм.Соки.

Газированные напитки.

Состав газированных

напитков. Красители и

консерванты в напитках.

Энергетики. Действие

энергетиков на организм.

Чем лучше всего утолять

жажду.

Учебный фильм.

Обсуждение

Тема 3. Домашняя аптечка. (4 ч.)

Лекарства.

Лекарства. Сроки годности

лекарств. Классификация

лекарств. Обезболивающие

средства. Антибиотики.

Противоаллергические

средства. Витамины.

Создание презентаций

Правила употребления

лекарств.

Правила употребления

лекарств. Инструкции по

применению лекарств.

Работа в группах.

Обсуждение полученных

результатов.

Первая медицинская

помощь при отравлениях

лекарственными

препаратами.

Первая медицинская

помощь при отравлениях

лекарственными

препаратами.

Учебный фильм.

Обсуждение

Практическая работа.

Домашняя аптечка.

Изучение лекарственных

препаратов домашней

аптечки и инструкций по их

применению.

Практические

работы: опыты с

йодом, перекисью

водорода.

Тема 4. Косметические средства и личная гигиена. (4 ч.)

Искусственные и

натуральные косметические

средства.

Из истории использования

косметических средств.

Искусственные и

натуральные косметические

средства.

Создание презентаций.

Косметические средства в

нашем доме.

Косметические и

декоративные пудры. Лак

для ногтей. Носители

запаха. Дезодоранты.

Работа в группах.

Обсуждение полученных

результатов.

Красители для волос

Моющие косметические

средства.

Моющие косметические

средства. Мыла. Основные

компоненты мыла.

Шампуни.

Практические

работы: варение

мыла.

Личная гигиена.

Уход за кожей. Уход за

волосами. Уход за зубами.

Создание презентации

Тема 5. Средства бытовой химии. (5 ч.)

Синтетические моющие

средства.

Из истории использования

моющих средств.

Синтетические моющие

средства (СМС). О чём

говорит ярлычок на одежде.

Моющее действие СМС.

Химический состав и

назначение СМС.

Отбеливатели.

Создание презентации

Вещества бытовой химии

для дома.

Средства для чистки

кухонной посуды. Средства

для борьбы с насекомыми.

Работа в группах.

Обсуждение полученных

результатов.

Вещества бытовой химии

для дачи и огорода.

Удобрения и ядохимикаты.

Исследовательская работа

"Польза и вред удобрений"

Безопасное обращение со

средствами бытовой химии.

Правила безопасного

хранения средств бытовой

химии. Правила безопасного

использования средств

бытовой химии.

Создание презентации

Практическая работа.

Безопасная бытовая химия.

Составление инструкций по

безопасной работе со

средствами бытовой химии.

Практическая работа.

Безопасная бытовая химия.

Тема 6. Химия и экология. (7 ч)

Природные ресурсы.

Использование природных

ресурсов. Надолго ли нам

хватит полезных

ископаемых. Сырьевые

войны.

Создание презентации

Экология воды.

Вода. Вода в масштабах

планеты. Круговорот воды в

природе. Питьевая вода и её

запасы. Минеральные воды.

Л а б о р ат о р н а я

р а б о т а .

«Влияние

синтетических

моющих средств на зеленые

водные растения.

Очистка

воды от СМС».

Качество воды.

Загрязнители воды. Очистка

питьевой воды.

Экология атмосферы

Основные виды загрязнений

атмосферы и их источники.

Парниковый эффект,

глобальное потепление

климата и их возможные

последствия. Озоновый слой

и его значение для жизни на

Земле. Смог. Кислотные

дожди. Защита атмосферы

от загрязнения.

Лабораторный практикум

«Экологические

Исследования по теме

«Воздух»»

Экология почвы.

Почва, её состав. Основные

виды загрязнений почвы и

их источники.

Промышленные и бытовые

отходы. Основные виды

твёрдых отходов.

Возможные направления

использования твёрдых

отходов. Бытовой мусор.

Утилизация бытовых

отходов.

Лабораторная работа.

«Определение pH почвенной

вытяжки и оценка

кислотности почвы».

Экология и человек.

Личная ответственность

каждого человека за

безопасную окружающую

среду.

Создание презентации

Практическая работа.

Органолептические

свойства воды.

Сравнение различных видов

воды по запаху, цвету,

прозрачности, наличию

осадка, пригодности для

использования.

Практическая работа.

Органолептические

свойства воды.

Практическая работа.

Изучение состава почвы.

Состав почвы.

Механический анализ

почвы. Практическое

определение наличия в

почве воды, воздуха,

минеральных солей,

перегноя.

Практическая работа.

Изучение состава почвы.

Защита проектов, зачёт. (2 ч)

Защита проектов.

Работа в группе по

созданию и защите проекта

Защита проектов.

Работа в группе по

созданию и защите проекта

Список литературы

Для ученика:

Американское химическое общество. Химия и общество: Перевод с англ. – М: Мир, 1995

Андреев Н.А. и др. Наш дом: Сборник. - М: Молодая гвардия, 1988

Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М:

Знание, 1986

Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж,

1997

Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки: Из зарубежного опыта преподавания. – М: НЦ

ЭНАС, 2002

Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М:

Легпромбытиздат, 1985

Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004

Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы

по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М. Высшая школа, 1998 г.;

Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.

Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.

Для учителя:

Балуева Г.А. Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.;

Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.;

Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.;

Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс 2

части. Дрофа, 2003г.;

Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.;

Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. :

Дрофа, 2008.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.

Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001.

Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. –

2000.-№5. – с. 72-79.



В раздел образования