Автор: Варичева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №18
Населённый пункт: город Балаково Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "К единой цели"
Раздел: дошкольное образование
Статья «К единой цели»
Варичева Светлана Анатольевна, воспитатель высшей категории
МАДОУ детский сад №18 «Малыш» город Балаково Саратовская
область
За
свою
педагогическую
деятельность
поработала
по
разным
образовательным
программам
(«Детство»,
«Истоки»,
«От
рождения
до
школы», «Радуга»), и на данный момент работаю в ДОУ, который является
экспериментальной площадкой для новой образовательной программы.
Все программы отличаются друг от друга, придерживаясь основных
требований
ФГОС
ДО.
И
авторы
-
разработчики
программ, наверное,
работали в тесном контакте с детскими садами, имея экспериментальные
площадки. Отсюда можно предположить, что утверждая образовательную
программу, авторы получили положительный результат:
первое -
за
счёт
повышенного
внимания
к
данным
площадкам,
последовательное сопровождение по программе «расшифровка» работы по
предложенным методикам (то есть профессиональное обучение),
второе
-
обеспечение
сопроводительным
методиче ским,
иллюстрационным материалом к занятиям,
третье
-
оснащение
предметной
пространственной
среды
рекомендованным к программе игровым, развивающим, демонстрационным,
раздаточным материалом.
В противном случае, если из этих трёх составляющих компонентов не
будет доставать хотя бы одного, приведёт к частичной реализации программы
или, что ещё хуже к формализму, что, безусловно, отразится на полученных
результатах (именно в начальной школе).
Почему
мною
затронута
именно
эта
тема?
Потому
что
в
провинциальных
городах
реализация
образовательной
программы
будет
зависеть от материальной возможности дошкольного учреждения (то есть
финансирования
на
местном
уровне)
и
желания
родителей
приобрести
индивидуальный материал своему ребёнку. Отсутствие профессионального
обучения педагогов по выбранной учреждением образовательной программе
не
всегда
ведёт
к
самостоятельному
грамотному
процессу,
а
порой
к
непониманию
и
искажению
образовательного
процесса,
а
также
неправильному использованию методики.
Возможно,
Вы
подумаете,
что
в
провинциальных
городах
не
проводится
дополнительное
профессиональное
обучение
(курсы
повышения). Надо отметить, что проводятся регулярно. Проблема состоит в
том, что на курсах обучают общим принципам образовательных программ с
учётом ФГОС ДО, сравнивая и обобщая их, а не проводят обучение по
конкретной программе. Каждый сад
имеет возможность самостоятельно
выбирать
образовательную
программу.
Вот
и
получается,
что
результативность работы учреждения в конечном итоге будет зависеть от
компетенции
педагогического
коллектива,
а
заложниками
ситуации
становятся дошкольники.
Хотелось бы обратить внимание авторов-разработчиков методических
пособий
к
образовательным
программам
по
составлению
предлагаемым
занятиям. Чтобы воспитатели не задавались вопросом, что имели в виду
авторы и каким образом выполнить предложенное ими задание, хорошо бы
проанализировать свои работы и внести корректировки.
Например, по изобразительной деятельности предлагается нарисовать
платье для куклы (о самом платье: какое оно - длинное, короткое, с рукавом
или нет не прописано, да и ладно … придумаем сами), но нет ни слова о
силуэте
куклы,
при
этом
написано,
чтобы
были
соблюдены
пропорции
частей. Техника рисования часто отсутствует в методичках, а ведь в детские
сады
приходят
работать
молодые
без
опыта
работы
воспитатели
после
высших педагогических учебных заведений, где их не обучают методикам по
дошкольному
образованию.
Вот
и
рисуют
наши
дети,
как
воспитатель
придумает
и
объяснит.
Обучение
техники
рисования
проводится
последовательно
и
с
учётом
возрастных
возможностей
детей.
Теряя
эту
последовательность в конечном результате, у детей не сформированы навыки
рисования.
Имеются
нарекания
со
стороны
воспитателей
к
методическим
пособиям по развитию речи, где включена художественная литература не
всегда
понятная
дошкольникам.
До
сих
пор
на
предложенных
авторами
занятиях главными персонажами выступают герои мультфильмов, которых
дети уже не знают (например, Незнайка).
Некоторые предложенные занятия по исследовательской опытнической
деятельности
проводить
в
детском
саду
невозможно,
из-за
отсутствия
необходимого оборудования и условий (например, выпаривание соли - нет
оборудования, и по технике безопасности опыт невозможен), а также трудно
даётся детям для понимания и усвоения (например, конденсат).
Ознакомление
с
природой
предполагает
занятия
с
домашними
животными (например, кролики, попугаи), которых нельзя держать в группах.
И здесь логично предположить, что мне могут возразить, а как же
творческий
подход
педагогов?!
С
этим
у
воспитателей,
всё
в
порядке!
Анализируем
занятие,
заменяем
персонажи
или
вносим
изменения,
придерживаясь
цели
или
программного
содержания.
В
жарких
интеллектуальных
спорах
приходим
к
мнению,
что
предполагал
автор
методики
по
изобразительной
деятельности.
При
проведении
опытов
используем
материал,
который
имеет
дошкольное
учреждение,
соблюдая
технику безопасности. В свободной деятельности
читаем
и
читаем
художественную литературу - не зарубежных авторов и непонятные детям
литературные
произведения,
а
ту,
что
учила
доброте,
любви
к
природе,
нравственности и патриотизме, на которой выросло не одно поколение нашей
страны.
При
написании
рабочих
программ
воспитатели
становятся
изобретателями, моделируя свою деятельность так, чтобы оставить время на
процесс воспитания, необходимый в этот период жизни человека - детство.
Вот и получается, что педагоги постоянно находятся в творческом
поиске, при этом что-то экспериментируют в силу своих компетенций. И от
наших
экспериментов
в
дошкольном
образовании
«плачут»
учителя
начальных классов.
Помимо творчества необходимы знания и умения, чтобы у воспитателя
была возможность передать их своим воспитанникам.
Из лучших побуждений система образования модернизируется и это, на
мой
взгляд,
правильно
и
необходимо.
Считаю,
что
предложенные
на
государственном
уровне
образовательные
программы
должны
отвечать
запросу
современного
дошкольного
образования.
Желательно
учитывать
СанПиН ( требования, запрет, безопасность), возможности малых городов,
запросы общества и школы.
Современные
тенденции
в
системе
дошкольного
образования
побуждают педагогов к постоянному самообразованию. Желательно создание
сайта,
где
педагоги
могли
бы
не
только
ознакомиться
с
пошаговым
внедрением
выбранной
учреждением
образовательной
программой,
но
и
использовать образцы грамотно разработанных документов к деятельности, а
также
получить
необходимую
консультацию
по
возникшим
вопросам
в
процессе работы.
Дошкольному образованию есть куда стремиться, а педагогам есть чему
учиться, ради единой цели - дать качественное дошкольное воспитание и
образование будущему поколению