Напоминание

"Экосистема-это как элемент экологического воспитания дошкольников в ДОУ и в семье."


Автор: Квеквескири Мадонна Нуриевна
Должность: васпитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Радуга"
Населённый пункт: Г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экосистема-это как элемент экологического воспитания дошкольников в ДОУ и в семье."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экосистема — это как элемент экологического воспитания дошкольников в

ДОУ и в семье.

Слово «экология» образовано из двух греческих слов: «oicos», что означает дом,

жилище,

«logos»-

наука

и

дословно

переводится

как

наука

о

доме,

местообитании.

Впервые этот термин использовал немецкий зоолог Эрнест Геккель в 1886году, определив

экологию как область знаний, изучающую экономику природы, - исследование общих

взаимоотношений животных, как с живой, так и с неживой природой, включающей все как

дружественные, так и не дружественные отношения, с которыми животные и растения

прямо или косвенно входят в контакт.

Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая

экология- это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их

средой. Живое существо настолько многообразно, что его изучают на разных уровнях

организации и под разным углом зрения.

Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все

времена

являлась

актуальной.

Это

объединяет

философов

мира

разных

поколений

(Демокрит, Платон, Аристотель, И. Кант, В. С. Соловьев и др.).

Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-

классики Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Л.Н. Толстой. К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.

Они

подчеркивали

возможность

гармоничного

развития

личности

дошкольника

в

условиях максимального приближения к природе.

В настоящее время исследования экологических проблем осуществляется в различных

научных

отраслях.

Взаимодействие

экологического,

эстетического

и

нравственного

воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают С. Н. Глазачев,

И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Т. С. Комарова и др.

Особое внимание при этом необходимо уделять детям дошкольного возраста, так как

именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного

эмоционального

положительного

отношения

к

окружающему

миру.

Дошкольный

возраст период, по признанию педагогов и психологов – это важный этап в развитии

психики ребенка, в котором закладываются основы для формирования новых психических

образований.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот

период

закладываются

основы

личностной

культуры.

Главная

цель

экологического

воспитания – формирование начало экологической культуры: правильного отношения

ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и

материалам

природного

происхождения,

которыми

он

пользуется.

Такое

отношение

строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со

средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают дошкольнику

осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.

е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал.

Был здоров.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие

выработки

такого

отношения

к

окружающему

миру,

которое

носит

эмоционально

действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических

и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно

обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому. Что

затрачены материалы, взятые из природы.

Немаловажную роль в экологическом воспитании играет знакомство дошкольников с

экологической системой нашей планеты.

Многие ученые дают свое понятие экосистемам, но все эти понятия сводятся тому, что

экосистема – это совокупность живых организмов неорганических компонентов, среды

которых

поддерживается

устойчивый

биологический

круговорот,

чем

больше

разнообразие экосистем, тем она устойчивее.

Экологические системы по таксономическим рангам подразделяются на: макросистемы

и мезоэкосистемы.

Материки

по

рельефу,

климату

и

растительности

делятся

на

ландшафтно

климатические зоны: тундра, лесная, лесостепная, пустынная и т. д.

Привычные всем экосистемы – это поле, луг. лес, болото, озеро, река, степь.

Одна из важных особенностей экосистема – способность самовосстанавливаться и

развиваться.

Они

находятся

в

устойчивом

равновесии

с

условиями

внешней

среды.

Устойчивость экосистемы – это способность её к воспроизводству и процветанию видов.

Поскольку экосистемы находятся в этом равновесии, глубокие изменения во внешней

среде должны вызвать со стороны экосистемы ответную реакцию, направленную либо на

ликвидацию этих изменений, либо на перестройку самой экосистемы.

В старшем дошкольном возрасте можно познакомить, например, с экологической

системой, определяя отдельные темы: «Леса», «Воды» и т. п. Дети знакомятся с лесом, как

с

экосистемой,

познают

некоторые

связи

её

обитателей,

получают

представление

о

значении

леса

в

жизни

человека:

лес

это

источник

стройматериалов,

сырья

для

изготовления

бумаги;

место

отдыха

и

укрепления

здоровья,

получения

эстетических

впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары, и поэтому человек должен знать,

любить его, заботиться о нем.

В зимние месяцы и в мае можно рассказать дошкольникам о воде, где дети уточняют

представление об её свойствах, значении в жизни всех живых существ, следовательно,

получают знания о водных экосистемах.

Озера

естественные

пресноводные

водоемы,

образовались

геологические

сравнительно недавно – за последние несколько десятков тысяч лет, и лишь возраст

некоторых

из

них

исчисляется

миллионами

лет,

например,

Байкал.

Наличие

у

большинства озер профундальной зоны сказывается на температурном режиме водной

толщи, на её «перемешивании» и распределении кислорода в ней. Эти процессы сезонны,

как и стратификация озера по температурному режиму.

Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его

поддерживания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье,

здоровым образом жизни. Знакомства с экосистемой – одна из сторон экологического

воспитание

в

целом.

Оно

обеспечивает

всестороннее

развитие

ребенка.

Совершенствуется

интеллект

детей:

непрерывно

расширяется

кругозор,

развивается

сенсорика

и

наблюдательность,

дети

учатся

устанавливать

связи,

зависимости,

обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы, развиваются

разные формы речи.

Экологическое воспитание должно нести не только научные знание об окружающем

мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у

детей дошкольного возраста художественно – эстетического восприятия окружающего

мира.

Формирование

основ

экологической

культуры

в

условиях

ДОУ

и

в

семье

может

осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природным

явлениями,

в

процессе

ухода

за

растениями,

праздников

и

др.

Процесс

эколог

эстетического

воспитания,

направленного

на

познание

свойств

предметов

и

явлений

действительности

путем

эстетического

восприятия,

образных

представлений

и

воображения. В процессе дидактических экологических игр у детей развиваются свойства

и качества личности.

Литература.

1.Ашиков В.И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководства по культурно-

экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997г., с.212.

2.Болоценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей//Ребенок в

детском саду. 2002г., №5., с.80-82.

3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//

Дошкольное воспитание. 1998г., №7., с.45-49.

4. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию//

Дошкольное воспитание. 2012г., №7.. с. 10-12.

5. Мир и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников// Л. А. Каменева,

Н.Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г.Саморуковой. СПб:

детство-пресс, 2003г., с.319.

6. В.В. Петров. Экологическое право России.-М: Издательство БЕК. 1995г., с.231.



В раздел образования