Автор: Квеквескири Мадонна Нуриевна
Должность: васпитатель
Учебное заведение: МБДОУ №172 "Радуга"
Населённый пункт: Г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экосистема-это как элемент экологического воспитания дошкольников в ДОУ и в семье."
Раздел: дошкольное образование
Экосистема — это как элемент экологического воспитания дошкольников в
ДОУ и в семье.
Слово «экология» образовано из двух греческих слов: «oicos», что означает дом,
жилище,
«logos»-
наука
и
дословно
переводится
как
наука
о
доме,
местообитании.
Впервые этот термин использовал немецкий зоолог Эрнест Геккель в 1886году, определив
экологию как область знаний, изучающую экономику природы, - исследование общих
взаимоотношений животных, как с живой, так и с неживой природой, включающей все как
дружественные, так и не дружественные отношения, с которыми животные и растения
прямо или косвенно входят в контакт.
Такое понимание экологии стало общепризнанным и сегодня классическая
экология- это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их
средой. Живое существо настолько многообразно, что его изучают на разных уровнях
организации и под разным углом зрения.
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все
времена
являлась
актуальной.
Это
объединяет
философов
мира
разных
поколений
(Демокрит, Платон, Аристотель, И. Кант, В. С. Соловьев и др.).
Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-
классики Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, Л.Н. Толстой. К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.
Они
подчеркивали
возможность
гармоничного
развития
личности
дошкольника
в
условиях максимального приближения к природе.
В настоящее время исследования экологических проблем осуществляется в различных
научных
отраслях.
Взаимодействие
экологического,
эстетического
и
нравственного
воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе рассматривают С. Н. Глазачев,
И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачев, Т. С. Комарова и др.
Особое внимание при этом необходимо уделять детям дошкольного возраста, так как
именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного
эмоционального
–
положительного
отношения
к
окружающему
миру.
Дошкольный
возраст период, по признанию педагогов и психологов – это важный этап в развитии
психики ребенка, в котором закладываются основы для формирования новых психических
образований.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот
период
закладываются
основы
личностной
культуры.
Главная
цель
экологического
воспитания – формирование начало экологической культуры: правильного отношения
ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и
материалам
природного
происхождения,
которыми
он
пользуется.
Такое
отношение
строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со
средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают дошкольнику
осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.
е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал.
Был здоров.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие
выработки
такого
отношения
к
окружающему
миру,
которое
носит
эмоционально
–
действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических
и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно
обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому. Что
затрачены материалы, взятые из природы.
Немаловажную роль в экологическом воспитании играет знакомство дошкольников с
экологической системой нашей планеты.
Многие ученые дают свое понятие экосистемам, но все эти понятия сводятся тому, что
экосистема – это совокупность живых организмов неорганических компонентов, среды
которых
поддерживается
устойчивый
биологический
круговорот,
чем
больше
разнообразие экосистем, тем она устойчивее.
Экологические системы по таксономическим рангам подразделяются на: макросистемы
и мезоэкосистемы.
Материки
по
рельефу,
климату
и
растительности
делятся
на
ландшафтно
–
климатические зоны: тундра, лесная, лесостепная, пустынная и т. д.
Привычные всем экосистемы – это поле, луг. лес, болото, озеро, река, степь.
Одна из важных особенностей экосистема – способность самовосстанавливаться и
развиваться.
Они
находятся
в
устойчивом
равновесии
с
условиями
внешней
среды.
Устойчивость экосистемы – это способность её к воспроизводству и процветанию видов.
Поскольку экосистемы находятся в этом равновесии, глубокие изменения во внешней
среде должны вызвать со стороны экосистемы ответную реакцию, направленную либо на
ликвидацию этих изменений, либо на перестройку самой экосистемы.
В старшем дошкольном возрасте можно познакомить, например, с экологической
системой, определяя отдельные темы: «Леса», «Воды» и т. п. Дети знакомятся с лесом, как
с
экосистемой,
познают
некоторые
связи
её
обитателей,
получают
представление
о
значении
леса
в
жизни
человека:
лес
–
это
источник
стройматериалов,
сырья
для
изготовления
бумаги;
место
отдыха
и
укрепления
здоровья,
получения
эстетических
впечатлений. Лес преподносит человеку свои дары, и поэтому человек должен знать,
любить его, заботиться о нем.
В зимние месяцы и в мае можно рассказать дошкольникам о воде, где дети уточняют
представление об её свойствах, значении в жизни всех живых существ, следовательно,
получают знания о водных экосистемах.
Озера
–
естественные
пресноводные
водоемы,
образовались
геологические
сравнительно недавно – за последние несколько десятков тысяч лет, и лишь возраст
некоторых
из
них
исчисляется
миллионами
лет,
например,
Байкал.
Наличие
у
большинства озер профундальной зоны сказывается на температурном режиме водной
толщи, на её «перемешивании» и распределении кислорода в ней. Эти процессы сезонны,
как и стратификация озера по температурному режиму.
Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его
поддерживания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье,
здоровым образом жизни. Знакомства с экосистемой – одна из сторон экологического
воспитание
в
целом.
Оно
обеспечивает
всестороннее
развитие
ребенка.
Совершенствуется
интеллект
детей:
непрерывно
расширяется
кругозор,
развивается
сенсорика
и
наблюдательность,
дети
учатся
устанавливать
связи,
зависимости,
обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, модели, схемы, развиваются
разные формы речи.
Экологическое воспитание должно нести не только научные знание об окружающем
мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у
детей дошкольного возраста художественно – эстетического восприятия окружающего
мира.
Формирование
основ
экологической
культуры
в
условиях
ДОУ
и
в
семье
может
осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природным
явлениями,
в
процессе
ухода
за
растениями,
праздников
и
др.
Процесс
эколог
–
эстетического
воспитания,
направленного
на
познание
свойств
предметов
и
явлений
действительности
путем
эстетического
восприятия,
образных
представлений
и
воображения. В процессе дидактических экологических игр у детей развиваются свойства
и качества личности.
Литература.
1.Ашиков В.И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководства по культурно-
экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997г., с.212.
2.Болоценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей//Ребенок в
детском саду. 2002г., №5., с.80-82.
3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников//
Дошкольное воспитание. 1998г., №7., с.45-49.
4. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию//
Дошкольное воспитание. 2012г., №7.. с. 10-12.
5. Мир и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников// Л. А. Каменева,
Н.Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г.Саморуковой. СПб:
детство-пресс, 2003г., с.319.
6. В.В. Петров. Экологическое право России.-М: Издательство БЕК. 1995г., с.231.