Автор: Шагдырова Вера Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ДОУ №232 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя "Мерситека"
Раздел: дошкольное образование
МОЯ МЕРСИТЕКА
Наверное, коллеги согласятся со мной: поставить звук – половина
дела. Ввести его в самостоятельную речь ребенка подчас долгий, а для
ребенка еще и утомительный труд. И тогда на помощь приходит игра! Ведь
игра – это естественная среда ребенка, в которой он как рыбка в воде. Игра
может стать и добрым другом и мудрым помощником! От нас, от взрослых
зависит это маленькое чудо.
Игра в коррекционной логопедической практике решает много задач:
закрепляет
поставленные
звуки,
развивает
связную
речь,
исправляет
лексико-грамматическое недоразвитие, развивает логическое мышление,
внимание, память, коммуникативные навыки. В копилке каждого педагога-
дефектолога
множество
развивающих,
интересных
игр.
Подчас
они
придуманы и выполнены самим педагогом. Не секрет, что логопедические
пособия в магазинах дорогие и нередко за красочным оформлением мало
практического
содержания.
Раньше
мне
приходилось
самой
рисовать
нужные в работе пособия, подолгу подбирать нужные картинки. Но теперь
благодаря
диску
от
интерактивного
портала
«Мерсибо»,
который
называется «Конструктор картинок», можно легко и быстро выполнить
любой
замысел!
Созданные
с
помощью
Конструктора
пособия
можно
распечатывать
как
раздаточный
материал,
сохранять
и
в
дальнейшем
использовать
на
занятии
или
для
создания
презентаций.
Многие
придуманные
игры
являются
многофункциональными,
так
как
закрепляется не только звукопроизношение, но также решаются лексико-
грамматические задачи и развиваются психические процессы.
Хочу представить Вашему вниманию некоторые пособия, которые я
сделала с помощью «Конструктора картинок» (все они для удобства и
долговременного использования заламинированы).
«Умные таблицы»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие навыка звукового анализа;
-
р а з в и т и е
н а в ы ка
с о гл а с о ва н и я
су щ е с т в и т е л ь н ы х
с
притяжательными местоимениями;
- развитие логического мышления, мелкой моторики рук.
Ход игры:
1 вариант: ребенку предлагается по образцу собрать на каждой
строке картинки, названия которых включают заданный слог. Например:
ложка, лошадь, лось, лодка. На следующей строке: лупа, лук, луна, лужа и
т.д. Внимание детей привлекается к гласному звуку, который следует после
изучаемого звука. Я сделала такие таблицы на все изучаемые группы
звуков: свистящие, шипящие, сонорные.
2 вариант: ребенку предлагается собрать на строке все картинки,
про которые скажем «моя», на следующей - «мой», затем - «мое», «мои».
Игру можно разнообразить, если внести соревновательный момент (у 2
детей одинаковые наборы картинок).
3
вариант:
ребенку
предлагается
расставить
картинки
таким
образом,
чтобы
они
не
повторялись
на
каждой
строке
(развивается
зрительное восприятие, внимание и память)
Во
время
игры
постоянно
следим
за
закрепляемым
звуком,
правильным согласованием, закрепляем ориентировку на листе («Назови
картинку в правом верхнем углу») и т.п.
«Домики»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие логического мышления;
- закрепление пространственных представлений;
- закрепление навыка обобщения;
- закрепление навыка составления предложений.
Ход игры:
Так как картинки в Конструкторе можно увеличить и уменьшить, я
сделала 6 домиков различной величины и 6 зверей и птиц одинаковой
величины (наборы картинок включают все изучаемые звуки – свистящие,
шипящие, соноры). Ребенку предлагается «построить улицу» – поставить
домики по мере убывания, начав с самого большого. А потом предлагается
«заселить» в домики зверей и птиц, т.е. найти самого большого и т.д. Затем
закрепляем пространственные представления и следим в ответах за звуком
«л», например: кто живет слева от лося, справа от белки, между волком и
голубем. Кто тут лишний и почему?
«Юрта»
Цель:
- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;
- развитие мелкой моторики.
Ход игры:
Вокруг
юрты
с
прозрачным
пластиковым
карманом
домашние
животные
(лошадь,
верблюд,
баран),
которые
навьючены
прозрачными
кармашками со звуковыми фишками (синими, зелеными и красными).
1 вариант:
Дети
по
заданию
логопеда
выкладывают
в
кармашках
юрты
звуковые схемы слов (соблюдается принцип «от простого к сложному»).
2 вариант:
Дети
подбирают
к
заданной
схеме
нужные
картинки
из
ряда
предложенных
картинок
(картинки,
разумеется,
подбираются
те,
произношение которых не отличается от написания).
3 вариант:
«Путаница»
-
в
кармашке
нарушена
последовательность
звуков.
Ребенок
должен
на
слух
или
по
картинке
восстановить
нужную
последовательность.
«Копилка»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие мелкой моторики;
-
согласование
существительных
с
притяжательными
местоимениями.
- закрепление навыка выделения звука в любой позиции.
Ход игры:
Ребенку
предлагается
наполнить
копилку
монетками,
правильно
произнося изучаемый звук. Затем можно поиграть в «Жадину» (дети любят
эту игру!). Про каждую картинку надо сказать «мой», «моя», «мое» или
«мои».
Можно
сложить
монетки
в
3
столбика:
сначала
монетки
с
изучаемым звуком в начале слов, потом в конце слов, определить место
звука в оставшихся монетках.
«Волшебный калейдоскоп»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики.
Ход игры (на примере автоматизации звука «л»):
Детям предлагается:
- собрать из частей целое;
- выделить изучаемый звук;
- найти и назвать живые предметы, как спросим про них (кто это?);
- найти и назвать неживые предметы, как спросим про них (что это?);
- найти картинки, названия которых начинаются на «ла», «ло» и т.д.;
- найти слова, которые не делятся на части (слоги), делятся на 2, 3
части.
«Цветик – семицветик»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- дифференциация оппозиционных звуков;
- определение позиции звука в слове.
Ход игры:
На разноцветных лепестках наклеены картинки с заданным звуком в
любой позиции. Сердцевина цветка -
это картинка, которая является
символом данного звука. Например, комарик – звук « з», кран с водой –
звук «с», пароход – звук «л» и т.д.
1 вариант: ребенку предлагается собрать цветок из слов, названия
которых начинаются на звук «с» и т.д. Картинки четко проговариваются.
2 вариант: ребенку предлагается собрать два цветка. Например, со
звуком «с» и «з». Можно и посоревноваться двум детям – «Кто быстрее?»
«Цветочная полянка»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- закрепление навыка счета;
- развитие общей моторики, чувства ритма.
Ход игры:
На ковре по кругу выложены цветы, на обратной стороне которых
приклеены цифры. Ребенок идет по кругу со словами: «Мы по лесу шли,
шли
и
ромашку
нашли»,
останавливается
и
поднимает
цветок.
Надо
произнести слово с заданным звуком столько раз, сколько
указывает
цифра.
«Окошки»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков в предложениях;
- закрепление навыка преобразования предложений по
образцу.
Ход игры:
Пособие представляет собой карточку с изображением мальчика и
девочки, вырезанное окошко с полоской. На полоске картинки с заданным
звуком. Картинки подобраны с учетом этапа автоматизации данного звука.
Ребенку предлагается «прочитать» предложение про Милу и Павлушу,
Машу и Пашу, Соню и Саню, Рому и Раю и т.п. Например: У Милы ластик.
У
Павлуши
лупа.
Далее
предлагается
преобразовать
предложение
по
образцу: Это Милин ластик. Это Павлушина лупа.
«Давай посчитаем»
Цель:
- автоматизация звуков в словосочетаниях с
числительными;
- закрепление навыка счета;
- правильное употребление существительных мн.ч. Р.
падежа.
Ход игры:
Пособие
представляет
собой
домик
с
прорезями
в
окошках.
В
прорези вставлены полоски с цифрами от 1 до 10 и картинки с изучаемым
звуком.
1
вариант:
ребенок
двигает
1
полоску
и
пересчитывает
до
10
предметы.
При
этом
следит
за
изучаемым
звуком
и
правильным
окончанием слов (1 шапка, 2 шапки,…, 5 шапок и т.д.)
2
вариант:
ребенок
двигает
2
полоску
и
проговаривает
словосочетания с одной цифрой (5 шкафов, 5 шапок, 5 шуб и т.д.)
«Половинка к половинке»
Цель:
- автоматизация поставленного звука;
- закрепление навыка чтения;
- развитие зрительного восприятия.
Ход игры:
На половинках карточек картинка на заданный звук и слово. Ребенок
должен подобрать к каждой « половинке-картинке» нужную «половинку-
слово». Карточки разрезаны по принципу пазлов, контуры не повторяются.
«Найди домик для картинки»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие зрительного восприятия;
- закрепление знаний геометрических форм.
Ход игры:
Ребенку предлагается назвать «домики» – геометрические фигуры:
овал, треугольник, квадрат и т.д. Затем нужно подобрать соответствующую
по форме карточку с картинкой, назвать ее верно и положить в нужное
углубление. Карточки вырезаны по шаблону из плотного картона, картинки
подобраны из Конструктора на все группы звуков.
«Накормим тигренка пирожками»
Цель:
-
автоматизация
звука
«р»
в
слогах
различной
наполняемости, в словах
- формирование ритмико-интонационных навыков.
Ход игры:
1 вариант:
Ребенку предлагается «накормить» тигренка пирожками – пальчиком
показывать ему пирожок и довольный тигренок будет «рычать»: ра – ра,
рара – рара, рарара – ра и т.д. Слоги предлагаются разные, в соответствии с
этапом автоматизации. Затем вводятся слова.
2 вариант:
Ребенку предлагается « большой пирожок» (ударный слог) называть
громче, а маленькие – потише: РА – ра – ра, ра – РА – ра, ра – ра – РА.
«Лягушонок – Шуршик»
Цель:
- автоматизация звука «ш»;
- формирование ритмико-интонационных навыков.
Ход игры:
Как в игре с тигренком, только автоматизируем в слогах и словах
звук «ш».
«Рыбки, кошечки, жучки…»
Цель:
- автоматизация поставленных звуков;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие мелкой моторики;
-
закрепление
навыка
счета
и
согласования
существительных
с
числительными.
Ход игры:
Ребенку
предлагаются
вырезанные
изображения
рыбок
(кошек,
жуков, цыплят и т.д.) разной величины. Он расставляет их по порядку и
пересчитывает: 1 рыбка, 2 рыбки,…, 5 рыбок и т.д. Разумеется, следим за
закрепляемым звуком. Затем вводим во фразу: «Эта рыбка крупнее этой
рыбки, а эта рыбка крупнее этой…» и т.д. Для звука «ш»: «Эта кошка
больше этой кошки, а эта кошка меньше этой кошки…»
«Ллычащий альбом»
Цель:
- автоматизация звука «л»;
- развитие фонематического восприятия;
- закрепление навыка обобщения;
- развитие зрительного восприятия;
- закрепление навыка правильного употребления предлогов;
- закрепление навыка составления предложений по картинке;
- формирование связной речи.
Ход игры:
Составление альбома еще не закончено. Представлены некоторые
виды заданий (см. фото внизу).
Игра
«Под
колпаком»
развивает
зрительное
внимание,
память
и
правильное
произношение
звука
«л»
в
словах,
словосочетаниях
и
предложениях («Под колпаком слон», «Кладу колпак на стул» и т.д.). В
игре
«Один-много»
закрепляем
навык
словоизменения
(в
том
числе
затруднительное для дошкольников употребление категории Р.п. мн.ч.)
Вот некоторые игры, которые я сделала с помощью замечательного
инструмента – «Конструктора картинок» от «Мерсибо». Идей еще много!
Думаю, что моя коллекция скоро пополнится новыми играми, которые
станут моими верными помощниками в нашей трудной, но замечательной
работе.
Спасибо за внимание!