Напоминание

Моя "Мерситека"


Автор: Шагдырова Вера Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ДОУ №232 ОАО "РЖД"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя "Мерситека"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОЯ МЕРСИТЕКА

Наверное, коллеги согласятся со мной: поставить звук – половина

дела. Ввести его в самостоятельную речь ребенка подчас долгий, а для

ребенка еще и утомительный труд. И тогда на помощь приходит игра! Ведь

игра – это естественная среда ребенка, в которой он как рыбка в воде. Игра

может стать и добрым другом и мудрым помощником! От нас, от взрослых

зависит это маленькое чудо.

Игра в коррекционной логопедической практике решает много задач:

закрепляет

поставленные

звуки,

развивает

связную

речь,

исправляет

лексико-грамматическое недоразвитие, развивает логическое мышление,

внимание, память, коммуникативные навыки. В копилке каждого педагога-

дефектолога

множество

развивающих,

интересных

игр.

Подчас

они

придуманы и выполнены самим педагогом. Не секрет, что логопедические

пособия в магазинах дорогие и нередко за красочным оформлением мало

практического

содержания.

Раньше

мне

приходилось

самой

рисовать

нужные в работе пособия, подолгу подбирать нужные картинки. Но теперь

благодаря

диску

от

интерактивного

портала

«Мерсибо»,

который

называется «Конструктор картинок», можно легко и быстро выполнить

любой

замысел!

Созданные

с

помощью

Конструктора

пособия

можно

распечатывать

как

раздаточный

материал,

сохранять

и

в

дальнейшем

использовать

на

занятии

или

для

создания

презентаций.

Многие

придуманные

игры

являются

многофункциональными,

так

как

закрепляется не только звукопроизношение, но также решаются лексико-

грамматические задачи и развиваются психические процессы.

Хочу представить Вашему вниманию некоторые пособия, которые я

сделала с помощью «Конструктора картинок» (все они для удобства и

долговременного использования заламинированы).

«Умные таблицы»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие навыка звукового анализа;

-

р а з в и т и е

н а в ы ка

с о гл а с о ва н и я

су щ е с т в и т е л ь н ы х

с

притяжательными местоимениями;

- развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Ход игры:

1 вариант: ребенку предлагается по образцу собрать на каждой

строке картинки, названия которых включают заданный слог. Например:

ложка, лошадь, лось, лодка. На следующей строке: лупа, лук, луна, лужа и

т.д. Внимание детей привлекается к гласному звуку, который следует после

изучаемого звука. Я сделала такие таблицы на все изучаемые группы

звуков: свистящие, шипящие, сонорные.

2 вариант: ребенку предлагается собрать на строке все картинки,

про которые скажем «моя», на следующей - «мой», затем - «мое», «мои».

Игру можно разнообразить, если внести соревновательный момент (у 2

детей одинаковые наборы картинок).

3

вариант:

ребенку

предлагается

расставить

картинки

таким

образом,

чтобы

они

не

повторялись

на

каждой

строке

(развивается

зрительное восприятие, внимание и память)

Во

время

игры

постоянно

следим

за

закрепляемым

звуком,

правильным согласованием, закрепляем ориентировку на листе («Назови

картинку в правом верхнем углу») и т.п.

«Домики»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие логического мышления;

- закрепление пространственных представлений;

- закрепление навыка обобщения;

- закрепление навыка составления предложений.

Ход игры:

Так как картинки в Конструкторе можно увеличить и уменьшить, я

сделала 6 домиков различной величины и 6 зверей и птиц одинаковой

величины (наборы картинок включают все изучаемые звуки – свистящие,

шипящие, соноры). Ребенку предлагается «построить улицу» – поставить

домики по мере убывания, начав с самого большого. А потом предлагается

«заселить» в домики зверей и птиц, т.е. найти самого большого и т.д. Затем

закрепляем пространственные представления и следим в ответах за звуком

«л», например: кто живет слева от лося, справа от белки, между волком и

голубем. Кто тут лишний и почему?

«Юрта»

Цель:

- закрепление навыка звукового анализа и синтеза;

- развитие мелкой моторики.

Ход игры:

Вокруг

юрты

с

прозрачным

пластиковым

карманом

домашние

животные

(лошадь,

верблюд,

баран),

которые

навьючены

прозрачными

кармашками со звуковыми фишками (синими, зелеными и красными).

1 вариант:

Дети

по

заданию

логопеда

выкладывают

в

кармашках

юрты

звуковые схемы слов (соблюдается принцип «от простого к сложному»).

2 вариант:

Дети

подбирают

к

заданной

схеме

нужные

картинки

из

ряда

предложенных

картинок

(картинки,

разумеется,

подбираются

те,

произношение которых не отличается от написания).

3 вариант:

«Путаница»

-

в

кармашке

нарушена

последовательность

звуков.

Ребенок

должен

на

слух

или

по

картинке

восстановить

нужную

последовательность.

«Копилка»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие мелкой моторики;

-

согласование

существительных

с

притяжательными

местоимениями.

- закрепление навыка выделения звука в любой позиции.

Ход игры:

Ребенку

предлагается

наполнить

копилку

монетками,

правильно

произнося изучаемый звук. Затем можно поиграть в «Жадину» (дети любят

эту игру!). Про каждую картинку надо сказать «мой», «моя», «мое» или

«мои».

Можно

сложить

монетки

в

3

столбика:

сначала

монетки

с

изучаемым звуком в начале слов, потом в конце слов, определить место

звука в оставшихся монетках.

«Волшебный калейдоскоп»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие фонематического слуха;

- развитие мелкой моторики.

Ход игры (на примере автоматизации звука «л»):

Детям предлагается:

- собрать из частей целое;

- выделить изучаемый звук;

- найти и назвать живые предметы, как спросим про них (кто это?);

- найти и назвать неживые предметы, как спросим про них (что это?);

- найти картинки, названия которых начинаются на «ла», «ло» и т.д.;

- найти слова, которые не делятся на части (слоги), делятся на 2, 3

части.

«Цветик – семицветик»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- дифференциация оппозиционных звуков;

- определение позиции звука в слове.

Ход игры:

На разноцветных лепестках наклеены картинки с заданным звуком в

любой позиции. Сердцевина цветка -

это картинка, которая является

символом данного звука. Например, комарик – звук « з», кран с водой –

звук «с», пароход – звук «л» и т.д.

1 вариант: ребенку предлагается собрать цветок из слов, названия

которых начинаются на звук «с» и т.д. Картинки четко проговариваются.

2 вариант: ребенку предлагается собрать два цветка. Например, со

звуком «с» и «з». Можно и посоревноваться двум детям – «Кто быстрее?»

«Цветочная полянка»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- закрепление навыка счета;

- развитие общей моторики, чувства ритма.

Ход игры:

На ковре по кругу выложены цветы, на обратной стороне которых

приклеены цифры. Ребенок идет по кругу со словами: «Мы по лесу шли,

шли

и

ромашку

нашли»,

останавливается

и

поднимает

цветок.

Надо

произнести слово с заданным звуком столько раз, сколько

указывает

цифра.

«Окошки»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков в предложениях;

- закрепление навыка преобразования предложений по

образцу.

Ход игры:

Пособие представляет собой карточку с изображением мальчика и

девочки, вырезанное окошко с полоской. На полоске картинки с заданным

звуком. Картинки подобраны с учетом этапа автоматизации данного звука.

Ребенку предлагается «прочитать» предложение про Милу и Павлушу,

Машу и Пашу, Соню и Саню, Рому и Раю и т.п. Например: У Милы ластик.

У

Павлуши

лупа.

Далее

предлагается

преобразовать

предложение

по

образцу: Это Милин ластик. Это Павлушина лупа.

«Давай посчитаем»

Цель:

- автоматизация звуков в словосочетаниях с

числительными;

- закрепление навыка счета;

- правильное употребление существительных мн.ч. Р.

падежа.

Ход игры:

Пособие

представляет

собой

домик

с

прорезями

в

окошках.

В

прорези вставлены полоски с цифрами от 1 до 10 и картинки с изучаемым

звуком.

1

вариант:

ребенок

двигает

1

полоску

и

пересчитывает

до

10

предметы.

При

этом

следит

за

изучаемым

звуком

и

правильным

окончанием слов (1 шапка, 2 шапки,…, 5 шапок и т.д.)

2

вариант:

ребенок

двигает

2

полоску

и

проговаривает

словосочетания с одной цифрой (5 шкафов, 5 шапок, 5 шуб и т.д.)

«Половинка к половинке»

Цель:

- автоматизация поставленного звука;

- закрепление навыка чтения;

- развитие зрительного восприятия.

Ход игры:

На половинках карточек картинка на заданный звук и слово. Ребенок

должен подобрать к каждой « половинке-картинке» нужную «половинку-

слово». Карточки разрезаны по принципу пазлов, контуры не повторяются.

«Найди домик для картинки»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие зрительного восприятия;

- закрепление знаний геометрических форм.

Ход игры:

Ребенку предлагается назвать «домики» – геометрические фигуры:

овал, треугольник, квадрат и т.д. Затем нужно подобрать соответствующую

по форме карточку с картинкой, назвать ее верно и положить в нужное

углубление. Карточки вырезаны по шаблону из плотного картона, картинки

подобраны из Конструктора на все группы звуков.

«Накормим тигренка пирожками»

Цель:

-

автоматизация

звука

«р»

в

слогах

различной

наполняемости, в словах

- формирование ритмико-интонационных навыков.

Ход игры:

1 вариант:

Ребенку предлагается «накормить» тигренка пирожками – пальчиком

показывать ему пирожок и довольный тигренок будет «рычать»: ра – ра,

рара – рара, рарара – ра и т.д. Слоги предлагаются разные, в соответствии с

этапом автоматизации. Затем вводятся слова.

2 вариант:

Ребенку предлагается « большой пирожок» (ударный слог) называть

громче, а маленькие – потише: РА – ра – ра, ра – РА – ра, ра – ра – РА.

«Лягушонок – Шуршик»

Цель:

- автоматизация звука «ш»;

- формирование ритмико-интонационных навыков.

Ход игры:

Как в игре с тигренком, только автоматизируем в слогах и словах

звук «ш».

«Рыбки, кошечки, жучки…»

Цель:

- автоматизация поставленных звуков;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие мелкой моторики;

-

закрепление

навыка

счета

и

согласования

существительных

с

числительными.

Ход игры:

Ребенку

предлагаются

вырезанные

изображения

рыбок

(кошек,

жуков, цыплят и т.д.) разной величины. Он расставляет их по порядку и

пересчитывает: 1 рыбка, 2 рыбки,…, 5 рыбок и т.д. Разумеется, следим за

закрепляемым звуком. Затем вводим во фразу: «Эта рыбка крупнее этой

рыбки, а эта рыбка крупнее этой…» и т.д. Для звука «ш»: «Эта кошка

больше этой кошки, а эта кошка меньше этой кошки…»

«Ллычащий альбом»

Цель:

- автоматизация звука «л»;

- развитие фонематического восприятия;

- закрепление навыка обобщения;

- развитие зрительного восприятия;

- закрепление навыка правильного употребления предлогов;

- закрепление навыка составления предложений по картинке;

- формирование связной речи.

Ход игры:

Составление альбома еще не закончено. Представлены некоторые

виды заданий (см. фото внизу).

Игра

«Под

колпаком»

развивает

зрительное

внимание,

память

и

правильное

произношение

звука

«л»

в

словах,

словосочетаниях

и

предложениях («Под колпаком слон», «Кладу колпак на стул» и т.д.). В

игре

«Один-много»

закрепляем

навык

словоизменения

том

числе

затруднительное для дошкольников употребление категории Р.п. мн.ч.)

Вот некоторые игры, которые я сделала с помощью замечательного

инструмента – «Конструктора картинок» от «Мерсибо». Идей еще много!

Думаю, что моя коллекция скоро пополнится новыми играми, которые

станут моими верными помощниками в нашей трудной, но замечательной

работе.

Спасибо за внимание!



В раздел образования