Напоминание

"Музыкально-дидактические игры при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах"


Автор: Кремер Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Музыкально-дидактические игры при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкально-дидактические игры при обучении дошкольников игре на

музыкальных инструментах

Кремер Ольга Владимировна, музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 37», г.Новокузнецк

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной

культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-

эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека,

его общего духовного становления.

Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное

детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных

инструментах, музыкально-ритмические движения.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в

повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их

музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает

волю, стремление к достижению цели, воображение.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки.

Одни из них созданы на основе :

народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон),

инструментов

симфонического

оркестра

(арфа,

ксилофон,

металлофон,

гобой,

кларнет).

Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные,

духовые, струнные, клавишные, клавишно-язычковые.

Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной

игровой форме. Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных

инструментах

имеют

музыкально-дидактические

игры,

которые

способствуют

формированию

умений

слушать

музыку,

различать

высоту,

тембр,

динамику

и

длительность

звука,

развитию

самостоятельной

музыкальной

деятельности,

помогают

закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры

включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от

занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь

1

оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-

дидактических играх.

Все музыкально-дидактические игры подобраны по возрастам. Для их использования

должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.

В

работе

с

детьми

надо

стараться

использовать

простые,

доступные

и

интересные

музыкально-дидактические игры. Только в этом случае они побуждают детей играть на

различных

музыкальных

инструментах.

В

процессе

музыкально-дидактических

игр

у

дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности.

Использовать музыкально-дидактические игры надо начинать уже во второй младшей

группе:

музыкально-дидактическая

игра

«Медвежата»

воспитатель

раздает

каждому

ребенку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду

мама-медведица,

я

тоже

сплю».

Звучит

колыбельная

мелодия,

медвежата

спят

на

стульчиках,

закрыв

глаза.

Под

веселую

мелодию

медведица

звенит

большим

колокольчиком — будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими

колокольчиками.

В младших группах интересно проходит:

музыкально-дидактическая игра «Какая птичка поет?». На столе находятся

игрушечные птички — большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как

поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до

второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет до

первой и до второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаем детей.

При

этом

учим

не

только

определять

расположение

низких

и

высоких

звуков

на

металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Для закрепления программного материала детям средней группы на занятии можно

предложить :

музыкально-дидактическая игра «Буратино» (музыкальные загадки лучше загадывать

на металлофоне).

Игровой материал: Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка

открывается,

туда

вставляются

карточки

с

красочными

иллюстрациями

к

различным

программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.),

знакомым детям. Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал

Буратино и привез с собой песни, а какие — дети должны сами отгадать.

2

Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из

коробки соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева

— ребенок достает карточку с изображением новогодней елки; звучит мелодия песни

«Паровоз» 3. Компанейца — достает картинку паровоза и т. п.

Музыкально-дидактические игры, в которые можно включать различные попевки,

помогают детям определить направление мелодии.

Дети средней, старшей и подготовительной групп учатся находить в мелодии короткие и

долгие звуки, определять движение мелодии:

Игровой

материал:

Лесенка

из

пяти

ступенек,

игрушки

(матрешка,

мишка,

зайчик),

металлофон.

Ход

игры.

Ребенок-ведущий

играет

на

инструменте,

а

другой

ребенок

определяет,

куда

движется

мелодия

вверх,

вниз

или

звучит

на

одном

звуке

и

соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает

ею на одной ступеньке. Эта игра помогает закрепить знания детей о расположении звуков

на различных инструментах.

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно

передавать

ритмический

рисунок

хорошо

знакомых

мелодий,

песен,

а

также

работать над новыми.

С этой целью используются и различные дидактические

пособия:

ложки,

кубики,

палочки,

погремушки,

колотушки,

колокольчики,

треугольники, молоточки.

музыкально-дидактическая игра «Определи»

проводят

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста.

Педагог

исполняет

на

бубне

различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого

зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят

соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на

нижнюю,

зайчика

на

среднюю,

птичку

на

верхнюю).

Затем

медленными

ударами

ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ

зайчика

быстрым

постукиванием

указательным

пальцем,

птички

легким

потряхиванием бубна над головой.

музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г. Фрида может быть использована с

детьми

младшего

дошкольного

возраста

на

музыкальном

занятии.

Музыкальный

руководитель показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании

или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе

с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки), на вторую часть останавливается и

стучит

по

нему,

дети

хлопают

в

ладоши.

После

двукратного

исполнения

малыши

3

выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать

вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой.

В музыкально-дидактические игры включаем несложные музыкальные фразы из знакомых

песен и попевок. Дети прохлопывают их ритмический рисунок, в дальнейшем передают

его музыкальным молоточком, на бубне или металлофоне (на одной пластинке).

В средней группе задания усложняются, попевки берутся намного сложнее. В этой группе

дети должны исполнять ритмический рисунок попевки на музыкальном инструменте уже

самостоятельно.

В

музыкально-дидактических

играх

этого

возраста

могут

быть

использованы

такие

инструменты,

как

металлофон,

барабан,

деревянные

ложки,

различные погремушки, треугольники, бубен.

Через два-три занятия ребята, как правило, уже исполняют ту или иную попевку сразу на

нескольких

инструментах.

Получается

целый

оркестр,

что

доставляет

всем

радость.

Вместе

с

воспитателем

этот

оркестр

может

выступить

в

группе

перед

куклами.

В

программу концерта также включаются различные песни, которые исполняет педагог, а

дети подыгрывают ему на каком-либо инструменте. Так, в песне «Барабан» М. Красева

припев

кто-нибудь

из

детей

играет

на

барабане,

при

повторном

же

исполнении

ритмический рисунок на палочках, ложках, кубиках, бубнах могут передавать несколько

ребят.

Еще одна музыкально-дидактическая игра для средней группы на развитие ритма :

музыкально-дидактическая игра «К нам гости пришли»

Игровой

материал:

Игрушки

бибабо

(медведь,

зайчик,

лошадка,

птичка),

бубен,

металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти

игрушки». Слышится стук, педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку:

«Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй

мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, воспитатель (с мишкой в

руках) ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным

образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые

удары

молоточка

по

металлофону,

лошадка

скачет

под

четкие

ритмические

удары

музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

В

старших

группах

работа

по

развитию

ритмического

восприятия

становится

более

разнообразной. Для этого используются различные музыкальные инструменты. Начинаем

с простейших мелодий на одном звуке, затем задания усложняем. Приведем для примера

4

музыкально-дидактическая игра «Наше путешествие»

Игровой материал: Металлофон, бубен, треугольник, ложки, музыкальный молоточек,

барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем

путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Послушайте сначала, что придумала я,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу,

спустилась по лестнице (играет на металлофоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку,

которая

прыгала

через

скакалку.

Вот

так

(ритмично

ударяет

в

барабан).

Оле

тоже

захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки

(играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой

рассказ или придумать свой».

музыкально-дидактическая

игра «Выполни задание» может быть использована на

музыкальном занятии или во время индивидуальной работы с ребенком подготовительной

группы. Цель игры состоит не только в правильной передаче ритмического рисунка

мелодии на инструменте, но и чистом исполнении на нем, умении правильно извлекать

звук.

Игровой материал: Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков,

детский музыкальные инструменты (металлофон, бубен, коробочка, триола). Ход игры.

Воспитатель (или ребенок) проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок.

Ребенок

выкладывает

его

карточками

на

фланелеграфе.

Количество

карточек

можно

увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на

столе.

Музыкально-дидактическая

игра

для

детей

младшего

дошкольного

возраста

«Нам

игрушки принесли» помогает ребятам закрепить знания о музыкальных игрушках.

Игровой

материал:

Дудочка,

колокольчик,

музыкальный

молоточек,

кошка

(мягкая

игрушка), коробка. Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает

оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке

лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по

звучанию. За небольшой ширмой педагог играет на музыкальных игрушках. Дети узнают

их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным

молоточком, играет на дудке). Затем кошка передает игрушку другому (одна и та же

дудочка не передается, желательно иметь их несколько). Эта игра подводит детей к

самостоятельным действиям с музыкальными игрушками и инструментами.

5

Дети средней группы хорошо различают звучание знакомых инструментов: металлофона,

бубна, барабана, колокольчика.

Для

закрепления

знаний,

полученных

в

процессе

музыкальных

занятий,

мы

проводим музыкально-дидактическая игра «Колпачки»

Игровой

материал:

Три

красочных

бумажных

колпачка,

детские

музыкальные

инструменты: бубен, барабан, металлофон, колокольчик. Ход игры. Подгруппа детей сидит

полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты.

Воспитатель вызывает к столу ребенка, предлагает ему повернуться и отгадать, на чем он

будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Игра на музыкальных инструментах во время занятий делает их не только интересными,

но

и

открывает

широкие

возможности

к

самостоятельной

деятельности

детей.

Так,

музыкально-дидактическая

игра

в

средней

группе «Наш

оркестр»

впервые

обыгрывалась на занятии, затем была включена в сценарий праздника.

Игровой материал: Детские музыкальные игрушки и инструменты (колокольчики, бубны,

треугольники и т. д.), большая коробка. Ход игры. Педагог сообщает детям, что в детский

сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает детям

(предварительное

знакомство

с

каждым

инструментом

приводилось

на

музыкальном

занятии). Все по очереди играют на этих музыкальных инструментах так, как им хочется.

Для развития тембрового слуха в старших группах обращаемся

музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент». Дети не только определяют

знакомые

инструменты

на

слух,

но

и

закрепляют

навыки

игры,

исполняя

на

них

несложные попевки, песенки. Игру можно включать в музыкальные занятия, проводить в

свободное от занятий время, а также во время развлечений.

В

старших

группах

продолжаем

использовать

колокольчики

разного

звучания,

помогающие развивать у детей слух. Лучше если есть несколько наборов «валдайских

колокольчиков». Дети любят отгадывать, какой из колокольчиков звенит.

Один ребенок находится за ширмой и звенит одним из колокольчиков. Дети, у которых

стоят

точно

такие

же

наборы

колокольчиков,

находят

нужный

по

звучанию.

Можно

использовать и несколько колокольчиков, прикрепленных на стойку. В данном случае звук

извлекается

путем

касания

его

металлической

палочкой

(язычки

внутри

таких

колокольчиков вынимаем). Дети с удовольствием играют в музыкально-дидактическую

игру, используя попевку «Бубенчики».

Развивать слух у детей, умение внимательно слушать музыкальные произведения,

определять в них звучание хорошо знакомых музыкальных инструментов помогает :

музыкально-дидактическая

игра

«Слушаем

внимательно».

Игра

проводится

в

6

старших группах на музыкальных занятиях с целью закрепления знаний о музыкальных

инструментах, а также в часы досуга.

Игровой

материал:

Карточки

по

числу

играющих,

на

одной

половине

которых

изображены

детские

музыкальные

инструменты,

другая

половина

пустая;

фишки

и

детские музыкальные инструменты. Ход игры. Детям раздают по три-четыре карточки.

Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте

(перед

ведущим

небольшая

ширма).

Дети

определяют,

какой

инструмент

звучит,

и

закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на четыре-

шесть

квадратов,

изображаются

различные

инструменты.

Маленькими

карточками

с

такими же инструментами эти квадраты закрываются. Каждому ребенку дают по одной

большой карте и по четыре-шесть маленьких. Игра проводится так же, но только дети

закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

Закрепить игру новой песни, попевки на различных музыкальных инструментах в

подготовительной группе помогает :

музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки».

Игровой материал: Металлофон, триола, аккордеон. Ход игры. Дети сидят полукругом

перед

ширмой,

за

которой

на

столе

находятся

музыкальные

инструменты.

Ребенок-

ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте.

Дети отгадывают. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется

большее число фишек.

В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах главной задачей

является развитие гармонического слуха :

музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поет?».

Игровой материал: Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки-

картинки большого размера (для фланелеграфа с обратной стороны матрешки оклеены

фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки-картинки (для

каждого играющего), музыкальные инструменты.

В игре можно использовать другой игровой материал — три карточки с изображением

поющих детей (на первой один ребенок, на второй двое детей, на третьей трое). Ход игры.

Ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Дети

определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее

число

матрешек.

Вызванный

ребенок

выкладывает

матрешки

на

фланелеграфе

или

вставляет их в кармашки планшета. Детям надо обязательно напомнить, что они должны

брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат.

7

В

музыкально-дидактической

игре

с

другим

игровым

материалом

дети

поднимают

карточки

с

изображением

одной,

двух

или

трех

поющих

девочек

в

соответствии

с

количеством звуков.

Для закрепления знакомых песен, которые дети играют на различных музыкальных

инструментах,

мы

предлагаем

музыкально-дидактическую

игру

для

подготовительной группы

музыкально-дидактическая игра «Волшебный волчок». Игра способствует развитию

детского творчества.

Игровой

материал:

На

планшете

располагаются

иллюстрации

к

программным

произведениям по слушанию или пению, в центре вращается стрелка. Ход игры.

Вариант

1.

В

грамзаписи

или

на

фортепиано

исполняется

знакомое

детям

произведение.

Вызванный

ребенок

указывает

стрелкой

на

соответствующую

иллюстрацию, называет композитора.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни.

Ребенок

стрелкой

указывает

на

картинку,

которая

подходит

по

содержанию

к

данной мелодии.

Вариант

3.

Ребенок-ведущий

стрелкой

указывает

на

какую-либо

картинку.

Остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки, или

играют ансамблем на различных инструментах.

Детям старшего возраста можно предложить

музыкально-дидактическая игра «Какую песню играет Петя?». В ходе игры ребята

закрепляют

свои

знания

о

музыкальных

инструментах,

определяют

знакомые

песни,

сыгранные на триоле, баяне, аккордеоне, металлофоне.

Игровой

материал:На

планшете

изображен

рояль

с

вставным

кармашком,

мальчик,

играющий

на

инструменте.

На

столе

иллюстрации

к

знакомым

песням,

детские

инструменты.

Ход

игры.

Вызванный

ребенок

исполняет

на

одном

из

инструментов

знакомую песню, выученную на музыкальных или индивидуальных занятиях. Другой

ребенок находит соответствующую картинку и вставляет ее в кармашек рояля. Если ответ

правильный, все хлопают, а этот ребенок исполняет следующую мелодию на одном из

инструментов.

Еще одна интересная музыкально-дидактическая игра, в которую любят играть дети,—

музыкально-дидактическая игра «Какой инструмент у Кати?»

Игровой материал: Планшет с изображением девочки. В руках у нее футляр, крышка

которого открывается и там находится вставной кармашек. Картинки с изображением

различных детских музыкальных инструментов. Ход игры. Ведущая показывает детям

8

планшет и объясняет, что девочка Катя идет в музыкальную школу и несет инструмент, а

какой именно — дети должны будут определить на слух.

Кто-то из ребят за небольшой ширмой исполняет знакомое произведение на одном из

музыкальных

инструментов.

Ведущий

заранее

договаривается

с

ребенком,

на

каком

инструменте он будет играть, и вставляет картинку в кармашек. Ребенок отгадывает, ему

разрешают заглянуть в футляр и убедиться в правильности ответа.

Для

развития

звуковысотного

слуха

у

детей

младшего

возраста

воспитатель

предлагает музыкально-дидактическая игра «Птицы и птенчики».

Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (три-четыре большие

птицы и три-четыре птенчика). Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка

по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне до первой октавы. Дети, которые

держат больших птиц, должны выйти и поставить игрушки на нижнюю ступеньку. Затем

звучит до второй октавы, дети ставят птенчиков на верхнюю ступеньку.

музыкально-дидактическая

игра

«Музыкальное

лото»

предназначена

для

старших

дошкольников. В этой игре дети учатся играть на металлофоне, закрепляют знания по

расположению звуков.

Игровой материал: Карточки (по числу играющих), на которых нарисованы пять линеек,

металлофон. Ход игры. Ребенок-ведущий играет звукоряд на металлофоне вверх, вниз или

повторяет один звук. Дети должны выложить на карточке кружочки от первой линейки до

пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай колокольчик» для старших дошкольников

развивает у детей способность различать три звука (низкий, средний, высокий).

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки;

цветные

кружочки

(красный,

желтый,

зеленый),

которые

соответствуют

высоким,

средним, низким звукам, три колокольчика (по типу «валдайских») различного звучания.

Ход игры. Ребенок-ведущий поочередно звенит то одним, то другим колокольчиком, дети

располагают кружочки на соответствующей линейке: красный кружочек — на нижней,

если

звенит

большой

колокольчик;

желтый

на

средней,

если

звенит

средний

колокольчик; зеленый — на верхней, если звенит маленький колокольчик. Игра проводится

во вторую половину дня. (Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно

играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки на трех линейках.)

Для развития тембрового слуха можно предложить

музыкально-дидактическая игра «На чем играю?». Детям нравится эта игра, каждый

старается стать ведущим и загадывать музыкальные загадки на различных музыкальных

инструментах.

9

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на одной половине изображены детские

музыкальные

инструменты,

другая

половина

пустая;

фишки

и

детские

музыкальные

инструменты.

Ход

игры.

Детям

раздают

по

три-четыре

карточки.

Ребенок-ведущий

проигрывает

мелодию

или

ритмический

рисунок

на

каком-либо

инструменте

(перед

ведущим

небольшая

ширма).

Дети

определяют

звучание

инструмента

и

закрывают

фишкой вторую половину карточки.

Часто в сюжетно-ролевых играх дети обращаются к музыкально-дидактическим

играм, особенно тем, в которых используется детское музицирование. Нет в саду

ребенка, который бы не мечтал освоить какой-нибудь музыкальный инструмент и

играть в оркестре.

музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин» помогает им в достижении

этой цели, развивает самостоятельную деятельность.

Игровой материал: Игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинки с

иллюстрациями к знакомым песням, инструменты (металлофон, аккордеон, баян). Ход

игры. Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить.

Ребенок-продавец должен сыграть на нем несложный ритмический рисунок или мелодию

знакомой

песни

(на

роль

ведущего

выбирается

ребенок,

владеющий

этими

инструментами).

музыкально-дидактическая

игра

«Отгадай

песенку»

развивает

слух,

является

помощником в обучении детей игре на музыкальных инструментах.

Игровой материал: Карточки по числу играющих с изображением на каждой нескольких

картинок, сюжет которых соответствует изученным детьми песням и попевкам; фишки,

детские музыкальные инструменты (металлофон, триола, аккордеон). Ход игры. Ребенок

проигрывает

мелодию

песни

на

любом

музыкальном

инструменте.

Дети

определяют

песню и в зависимости от услышанной мелодии закрывают картинки фишками.

музыкально-дидактическая игра «Повтори звук» мы обыгрываем во время обучения

игре на музыкальных инструментах с подгруппой детей.

Игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков:

красный

«дан»,

зеленый

«дон»,

желтый

«динь»;

маленькие

карточки

с

изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному); металлофон. Ход игры.

Воспитатель показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на

этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его

«дан», он звучит так: дан-дан-дан (поет до первой октавы). Зеленый бубенчик звенит

немного выше, мы назовем его «дон». Он звучит так: дон-дон-дон (поет ми первой

октавы). Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и

10

звучит он так: динь-динь-динь (поет соль первой октавы)». Педагог просит детей спеть,

как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной

большой карточке. Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым

бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой

октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на

большой карточке. Для проверки ответов детей можно использовать металлофон (он сам

играет

на

металлофоне).После

этой

игры

предлагаем

ребенку

сыграть

три

звука

на

инструменте,

запомнить

расположение

их

на

пластинках

металлофона,

клавишах

аккордеона. Вначале дети играют эти звуки индивидуально, затем все вместе (три-пять

человек).

Некоторые музыкально-дидактические игры можно включать в развлечения и праздники.

Их

можно

проводить

с

детьми

всех

возрастных

групп.

Например,

музыкально-

дидактическая

игра

«Веселее

заиграй»

помогает

детям

разбудить

Снегурочку

на

новогоднем утреннике, которая ушла в свой домик за подарками и заснула.

На день рождения к детям подготовительной группы пришла бабушка-загадушка. Дети

быстро

отгадали

все

ее

загадки,

затем

она

предложила

интересную

музыкально-

дидактическую игру с матрешкой.

Успехи

музыкального

развития

дошкольников

во

многом

зависят

не

только

от

музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем

музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь

детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его

самого. Для этого мы планируем целый ряд мероприятий :

Во-первых, это индивидуальные занятия, в процессе которых воспитатели учатся

играть на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.

Во-вторых, проведение консультаций, во время которых они разучивают новые

песни, движения, отрабатывают ритмический рисунок песен.

Обязательно проводить консультации в предпраздничные дни: заниматься с ведущими,

обыгрываем различные игры, в том числе и музыкально-дидактические, которые требуют

от ведущего владения несколькими детскими музыкальными инструментами.

Только

благодаря

совместной

работе

музыкального

руководителя

и

воспитателя,

творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят

можно сделать интересной и разнообразной.

11

Литература

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском

саду: Учебное пособие / Наталья Ветлугина, Александра Кенеман. - М.; Просвещение,

1983. - 255 с.

2. Дубровская Е. А . Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных

учреждениях: Учебное пособие / Елена Дубровская. - М.; Просвещение, 1988. - 268 с.

3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста:

Учебное пособие / Ангелина Зимина. - М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

4. Фролова Н. В . Теория и методика музыкального воспитания дошкольников: Учебное

пособие: В 2 ч. Ч 1. / Наталья Фролова - Комсомольск - на - Амуре: Изд-во Амурского

гуманитарно-педагог. государст. университета, 2007. - 104 с.

12

Приложение

Приложение 1

«Волшебные звуки музыки»

13

конспект НОД в подготовительной группе

Данное занятие направлено на знакомство с музыкальными инструментами, с их

«живым» звучанием.

Цель: Ознакомление детей подготовительной группы с живым звучанием различных

музыкальных инструментов.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с живым исполнением на разных музыкальных инструментах.

Развивающие:

Продолжить развитие навыков слушания музыки.

Развивать и расширять слуховой, тембровый кругозор.

Расширять и развивать активный и пассивный словарь.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к музыке вообще, в частности к прослушиванию в живом

исполнении. Вызывать положительный эмоциональный отклик у детей.

Материал и оборудование:

1.

Интерактивная доска.

2.

Презентация «Звуки музыкальных инструментов».

3.

Музыкальные инструменты: флейта, баян, балалайка, аккордеон, гитара, гармонь.

4.

Синтезатор «Ямаха».

5.

Фотоиллюстрации.

Предварительная работа:

1.

Слушание в записи звучание различных музыкальных инструментов.

2.

Знакомство с музыкальными терминами и понятиями. ( тембр, соло, солист, дуэт,

оркестр)

3.

Знакомство иллюстрациями различных музыкальных инструментов: флейта,

гитара, балалайка, орган, рояль, баян, аккордеон, гармонь, труба.

4.

Разгадывание загадок на тему музыкальных инструментов.

5.

Разучивание песен: «Весёлый музыкант» муз. А. Филиппенко,

сл. Т. Волгиной

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети стоят возле стульчиков.

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь, ребята. Дети здороваются.

- Садитесь. А сейчас мы с вами споем «Приветственную попевку».

14

Распеваются, «будят голоса»: «Здравствуйте, ребята!» в разных тональностях.

- Ребята, какие бывают звуки? Какие звуки вы слышите вокруг себя? Например, на улице?

(Ответы детей).

- А когда вы в лесу, что мы слышим? (Ответы детей).

- Верно. Это шумовые звуки, звуки природы, бытовые звуки… Об этом мы уже говорили

на занятиях. Но мы знаем, что бывают и другие звуки.

- Какие еще бывают звуки? (Ответы детей).

- Как они получаются? (Ответы детей).

-А теперь посмотрите на экран. (Дети смотрят презентацию на интерактивной доске).

- Какие музыкальные инструменты вы увидели и услышали? (Ответы детей).

- На предыдущем занятии мы тоже разучивали песню, в которой поется о музыкальных

инструментах. Как она называется? (Ответы детей).

- Давайте её исполним. Вставайте возле стульчиков, приготовьтесь петь. Вы помните, что

мы и поем, и играем на музыкальных инструментах. (Дети встают возле стульчиков и

поют песню «Веселый музыкант» и имитируют игру на музыкальных инструментах).

- Садитесь, ребятки. Вы уже немало знаете о музыкальных инструментах. Знаете, что

может звучать один инструмент. Этот исполнитель как называется? (Ответы детей).

Одновременно дети смотрят солистов-исполнителей на интерактивной доске.

- Но могут звучать сразу много инструментов.

Коллектив музыкантов, что вместе играют.

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Как называются такие коллективы музыкантов? (Ответы детей).

- Какие оркестры вы знаете? (Ответы детей). На интерактивной доске - духовой,

симфонический оркестр, оркестр народных инструментов.

- Мы до этого слушали музыку в записи. А сегодня мы услышим живой звук. Увидим, как

играют на музыкальных инструментах. К нам в гости пришли ребята из Школы искусств.

Они будут играть на самых разных инструментах: и народных, и симфонических.

- Ребята, отгадайте загадку. Какой сейчас будет звучать инструмент?

Воспитатель читает загадку:

Осторожно возьмёшь её в руки -

И чудесные, дивные звуки. Издаёт она,

если уметь

Ей помочь свои песенки спеть:

15

Словно издали плач летит чей-то...

Это плачет поющая (ФЛЕЙТА).

(Ответы детей).

Приготовьтесь внимательно слушать. (Дети слушают звучание флейты. Аплодисменты).

- Теперь послушаем, как звучит блок-флейта. (Дети слушают исполнение)

- Какой звук у флейты? (Ответы детей).

- Послушайте ещё одну загадку.

Воспитатель читает загадку:

Звенит струна, поет струна,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют, что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым

Тот инструмент зовем (ГИТАРОЙ).

(Дети слушают гитару, по окончании аплодируют).

- А какой по характеру звук у гитары? (Ответы детей).

Воспитатель сразу читает загадку:

Я стою на трех ногах.

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? (РОЯЛЬ)

- Ваш товарищ учится играть на фортепиано или по-другому на пианино. Сейчас он

сыграет пьесу под названием «Птичка». (Дети слушают пьесу, по окончании

аплодируют).

- Ребята, а ведь у каждого из вас есть свой музыкальный инструмент и он всегда с вами.

Что это за инструмент? (Ответы детей).

- Правильно, это голос. У каждого он свой и звучит по-своему. Кто помнит, что отличает

один голос от другого, один музыкальный инструмент от другого? (Ответы детей).

- Правильно – это тембр или по-другому – окраска звука.

- Давайте поиграем в игру «Угадай по голосу». Становитесь в круг. Водящим будет

Валерия . (Дети играют и поют вместе с воспитателем).

- Садитесь, ребята!

Воспитатель сразу читает загадку:

Вот клавиши, как на рояле,

Но чтобы они заиграли,

16

Чтоб песня была неплоха,

Растягивать надо меха. (АККОРДЕОН)

- Вот сейчас мы и услышим аккордеон.

(Дети слушают пьесу, по окончании аплодируют).

- Ребята, звучание аккордеона отличается, например, от звука флейты? (Ответы детей).

- Как звучал аккордеон? (Ответы детей).

- А ну-ка, ребятки,

Еще отгадайте загадку.

Воспитатель читает загадку:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Кто такая? Отгадай-ка…

Это наша… (БАЛАЛАЙКА)

(Дети слушают и затем аплодируют).

- Понравилось, как звучит балалаечка? А вот теперь еще один очень яркий инструмент.

Воспитатель читает загадку:

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем

Весельчак, а не буян,

Голосистый мой … (БАЯН)

- Правильно, молодцы! До этого момента, ребята выступали перед нами по одному. Так

ведь?

- Сейчас перед вами выступят два баяниста. Это уже будет не соло, а……?

(Ответы детей).

- Верно, дуэт.

(Дети слушают дуэт, по окончании аплодируют).

- Прекрасно играют наши артисты. На какой инструмент похож звук баяна? (Ответы

детей).

Вы услышали баян, аккордеон. Но мы еще не услышали гармонь.

- А возьму-ка я гармошку

Поиграю-ка немножко.

17

(Беру в руки гармонь, готовлюсь сыграть)

- Ну, и вы уж не сидите,

А скорее в пляс идите!

(Играю русские плясовые наигрыши, дети вместе с воспитателем пляшут произвольно).

- Ох, как вы плясали!

Мои пальцы за вами не успевали!

- Садитесь, ребятки!

- Ребята, мне интересно знать ваше мнение:

- Какой инструмент понравился вам больше всего?

- А вы хотели бы так научиться играть?

- Может быть, кто-то из вас тоже захочет научиться играть на музыкальных инструментах,

вот так же выступать…Двери Школы искусств всегда открыты для вас. Вас там ждут

прекрасные педагоги-музыканты.

- Я подготовила для вас серию забавных картинок под названием «Кот на крышу – мыши в

пляс». Посмотрите и попутно отвечайте, где вы увидите дуэт, оркестр, солистов. Хорошо?

(Показываю на интерактивной доске смешные фотографии мышат с музыкальными

инструментами)

- Прибежал Кот, всех мышей разогнал и давай сам играть.

- Понравились вам мышата? (Ответы детей).

- В заключении, ребята, мне хочется спеть куплет песни «Как здорово, что все мы здесь,

сегодня собрались». Вы можете покачаться в такт музыке.

На этом занятие окончено. До скорой встречи, друзья!

18

19



В раздел образования