Учебно-тренировочная программа по лыжным гонкам для 1 года обучения
Автор: Никулин Иван Константинович Должность: тренер-преподаватель Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Киренского района "Гармония" Населённый пункт: г. Киренск Иркутская обл. Наименование материала: методическая разработка Тема: Учебно-тренировочная программа по лыжным гонкам для 1 года обучения Раздел: дополнительное образование
муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско - юношеский центр Киренского района «Гармония»
Согласовано:
Заведующая отделом
МАОУ ДОД ДЮЦ
«Гармония»_______
Н.Ф. Кашко
«______» 20____
Согласовано:
Заместитель директора по
УВР МАОУ ДОД ДЮЦ
«Гармония»__________
О.В. Лачугина
«______» 20____
Утверждаю :
Директор МАОУ ДОД
ДЮЦ «Гармония»
_________И.Ю. Кулебякина
«______» 20____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Лыжные гонки»
для учебно- тренировочной группы 1 года обучения
На 2013-2014 учебный год
Педагог: Никулин И.К.
Киренск
2015г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
для
учебно-тренировочной
группы
первого
года
обучения
отделения
«Лыжные
гонки»
(далее
Программа) составлена
на
основе
авторской
программы
«Лыжные
гонки»
авторы
составители Квашук
П.В.,
Бакланов
Л.Н.,
Левочкина
О.Е., программы для детско-юношеских спортивных школ и адаптирована к
условиям деятельности учреждения дополнительного образования детей.
При составлении
программы были использованы рекомендации ведущих специалистов в области лыжного
спорта, опубликованные в печати.
Актуальность
Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность
современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний,
совершенствуются функциональные возможности организма, повышается
работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут
только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой
спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети
и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в, последствии, на всю
жизнь. Продуманная и хорошо организованная учебно-тренировочная работа
способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.
Задачи и преимущественная направленность тренировки:
- укрепление здоровья;
- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- углубленное изучение основных элементов техники лыжных ходов;
- приобретение соревновательного опыта;
-
приобретение
навыков
в
организации
и
проведении
соревнований
по
общей
и
специальной физической подготовке.
Программа рассчитана на общее количество часов: 480 час.
Программа рассчитана на детей участвующих в реализации данной программы в возрасте
11-12 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 7 лет.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме тренировок по равнинной, низкой и
высокой пересеченной местности, слабой, средней, высокой интенсивности.
Режим занятий составляет 3 часа в день.
Основные показатели выполнения программных требований:
- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;
- динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными
особенностями занимающихся;
- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой;
- освоение теоретического раздела программы.
Эффективность
спортивной
тренировки
на
этапе
начальной
спортивной
специализации обусловлена рациональным сочетанием процессов овладения техникой
лыжных
ходов
и
физической
подготовки
занимающихся.
В
этот
период
наряду
с
упражнениями из различных видов спорта, спортивными и подвижными играми широко
используются
комплексы
специальных
подготовительных
упражнений
и
методы
тренировки, направленные на развитие специальной выносливости лыжника-гонщика.
Однако стремление чрезмерно увеличить объем специальных средств подготовки при-
водит
к
относительно
быстрому
росту
спортивных
результатов,
что
в
дальнейшем
отрицательно отражается на становлении спортивного мастерства.
Преобладающей
тенденцией
динамики
нагрузок
на
этапе
начальной
спортивной
специализации должно быть увеличение объема без форсирования общей интенсивности
тренировки.
Основной формой подведения итогов реализации программы является тестирование по
общей, специальной и технической подготовке, участие в соревнованиях разного уровня:
городских, районных, областных.
Климатические условия, материальная база, тренажерные и восстановительные средства
могут служить основанием для корректировки данной программы.
Учебный план на 40 недель учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам
Виды подготовки
УТГ
1-й
Теоретическая
20
Общая физическая
260
Специальная физическая
100
Техническая
50
У ч а с т и е
в
с о р е в н о в а н и я х
(интегральная подготовка)
28
Восстановительные мероприятия
16
Инструкторская и судейская практика
Контрольные испытания
Медицинское обследование
6
Всего часов за 40 недель
480
1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Допустимые объемы основных средств подготовки
Показатели
Юноши
Девушки
Год обучения
1-й
1-й
Общий объем циклической нагрузки, км
2100-2500
1800-2100
Объем лыжной подготовки, км
700-900
600-700
Объем лыжероллерной подготовки, км
300-400
200-300
Объем бега, ходьбы, имитации, км
1100-1200
1000-1100
Классификация интенсивности тренировочных
нагрузок юных лыжников-гонщиков на этапе
начальной спортивной специализации
Зона
интенсив-
ности
Интенсивность
нагрузки
%
о т
соревновательной
скорости
ЧСС,
уд./мин
La,
мМоль/л
IV
Максимальная
> 106
>190
>13
III
Высокая
91 - 105
179 - 189
8 - 12
II
Средняя
76 - 90
151 - 178
4 - 7
I
Низкая
<75
<150
<3
План-схема построения тренировочных нагрузок в годичном цикле
подготовки лыжников-гонщиков 1-го года обучения на УТЭ
Средства подготовки
Подготовительный период
Соревновательный
период
Всего
за год
Месяцы года
V
VI
VII VIII IX X
XI
XII I
II
III
IV
Тренировочных дней
12
16
18
20
16
14
16
18
16
16
16
12
190
Тренировок
12
18
22
24
16
14
16
18
16
16
16
12
200
Бег, ходьба
I зона, км
74
110 110 100
70
50
35
35
30
28
30
20
692
Бег
II зона, км
30
43
55
68
65
60
47
-
-
-
-
15
383
III зона, км
4
5
5
9
16
8
4
53
IV зона, км
-
4
6
8
4
4
4
30
Имитация, прыжки, км
2
2
3
5
5
5
-
22
Всего
110 165 180 190
160 127 90
35
30
28
30
35
1180
Лыжероллеры
I зона, км
-
20
40
40
20
37
10
-
167
II зона, км
-
-
20
32
27
30
20
-
129
III зона, км
-
-
-
3
3
3
-
-
9
Всего
-
20
60
75
50
70
30
-
305
Лыжи I зона, км
20
100 130
76
66
-
203
II зона, км
20
100 130
76
66
-
392
III зона, км
-
10
22
28
32
-
92
IV зона, км
-
5
8
10
5
-
28
Всего
40
165 205
160
145
-
715
Общий объем
110 185 240 265
210 197 160 200 235
188
175
35
2200
Спортивные игры, ч
10
10
10
10
8
6
6
10
6
6
8
15
105
2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основной задачей технической подготовки на этапе начальной спортивной специализации
является
формирование
рациональной
временной,
пространственной
и
динамической
структуры движений.
Особое
значение
имеет
углубленное
изучение
и
совершенствование
элементов
классического
хода
(обучение
подседанию,
отталкиванию,
махам
руками
и
ногами,
активной
постановке
палок),
конькового
хода
(обучение
маховому
выносу
ноги
и
постановки
ее
на
опору,
подседанию
на
опорной
ноге
и
отталкиванию
боковым
скользящим упором, ударной постановке палок и финальному усилию при отталкивании
руками)
и
формирование
целесообразного
ритма
двигательных
действий
при
передвижении классическими и коньковыми ходами.
С этой целью применяется широкий круг традиционных методов и средств, направленных
на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых
ходов, создание целостной картины двигательного действия и объединение его частей в
единое целое.
На
стадии
формирования
совершенного
двигательного
навыка,
помимо
свободного
передвижения
классическими
и
коньковыми
лыжными
ходами,
на
тренировках
и
в
соревнованиях
применяются
разнообразные
методические
приемы,
например
лидирование - для формирования скоростной техники, создание облегченных условий для
отработки отдельных элементов и деталей, а также затрудненных условий для закрепления
и совершенствования основных технических действий при передвижении классическими
и коньковыми лыжными ходами.
3. КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И СОРЕВНОВАНИЯ
Обучающиеся 1-го года обучения на УТЭ в течение сезона должны принять участие в 7-8
стартах на дистанциях 1-5 км.
Контрольные нормативы по общей и специальной
физической подготовке для лыжников-гонщиков
1 – года обучения на УТЭ
Контрольные упражнения
Юноши
Девушки
Год обучения
1-й
1-й
Бег 60 м, с
-
10.8
Бег 100 м, с
15.3
-
Прыжок в длину с места, см
190
167
Бег 800 м; мин, с
-
3.35
Бег 1000 м; мин, с
3.45
-
Кросс 2 км; мин, с
-
-
Кросс 3 км; мин, с
-
-
Лыжи классический стиль
3 км; мин, с
-
15.20
5 км; мин, с
21.00
24.00
10 км; мин, с
44.00
-
Лыжи, свободный стиль
3 км; мин, с
-
14.30
5 км; мин, с
20.00
23.30
10 км; мин, с
42.00
-
4. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тематический план
теоретической подготовки на этапе начальной
спортивной специализации, ч
№ п/п
Тема
Год обучения
1-й
1.
Лыжные гонки в мире, России, ДЮСШ
2
2.
Спорт и здоровье
2
3.
Лыжный инвентарь, мази и парафины
6
4.
Основы техники лыжных ходов
8
5.
Правила соревнований по лыжным гонкам
2
Итого
20
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
1. Лыжные гонки в мире, России, ДЮСШ.
Лыжные гонки в программе Олимпийских игр. Чемпионаты мира и Европы по лыжным
гонкам.
Результаты
выступлений
российских
лыжников
на
международной
арене.
Всероссийские,
региональные,
городские
соревнования
юных
лыжников-гонщиков.
История спортивной школы, достижения и традиции.
2. Спорт и здоровье.
Задачи и порядок прохождения медицинского контроля. Поведение, техника безопасности,
оказание первой помощи при травмах, потертостях и обморожениях. Питание спортсмена.
Личная
гигиена.
Особенности
одежды
лыжника
в
различных
погодных
условиях.
Самоконтроль
и
ведение
дневника.
Понятие
об
утомлении,
восстановлении,
тренированности.
3. Лыжный инвентарь, мази и парафины.
Выбор лыж, подготовка к эксплуатации, уход и хранение. Снаряжение лыжника, подгонка
инвентаря,
мелкий
ремонт,
подготовка
инвентаря
к
соревнованиям.
Классификация
лыжных мазей и парафинов. Особенности их применения и хранения.
4. Основы техники лыжных ходов.
Значение
рациональной
техники
в
достижении
высоко:
спортивного
результата.
Классификация
классических
лыжных
ходов.
Фазовый
состав
и
структура
движений
попеременной двухшажного и одновременных лыжных ходов. Типичные ошибки при
передвижении
классическими
лыжными
ходами.
Классификация
коньковых
лыжных
ходов. Фазовый состав структура движений.
5. Правила соревнований по лыжным гонкам.
Деление участников по возрасту и полу. Права и обязанности участников соревнований.
Правила поведения на старте. Правил прохождения дистанции лыжных гонок. Финиш.
Определение времени и результатов индивидуальных гонок.
5. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Работа по привитию инструкторских и судейских навыков проводится в учебно-тренировочных
группах
согласно
типовому
учебному
плану.
Работа
проводится
в
форме
бесед,
семинаров,
практических занятий и самостоятельного обслуживания соревнований.
Обязанности и права участников соревнований. Общие обязанности судей. Обязанности главного
судьи, заместителя главного судьи, главного секретаря и его заместителей, судей на старте, судей
на финише, контролеров. Оформление места старта, финиша, зоны передачи эстафеты. Подготовка
трассы лыжных гонок.
Составление комплексов упражнений для подготовительной, основной и заключительной частей
занятия, разминки перед соревнованиями.
Составление планов-конспектов тренировочных занятий по физической и технической подготовке
для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп 1-го года обучения.
Проведение учебно-тренировочных занятий в группах начальной подготовки и УТГ 1-го года
обучения. Проведение занятий по лыжной подготовке в общеобразовательной школе.
Судейство
соревнований
по
лыжным
гонкам
в
спортивной
школе,
помощь
в
организации
и
проведении соревнований по лыжным гонкам в общеобразовательных школах района, города.
Выполнение
обязанностей
судьи
на
старте
и
финише,
начальника
дистанции,
контролера,
секретаря.
6. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И МЕРОПРИЯТИЯ
Восстановление
спортивной
работоспособности
и
нормального
функционирования
организма
после тренировочных и соревновательных нагрузок - неотъемлемая составная часть системы
подготовки и высококвалифицированных, и юных спортсменов. Выбор средств восстановления
определяется возрастом, квалификацией, индивидуальными особенностями спортсменов, этапом
подготовки,
задачами
тренировочного
процесса,
характером
и
особенностями
построения
тренировочных нагрузок.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Верхошанский
Ю.В. Основы
специальной
физической
подготовки
спортсменов.
-
М.:
Физкультура и спорт, 1988.
Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
Детская спортивная медицина: Руководство для врачей / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В.
Хрущева. 2-е изд. - М.: Медицина,
1991.
Евстратов
В.Д.,
Виролайнен
П.М.,
Чукардин
Г.Б, Коньковый
ход?
Не
только...
-
М.:
Физкультура и спорт, 1988.
Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
Лыжный
спорт
/
Под
ред.
В.Д.
Евстратова,
Г.Б.
Чукардина,
Б.
И.
Сергеева.
-
М.:
Физкультура и спорт, 1989.
Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа, 1979.
Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
10. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.
11.
Основы
управления
подготовкой
юных
спортсменов/
Под
общ.
ред.
М.Я.
Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
12. Поварницин АЛ. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт,
1976.
13. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999.
14. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.
Шустина. - М.: Издательство «СААМ», 1995.
15. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт,
1980.
Учебный план-график
Темы занятий
Всего в год
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
июль
август
1.
Теоретическая подготовка
20
1.1.
Лыжные гонки в мире, России,
ДЮСШ
2
1
1
1.2.
Спорт и здоровье
2
1
1
1.3.
Лыжный
инвентарь,
мази
и
парафины
6
2
2
2
1.4. Правила соревнований по лыжным
гонкам
2
1
1
1.5 Основы техники лыжных ходов
8
1
1
1
2
1
1
1
2.Общая физическая подготовка
260
2.1. Общеразвивающие упражнения
21
10
3
3
15
8
10
26
28
27
2.2. Занятия другими видами спорта
17
5
4
3
11
7
6
20
18
18
3.