Напоминание

"Логико-математические игры как средство активизации обучения математике старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Рагимова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125 "
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Логико-математические игры как средство активизации обучения математике старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логико-математические игры как средство активизации обучения математике

старших дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ

Рагимова Евгения Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для

получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе.

И

важнейшим

среди

этих

навыков

является

навык

логического

мышления,

способность

«действовать

в

уме».

Ребенку,

не

овладевшему

приемами

логического

мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений

потребуют больших затрат времени и сил.

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий

формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления:

наглядно-действенное

наглядно-образное

словесно-логическое

Наглядно-действенное мышление

– это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается

взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех

сторон. Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно

«разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что

можно

сделать

с

этим?

Поэтому

так

опасно

увлечение

новомодными

методиками,

предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или

основы аналитического мышления. Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его

в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду,

вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой «помощи» маме иногда приходится больше

убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего

детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее. И для

освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше

совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая

1

детали

специальной

«развивающей»

игры.

Также

полезно

возиться

с

различными

субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома,

без

всяких

специальных

занятий

разные

крупы,

лоскутки

тряпочек,

посуда

и

всевозможные обычные бытовые вещи. В плане творческого развития ребенок сейчас

проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу

и пока не ожидать никаких «поделок» и любых других результатов.

Наглядно-образное мышление

второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет.

Ребенок

уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему

плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в

руки

его

мозг

накопил

много

сведений

от

различных

каналов

восприятия.

Дети

постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре

ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить

себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой

ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было

необходимо

взять

предмет

в

руки

и

взаимодействовать

с

ним,

сейчас

достаточно

представить

его.

В

этот

период

ребенок

активно

оперирует

образами

не

только

воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке

«оказывается» ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не

приучать

ребенка

к

использованию

готовых

схем,

не

насаждать

собственные

представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные,

новые

образы

служат

залогом

развития

интеллектуальных

способностей

ведь

мышление

образное,

чем

лучше

ребенок

придумывает

свои

образы,

тем

лучше

развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от

того,

насколько

полно

развивается

образное

мышление,

зависит

его

работа

и

на

следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не

умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком,

палочками,

камушками

и

т.п.)

и

не

любит

заниматься

творчеством!

В

творческой

деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации

с известными предметами. Очень опасно в этот период «обучать» ребенка заданным

образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т.п. Это мешает ему

создавать собственные образы, то есть, мыслить.

Словесно-логическое мышление

В

период

раннего

и

дошкольного

детства

ребенок

впитывает

звуки,

образы,

запахи,

двигательные

и

тактильные

ощущения.

Затем

происходит

осмысление

накопленного

2

материала,

переработка

поступившей

информации.

К

концу

дошкольного

периода

у

ребенка

хорошо

развита

речь,

он

уже

владеет

абстрактными

понятиями

и

может

самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на

следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь

позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию,

полученную

с

помощью

органов

чувств.

Ребенок

самостоятельно

определяет

существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему

категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети

способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не

кажется

им

крошечным).

У

них

формируются

причинно-следственные

связи,

общие

характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на

образы. Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным

словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника

искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его

мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо

противоположный.

Предельно

схематическое,

слабое

мышление,

формализм

и

безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу

«раннего развития», как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том

возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не

давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо

вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая

из них даст ему все, что возможно только в определенный период.

В старшем дошкольном возрасте у детей сильна потребность в игре, поэтому воспитатели

детского

сада

включают

ее

в

уроки

математики.

Игра

делает

уроки

эмоционально

насыщенными,

вносит

бодрый

настрой

в

детский

коллектив,

помогает

эстетически

воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности

детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к

процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют

свои силы, развивают способности и умения.

С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать

полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

3

Рисунок 1 «Типы дидактических игр»

Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся

знаний в мыслительных операциях:

находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;

сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным

признакам,

делать правильные выводы.

В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при

общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать

свои утверждения, доводы.

Выделяют следующую структуру обучающей игры, которая включает основные элементы,

характерные для подлинной дидактической игры: дидактическую задачу, игровые

действия, правила, результат.

Дидактические задачи:

всегда разрабатываются взрослыми;

они направлены на формирование принципиально новых знаний и развитие

логических структур мышления;

усложняются на каждом новом этапе;

тесно связаны с игровыми действиями и правилами;

представляются

через

игровую

задачу

и

о сознаются

детьми.

Правила

строго

зафиксированы,

определяют

способ,

порядок,

последовательность

4

действий по правилу. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные

игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные

знания, умения и навыки.

Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение

ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так,

чтобы в них:

во-первых,

в

качестве

способа

выполнения

игровых

действий

возникала

объективная необходимость в практическом применении счета;

во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и

предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы

детей.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи,

упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических

операций и действий. С целью развития мышления детей используют различные виды

несложных задач и упражнений :

на нахождение пропущенной фигуры

продолжение ряда фигур

на поиск чисел,

недостающих в ряду фигур (нахождение закономерностей, лежащих в основе

выбора этой фигуры и т. д.)

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого

происходит формирование у детей правильного мышления. Когда говорят о логическом

мышлении, то имеют в виду мышление, по содержанию находящееся в полном

соответствии с объективной реальностью. Логические упражнения позволяют на

доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить

правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и

правил логики. Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют

вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить

несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому

они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной

деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса

старших дошкольников.

В логико-математических играх и упражнениях используются специальный

структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и

5

отношения между ними.

Специально структурированный материал:

Геометрические формы (обручи, геометрические блоки)

схемы;

схемы-правила (цепочки фигур);

схемы функции (вычислительные машины);

схемы операции (шахматная доска).

Вследствие

того,

что

логические

упражнения

представляют

собой

упражнения

в

мыслительной деятельности, а мышление старших дошкольников в основном конкретное,

образное,

то

на

уроках

я

применяю

наглядность.

В

зависимости

от

особенностей

упражнений в качестве наглядности применяют рисунки, чертежи, краткие условия задач,

записи терминов-понятий.

Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью самих

задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение

детей

пустыми

забавами,

а

занимательность

содержания

математических

заданий.

Педагогически

оправданная

занимательность

имеет

целью

привлечь

внимание

детей,

усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом

смысле

всегда

несет

элементы

остроумия,

игрового

настроя,

праздничности.

Юмор

должен быть доступен пониманию детей. Атмосфера легкого юмора создается путем

включения в занятия задач-рассказов, заданий героев веселых детских сказок, включения

задач-шуток,

путем

создания

игровых

ситуаций

и

веселых

соревнований. Народные

загадки

всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В

загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают

и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по

некоторым

его

признакам.

Признаки

могут

быть

разными.

Они

характеризуют

как

качественную, так и количественную сторону предмета.

Для

уроков

математики

подбираются

такие

загадки,

в

которых

главным

образом

по

количе ственным

признакам

наряду

с

другими

находится

сам

п р ед м е т.

В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным

пособием

являются

логические

блоки,

разработанные

венгерским

психологом

и

математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки

детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических

фигур,

который

состоит

из

48

объёмных

фигур,

различающихся

по

форме

(круги,

квадраты,

прямоугольники,

треугольники),

по

цвету

(жёлтые,

синие,

красные),

размеру(большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкие).То есть, каждая фигура

6

характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе

даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В своей практике воспитатели

детских садов используют в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплекс

игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами

игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать.

Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями,

к

ним

относятся:

выявление

свойств,

их

сравнение,

классификация,

обобщение,

к о д и р о в а н и е

и

д е к о д и р о в а н и е ,

а

т а к

ж е

л о г и ч е с к и е

о п е р а ц и и .

Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры

мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о

ч и с л а х

и

г е ом е т р и ч е с к и х

ф и г у р а х ,

п р о с т р а н с т в е н н у ю

о р и е н т а ц и ю .

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и

абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать,

классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают

умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по

двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько

позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.)

и по четырём свойствам(цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое

мышление детей.

В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с

учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному

ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой

формы (оперирование одним свойством), другому - чтобы рядом не было одинаковых по

форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня

развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки

разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме,

цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур.

Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства

от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. С логическими

блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает,

прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает. Итак, играя с блоками, ребёнок

приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От

игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с

конкретным материалом

7

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по

математике в старшей группе в основном используются в комплексе. Пятилетние дети

способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в

соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную

активность.

Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того,

чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое,

научиться новому. Например, педагог спрашивает: «Как узнать, на сколько длина стола

больше его ширины? » Известный детям прием приложения применить нельзя. Педагог

показывает им новый способ сравнения длин с помощью мерки .Побудительным мотивом

к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу

(подобрать пару, изготовить прямоугольник, равный данному, выяснить, каких предметов

больше, и др.).

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также

ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.). Закрепление и

уточнение знаний, способов действий в ряде случаев осуществляется предложением детям

задач, в содержании которых отражаются близкие, понятные им ситуации. Так, они

выясняют, какой длины шнурки у ботинок и полуботинок, подбирают ремешок к часам и

пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу

мысли, прочное усвоение знаний.

В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их

характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки,

вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными

изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными. С

середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры »,

«числовая лесенка », «схема пути » (картинки, на которых в определенной

последовательности размещены изображения предметов). Наглядной опорой начинают

служить «заместители »реальных предметов. Отсутствующие в данный момент предметы

педагог представляет моделями геометрических фигур. Например, дети угадывают, кого в

трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики обозначены большими

треугольниками, а девочки - маленькими. Опыт показывает, что дети легко принимают

такую абстрактную наглядность. Наглядность активизирует детей и служит опорой

произвольной памяти, поэтому в отдельных случаях моделируются явления, не имеющие

наглядной формы. Например, дни недели условно обозначают разноцветными фишками.

Это помогает детям установить порядковые отношения между днями недели и запомнить

8

их последовательность.

В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и

пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он

учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы.

Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности

и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи:

«Как еще можно сделать? Проверить? Сказать? ».

Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе

работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребенка, что,

как и почему он делает; один ребенок может выполнять в это время задание у доски и

пояснять свои действия. Сопровождение действия речью позволяет детям его осмыслить.

После выполнения любого задания следует опрос. Дети отчитываются, что и как они

делали и что получилось в результате.

По мере накопления умения выполнять те или иные действия ребенку можно предложить

сначала высказать предположение, что и как надо сделать (построить ряд предметов,

сгруппировать их и пр.), а потом выполнить практическое действие. Так учат детей

планировать способы и порядок выполнения задания. Усвоение правильных оборотов речи

обеспечивается многократным их повторением в связи с выполнением разных вариантов

заданий одного типа.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в

основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот! », «Кто быстрее

назовет? », «Что длиннее (короче)? » и др.

Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют

проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания

интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и

соревнования: «Кто быстрее найдет (принесет, назовет)? » и т. д.

Поэтому обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться

через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства.

Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного

процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как

основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям,

дидактическим, развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям;

экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической

деятельности.

9

Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать

новые навыки, умения, развивать умственные способности.

Литература

1.

Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для

организации занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Ювента, 2006.

2. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. – М.:

Мозаика-Синтез, 2007.

3. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. – М.:

МЦНМО, МИОО, 2006.

4. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых

уроков. – СПб.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.

5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.:

Детство-Пресс, 2007.

6. Шалаева Г. Математика для маленьких гениев дома и в детском саду. – М.: АСТ, Слово,

2009.

10

ПРИЛОЖЕНИЕ

11

Приложение 1

Сказка «В царстве блоков»

Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.

Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять,

абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.

Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный).

Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё

царство.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой,

толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый

прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем

блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое

детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники).

И вот однажды…»

Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с

темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)

В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного

материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в

дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

ИГРЫ С ОБРУЧАМИ

Игра «Космический корабль»

Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из

ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки

Дьенеша.

Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём

признакам, развитие логического мышления, внимания.

Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета.

С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета)

определяется условие для каждого из обручей.

12

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом

все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.

Варианты игры:

Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч,

условия в обручах равнозначные по сложности.

Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или

условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.

Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как

одинакового, так и разного уровня сложности.

Уровень сложности:

Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма,

размер, толщина).

Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера,

формы и толщины и т.п.

Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.

Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Варианты игр по темам

№ Название

игры

Назначение

обручей

Замещение

предмета

Игровое

действие

Дополнительный

материал

1

Садовники

клумбы

цветы

Посадка

рассады

Стихи, загадки по теме

2

Космос

Ловушки для

сбора

Космический

мусор

Сбор

мусора

Стихи, загадки по теме

3

Рыбалка

Ёмкости для

рыбы

Рыба

Лов рыбы

Стихи, загадки по теме

4

Город

Район

Дома

Застройка

районов

Стихи, загадки по теме

5

Транспорт

Вагоны

поезда,

грузовые

машины

Груз

Погрузка

груза

Прямоугольник из

картона, ковролина -

изображение паровоза

6

Урожай

корзины

Грибы, ягоды,

овощи,

фрукты

Сбор

урожая

Стихи, загадки по теме

13

Игры с обручами с пресечением областей

Рекомендация: В первой игре с пересечением областей сначала можно положить обручи

отдельно, без пересечения. Определить условия для каждого обруча. Например, в одном

желтые, а другом круглые. Возникнет ситуация, когда круглый желтый блок можно

положить как в один, так и в другой обруч. Если дети сами не догадаются, предложить им

решить проблему, надвинув один обруч на другой.

Игра «Садовники»

Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или

логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.

Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём

признакам, развитие логического мышления, внимания. Определение областей

пересечения.

Описание игры: обручи раскладываются на полу. С помощью карточек с символами

свойств или логических кубиков определяется условие для каждого из обручей,

необходимо использовать разные свойства, для того чтобы создать возможность для

пересечения областей обручей.

Правила: Дети превращаются в садовников, которые решили посадить красивые цветы на

клумбах. Дети по очереди подбрасывают кубики с разными свойствами и определяют,

какие цветы будут расти на клумбе. Когда клумба заполнена, проверяем правильность

заполнения, всех областей, называя их свойства. А затем наши цветы могут

познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на

клумбу, свои цветочные истории...

Уровень сложности:

Простой: одно пересечение - используются два обруча, и условие задают два свойства

(цвет и форма, или цвет и величина и т.д.).

Средний: 2-3 пересечения - используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств

(цвет, форма, размер, величина и т.д.).

14

Высокий: три обруча с общей областью пересечения.

Варианты игр по темам

№ Название игры

Замещение предмета

Игровое действие

1

Олимпийские кольца

Огоньки

Зажигание олимпийских колец

2

Волшебный цветок

Лепестки

Раскрашивание лепестков

3

Гусеница

Пятнышки

Украшение гусеницы

4

Кондитерская

фабрика

Конфеты

Раскладывание конфет

Игра «Угощение»

Материал: 9 изображений медвежат, любимые игрушки, карточки со знаками символами

свойств, блоки Дьенеша.

Цель игры: развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам,

понимание слов: "разные", "одинаковые", проводить логическую операцию «не», умение

взаимодействовать.

Описание игры:

Вариант1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши

медвежата сладкоежки и очень любят печенье. Угощают вдвоём одного мишку по очереди.

Печенье в левой и правой лапах должны отличаться. Сначала, угощает первый ребёнок,

другой должен выбрать угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. Затем второй

угощает мишку, а первый выбирает угощение, отличающееся хотя бы одним свойством. В

конце игры подсчитаем, сколько раз угостили медвежат, сколько желтого (квадратного и

т.п.) «печенья» получил медвежонок.

Уровень сложности:

Простой: «печенье» должно отличаться только одним свойством.

Средний: «печенье» должно отличаться только 2 свойствами.

Высокий: «печенье» должно отличаться только всеми свойствами.

15

Вариант 2. Каждый ребёнок угощает свою любимую игрушку. Ведущий определяет с

помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цифр), какое

печенье дать игрушке в правую руку, а ребёнок по условию подбирает угощение для левой

руки.

Вариант3. Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением.

Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые

фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц

получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы».

Уровень сложности:

Определяется количеством свойств.

Рекомендации для родителей: дома можно проиграть аналогичную игру «Подарки».

Придумывать «подарки» для кого-либо (мамы, папы и т.д.), которые будут отличаться:

• по цвету (красные розы – белые лилии),

• своим свойствам (деревянная ложка - фарфоровая чашка),

• предназначению (резиновые сапоги – резиновые шины).

Игра «Художники» (Давайте вместе поиграем)

Материал:

• «Эскизы картин»- листы большого цветного картона

• дополнительные детали из картона для составления композиции картины ;

• набор блоков

Цель игры:

• развитие умения анализировать форму предметов

• развитие умения сравнивать по их свойствам

• развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения

(композиции).

Описание игры:

Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу

несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей

картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)-

выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок.

Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2

головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.

В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают

16

выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на

картине.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы угадать на

ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все

круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные,

треугольные.

«Что лишнее?»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине,

толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложит на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур

лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

«Найди клад»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,

толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не

видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.).

Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или

«нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает

вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и

толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине,

толщине .Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно

запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры

меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

17

«Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных

фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с

середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором

будет присутствовать один признак предыдущего блока.

Игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.

Материал: Блоки Дьенеша.

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки

делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно

пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой

формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

18



В раздел образования