Напоминание

"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста"


Автор: Голубева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова"
Населённый пункт: города Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Голубева И.А.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 2055 имени Героев Советского Союза

Анатолия Живова и Юрия Костикова"

Индивидуальность

человека

проявляется

не

только

в

его

физическом

и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему.

Самому

человеку

это

отношение

представлено

в

его

эмоциональных

реакциях

и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции

и

состояния

способствует

реализации

человеком

своей

индивидуальности

и тем самым — развитию его творческого потенциала.

Проблема

развития

творческого

потенциала

для

детей

дошкольного

возраста

предусматривает углубленное изучение и разработку возрастным особенностям детей

методов диагностики и средств их развития.

В

процессе

развития

творческого

потенциала

в

условиях

дошкольной

образовательной организации следует рассмотреть следующие задачи:

1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного,

эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации

творческого

потенциала

посредством

освоения

способов

познания

и

регуляции

собственного состояния.

2.

Способствовать

развитию

у

дошкольников

целевых

ориентиров

как

социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на

этапе завершения уровня дошкольного образования.

3. Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики,

развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста

4.

Внедрить

алгоритм

организации

преемственности

развития

и

реализации

творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс

в

условиях

принятия

педагогами

и

воспитателями

возрастных

групп

общих

целей,

использования единых инструментариев.

Основное

внимание

целесообразно

обратить

на

создание

программ

в дошкольной образовательной организации индивидуального развития детей.

Составление

индивидуальных

программ

развития

детей

осуществляется

путем

анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и

продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется

посредством диагностических заданий.

Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить

особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить

необходимые

способы

оказания

помощи

отдельным

детям

по

каждому

разделу

п р о г р а м м ы .

В том числе, проведение и использование в практике результатов диагностики дает

возможности

педагогам

работать

с

опорой

на

знание

индивидуальных

возможностей

каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих

занятий.

В

качестве

примера

можно

отметить,

что

для

развития

познавательной

деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста

используются следующие виды работ: на занятиях по ознакомлению с художественной

литературой, начиная со 2-й младшей группы, дети не только слушают произведения, но и

составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по

рекомендации педагога.

Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может

раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен

постараться передать характер героя, его отношение к другим.

По окончании игры-драматизации педагог предложит детям оценить игру актеров.

Можно привести еще несколько вариантов заданий: прочитать детям сказку, опустив при

этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к

д а н н о м у

п р о и з в е д е н и ю

с х е м у

и з

п р е д л о ж е н н ы х

в а р и а н т о в

и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.

В

4

года

задания

усложняются

дети

вполне

могут

нарисовать

героев

и

средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса —

р

ы

ж

а

я

,

Баба Яга — черная).

Проявление и развитие творческих способностей наблюдается также и на занятиях

по конструированию: ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных

произведений,

выбор

деталей

для

постройки

осуществляет

самостоятельно;

конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой

эпизод сказки ему удалось отобразить; конструирование по готовой схеме или образцу

постройки; конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и

действовать

согласно

собственному

замыслу,

учитывая

пожелания

каждого

участника

группы. На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства:

кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или

иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение.

Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей.

Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена

растений, фетр и др.), ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования

работ предлагаем дополнительные элементы.

На занятиях по лепке для развития детского творчества предлагаем следующее:

лепка по собственному замыслу; лепка на форме; предлагается, к примеру, различный

материал (глина, пластилин, тесто); используется техника «пластилинография».

Также

в

возрастных

группах

к

примеру,

организовать

уголки

творчества,

где

ребенок

сам

выбирает,

с

каким

материалом

он

хочет

поработать,

чтобы

воплотить

з

а

д

у

м

а

н

н

о

е

.

Дети

в

свободное

время

и

на

занятиях

с

воспитателем

могут

совершать

маленькие

открытия,

делать

свои

выводы

(аппликации:

«Салфеточки

для

фигурок-человечков»,

«Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска

воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).

Обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях

способствует не только реализации основного содержания, направленного на обеспечение

стандарта дошкольного образования, но и на дополнительное образование.

С учетом изложенного, считаю необходимым отметить и то, что педагоги должны

творчески подходить к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои

усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного

педагогического

процесса,

обеспечивающего

развитие

ребенка,

пытаться

объективно

оценивать свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и

адаптировать

их

опыт,

преобразуя

предметно-развивающую

образовательную

среду,

осваивать

инновационные

педагогические

технологии,

стремятся

к

созданию

в

дошкольной

образовательной

организации

единого

пространства

общения

детей,

родителей и педагогов.

Литература:

1. Морозова И. С., «Дошкольное детство: становление личности», сборник научных

статей под ред. Морозовой И.С., Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 28 с.

2. Морозова

И.С.,

Григорьева

О.Ф.,

« В о з р а с т н о - п с и хо л о г и ч е с к и е

и

организационно-методические

детерминанты

развития

дошкольников»,

сборник

научных

статей

под

ред.

Морозовой

И.С.,

Григорьевой

О.Ф.,

Кемерово:

Изд-во

КРИПКиПРО, 2016. — 38–47 с.

3.

Морозова

И.С.,

Григорьева

О.Ф.,

«Программа

развития

интеллектуальных

способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной

деятельности

организации»,

учебно-методическое

пособие,

Кемерово:

Изд-во

КРИПКиПРО, 2016. – 43 – 46 с.

4.

Мухина

В.С.,

«Психолого-педагогическое

сопровождение

дошкольников

с

различным

уровнем

проявления

одаренности

в

условиях

учреждения

дошкольного

образования», учебно-методический комплект: в четырех частях, часть 3, Кемерово: Изд-

во КРИПКиПРО, 2014. — 67 с.

5.

Абрамова

Я.

А.,

Соловьева

Ю.

А.,

Ухинова

Л.

Н.

«Развитие

творческого

потенциала

детей

дошкольного

возраста

в

условиях

дошкольной

образовательной

организации», Краснодар: Новация, 2018. - 15-17 с.

6. Абрамова Я. А., Соловьева Ю. А., Ухинова Л. Н., «Образование: прошлое,

настоящее и будущее», материалы IV Междунар. науч. конф., г. Краснодар, февраль 2018

г.. — Краснодар: Новация, 2018. — 29-41 с.



В раздел образования