Автор: Голубева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова"
Населённый пункт: города Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Голубева И.А.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы "Школа № 2055 имени Героев Советского Союза
Анатолия Живова и Юрия Костикова"
Индивидуальность
человека
проявляется
не
только
в
его
физическом
и интеллектуальном своеобразии, но и в его субъективном отношении к окружающему.
Самому
человеку
это
отношение
представлено
в
его
эмоциональных
реакциях
и состояниях. Поэтому возможность адекватно выразить свои эмоциональные реакции
и
состояния
способствует
реализации
человеком
своей
индивидуальности
и тем самым — развитию его творческого потенциала.
Проблема
развития
творческого
потенциала
для
детей
дошкольного
возраста
предусматривает углубленное изучение и разработку возрастным особенностям детей
методов диагностики и средств их развития.
В
процессе
развития
творческого
потенциала
в
условиях
дошкольной
образовательной организации следует рассмотреть следующие задачи:
1. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного,
эмоционального и физического развития личности, развития ее способностей, реализации
творческого
потенциала
посредством
освоения
способов
познания
и
регуляции
собственного состояния.
2.
Способствовать
развитию
у
дошкольников
целевых
ориентиров
как
социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
3. Разработать и апробировать методическое обеспечение процесса диагностики,
развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста
4.
Внедрить
алгоритм
организации
преемственности
развития
и
реализации
творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс
в
условиях
принятия
педагогами
и
воспитателями
возрастных
групп
общих
целей,
использования единых инструментариев.
Основное
внимание
целесообразно
обратить
на
создание
программ
в дошкольной образовательной организации индивидуального развития детей.
Составление
индивидуальных
программ
развития
детей
осуществляется
путем
анализа результатов диагностики уровня физического, психического развития детей и
продвижения детей в освоении программы. Педагогическая диагностика осуществляется
посредством диагностических заданий.
Анализ полученных результатов позволяет педагогическому коллективу выявить
особенности прохождения программы группой в целом и отдельными детьми, наметить
необходимые
способы
оказания
помощи
отдельным
детям
по
каждому
разделу
п р о г р а м м ы .
В том числе, проведение и использование в практике результатов диагностики дает
возможности
педагогам
работать
с
опорой
на
знание
индивидуальных
возможностей
каждого ребенка по различным видам деятельности и различным видам развивающих
занятий.
В
качестве
примера
можно
отметить,
что
для
развития
познавательной
деятельности, творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста
используются следующие виды работ: на занятиях по ознакомлению с художественной
литературой, начиная со 2-й младшей группы, дети не только слушают произведения, но и
составляют свои рассказы с опорой на заместители, которые могут придумать сами или по
рекомендации педагога.
Прочитав сказку, рассмотрев иллюстрации к ней вместе с детьми, взрослый может
раздать атрибуты, соответствующие персонажам, и разыграть сказку. Ребенок должен
постараться передать характер героя, его отношение к другим.
По окончании игры-драматизации педагог предложит детям оценить игру актеров.
Можно привести еще несколько вариантов заданий: прочитать детям сказку, опустив при
этом окончание и попросить их додумать его самим; предложить выбрать подходящую к
д а н н о м у
п р о и з в е д е н и ю
с х е м у
и з
п р е д л о ж е н н ы х
в а р и а н т о в
и составить пересказ с опорой на схему; найти сходства между заместителями и героями.
В
4
года
задания
усложняются
—
дети
вполне
могут
нарисовать
героев
и
средствами цвета передать свое отношение к ним и к произведению в целом (лиса —
р
ы
ж
а
я
,
Баба Яга — черная).
Проявление и развитие творческих способностей наблюдается также и на занятиях
по конструированию: ребенок строит под впечатлением от прослушивания музыкальных
произведений,
выбор
деталей
для
постройки
осуществляет
самостоятельно;
конструирование по сказке: после выполнения постройки ребенок рассказывает, какой
эпизод сказки ему удалось отобразить; конструирование по готовой схеме или образцу
постройки; конструирование в микрогруппах: дети учатся сотрудничать друг с другом и
действовать
согласно
собственному
замыслу,
учитывая
пожелания
каждого
участника
группы. На занятиях по рисованию детям предлагаются для работы различные средства:
кисти, ватные палочки, поролон, цветные и простые карандаши и др. Используя тот или
иной цвет в своей работе, ребенок может выражать свое настроение.
Занятия аппликацией также способствуют развитию творческих способностей.
Для работы детям предлагается различный материал (бумага, сухие листья, семена
растений, фетр и др.), ребята могут работать по собственному замыслу, для декорирования
работ предлагаем дополнительные элементы.
На занятиях по лепке для развития детского творчества предлагаем следующее:
лепка по собственному замыслу; лепка на форме; предлагается, к примеру, различный
материал (глина, пластилин, тесто); используется техника «пластилинография».
Также
в
возрастных
группах
к
примеру,
организовать
уголки
творчества,
где
ребенок
сам
выбирает,
с
каким
материалом
он
хочет
поработать,
чтобы
воплотить
з
а
д
у
м
а
н
н
о
е
.
Дети
в
свободное
время
и
на
занятиях
с
воспитателем
могут
совершать
маленькие
открытия,
делать
свои
выводы
(аппликации:
«Салфеточки
для
фигурок-человечков»,
«Башня», «Елочка», «Кроватки», «Радуга», «Орнамент»; экспериментирование «Окраска
воды»; рисование «Три воздушных шарика», «Пирамидка», игра «Магазин» и т. д.).
Обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях
способствует не только реализации основного содержания, направленного на обеспечение
стандарта дошкольного образования, но и на дополнительное образование.
С учетом изложенного, считаю необходимым отметить и то, что педагоги должны
творчески подходить к выбору вариативных программ и технологий, направляя свои
усилия на наиболее полную реализацию намеченных задач, на построение целостного
педагогического
процесса,
обеспечивающего
развитие
ребенка,
пытаться
объективно
оценивать свою деятельность, учатся находить творческие приемы в работе коллег и
адаптировать
их
опыт,
преобразуя
предметно-развивающую
образовательную
среду,
осваивать
инновационные
педагогические
технологии,
стремятся
к
созданию
в
дошкольной
образовательной
организации
единого
пространства
общения
детей,
родителей и педагогов.
Литература:
1. Морозова И. С., «Дошкольное детство: становление личности», сборник научных
статей под ред. Морозовой И.С., Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 28 с.
2. Морозова
И.С.,
Григорьева
О.Ф.,
« В о з р а с т н о - п с и хо л о г и ч е с к и е
и
организационно-методические
детерминанты
развития
дошкольников»,
сборник
научных
статей
под
ред.
Морозовой
И.С.,
Григорьевой
О.Ф.,
Кемерово:
Изд-во
КРИПКиПРО, 2016. — 38–47 с.
3.
Морозова
И.С.,
Григорьева
О.Ф.,
«Программа
развития
интеллектуальных
способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе познавательной
деятельности
организации»,
учебно-методическое
пособие,
Кемерово:
Изд-во
КРИПКиПРО, 2016. – 43 – 46 с.
4.
Мухина
В.С.,
«Психолого-педагогическое
сопровождение
дошкольников
с
различным
уровнем
проявления
одаренности
в
условиях
учреждения
дошкольного
образования», учебно-методический комплект: в четырех частях, часть 3, Кемерово: Изд-
во КРИПКиПРО, 2014. — 67 с.
5.
Абрамова
Я.
А.,
Соловьева
Ю.
А.,
Ухинова
Л.
Н.
«Развитие
творческого
потенциала
детей
дошкольного
возраста
в
условиях
дошкольной
образовательной
организации», Краснодар: Новация, 2018. - 15-17 с.
6. Абрамова Я. А., Соловьева Ю. А., Ухинова Л. Н., «Образование: прошлое,
настоящее и будущее», материалы IV Междунар. науч. конф., г. Краснодар, февраль 2018
г.. — Краснодар: Новация, 2018. — 29-41 с.