Напоминание

Игровая деятельность на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.


Автор: Архипова Елена Алексеевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Энемская ДШИ"
Населённый пункт: пгт. Энем
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность на уроках слушания музыки и музыкальной литературы.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Архипова Елена Алексеевна

преподаватель МБУ ДО «Энемская ДШИ»

п. Энем

Игровая деятельность на уроках слушания музыки и музыкальной

литературы.

Уроки слушания музыки - это одна из ступеней, формирующих музыкально-

эстетические идеалы и вкусы, закладывающих основы духовной культуры в

общем и музыкальной образованности, в частности. Слушание музыки как один

из предметов музыкально-теоретических дисциплин имеет огромное значение в

дополнительном музыкальном образовании. Одним из актуальных направлений

поиска в сфере образования является использование игровой деятельности в

педагогическом процессе.

Игровая

деятельность

ребенка

исследовалась

многими

отечественными

психологами (Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.). Ученые читают, что в игре

ребенок

реализует

желания,

которые

в

реально-практической

деятельности

чаще

неосуществимы.

Именно

в

игре

удовлетворяются

бессознательные

влечения

и

потребности. [1,

c.158] Но в нашем случае игра должна носить

учебно-познавательную функцию и реализовывать определенные учебные цели

и

задачи.

Г.

Нейгауз

говорил

о

двух

положительных

моментах

игровой

деятельности:

- восприятие социального опыта;

- актуализация собственного опыта;

Л. Выготский называет игру «встречей» общественного и индивидуального,

которая может произойти в воображении, только под воздействием эмоций и

только в образной форме. Но не следует забывать о том, что игра - это не

развлечение, а серьезная, увлекательная деятельность, требующая соучастия.

Игры на уроках слушания музыки - это серьезная деятельность: и по характеру

задач, и по результатам.

По целевой направленности формы классифицируют:

- Сюжетно-ролевые игры;

- Игры-соревнования;

Особое место в музыкальном воспитании занимают сюжетно-ролевые игры.

Музыкальная

сфера

предполагает

три

самые

важные

ролевые

позиции:

композиторская,

исполнительская,

слушательская.

В

роли

композитора

учащиеся могут выполнять различные задания: сыграть роль определенного

композитора,

представить,

что

ты

-

композитор,

и

рассказать

о

замысле

произведения,

истории

его

создания,

отстоять

«свой»

стиль

письма,

порассуждать о содержании и форме произведения и т. д. В старших классах

можно устроить дискуссию с «композиторами». В роли исполнителя ученики

также могут активно себя проявлять: роль дирижера, пианиста, балалаечника,

скрипача,

певца

и

др.

Эти

роли

могут

иметь

практическое

наполнение

с

дирижированием, игрой, пением, а могут быть лишь внешней имитацией под

фонограмму. Слушательская позиция письменно или устно может выражаться в

играх, «Мы - музыкальные критики», «Слушатель на концерте» и т.д. [2, c.128]

Для этого можно использовать таблицы-подсказки, характеризующие музыку

(интонации, темп, характер), чтобы обогатить словарный запас музыкальных

терминов учащегося и научить верно применять свои знания.

В

блоке

«Народное

творчество»

важное

значение

имеет

изучение

музыкальной

культуры

народов,

традиций,

национальных

особенностей

в

отношениях. Народные праздники имеют игровую основу, их можно отнести к

сюжетно-ролевым играм:

- Рождество

- Масленица,

- Праздник Ивана Купалы и др. [5, c.112]

Учащимся можно предложить множество ролей. Повторение выбранных для

процесса музыкального воспитания народных праздников, повторяемых из года

в

год,

создает

возможности

для

развития

творческой

фантазии

ребят,

для

творческого их участия в становлении национальной культуры.

На уроках слушания музыки используется множество игр. Некоторые из них

могут повторятся от занятия к занятию, из класса в класс. Перечислим самые

популярные.

Музыкальное эхо (ритмическое эхо, интонационное эхо, мелодическое эхо);

Кто это? (узнавать звучание голоса, предмета, инструмента по тембру);

Музыкальная викторина;

Угадай мелодию;

Музыкальные ребусы;

Музыкальные кроссворды;

«Кто хочет стать знатоком музыки?»

Последняя игра вызывает особый отклик у учащихся, т.к. проводится по

принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?»

(нужно выбирать правильный ответ из четырех предложенных). В этой игре

может принимать участие каждый учащийся класса. [3, c.96]

Подобные игры можно использовать в качестве контроля и проверки уровня

знаний в конце четверти или учебного года. Такая форма контроля полностью

исключает

введение

ребенка

в

стрессовую

ситуацию,

и

как

следствие

его

излишнего волнения. Ученик может полностью раскрыть свой потенциал без

психологического давления.

Хочется выделить компьютерные игры, которые все увереннее входят в

число

инструментов

обучения.

В

настоящее

время

жанр

музыкальных

развивающих

и

обучающих

игр

для

детей

стремительно

развивается.

Интересных

обучающих

музыкальных

игр

становиться

все

больше

и

все

большего времени они требуют.

Игры предоставляют платформу для активного обучения. Обучение в них

происходит не только в форме пассивного чтения и слушания. Они могут

настраиваться под нужды пользователя, предоставляют мгновенную обратную

связь, дают возможность самостоятельно делать открытия, приходить к новому

пониманию. При этом изученный материал хорошо и надолго запоминается.

Мотивация,

увлеченность,

порождаемая

использованием

игр

гораздо

выше,

когда они не являются частью формального образования. Игры - это только

часть

учебной

практики,

и

должны

использоваться

в

рамках

подхода

смешанного обучения, наряду с иными методами.

Российская компания-разработчик "Медиа Хауз" занимается производством

мультимедийного

программного

обеспечения

в

России.

Компания

специализируется

на

выпуске

программном

обеспечении;

справочниках

и

энциклопедиях, словарях, а также программах-репетиторах и обучающих игр

для детей.

Одной из первых программ, связанных с изучением курса музыкальной

литературы

и

слушания

музыки,

стала

игра

«Играем

с

музыкой

П.И.

Чайковского

Щелкунчик». (2004

г.).

Компьютерная

игра

открыла

серию

интерактивных программ цикла «Играем с музыкой». С помощью этой игры

ребенок погружается в мир музыки, изучает музыкальные инструменты и их

тембры, знакомится с музыкальными жанрами.

Детская

развивающая

программа

«Щелкунчик»

представляет

собой

и

увлекательную

компьютерную

игру,

и

музыкальную

энциклопедию,

и

волшебные приключения. Музыкальные фрагменты из балета «Щелкунчик»,

звуки

симфонического

оркестра,

сказочные

персонажи

-

помогают

ребенку

познакомиться с миром классической музыки.

Данная

компьютерная

игра

способствует

развитию

слуха,

музыкальных

способностей,

научит

различать

музыкальные

инструменты.

Игровая

часть

компьютерной программы состоит из серии загадок и викторин, объединенных

общей сюжетной линией: путешествуя по сказке, игроку предстоит найти ключ,

который открывает дверь в секретную комнату, где заперт Щелкунчик. Уровень

сложности игры можно выбирать самостоятельно, в зависимости от возраста

ребенка.

Раздел

музыкальной

энциклопедии

знакомит

детей

с

биографией

выдающегося русского композитора П. И. Чайковского и историей создания

балета "Щелкунчик".

Развивающая компьютерная программа "Щелкунчик" является обладателем

многих наград за рубежом и получила широкое распространение, а нашей

стране как в области домашнего обучения, так и в сфере дополнительного

образования.

На уроках слушания музыки в конце первого года обучения начинается

первое

коллективное

знакомство

с

данной

программой.

В

этот

период

у

учащихся уже имеется определенные багаж знаний, закончена адаптация на

уроке и в школе искусств в целом. Индивидуальные занятия с развивающей

программой

в

этот

период

могут

использоваться

в

качестве

поощрения

за

высокие результаты, показанные во время обучения.

В 2005 году состоялся релиз следующей обучающей программы «Алиса и

Времена

года». Музыкальный

материал

данной

игры

основан

на

произведениях Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» и Антонио Вивальди

«Времена Года».

Обобщающая

программа

предлагает

игрокам

отправиться

в

сказочную

страну вместе главной героиней - Алисой. По легенде, девочка попала внутрь

музыкальных часов, которые обронил Белый Кролик. Крышка захлопнулась, и

теперь

девочка

может

опоздать

к

вечернему

чаю.

Чтобы

помочь

героине,

участникам нужно решать музыкальные головоломки, отгадывать викторины.

Игра

способствует

развитию

внимания,

музыкального

слуха,

музыкальной

памяти.

Обязательным

разделом

является

электронная

музыкальная

энциклопедия,

которая

развивает

кругозор

учащихся

расширяет

словарный

запас

и

повышает

эрудицию.

Каждая

цифра

на

циферблате

соответствует

определенному

месяцу

в

году.

Все

времена

года

сопровождаются

завораживающими звуками музыки, которые лучше слов рисуют в воображении

красочные картины.

В

2012

развивающая

игра "Волшебная

флейта"

продолжает

серию

детских программ "Играем с музыкой". Как и другие программы этой серии,

"Волшебная флейта" традиционно сочетает в себе игры, викторины, сказочные

приключения и музыкальную энциклопедию.

Игровые задания объединены общим сюжетом. Юному музыканту вместе с

маленьким Моцартом нужно вернуть в страну Сновидений Солнце, украденное

Царицей Ночи. Загадки и викторины помогут ребенку научиться зрительно и на

слух различать инструменты, позволят развить музыкальный слух и память. А

чтобы знакомство с оперой Моцарта оказалось не только приятным, но и

запоминающимся, ребенок в любой момент может обратиться к энциклопедии,

где содержатся сведения о биографии композитора и история создания его.

Музыкальные

игры

способны

плавно

перевести

ребенка

в

сложную

учебную

деятельность,

одновременно

расширяя

эмоциональную

и

познавательную сферы его жизни. Музыкальные игры, используемые на уроках

слушания

музыки,

выполняют

функции

не

только

познавательные

и

закрепляющие, но также формируют характер ребенка, учат его самостоятельно

мыслить,

«провоцируют

на

творчество»

(А.

В.

Торопова)

и

придают

уверенности в себе при переходе от игры к учебе.

В заключении хочется отметить что перечисленные виды деятельности не

являются основными и не должны вытеснять основные виды деятельности на

уроке.

Список литературы:

1.

Выготский,

Л.

С.

Игра

и

её

роль

в

психологическом

развитии

ребенка. Вопросы психологии. /Л. С. Выготский//М.: Просвещение, 1966 г.-

С.158

2.

Жук, Л. И. Музыкальные игры и конкурсы. / Л. И. Жук//М.: Минск:

Красико - Принт, 2008 г. - С.128

3.

Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии

познавательных

интересов

и

способностей

младших

школьников.

/О.

А.

Козлова//М.: Просвещение, 2004 г. – С. 96

4.

Петрушин В. Музыкальная психология. М.: 1997 г.

5.

Шмаков, С. А. Игры шутки - игры минутки. С. А. Шмаков// М. :

Новая школа, 1993 г. - С.112



В раздел образования