Автор: Шубникова Ольга Вячеславовна
Должность: студент
Учебное заведение: Московского государственного психолого-педагогического университета
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статью
Тема: Социальные факторы и предпосылки формирования доступной среды для занятий адаптивной физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее профессиональное
Social factors and prerequisites for the formation of an accessible
environment for the employment of adaptive physical culture for children
with disabilities.
Shubnikova O.V.
Shubnikova Olga Vyacheslavovna - student of Moscow State University of
Phychology and Education
Abstract: the article analyzes the imperfection of the complex system of forming an
accessible environment for practicing adaptive physical culture for children with
simultaneous hearing and visual impairment.
Keywords: deaf-blindness, inclusion, adaptive physical culture, rehabilitation.
Социальные факторы и предпосылки формирования доступной среды
для занятий адаптивной физической культурой для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Шубникова О.В.
Аннотация: в статье анализируется несовершенство комплексной системы
формирования
доступной
среды
для
занятий
адаптивной
физической
культурой для детей с одновременным нарушением слуха и зрения.
Ключевые
слова:
слепоглухота,
инклюзивность,
адаптивная
физическая
культура, реабилитация.
Одним из главных показателей социального и культурного развития
общества является забота о лицах с ограниченными возможностями здоровья.
Всеобщая декларация прав человека пропагандирует равенство инвалидов во
всех сферах жизни общества.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос-
сийской Федерации (до 2020 года) определила, что роль физической культуры
и спорта важна в развитии человеческого потенциала Российской Федерации.
В настоящий момент одними из главных национальных приоритетов
России являются вопросы, связанные с формированием ценностей здорового
образа жизни, а также с повышением уровня здоровья населения РФ, и пер-
воочередно, молодого и подрастающего поколения.
В
настоящее
время
инвалидность
охватила
более
800
миллионов
человек, это около 10% населения планеты. В связи с этим в обществе
начиная с 20 века резко возрос уровень практик, связанных с реабилитацией
и социализацией лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Поскольку
повышение
качества
жизни
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья – одна из важнейших задач государства, в рамках
науки
и
практики
возник
такой
социальный
феномен
как
адаптивная
физическая культура.
Это понятие включает развитие реабилитации как
системы,
а
также
всестороннее
развитие
личности
с
ограниченными
возможностями здоровья.
Во
всем
мире
важность воспитания
и
обучения
детей
с
множественными
нарушениями
–
одна
из
самых
важных
социальных
проблем.
Множественные нарушения негативно влияют на психофизическое развитие
ребенка. У таких детей недостаточно развиты сенсорная, интеллектуальная,
психическая, двигательная функции. Подобные дисфункции организма от-
рицательно влияют на восприятие, усвоение учебного материала, на жизнеде-
ятельность ребенка в целом. (Чулков В.Н., 2000; Жигорева М.В., 2006; Ба-
силова Т.А., Александрова Н.А., 2008; Малофеев Н.Н., 2010; Шипицына
Л.М., Михайлова Е.В., 2012).
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья обучается в
специализированных
учебных
заведениях,
они
часто
называются
коррекционные школы, либо обучаются дома.
Сейчас лица с ограниченными возможностями здоровья все чаще
привлекаются к занятиям физической культурой, т.к. подобные занятия благо-
творно влияют на физическую, психическую и социальную адаптацию. (Сах-
но А. В., 1993, Дмитриев В. С. с соавт., 1993, Евсеев С. П., 1996, 2000,
Росто-
машвили Л. Н.,2011).
Тем не менее, на сегодняшний день в России дети и подростки, имею-
щие одновременное нарушение слуха и зрения не имеют возможности полу-
чать полноценные социальные услуги по адаптивной физической культуре
(АФК) на системном уровне. Это связано с тем, что не все основные элемен-
ты системы АФК (адаптивное физическое воспитание; квалифицированный
кадровый резерв; необходимое адаптивное оборудование и материально-тех-
ническое обеспечение физкультурно-спортивной базы) достаточно развиты,
здесь хотелось бы особенно отметить недоработки, а где-то и полное отсут-
ствие доступной среды для занятий АФК. Практически во всех специализи-
рованных учреждениях для лиц с ограниченными возможностями здоровья
отсутствует доступная среда, не говоря уже о наличии инклюзивных площа-
док для занятий АФК.
В настоящее время еще не найдены наиболее эффективные методы ра-
боты с детьми, имеющими одновременное нарушение слуха и зрения. Необ-
ходимо совершенствовать систему диагностики таких детей, а также методи-
ческие рекомендации по адаптивному воспитанию. Несовершенство разра-
ботки педагогических технологий в адаптивном физическом воспитании
(АФВ) детей с одновременным нарушением слуха и зрения также присут-
ствует. Также множество недоработок присутствует в методиках надомного
обучения, т.к. в подобной форме занятия физические упражнения отсутству-
ют в принципе. Очень важно, чтобы в рамках адаптивного воспитания детей
с одновременным нарушением слуха и зрения у детей формировались жиз-
ненно важные двигательные функции, чтобы дети могли ползать, ходить, бе-
гать. Одним из направлений оптимизации АФК является расширение её ма-
териально-технической физкультурно-спортивной базы, создание принципов
оснащения специализированных спортивных пространств для слепоглухих,
строительство и модернизация инклюзивных детских площадок для инвали-
дов с множественными нарушениями и лиц с одновременным нарушением
слуха и зрения, модернизации системы адаптивного физического воспитания
в России.
Все это говорит о том, что необходимо изменить сложившуюся ситуа-
цию посредством формирования комплексной системы доступной среды для
занятий адаптивной физической культуры в процессе реабилитации и со-
циальной интеграции детей, имеющих одновременное нарушение слуха и
зрения.
Реабилитация инвалидов - это очень сложная проблема в целом. Пото-
му что эту проблему нужно не только понимать, но и необходимо задейство-
вать в процесс участие специализированных организаций. Реабилитация, по-
мимо улучшения состояния здоровья инвалидов, направлена на развитие у
инвалидов самостоятельности и подготовку к независимому существованию
во всех сферах жизни общества.
Законодательство РФ, включая федераль-
ные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О фи-
зической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании» и
другие законодательные акты сформулировали важнейшие направления в
сфере создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе для лиц с одновременным нарушением слуха и зрения.
Основополагающим документом среди них является государственная про-
грамма Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы в но-
вой редакции.
Государство, решая вопросы социализации и реабилитации лиц с огра-
ниченными возможностями здоровья, уменьшает социальную напряженность
среди инвалидов. Выбирая виды социальной защиты основополагающими
для инвалидов должны быть такие потребности, как образование, профподго-
товка и работа.
Начиная с ХХ века общество стало гуманистично относиться к лицам
с ограниченными возможностями здоровья, что привело к формированию ре-
абилитационных методик и практик.
Проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья описывают-
ся в трудах многих ученых: Л.Н. Ростомашвили, А. Авербаха, В. Бурейко, А.
Овчарова, А. Ивановой, С. Леонова, С.Н. Попова, Н.М. Валеева, Л.С. Захаро-
вой, А.А. Бирюкова, В.П. Белова, И.Н. Ефимова.
Адаптивная
физическая
культура
–
одно
из
главных
направлений
социальной реабилитации и интреграции.
Теория АФК связана с различными науками такими как физическая
культура, философия, культурология, социология, общая и специальная педа-
гогика, анатомия, физиология и др. В виду того, что с теорией АФК связано
много наук, необходимо выделить концепции, которые формируют личность
человека с ОВЗ.
Формирование физической культуры личности – одна из главных це-
лей АФК. Данная цель способствует равенству инвалида со здоровыми людь-
ми, образованию и принятию самоценности.
Двигательная активность и физическая рекреация, используемые для
реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья описывалась в
трудах зарубежных ученых (Sherrill C, O'Connor J., 1999, Porretta D. L., 2000 и
др.). По всему миру издавались труды, а которых описывались проблемы
адаптивной физической культуры, реабилитации и социальной интеграции
инвалидов. Российская Федерация за многие годы накопила различные рабо-
ты по адаптивной физической культуре, но трудах как правило отсутствуют
методологические концепции и лишь локально описываются проблемы, с ко-
торыми могут столкнуться специалисты, работающие с инвалидами либо по
зрению, либо по слуху. (Сермеев П. В., 1991; Рубцова Н. О., 1995; Самыли-
чев А. С., 1997; Григоренко В. Г., Курдыбайло С. Ф., 1997; Синельникова Т.
В., 1999).
Однако, некоторые исследовательские работы все же описывают мето-
дики, затрагивающие теорию адаптивной физической культуры. И во многи
работах подчёркивается важность АФК для комплексной реабилитации и со-
циальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (Жби-
ковский Я., 1994, Губарева Т. И., Столяров В. И., 1996, ДремоваГ. В., 1996,
Евсеев С. П., 1996).
Н.О. Рубцовой поддерживается ряд проблем, которые не позволяют
адаптивной физической культуре стать самостоятельной дисциплиной, не
позволяют разработать институт АФК.
Авторы считают, что реабилитация инвалидов это основа социальной
политики для лиц с ОВЗ. Реабилитация прививает инвалидам самостоятель-
ность, а самостоятельность в свою очередь является основой реабилитаци-
онного процесса.
Адаптивная физическая культура, базируется на таких дисциплинах
как: медико-биологические и психолого-педагогические. АФК способствует
удовлетворению потребностей в двигательной активности, компенсирует ее
отсутствие, приводит организм к оздоровлению, а также улучшает качество
жизни, развивает социальную интеграцию в общество. Адаптивная физиче-
ская культура неразрывно связана с понятием доступной среды. Специализи-
рованные образовательные учреждения должны обеспечить безбарьерную
среду для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако, к сожалению, доступность специализированных учреждений остав-
ляет желать лучшего.
Таким образом можно сказать, что процесс социальной реабилитации
лиц с ограниченными возможностями здоровья – это многоуровневый и
сложный процесс. Меры, которые предпринимает общество сегодня для реа-
билитации инвалидов, не в состоянии решить все проблемы на должном
уровне. И на данный момент поиск эффективных подходов к комплексной ре-
абилитации и социальной интеграции лиц с ОВЗ еще ведется.
Одной из социально значимых проблем современности является
-
важность и актуальность адаптивного обучения детей с одновременным на-
рушением слуха и зрения.
Слепоглухие дети имеют множественные нарушения, которые опреде-
ляют отклонении в развитии. Каждое такое нарушение негативно сказывает-
ся на психофизическое развитие ребенка. Область специальной психологии,
которая изучает множественные нарушения у детей, включая бисенсорные
нарушения, а также особенности психического развития в виду подобных на-
рушений называется – тифлосурдопсихология. Предмет тифлосурдопсихоло-
гии – изучение психического развития детей с множественными сочетанны-
ми нарушениями здоровья, а также пути психологической и педагогической-
помощи.
Считается, что сложные нарушения это когда у ребенка от двух и бо-
лее наиболее выраженных нарушений . Отсутствие полноценного развития
такого ребенка связано с тем, что повреждены разные системы организма.
Например, нарушение зрения плюс ДЦП, или нарушение слуха и ДЦП, также
сопровождающиеся различными генетическими заболеваниями;
одновре-
менное нарушение слуха и зрения – слепоглухота и т.д. [16]
Слепоглухота является одной из сложных форм инвалидности, которая сопро-
вождается тяжелыми нарушениями в развитии. Происхождение слепоглухо-
ты – различное. Это могут быть как генетическая так и приобретенная,
например, после тяжелой болезни, причины. Приобретенная причина счита-
ется одной из сложных случаев.
Слепоглухой ребенок не может общаться с окружающей средой, т.к.
лишен основных возможностей контакта – слуха, зрения, и как правило речи.
В связи с чем мы сталкиваемся с острой проблемой развития слепоглухого
ребенка.
Ведь
подобные
нарушения
просто
лишают
ребенка
познавать
окружающую
среду,
возможности
социализироваться
и
интегрироваться
в
общество.
Слепоглухие дети с трудом усваивают учебный материал, т.к. у них
есть сложности с восприятием. Также подобные нарушения затрудняют жиз-
недеятельность ребенка. (Жигорева М.В., 2006; Малофеев Н.Н., 2010; Баси-
лова Т.А., Александрова Н.А., 2008; Шипицына Л.М., Михайлова Е.В.,
2012).
Психическое развитие слепоглухих детей опирается на такие возмож-
ности
как
обоняние
и
осязание.
Вовремя
внедренные
техники
по
про -
странственному ориентированию слепоглухих могут способствовать разви-
тию полноценных предметных действий, а также свободной ориентировки и
бытовой самостоятельности.
Тактильная чувствительность – основной способ познания окружаю-
щего мира у слепоглухи. И.А. Соколянский в своих трудах писал, как сле-
поглухие дети могут по ощущением на коже дуновение ветра могут опреде-
лить, где находиться окно. Обоняние также является важным способом по-
знания окружающего мира. Например, слепоглухие могут запоминать людей
по запаху, по запаху определять где находиться столовая и многое другое.
Также одним из способов восприятия окружающего мира является
тактильно-вибрационная чувствительности к звукам. Например, слепоглухие
могут воспринимать речь с руки – прикладывать руку с горлу говорящего и
ем
самым
распознавать
речь.
Подобные
техники
характерны
для
Санкт-
Петербургской школы. Также слепоглухие со временем могут по походке, а
точнее по издаваемым в процессе походки звуков, определять кто заходит в
комнату и т.д.
Во многих работах описывается, что слепоглухие с трудом идентифи-
цируют себя, им сложно понять где они живут с географической точки зре-
ния, не могут определить свой возраст, не могут осознать свое «я», не могут
вспомнить свою и биографию своих родных.
Поскольку деятельность слепоглухого ограничена по ряду причин,
необходимо организовать меры, которые будут компенсировать отсутствие
тех
или
иных
навыков,
путем
разработки
инновационных
технических
средств, проработки специального обслуживания для слепоглухих и др.
Потеря зрения и слуха существенно влияет на жизнедеятельность ин-
валидов. Нарушаются пространственные образы, координация, снижается по-
движность, ограничиваются возможности мышления, появляются негативные
особенности поведения – закрытость, нежелание общаться, поражается ве-
стибулярный аппарат, что негативно сказывается на двигательных функциях
ребенка и др.
Для того, чтобы ребенок развивался как личность ему необходимо
овладеть предметным миром, он должен научиться ориентировке во времени
и пространстве, а также должен научиться навыкам самообслуживания.
Смысл
адаптивного
физического
воспитания
с
точки
зрения
педагогики
–
самовоспитание,
а
также
формирование
потребностей
в
адаптивными
физическими
упражнениями,
что
будет
способствовать
здоровому
образу
жизни
слепоглухого
ребенка.
(Н.С.
Бутыч,
2012;
Ю.Э.
Гудков, 2011; Т.Т. Кадиев, 2003; И.В. Манжелей, 2005; С.И. Филимонова,
2004; О.В. Шинкаренко, 2009 и др.).
В связи с этим просто необходимо совершенствовать адаптивную фи-
зическую культуру инновационными педагогическими технологиями и созда-
вать доступную среду, оснащая специализированные образовательные учре-
ждения инклюзивным оборудованием, которое будет опираться на чувства
восприятия слепоглухих детей.
В начале ХХ века Л. С. Выготский высказывался в своих трудах, что
коррекционно-развивающая деятельность в педагогических технологиях яв-
ляется основой частных методик АФК. Подобный принцип сегодня является
ведущим в отечественной дефектологии. (Дульнев Л В., 1981; Пузанов Б. П.,
1990; Рахманов В. М., Мирский С. Л., 1992). Основа данного принципа в сле-
дующем: педагогические методики должны не только воздействовать на ней-
трализацию физических и психических недостатков слепоглухих, но и долж-
ны активно развивать познавательную деятельность, физические способно-
сти и нравственные качества.
Коррекционно-развивающие методики должны обеспечивать
полно-
ценное физическое развитие, повышать двигательную активность, восстанав-
ливать и совершенствовать психофизические способности (Денисова М. А.,
1995; Мастюкова Е. М., 1997; Ростомашвили Л. Н., 1999). Коррекционно-раз-
вивающие методики связаны с процессом обучения двигательным действиям
и развитием физических качеств.
Современные педагогические технологии направлены на восстанов-
ление утраченных функций слепоглухих.
По видам среди инновационных педагогических технологий, можно выде-
лить методики:
• медико-социального характера: динамические коррекционные (рефлекто-
ные и нагрузочные костюмы: «Гравитон», «Адели» и нейроортопедический
костюм «Атлант»)
• психолого-педагогические: логопедический тренажер «Дэльфа-130», коррек-
ционно-диагностический
комплекс
«Зазеркалье»,
сенсорные
комнаты,
тактильные доски,
• методы творческой реабилитации (гарденотерапия, бисероплетение
методы адаптивной физической культуры (лечебная гимнастика (суставная и
силовая), массаж, коррекция положений, дозированная ходьба (терренкур),
гидрореабилитация (гидроаэробика, игры в воде и др.), механотерапия, физи-
ческие методы лечения (водолечение, теплолечение, светолечение, самомас-
саж, вибрационный массаж, баролечение и др.), психосоматическая саморегу-
ляция и аутогенная тренировка, аудиовизуальная стимуляция (музыка, цвет,
образ) и др
Различные представители индустрии ассистивных технологий разра-
батывают проекты, улучшающие качество жизни инвалидов: создается игро-
вое спортивное и развивающее оборудование для инвалидов (тренажерные
комплексы, карусели, детские городки), во многих городах стали чаще появ-
ляться тактильные разметки для слепых людей, озвучиваться светофоры; раз-
рабатываются
игрушки
для
развития
мышления
у
слепых
детей;
робот-
помощник для слепоглухих людей Lexy (Лекси) – оснащен искусственным
интеллектом и чат ботом, и управляемый голосовыми командами, способен
осуществлять поиск необходимой информации и выводить текстовую инфор-
мацию голосовым синтезатором, мониторить освещенность помещения, уро-
вень давления и управлять бытовой техникой в доме, совершать звонки и от-
правлять звонки при необходимости, а также поддержать примитивные бесе-
ды со слепоглухим человеком, использующим слуховой аппарат или кохлеар-
ный имплант, интерактивный тренажер слухоречевого развития (Некс-Т) и
специальный комплекс вызова экстренной помощи «Кнопка жизни», позволя-
ющий в экстренных ситуациях позвать на помощь.
Современные технические средства начали все чаще присутствовать в
жизни слепоглухих, что позволяет этой категории инвалидов свободно об-
щаться, достаточно лишь владеть начальными навыками владения ПК или со-
товым телефоном. Однако, если здоровые люди будут общаться со слепоглу-
хими через Интернет, они даже не поймут этого, потому что техника ушла да-
леко вперед. А слепоглухие благодаря техническим средствам чувствую себя
равными со зрячеслышащими.
На сегодняшний день вспомогательные технологии в реабилитации
слепоглухих будут играть главную роль. Технологии позволяют добиваться
положительной динамики в социальном и личностном развитии слепоглухих.
Сейчас мы можем замечать технический прогресс в реабилитации сле-
поглухих, благодаря компьютерным технологиям и сотовой связи.
Компьютерные технологии становится доступным для лиц с одновре-
менным нарушением слуха и зрения. Появляются модели брайлевских дис-
плеев которые позволяют считывать информацию с экрана через брайлев-
скую клавиатуру. Также для слепоглухих разрабатываются программы-уве-
личители,
которые
позволяют
слепоглухим
менять
шрифт,
цвет
и
контрастность в зависимости от запроса .
Чтобы слепоглухие поучили доступ к сотовым телефонам имеются спе-
циальные программы озвучки - Mobile Speak испанской фирмы Code Factorÿ
и Talks - продукт американской компании Nuance Communications.
В
связи
с
тем,
что
с
каждым
годом
увеличивается
количество
слепоглухих, возросла необходимость формирования сопровождения, помощи
и поддержки слепоглухих на постоянной основе. Помимо этого статистичекие
данные показываю низкие данные по физической подготовке слепоглухих,
поэтому адаптивное физическое воспитание просто необходимо развивать в
рамках
адаптивной
физической
культуры.
В
связи
с
этим
хотелось
бы
выделить основные направления физического воспитания:
Н е о бход и м о
с о зд а ват ь
ком п л е кс н у ю
с и с т е м у
и з у ч е н и я
психофизического развития ребенка;
Необходимо создавать комплексную мультидисциплинарную помощь,
которая
будет
основана
на
результатах
изучения
психофизического
состояния ребенка;
Необходимо формировать принципы адаптивного обучения, основываясь
на положении Л.С. Выготского «единство диагностики и коррекции»,
«учет зоны ближайшего и актуального развития»;
Необходимо гибко применять в ходе воспитания различные подходы и
методы, а не центрировать технику только на одном;
Необходимо
учитывать
индивидуальные
темпы
развития,
состояние
двигательных функций и интеллектуальных способностей ребенка;
Необходимо
создавать
специально
организованную
коррекционно-
развивающую среду обучения.
Список литературы/References
1. Акшонина А.Я., Васина Г.В. Развитие пространственной ориентировки у
детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития.
М., 2008.
Akshonina A.Ja., Vasina G.V. Razvitie prostranstvennoj orientirovki u detej so
slozhnymi sensornymi i mnozhestvennymi narushenijami razvitija. M., 2008.
2. Апухтина А.Д., Басилова Т.А., Васина Г.В., Чулков В.Н. Программа по
социальнобытовой ориентации для слепоглухих
детей//Дефектология.1994.№6.
Apuhtina A.D., Basilova T.A., Vasina G.V., Chulkov V.N. Programma po
social'nobytovoj orientacii dlja slepogluhih detej//Defektologija.1994.№6.
4. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013г./Под
общ. ред. С.Н. Бобылева. РАИЛЬФ, 2013. С.51.
Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii za 2013g./Pod obshh.
red. S.N. Bobyleva. RAIL''F, 2013. P.51.
5. Здравоохранение в России. 2013. С. 22.
Zdravoohranenie v Rossii. 2013. P. 22.
6. Козлова В.Н. Трудовая занятость инвалидов: социально-экономический
аспект // Проблемный анализ и государственно-управленческое проекти-
рование: политология, экономика, право. 2011.No 5. C.141–144.
Kozlova V.N. Trudovaja zanjatost' invalidov: social'no-jekonomicheskij aspekt //
Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proekti-rovanie: politologija,
jekonomika, pravo. 2011.No 5. P.141–144.
6. Кройтор С.Н. Доступ к образованию инвалидов в России: возможности и
препятствия // Социс.2013.No5.С.103–110.
Krojtor S.N. Dostup k obrazovaniju invalidov v Rossii: vozmozhnosti i
prepjatstvija //Socis.2013.No5.P.103–110.
7. Сироткина, Т. Ю. О некоторых особенностях развития эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Т. Ю.
Сироткина // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 52-60
Sirotkina, T. Ju. O nekotoryh osobennostjah razvitija jemocional'noj sfery detej
starshego doshkol'nogo vozrasta s narushenijami sluha / T. Ju. Sirotkina //
Defektologija. - 2014. - № 1. - P. 52-60
8. Клопота, Е. А. Социально-психологические способы формирования
позитивного образа личности с глубокими нарушениями зрения в обществе /
Е. А. Клопота // Дефектология. - 2014. - № 1. - С. 87-91
Klopota, E. A. Social'no-psihologicheskie sposoby formirovanija pozitivnogo
obraza lichnosti s glubokimi narushenijami zrenija v obshhestve / E. A. Klopota //
Defektologija. - 2014. - № 1. - P. 87-91
9. Исмаилова, И. С. Коррекционная работа по развитию связной речи у
слабовидящих умственно отсталых младших школьников / И. С. Исмаилова //
Дефектология. - 2014. - № 2. - С. 70-77
Ismailova, I. S. Korrekcionnaja rabota po razvitiju svjaznoj rechi u slabovidjashhih
umstvenno otstalyh mladshih shkol'nikov / I. S. Ismailova // Defektologija. - 2014.
- № 2. - P. 70-77