Автор: Пономарева Ольга Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: пгт. Яшкино Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Диалог с логопедом"
Раздел: дошкольное образование
Диалог с логопедом
Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед
поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился
выговаривать некоторые звуки родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не
что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое
печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже
наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток.
Работая учителем-логопедом вот уже более 13 лет в МБ ДОУ "Детский сад №3"
пгт. Яшкино
Кемеровской
области, и проводя
ежегодный мониторинг среди
детей
5-7 лет,
наблюдаю тенденцию увеличения количества детей, нуждающихся в помощи логопеда.
В 2013 году из 30 детей подготовительной к школе группе было выявлено 17 детей с
нарушением звукопроизношения – это 65%. А к 2017 году из 30 детей у 22 детей есть нарушения
звукопроизношения – это 81%. С каждым годом растет количество детей с речевой патологией.
Сейчас многие родители не уделяют должного внимания развитию своего ребенка, что
приводит к задержке речевого развития, проблемам речи, гиперактивности, неврозам.
Правильное, чистое произношение и развитая речь заслуга, прежде всего семейного
воспитания. И соответственно,
напротив,
недостаточное
внимание
к
речи
детей
нередко
становится причиной их дислалии - дефектов произношения, невыговаривания или искажения
звуков.
Необходимо разобраться, в чем причина такого количества детей, нуждающихся в помощи
логопеда? К чему может привести не своевременное обращение к специалисту и другие вопросы
требующие рассмотрения. А так же о чем должны знать, помнить и на что должны обращать
внимание родители.
Причины речевых нарушений у детей.
Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические
(провоцирующие
расстройства
в
центральном
или
периферическом
речевом
аппарате)
и
функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).
К группе органических факторов относятся:
1.
Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:
Гипоксия;
Вирусные
заболевания,
перенесенные
женщиной
в
период
вынашивания;
Травмы, падения и ушибы беременной;
Резус-конфликт матери и плода;
Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или
переношенность (после 40 недель);
Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
Использование
лекарственных
препаратов,
запрещенных
в
период
беременности;
Неудачное прерывание настоящей беременности;
Профессиональные вредности;
Стрессы, эмоциональные перегрузки.
2. Наследственность, генетические аномалии.
3. Вредности родового периода:
Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
Асфиксия;
Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных
реанимационных мероприятий;
Низкая оценка по шкале Апгар.
Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:
1.
Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
2.
Соматическую ослабленность;
3.
Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
4.
Подражание речи окружающих людей.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, родителям следует:
Понаблюдать за его поведением.
Играет ли малыш вместе с другими ребятами?
Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми?
Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения
(аутизм) или отклонениями психики;
Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с
простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и
психолога;
При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.
Почему надо своевременно обращаться к логопеду?
Очень важным является раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное
обращение к специалистам, так как если не предупредить и не устранить дефекты речи вовремя, то у
ребенка могут возникнуть в будущем серьезные проблемы. Чем же опасна неисправленная речь?
Речевое
нарушение,
возникнув
в
детстве,
с
большим
трудом
преодолевается
в
последующие годы и может сохраниться на всю жизнь. Так же у ребенка, имеющего речевые
нарушения, могут возникнуть проблемы в общении. Дефекты речи могут способствовать тому, что
ребенок может замкнуться в себе. Это будет препятствовать налаживанию контактов в саду и школе,
создавать сложности в процессе социальной адаптации.
В школе дефекты речи опасны тем, что возрастает риск возникновения трудностей в чтении,
овладении грамотой и усваивании необходимого объема школьных знаний. Кроме того, нарушения в
речи опасны тем, что могут повлечь за собой задержку в умственном развитии ребенка.
Далее проблемы будут только расти и приумножаться. Они могут привести не только к
трудностям во время школьного обучения, но и появлению ограничений в выборе профессий в
будущем. Мы уже не говорим о проблемах в личной жизни.
Чем может помочь логопед?
Логопеды работают почти со всеми видами речевой патологии. Это и такие дефекты речи, как
задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, а также фонетические и фонематические
нарушения речи. Логопеды помогают даже при таком тяжелом нарушении, как тяжелые формы
заикания.
Так же логопеды занимаются коррекцией нарушенных речевых функций при таких болезнях,
как дислексия, проявляющаяся как избирательное нарушение способности к овладению навыком
чтения при сохранении общей способности к обучению ребенка. И дисграфия, которая выражена в
неспособности или сложности овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.
В
случае
обнаружения
каких-либо
проблем
логопед
наметит
пути
коррекции,
подберет
индивидуальную
коррекционно-развивающую
программу
и
даст рекомендации по обучению
Вашего ребенка.
При необходимости к лечению проблем речевого развития детей могут быть привлечены
и другие специалисты, такие как дефектологи, детские психологи, невропатологи, нейропсихологи,
неврологи.
Распространенные ошибки родителей, которые приводят к проблеме нарушения речи у ребенка
1.
«Сюсюканье»
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно
часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, специально искажая свою речь. Степень этих
искажений
и
их
вариации
крайне
разнообразны,
и
следовательно
могут
нанести
урон
многим
компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что
своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной
речью, так как ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не
торопится что-то исправлять в своей речи.
2.
Игнорирование проблем речевого развития у ребенка.
Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые
указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто
перерастет патологию. Что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом,
подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители
упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще. При
своевременном обращение к логопеду ребенку необходима помощь только в овладении материалом, а
не серьезная коррекционная работа.
3.
Дефекты речи родителей.
Стоит
отметить
нежелание
родителей
работать
над
собственными
несовершенствами.
Очень
распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки
речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически,
передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
4.
Быстрая и не разборчивая речь родителей.
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой
ситуации
опять
срабатывает
механизм
подражания,
и
дети
неосознанно
перенимают
некую
неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой
структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он
это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов,
таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
5.
Недостаточное речевое общение родителей с ребенком.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот
пагубный фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные
последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены
разговаривать,
им
сложно
сформулировать
свою
мысль,
описать
ситуацию.
Конечно,
жизнь
в
мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители
сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на
общение со своим ребенком.
6.
Замена речевого общения родителей с ребенком компьютером, телевизором и т.д.
Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить
ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но
родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Таким образом, своевременное обращение к логопеду является важным моментом в жизни
ребенка. Такая своевременная помощь логопеда оказывается в МБ ДОУ «Детский сад №3» пгт.
Яшкино. Занятия проводятся по разработанной мной программе «Рабочая программа по коррекции
звукопроизношения у детей 5-7 лет», по которой успешно работаю вот уже 2 год.
В 2017 году на
начало года в подготовительной к школе группе с нарушениями речи числилось 22 ребенка (81%
группы). На конец года количество детей с нарушениями значительно сократилось 10 детей (40%
группы).
Так как своевременное обращение ребенка к логопеду зависит, прежде всего, от родителей, то я
бы хотела обратить их внимание на ряд важных моментов:
1.
В 3 года ребенок должен говорить как взрослый. Однако
время обращения за
консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей
процесс
овладения звуками
заканчивается
к 5
годам. На
этот возраст
и нужно
ориентироваться.
2.
Родители не могут самостоятельно исправить нарушения речи ребенка, так как не
владеют
техникой
постановки
звука.
Единственное, что
они
могут
предложить -
подражание (родители предлагают ребенку повторять за ними).
При этом ситуация может
усугубиться возникновением таких дефектов, которые потом логопеду будет значительно
сложнее исправлять.
3.
Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и
может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.
4.
Речевое нарушение, возникнув в детстве, с большим трудом преодолевается в
последующие годы и может сохраниться на всю жизнь.
5.
Только
специалист
может
правильно
оценить
состояние
общего
и
речевого
развития ребенка. Если у Вас появились хотя бы малейшие подозрения, что с речью Вашего
малыша что-то не так, поспешите на прием к логопеду.
Учитель-логопед
МБ ДОУ «Детский сад №3»:
Пономарева О.Г.