Автор: Гордобаева Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательный лицей "АМТЭК"
Населённый пункт: город Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: Оценочная деятельность
Раздел: среднее образование
Оценочная деятельность
Сейчас в общеобразовательной школе важно прививать умения,
позволяющие учащимся самостоятельно добывать информацию и активно
включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим
актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий,
которые способствовали бы формированию и развитию у ребят умения
учиться творчески и самостоятельно. Прекрасно зарекомендовали себя
самооценка, взаимопроверка и оценка работы в группах.
Начнем с самооценки. Ее основные функции – констатирующая,
мобилизационно – побудительная и проектировочная. Важность самооценки
не только в том, что она позволяет увидеть ученику сильные и слабые
стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов
он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей
деятельности. На уроках удобно использовать разноуровневые проверочные
работы, чтобы ребенок сам мог выбрать уровень сложности, исходя из
реальных условий понимания, усвоения материала.
Еще один вид оценочной деятельности – взаимопроверка. Все мы знаем, что
коммуникативные
УУД обеспечивают
социальную
компетентность
и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. Прежде, чем
вводить взаимопроверку в план урока, учителю необходимо донести до детей
алгоритмы проверки. Например, вы просите детей обменятся тетрадями и
проверить
выполненное
упражнение
друг
у
друга.
Ученики
должны
не
просто
исправить
ошибки,
но
и
обосновать
исправление
—
объяснить
правило и условия его применения.
Поэтому сначала рекомендуется проводить коллективную проверку вместе с
учителем.
То
есть
весь
класс
слушает
ответ
ученика,
затем
проводится
коллективное
исправление
ошибок,
проговариваются
обоснования
исправлений. Таким образом, дети запоминают алгоритм действий и учатся
объективности оценивания.
Но мы с вами прекрасно знаем, у самооценки и взаимопроверки есть и
недостатки, которых, однако, можно постараться избежать.
1)
Субъективность оценки. Оценка - вещь субъективная. Ребятам порой
сложно
ставить
друг
другу
плохие
отметки.
Что
же
предпринять?
Можно почаще менять состав пар, донесите до учащихся, что каждую
оценку они должны быть готовы отстаивать. То есть, если ученик
поставил однокласснику "пятерку" за задание, значит, он уверен, что
задание
выполнено
идеально.
Рекомендуется
иногда
проводить
"контрольные
срезы":
опросите
несколько
учеников
из
тех,
кому
учащиеся уже поставили свои оценки. Если ваша оценка и оценка
проверяющего разнятся, стоит еще раз обсудить критерии выполнения
задания и критерии оценивания.
2) Занимает много времени.
Не
стоит
увлекаться
приемами
взаимоконтроля.
Все
же
взаимопроверка
носит вспомогательный характер и является одним их этапов подготовки
учеников к самостоятельной работе. Работая с товарищем, ученик просто еще
раз запоминает алгоритм работы, который пригодится ему при самоанализе.
У групповой формы учебной работы есть и свои преимущества:
1.
Иногда ребята объясняют друг другу материал на «своем», более
понятном для них языке.
2.
Они учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
3.
У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать
свое мнение.
4.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания
готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно
приобретать новые знания, умения и применять их в конкретных заданиях.
5.
Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают
коммуникативными навыками и умениями.
6.
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи
Дети объединяются в группы, которые могут быть постоянного и
временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности
учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику.
Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими
учебными возможностями. В них некому руководить, подавать пример
познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не способны
оказывать друг другу действенную помощь. Оправдывают себя группы из
четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.
Возможно практиковать подобную работу и при проведении зачетов,
семинаров, при этом формируются группы уже из 5-6 человек.
Здесь вариантов работы больше: выполнение письменной работы,
выполнение устной работы, выполнение проекта.
Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща
в большей степени приближен к реальной действительности, чем
традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе
общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти
решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора
наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
За каждой минитемой закреплен свой «куратор», который освоил ее заранее.
Группы переходят в полном составе по часовой стрелке от стола к столу, либо
кураторы перемещаются от группы к группе.