Напоминание

викторина "Юные грамотеи"


Автор: Кугаевская Ирина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка по речевому развитию
Тема: викторина "Юные грамотеи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Викторина по речевому развитию

«Юные грамотеи»

(для старшего дошкольного возраста)

Автор – составитель: И. Ф. Кугаевская,

МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка»,

г. Салехард, ЯНАО

Викторина по речевому развитию

«Юные грамотеи»

(для старшего дошкольного возраста)

Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в

области речевого развития.

Задачи:

-

образовательные:

обогащать

словарь

детей

существительными,

прилагательными,

характеризующими

свойства

и

качества

предметов;

упражнять в подборе

существительных к прилагательным; употреблять

существительные

множественного

числа

в

именительном

и

винительном

падежах; упражнять в составлении простых предложений; употреблять слова

в точном соответствии со смыслом;

-

развивающие:

продолжать

развивать

речь

как

средство

общения;

способствовать

формированию

словаря,

обогащению

активного

словаря;

грамматического

строя

речи,

связной

речи

диалогической

и

монологической формы; практическому овладению нормами речи;

-

во спит ательные:

во спитывать

культуру

речевого

о б щ е н и я ;

доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Чем я могу

помочь?»

(на

каждом

слайде

по

одной

картинке:

пила,

вилка,

мыло,

карандаш, утюг, молоток, акварельные краски, кухонный нож); указка.

Примечание: викторину можно проводить как

в рамках одной группы

(команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух

старших

групп.

Ведущим

викторины

может

быть

старший

воспитатель,

воспитатель одной из групп, учитель – логопед, сотрудник библиотеки.

Задания оформлены таблицами для того, чтобы членам жюри было удобнее

делать заметки о выполнении заданий каждой командой и только потом

заносить результат в оценочный лист.

Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные

задания викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает

ошибку, то один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание

четыре балла.

Ход викторины

Ведущий. Словесная разминка.

Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные

задания викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает

ошибку, то один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание

четыре балла.

Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)

- сок из яблок (какой?) – яблочный;

- кровать из дерева (какая?) – деревянная;

- варенье из малины (какое?) – малиновое;

- кольцо из золота (какое?) – золотое;

- кувшин из глины (какой?) – глиняный;

- газета из бумаги (какая?) – бумажная;

- платок из пуха (какой?) – пуховый;

- горка изо льда (какая?) – ледяная;

- каша из манки (какая?) – манная.

Ведущий.

Показывает

детям

фишку

или

другой

маленький

предмет

(например:

декоративный

камешек)

и

объясняет,

что

с

помощью

этого

предмета будет определяться очередность хода. Можно произнести такие

слова:

- Перед вами камешек…

В какой ладошке камешек надо угадать,

А если угадаете, вам первым отвечать!

Задание 1

. «Угадай животное» (по глаголу)

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

- мычит – корова

- мяукает – кошка

- лает - собака

- хрюкает – свинья

- ржет – конь

- плавает – гусь (утка)

Задание 2.

«Угадайте, кто я?»

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

полосатая – зебра

ядовитая – змея

огромный – слон (кит)

колючий – ёж

хитрая – лиса

неуклюжий - медведь

Задание 3. «Отгадай – ка!»

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

прыгает, чирикает - воробей

летает, охотится - сова

летает, жужжит - муха

рычит, охраняет - собака

прыгает, грызет - заяц

пищит, кусает - комар

Задание 4. Задание «Чем я могу помочь?». Задание для капитанов команд.

Ведущий зачитывает предложение не до конца, а

капитан подбирает по

смыслу картинку для завершения предложения (из предложенных на слайде

картинок

капитан

команды

показывает

одну

картинку,

подходящую

по

смыслу).

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

Я могу пилить (чем?) – пилой.

Ем котлету (чем?) – вилкой.

Намыливаю руки (чем?) – мылом.

Я рисую (чем?) – карандашом.

Вещи я глажу (чем?) – утюгом.

Гвоздь забиваю (чем?) – молотком.

Я

закрашиваю

картинку

(чем?)

красками.

Хлеб режут (чем?) – ножом.

Разминка

Ну - ка, маленький народ,

Все выходим в хоровод!

Я принимаю такое решение -

Переходим все к движению:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

Мы на месте не стоим,

Все движения повторим:

Три хлопка руками: 1, 2, 3!

Топаем ногами: 1, 2, 3!

А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!

Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!

А теперь мы отдыхаем

И на месте все шагаем.

А теперь скажу я вам:

Все садимся по местам.

Автор: И. Кугаевская

Задание 5. «Кто где живет?»

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

Берлога – медведь

Гнездо – птица

Дупло – белка

Нора – лиса, барсук

Задание 6

. «Один – много» (согласование числительного с существительными)

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

Один мяч – много мячей

Один стул – много стульев

Один карандаш – много карандашей

Одна игрушка – много игрушек

Одно окно – много окон

Одна рубашка – много рубашек

Один альбом – много альбомов

Одна машина – много машин

Задание 7. «Он – она» (образование существительных женского

рода).

Ведущий объясняет: «Если кот – это ОН, то кто ОНА? (кошка).

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

Медведь – медведица

Волк – волчица

Лис – лиса

Лев - львица

Заяц – зайчиха

Слон – слониха

Ёж – ежиха

Морж - моржиха

Задание 8

. «Назови ласково».

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

Лист, нос, хвост, корабль, мост, бант

Гвоздь, дождь, лампа, вилка, лента,

ветка

Задание 9

. «Закончи предложение» (подбор подходящих по смыслу глаголов для завершения

предложения).

Задание для команды № 1

Задание для команды № 2

Медведь осенью засыпает, а весной

просыпается.

Березка

от

ветра

наклонилась,

а

потом выпрямилась.

Пешеходы на красный цвет стоят, а на

зеленый идут.

При расставании люди прощаются, а

при встрече здороваются.

Мокрое белье развешивают, а сухое

собирают.

Мальчик рукавичку уронил, а потом

поднял.

Птицы

осенью

улетают,

а

весной

прилетают.

З и м а

з а ка н ч и ва е т с я ,

а

в е с н а

наступает.

Ведущий. Молодцы! Объявляются результаты и вручаются призы.

Литература:

1.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа

дошкольного

образования.

Под

редакцией

Н.

Е.

Вераксы,

Т.

С.

Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

2.

Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр.

Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»;

М.: «Олма – пресс Образование», 2003.

3.

Тесты

для

подготовки

к

школе:

словарный

запас,

грамотная

речь,

память. А. С. Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2008.



В раздел образования