Автор: Кугаевская Ирина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Салехард, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка по речевому развитию
Тема: викторина "Юные грамотеи"
Раздел: дошкольное образование
Викторина по речевому развитию
«Юные грамотеи»
(для старшего дошкольного возраста)
Автор – составитель: И. Ф. Кугаевская,
МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка»,
г. Салехард, ЯНАО
Викторина по речевому развитию
«Юные грамотеи»
(для старшего дошкольного возраста)
Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в
области речевого развития.
Задачи:
-
образовательные:
обогащать
словарь
детей
существительными,
прилагательными,
характеризующими
свойства
и
качества
предметов;
упражнять в подборе
существительных к прилагательным; употреблять
существительные
множественного
числа
в
именительном
и
винительном
падежах; упражнять в составлении простых предложений; употреблять слова
в точном соответствии со смыслом;
-
развивающие:
продолжать
развивать
речь
как
средство
общения;
способствовать
формированию
словаря,
обогащению
активного
словаря;
грамматического
строя
речи,
связной
речи
–
диалогической
и
монологической формы; практическому овладению нормами речи;
-
во спит ательные:
во спитывать
культуру
речевого
о б щ е н и я ;
доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация для задания «Чем я могу
помочь?»
(на
каждом
слайде
по
одной
картинке:
пила,
вилка,
мыло,
карандаш, утюг, молоток, акварельные краски, кухонный нож); указка.
Примечание: викторину можно проводить как
в рамках одной группы
(команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух
старших
групп.
Ведущим
викторины
может
быть
старший
воспитатель,
воспитатель одной из групп, учитель – логопед, сотрудник библиотеки.
Задания оформлены таблицами для того, чтобы членам жюри было удобнее
делать заметки о выполнении заданий каждой командой и только потом
заносить результат в оценочный лист.
Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные
задания викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает
ошибку, то один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание
четыре балла.
Ход викторины
Ведущий. Словесная разминка.
Ответы в разминке не оцениваются. Ответы (без ошибок) на остальные
задания викторины оцениваются по пять баллов. Если команда допускает
ошибку, то один балл (из пяти) вычитается и команда получает за задание
четыре балла.
Задание 0. Игра «Какой? Какая? Какие?» (для разминки)
- сок из яблок (какой?) – яблочный;
- кровать из дерева (какая?) – деревянная;
- варенье из малины (какое?) – малиновое;
- кольцо из золота (какое?) – золотое;
- кувшин из глины (какой?) – глиняный;
- газета из бумаги (какая?) – бумажная;
- платок из пуха (какой?) – пуховый;
- горка изо льда (какая?) – ледяная;
- каша из манки (какая?) – манная.
Ведущий.
Показывает
детям
фишку
или
другой
маленький
предмет
(например:
декоративный
камешек)
и
объясняет,
что
с
помощью
этого
предмета будет определяться очередность хода. Можно произнести такие
слова:
- Перед вами камешек…
В какой ладошке камешек надо угадать,
А если угадаете, вам первым отвечать!
Задание 1
. «Угадай животное» (по глаголу)
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
- мычит – корова
- мяукает – кошка
- лает - собака
- хрюкает – свинья
- ржет – конь
- плавает – гусь (утка)
Задание 2.
«Угадайте, кто я?»
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
полосатая – зебра
ядовитая – змея
огромный – слон (кит)
колючий – ёж
хитрая – лиса
неуклюжий - медведь
Задание 3. «Отгадай – ка!»
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
прыгает, чирикает - воробей
летает, охотится - сова
летает, жужжит - муха
рычит, охраняет - собака
прыгает, грызет - заяц
пищит, кусает - комар
Задание 4. Задание «Чем я могу помочь?». Задание для капитанов команд.
Ведущий зачитывает предложение не до конца, а
капитан подбирает по
смыслу картинку для завершения предложения (из предложенных на слайде
картинок
капитан
команды
показывает
одну
картинку,
подходящую
по
смыслу).
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
Я могу пилить (чем?) – пилой.
Ем котлету (чем?) – вилкой.
Намыливаю руки (чем?) – мылом.
Я рисую (чем?) – карандашом.
Вещи я глажу (чем?) – утюгом.
Гвоздь забиваю (чем?) – молотком.
Я
закрашиваю
картинку
(чем?)
–
красками.
Хлеб режут (чем?) – ножом.
Разминка
Ну - ка, маленький народ,
Все выходим в хоровод!
Я принимаю такое решение -
Переходим все к движению:
Три хлопка руками: 1, 2, 3!
Топаем ногами: 1, 2, 3!
А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!
Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!
А теперь мы отдыхаем
И на месте все шагаем.
Мы на месте не стоим,
Все движения повторим:
Три хлопка руками: 1, 2, 3!
Топаем ногами: 1, 2, 3!
А теперь попрыгаем: 1, 2, 3!
Ножками подрыгаем: 1, 2, 3!
А теперь мы отдыхаем
И на месте все шагаем.
А теперь скажу я вам:
Все садимся по местам.
Автор: И. Кугаевская
Задание 5. «Кто где живет?»
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
Берлога – медведь
Гнездо – птица
Дупло – белка
Нора – лиса, барсук
Задание 6
. «Один – много» (согласование числительного с существительными)
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
Один мяч – много мячей
Один стул – много стульев
Один карандаш – много карандашей
Одна игрушка – много игрушек
Одно окно – много окон
Одна рубашка – много рубашек
Один альбом – много альбомов
Одна машина – много машин
Задание 7. «Он – она» (образование существительных женского
рода).
Ведущий объясняет: «Если кот – это ОН, то кто ОНА? (кошка).
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
Медведь – медведица
Волк – волчица
Лис – лиса
Лев - львица
Заяц – зайчиха
Слон – слониха
Ёж – ежиха
Морж - моржиха
Задание 8
. «Назови ласково».
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
Лист, нос, хвост, корабль, мост, бант
Гвоздь, дождь, лампа, вилка, лента,
ветка
Задание 9
. «Закончи предложение» (подбор подходящих по смыслу глаголов для завершения
предложения).
Задание для команды № 1
Задание для команды № 2
Медведь осенью засыпает, а весной
просыпается.
Березка
от
ветра
наклонилась,
а
потом выпрямилась.
Пешеходы на красный цвет стоят, а на
зеленый идут.
При расставании люди прощаются, а
при встрече здороваются.
Мокрое белье развешивают, а сухое
собирают.
Мальчик рукавичку уронил, а потом
поднял.
Птицы
осенью
улетают,
а
весной
прилетают.
З и м а
з а ка н ч и ва е т с я ,
а
в е с н а
наступает.
Ведущий. Молодцы! Объявляются результаты и вручаются призы.
Литература:
1.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного
образования.
Под
редакцией
Н.
Е.
Вераксы,
Т.
С.
Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
2.
Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр.
Для детей 4 – 6 лет. Скворцова. И. В. – СПб.: Издательский дом «Нева»;
М.: «Олма – пресс Образование», 2003.
3.
Тесты
для
подготовки
к
школе:
словарный
запас,
грамотная
речь,
память. А. С. Герасимова. – М.: Айрис – пресс, 2008.