Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства"


Автор: Титова Светлана Эдуардовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ Удельнинская СОШ № 34
Населённый пункт: пос. Удельная, Раменского района, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО

Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-

гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,

труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех

физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость

творчества”. В.А.Сухомлинский

Главная цель педагогической деятельности: развитие

коммуникативных и творческих способностей,

укрепление психического и физического здоровья, формирование

привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих

задач:

повышение уровня развития творческих способностей детей;

стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

снижение уровня заболеваемости;

стабильность физической и умственной работоспособности

.

Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и

эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.

Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но

оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу

познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая

роль. Педагог должен создать комфортные условия для творческого

самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся

способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в

искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности

происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную

задачу, нужно использовать в работе новые программы и

технологии.

Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам

необходимость выбирать более эффективные средства обучения и

воспитания на основе современных методов и новых

технологий. Их применение в педагогической деятельности служит

залогом успешного развития и результативного обучения детей. Нужно

сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям

возможность активного участия в ходе занятия.

Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без

совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в

первую очередь на сохранение здоровья детей. Здоровьесбережение

становится приоритетным направлением в работе учреждений, так как

по данным медицинской статистики, количество дошкольников с

хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.

Оздоровительные занятия способствуют решению следующих

задач:

1) Сохранению и укреплению здоровья детей;

2) Развитию сенсорных и моторных функций;

3) Формированию потребности в двигательной активности;

4) Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения,

простудных заболеваний;

5) Приобретению навыка правильного дыхания;

6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти,

воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);

7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;

8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства

уважения, доброты, самокритичности и др.).

Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО

Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:

1.

Санитарно-гигиенических:

А) - свежий воздух;

- проветренный класс;

- соответствующее освещение;

- влажная уборка;

- озеленение.

Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и

мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время урока.

В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно

допустимое давление звука, которое не оказывает на организм

воспитанников вредного воздействия.

2.

Психологических:

- создание эмоционального положительного фона в обучении,

общении;

- учет психического и физического здоровья ребенка;

психологических особенностей класса;

- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание

поддержки и помощи ребенка в учебе;

- использование чередования интенсивности в обучении и

релаксации.

3.

Здоровьесберегающие компоненты:

- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,

рисуем глазами;

- применение игровых моментов с движениями учащихся;

- элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование

аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и

нарисуй», улыбка терапия;

- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения

практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,

руки и т.д.);

- ранжирование учебного материала урока по степени сложности,

новизны, актуальности;

- использование активных методов обучения: поисковый, игровой,

диалогический, проектный, исследовательский и др.;

- плотность урока: количество времени затраченного на учебную

деятельность не менее 60%, но не более 80%.

- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь

возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов

национального богатства любого государства. Правильно

организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно

проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии

учащихся, в формировании их мировоззрения.

Литература:

1.

Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в

Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты /

И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.

2.

Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/

Воспитание школьников. 1999,№1.

3.

Дополнительное образование как система технологий сохранения и

укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, –

Оренбург, 2001.

4.

Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии

в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.



В раздел образования