Автор: Титова Светлана Эдуардовна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ Удельнинская СОШ № 34
Населённый пункт: пос. Удельная, Раменского района, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО
“
Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,
труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость
творчества”. В.А.Сухомлинский
Главная цель педагогической деятельности: развитие
коммуникативных и творческих способностей,
укрепление психического и физического здоровья, формирование
привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих
задач:
повышение уровня развития творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
снижение уровня заболеваемости;
стабильность физической и умственной работоспособности
.
Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и
эффективные пути стимулирования их гармоничного развития.
Познавательная деятельность носит не только творческий характер, но
оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу
познавательного развития и в этом плане педагогу отводиться особая
роль. Педагог должен создать комфортные условия для творческого
самовыражения и развития личности. Формирование у учащихся
способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в
искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности
происходит именно на занятиях. Для того чтобы решить эту основную
задачу, нужно использовать в работе новые программы и
технологии.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и
воспитания на основе современных методов и новых
технологий. Их применение в педагогической деятельности служит
залогом успешного развития и результативного обучения детей. Нужно
сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям
возможность активного участия в ходе занятия.
Успех работы по развитию и воспитанию детей невозможен без
совместной деятельности всех педагогов, труд которых направлен в
первую очередь на сохранение здоровья детей. Здоровьесбережение
становится приоритетным направлением в работе учреждений, так как
по данным медицинской статистики, количество дошкольников с
хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих
задач:
1) Сохранению и укреплению здоровья детей;
2) Развитию сенсорных и моторных функций;
3) Формированию потребности в двигательной активности;
4) Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения,
простудных заболеваний;
5) Приобретению навыка правильного дыхания;
6) Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти,
воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
7) Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
8) Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства
уважения, доброты, самокритичности и др.).
Здоровьесберегающие технологии на занятиях ИЗО
Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:
1.
Санитарно-гигиенических:
А) - свежий воздух;
- проветренный класс;
- соответствующее освещение;
- влажная уборка;
- озеленение.
Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и
мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой
учащихся во время урока.
В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно
допустимое давление звука, которое не оказывает на организм
воспитанников вредного воздействия.
2.
Психологических:
- создание эмоционального положительного фона в обучении,
общении;
- учет психического и физического здоровья ребенка;
психологических особенностей класса;
- стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
поддержки и помощи ребенка в учебе;
- использование чередования интенсивности в обучении и
релаксации.
3.
Здоровьесберегающие компоненты:
- динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,
рисуем глазами;
- применение игровых моментов с движениями учащихся;
- элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование
аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и
нарисуй», улыбка терапия;
- свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения
практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки,
руки и т.д.);
- ранжирование учебного материала урока по степени сложности,
новизны, актуальности;
- использование активных методов обучения: поисковый, игровой,
диалогический, проектный, исследовательский и др.;
- плотность урока: количество времени затраченного на учебную
деятельность не менее 60%, но не более 80%.
- темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь
возможность задавать педагогу вопросы.
Здоровье, как категория, является одним из главных элементов
национального богатства любого государства. Правильно
организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно
проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии
учащихся, в формировании их мировоззрения.
Литература:
1.
Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в
Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты /
И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
2.
Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/
Воспитание школьников. 1999,№1.
3.
Дополнительное образование как система технологий сохранения и
укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, –
Оренбург, 2001.
4.
Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии
в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.