Автор: Поликарпова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Первая Московская гимназия
Населённый пункт: деревня Липки
Наименование материала: Разработка урока по литературному чтению
Тема: Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения
Тема: «Лиса и журавль» (русская народная сказка)
Цель: продолжить работу над произведениями фольклора;
совершенствовать навык беглого выразительного чтения;
развивать навык связной речи уч-ся;
объяснять значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы
и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в
пересказах и свободных высказываниях;
словесное рисование прочитанного;
творческое дополнение сказки другими событиями;
Расширять круг читательских интересов, формировать способность к
критической оценке фактов, событий, стремление уходить от
конфликтных ситуаций на примере героев и событий сказки.
Ход.
•
Орг. класса.
•
Повторение
•
Скороговорка. (слайд 1)
Шел Саша по шоссе,
Нес сушки в мешке.
Сушку- Грише,
Сушку- Мише. (проговариваем по одному -3 раза)
2) Доскажи словечко (слайд2)
Как у наших у ворот
Петух зернышки……….
Петух зернышки……..
К себе курочек ………..
•
Изучение нового.
А)-Отгадай загадку. (слайд 3)
Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а
затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них
лягушек, бестолковых попрыгушек.
- О ком идет речь в загадке?
-Какие признаки помогли догадаться? (слайд4,5)
-Отгадайте еще одну загадку. (слайд 6)
Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто
это?
-Какие признаки помогли догадаться? (слайд7)
-Знаете ли вы другие загадки о лисе и журавле?(слайд 8)
- Но в жизни они практически не встречаются. Но в народном
творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все,
самые невероятные вещи.
-Как называется этот жанр?
-А если эта сказка является еще и русской народной. То это
произведение можно отнести к какому разделу? (слайд 9)
-Сюда входят и скороговорки, которые мы с вами проговариваем,
и загадки, и сказки.
- С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных
произведениях? (слайд 10, 11)
-В какой сказке встретились эти герои? (слайд 12)
Б) Словарная работа (слайд 13)
Званый обед- с приглашением гостей
Потчует- угощает
Окрошка- холодное кушанье из кваса с разной зеленью, с мелко
нарубленным мясом или рыбой.
В) Чтение сказки учителем.
-Ваше впечатления от прочитанной сказки?
-Чем понравилась?
-Что показалось забавным?
- Почему лиса и журавль не стали дружить?
-Кто в этом виноват? Почему?
4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 14)
5 . Чтение сказки в режиме жужжащего чтения.
6. Чтение вслух по абзацам.
-Найдите в тексте близкие по значению слова: (слайд 15)
ПОЗНАКОМИЛИСЬ
ПОЛОЖИЛА В ТАРЕЛКУ КАШИ
СТАЛА ХОДИТЬ ВОКРУГ КУВШИНА С ОКРОШКОЙ
ПОШЛА ДОМОЙ ГОЛОДНАЯ
- Можно ли понять, что лиса жадная. Прочитай отрывок.
-Почему же журавль пригласил лису в гости, если она его так
плохо угощала?
-Нравится ли вам концовка сказки?
-Можно ли было избежать ссоры? Как?
-Обратите внимание, как лиса обращалась к своему гостю?
-А журавль?
-Когда так можно нам сказать?
7. Выборочная работа с текстом.
- А теперь я показываю вам иллюстрацию, а вы зачитываете
отрывок из сказки к этой иллюстрации. (Слайды16. 17. 18,19)
- Как изменилась бы сказка, если бы она началась так, как
показано на рисунке? (слайд 20)
8. ИТОГ
-В сказках герои животные, как люди бывают добрыми и злыми,
щедрыми и жадными. Сказки о животных учат людей совершать
хорошие поступки.
-Чему учит эта сказка?
- А у вас в жизни случается такое, как у журавля и лисы?
-Расскажите.
- Какую из пословиц можно отнести к этой сказке?( Слайд 21)