Напоминание

Русская народная сказка "Лиса и журавль"


Автор: Поликарпова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Первая Московская гимназия
Населённый пункт: деревня Липки
Наименование материала: Разработка урока по литературному чтению
Тема: Русская народная сказка "Лиса и журавль"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок литературного чтения

Тема: «Лиса и журавль» (русская народная сказка)

Цель: продолжить работу над произведениями фольклора;

совершенствовать навык беглого выразительного чтения;

развивать навык связной речи уч-ся;

объяснять значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы

и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в

пересказах и свободных высказываниях;

словесное рисование прочитанного;

творческое дополнение сказки другими событиями;

Расширять круг читательских интересов, формировать способность к

критической оценке фактов, событий, стремление уходить от

конфликтных ситуаций на примере героев и событий сказки.

Ход.

Орг. класса.

Повторение

Скороговорка. (слайд 1)

Шел Саша по шоссе,

Нес сушки в мешке.

Сушку- Грише,

Сушку- Мише. (проговариваем по одному -3 раза)

2) Доскажи словечко (слайд2)

Как у наших у ворот

Петух зернышки……….

Петух зернышки……..

К себе курочек ………..

Изучение нового.

А)-Отгадай загадку. (слайд 3)

Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а

затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них

лягушек, бестолковых попрыгушек.

- О ком идет речь в загадке?

-Какие признаки помогли догадаться? (слайд4,5)

-Отгадайте еще одну загадку. (слайд 6)

Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто

это?

-Какие признаки помогли догадаться? (слайд7)

-Знаете ли вы другие загадки о лисе и журавле?(слайд 8)

- Но в жизни они практически не встречаются. Но в народном

творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все,

самые невероятные вещи.

-Как называется этот жанр?

-А если эта сказка является еще и русской народной. То это

произведение можно отнести к какому разделу? (слайд 9)

-Сюда входят и скороговорки, которые мы с вами проговариваем,

и загадки, и сказки.

- С какими другими животными встречалась лиса в фольклорных

произведениях? (слайд 10, 11)

-В какой сказке встретились эти герои? (слайд 12)

Б) Словарная работа (слайд 13)

Званый обед- с приглашением гостей

Потчует- угощает

Окрошка- холодное кушанье из кваса с разной зеленью, с мелко

нарубленным мясом или рыбой.

В) Чтение сказки учителем.

-Ваше впечатления от прочитанной сказки?

-Чем понравилась?

-Что показалось забавным?

- Почему лиса и журавль не стали дружить?

-Кто в этом виноват? Почему?

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 14)

5 . Чтение сказки в режиме жужжащего чтения.

6. Чтение вслух по абзацам.

-Найдите в тексте близкие по значению слова: (слайд 15)

ПОЗНАКОМИЛИСЬ

ПОЛОЖИЛА В ТАРЕЛКУ КАШИ

СТАЛА ХОДИТЬ ВОКРУГ КУВШИНА С ОКРОШКОЙ

ПОШЛА ДОМОЙ ГОЛОДНАЯ

- Можно ли понять, что лиса жадная. Прочитай отрывок.

-Почему же журавль пригласил лису в гости, если она его так

плохо угощала?

-Нравится ли вам концовка сказки?

-Можно ли было избежать ссоры? Как?

-Обратите внимание, как лиса обращалась к своему гостю?

-А журавль?

-Когда так можно нам сказать?

7. Выборочная работа с текстом.

- А теперь я показываю вам иллюстрацию, а вы зачитываете

отрывок из сказки к этой иллюстрации. (Слайды16. 17. 18,19)

- Как изменилась бы сказка, если бы она началась так, как

показано на рисунке? (слайд 20)

8. ИТОГ

-В сказках герои животные, как люди бывают добрыми и злыми,

щедрыми и жадными. Сказки о животных учат людей совершать

хорошие поступки.

-Чему учит эта сказка?

- А у вас в жизни случается такое, как у журавля и лисы?

-Расскажите.

- Какую из пословиц можно отнести к этой сказке?( Слайд 21)



В раздел образования